Дата публикации: 08.12.2016
О порядке предоставления имущественного налогового вычета по уплате процентов по целевому кредиту на приобретение жилья
Дата письма: 08.11.2016
Номер: БС-4-11/21953@
Вид налога (тематика): Налог на доходы физических лиц
Статьи Налогового кодекса:
Статья 220
Вопрос: О порядке предоставления имущественного налогового вычета по уплате процентов по целевому кредиту на приобретение жилья
Ответ:
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями территориальных налоговых органов о разъяснении порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по уплате процентов по целевому кредиту на приобретение жилья сообщает следующее.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее).
Согласно статье 28 ГК РФ законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) детей являются их родители.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение, в частности, следующих имущественных налоговых вычетов: в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации, в частности, квартир, размер которого не может превышать 2 000 000 рублей, а также в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации, в частности, квартиры, в соответствии с договором займа (кредита), но не более 3 000 000 рублей.
Пунктом 6 статьи 220 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 212-ФЗ) установлено, что право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, имеют налогоплательщики, являющиеся родителями (усыновителями, приемными родителями, опекунами, попечителями) и осуществляющие новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации за счет собственных средств жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, в собственность своих детей в возрасте до 18 лет (подопечных в возрасте до 18 лет).
С учетом изложенного, имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщику – родителю (матери), в случае если договор о предоставлении целевого займа (кредита) на приобретение объекта недвижимого имущества (квартиры), ранее заключенный бывшим супругом, после его смерти, был перезаключен на нее, как на законного представителя несовершеннолетнего ребенка, унаследовавшего данную квартиру, в части понесенных ею фактических расходов в виде процентов, уплаченных после перезаключения такого договора.
Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации.
Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук
Источник
ÐÑли ÐÑ Ð¿Ð»Ð°ÑиÑе по ÑÐµÐ»ÐµÐ²Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑедиÑÑ Ð½Ð° покÑÐ¿ÐºÑ ÐºÐ²Ð°ÑÑиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ дÑÑгой недвижимоÑÑи, ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе веÑнÑÑÑ ÑаÑÑÑ ÑплаÑеннÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов. Ð ÑÑаÑÑе оÑвеÑим на вопÑоÑÑ, каÑаÑÑиеÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð²ÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке: ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ Ð¼Ð°ÐºÑималÑÐ½Ð°Ñ ÑÑмма или Ð»Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð²ÑÑеÑа, ÑколÑко можно полÑÑиÑÑ, как ÑаÑÑÑиÑаÑÑ Ð¸ ÑколÑко можно веÑнÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑенÑов по ипоÑеке по кваÑÑиÑе, пÑиобÑеÑенной до 1 ÑнваÑÑ 2014 года и позже ÑÑой даÑÑ.
СколÑко пÑоÑенÑов можно веÑнÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑенÑов по ипоÑеке?
ÐмÑÑеÑÑвеннÑй налоговÑй вÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам ипоÑеки (как и имÑÑеÑÑвеннÑй вÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼ на новое ÑÑÑоиÑелÑÑÑво либо пÑиобÑеÑение жилого дома, кваÑÑиÑÑ, комнаÑÑ, покÑÐ¿ÐºÑ Ð·ÐµÐ¼ÐµÐ»Ñного ÑÑаÑÑка, ÑоÑиалÑнÑй налоговÑй вÑÑÐµÑ Ð·Ð° леÑение и лекаÑÑÑва, обÑÑение, ÑÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ жизни) ÑÑиÑÑваеÑÑÑ Ð¿Ñи ÑаÑÑеÑе налога на Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð»Ð¸Ñ (ÐÐФÐ), ÑÑавка коÑоÑого ÑоÑÑавлÑÐµÑ 13 %. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑмма возвÑаÑа налога по пÑоÑенÑам по ипоÑеке ÑаÑÑÑиÑÑваеÑÑÑ Ð¿ÑÑем ÑÐ¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ ÑплаÑеннÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов на 13 %. Ðо ÑÑаÑÑÑ 220 Ðалогового кодекÑа РФ пÑедÑÑмаÑÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¾Ð³ÑаниÑение по ÑазмеÑÑ Ð²ÑÑеÑа, коÑоÑое ÑледÑÐµÑ ÑÑиÑÑваÑÑ Ð¿Ñи ÑаÑÑеÑе.
Ð Ð°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке
СÑмма вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке â ÑÑо ÑÑмма ÑплаÑеннÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов, ÑменÑÑаÑÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²ÑÑ Ð±Ð°Ð·Ñ Ð´Ð»Ñ ÑаÑÑеÑа ÐÐФР(как ÑледÑÑвие ÑменÑÑаеÑÑÑ ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ налога, подлежаÑего пеÑеÑиÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² бÑджеÑ). Ð ÑезÑлÑÑаÑе пеÑеплаÑеннÑй ÐÐФРвозвÑаÑаеÑÑÑ (пÑи оÑоÑмлении вÑÑеÑа ÑеÑез налоговÑÑ Ð¸Ð½ÑпекÑиÑ) или же налог пеÑеÑÑÐ°ÐµÑ ÑдеÑживаÑÑÑÑ Ñ ÐаÑего Ð´Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð° (пÑи полÑÑении вÑÑеÑа ÑеÑез ÑабоÑодаÑелÑ). Ð ÑÑмме вÑÑеÑа по ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼ на покÑÐ¿ÐºÑ Ð½ÐµÐ´Ð²Ð¸Ð¶Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи можно ÑзнаÑÑ Ð¸Ð· ÑÑой ÑÑаÑÑи.
ÐÑвеÑÐ°Ñ Ð½Ð° вопÑоÑ, ÑколÑко можно полÑÑиÑÑ Ð¿Ð¾ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð²ÑÑеÑÑ Ð·Ð° пÑоÑенÑÑ Ð¿Ð¾ ипоÑеке, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ ÑÑиÑÑваÑÑ Ð½Ð¾ÑÐ¼Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð°, каÑаÑÑиеÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑдка полÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑеÑа по пÑоÑенÑам. Так, оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð¾ Ñом, ÑколÑко Ñаз можно полÑÑиÑÑ Ð²ÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам и ÑколÑко Ñаз можно веÑнÑÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³ по ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼ на покÑÐ¿ÐºÑ ÐºÐ²Ð°ÑÑиÑÑ, ÑазлиÑаеÑÑÑ.
ÐакÑималÑÐ½Ð°Ñ ÑÑмма вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке
Ранее ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð²ÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке не огÑаниÑивалÑÑ, Ñ.е. полÑÑиÑÑ Ð²ÑÑÐµÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ бÑло по ÑакÑиÑеÑким ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼ на ÑплаÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов. Ðо ФедеÑалÑнÑй закон Ð¾Ñ 23 иÑÐ»Ñ 2013 года â212-ФРÑÑÑановил в ÑÑаÑÑе 220 Ðалогового кодекÑа РФ пÑеделÑнÑй ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð¼ÑÑеÑÑвенного вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке â 3 000 000 ÑÑб.
Рв наÑÑоÑÑий Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ñй вÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам ипоÑеки, пÑедоÑÑавлÑеÑÑÑ Ð² ÑÑмме ÑакÑиÑеÑки пÑоизведеннÑÑ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð¿Ð»Ð°ÑелÑÑиком ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² по ÑплаÑе пÑоÑенÑов в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð´Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñом займа (кÑедиÑа), но не более 3 000 000 ÑÑблей.
ÐÑмеÑим, ÑÑо данное огÑаниÑение не пÑименÑеÑÑÑ Ðº ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼ на погаÑение пÑоÑенÑов по ÑелевÑм займам (кÑедиÑам) и кÑедиÑам, вÑданнÑм Ð´Ð»Ñ Ñелей ÑеÑинанÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑелевÑÑ Ð·Ð°Ð¹Ð¼Ð¾Ð² (кÑедиÑов), полÑÑеннÑм до 01.01.2014.
Таким обÑазом, еÑли кÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð±Ñл полÑÑен:
- Ñ 1 ÑнваÑÑ 2014 года, макÑималÑÐ½Ð°Ñ ÑÑмма вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам ÑоÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ 3 млн. ÑÑб.,
- до 1 ÑнваÑÑ 2014 года, Ñо ÑÑмма вÑÑеÑа Ñ Ð¿ÑоÑенÑов ипоÑеки не огÑаниÑиваеÑÑÑ.
ÐакÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ веÑнÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑенÑов по ипоÑеке?
ÐÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· макÑималÑной ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð²ÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке опÑеделим, ÑколÑко денег можно полÑÑиÑÑ. Ð ÑлÑÑае еÑли кÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑен поÑле 1 ÑнваÑÑ 2014 года ÑÑмма возвÑаÑа налога Ñ Ð¿ÑоÑенÑов по ипоÑеке бÑÐ´ÐµÑ Ñавна 13 % Ð¾Ñ ÑазмеÑа ÑплаÑеннÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов, но не более 390 ÑÑÑ. ÑÑб. ÐÑли же ипоÑека оÑоÑмлена до 1 ÑнваÑÑ 2014 года, ÐÑ Ð²ÐµÑнеÑе 13 % Ð¾Ñ ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² на ÑплаÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов ипоÑеки без огÑаниÑений по макÑималÑной ÑÑмме. Ðапомним, ÑÑо, Ñак как ÑÑока давноÑÑи полÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÑÑеÑа по пÑоÑенÑам ÑакÑиÑеÑки не ÑÑÑеÑÑвÑеÑ, в наÑÑоÑÑий Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑе пÑаво подаÑÑ Ð´Ð¾ÐºÑменÑÑ Ð¸ полÑÑиÑÑ Ð²ÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам ипоÑеки, оÑоÑмленной до 2014 года.
СколÑко можно веÑнÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑенÑов по ипоÑеке ÑÑпÑÑгам?
ÐовÑоÑное пÑедоÑÑавление налоговÑÑ Ð²ÑÑеÑов по пÑоÑенÑам ипоÑеки не допÑÑкаеÑÑÑ Ð¸ веÑнÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе 390 000 ÑÑб. по пÑоÑенÑам в наÑÑоÑÑий Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÐÑ Ð½Ðµ ÑможеÑе (еÑли кваÑÑиÑа бÑла пÑиобÑеÑена поÑле 1 ÑнваÑÑ 2014 года). Ðднако еÑли кваÑÑиÑа пÑиобÑеÑена в обÑÑÑ ÑовмеÑÑнÑÑ (долевÑÑ) ÑобÑÑвенноÑÑÑ ÑÑпÑÑгов, каждÑй из ÑÑпÑÑгов Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¾ÑоÑмиÑÑ Ð¸Ð¼ÑÑеÑÑвеннÑй налоговÑй вÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам ипоÑеки в ÑазмеÑе, не пÑевÑÑаÑÑем 3 000 000 ÑÑб.:
- иÑÑиÑленном иÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· велиÑÐ¸Ð½Ñ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² каждого ÑÑпÑÑга на ÑплаÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов,
- или на оÑновании заÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑпÑÑгов о ÑаÑпÑеделении ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð².
ÐÑли ипоÑеÑнÑй кÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð±Ñл полÑÑен до 1 ÑнваÑÑ 2014 года, Ñо ÑÐ°Ð·Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð¼ÑÑеÑÑвенного налогового вÑÑеÑа не огÑаниÑиваеÑÑÑ ÑÑммой 3 000 000 ÑÑб., а пÑедоÑÑавлÑеÑÑÑ ÑÑпÑÑгам иÑÑ Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ð· полной ÑÑÐ¼Ð¼Ñ ÑплаÑеннÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ пÑоÑенÑов. ÐÑ Ñакже можеÑе оÑоÑмиÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð° пÑи пÑиобÑеÑении недвижимоÑÑи в обÑÑÑ Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ²ÑÑ ÑобÑÑвенноÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑÑми (без ÑÑеÑа маÑеÑинÑкого капиÑала).
РаÑÑÐµÑ Ð½Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке
ÐалоговÑй вÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам ипоÑеки пÑедоÑÑавлÑеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ñле вÑÑеÑа по покÑпке кваÑÑиÑÑ (подÑобнее о Ñом, когда можно веÑнÑÑÑ 13 % по пÑоÑенÑам ипоÑеки можно пÑоÑиÑаÑÑ Ð·Ð´ÐµÑÑ). Ðак ÑаÑÑÑиÑаÑÑ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑа пÑоÑенÑов по ипоÑеке? ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ вÑÑиÑлиÑÑ 13 % Ð¾Ñ ÑÑÐ¼Ð¼Ñ ÐаÑÐ¸Ñ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² на ÑплаÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов по ÑÐµÐ»ÐµÐ²Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑедиÑÑ Ð½Ð° пÑиобÑеÑение недвижимоÑÑи и в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð´Ð°ÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÑедиÑа опÑеделиÑÑ, пÑименÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ Ð»Ð¸Ð¼Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑмме вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам ипоÑеки или неÑ. ÐÑÑÐµÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ оÑоÑмиÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð·Ð° неÑколÑко леÑ, его оÑÑаÑок можно пеÑенеÑÑи на поÑледÑÑÑие налоговÑе пеÑÐ¸Ð¾Ð´Ñ Ð´Ð¾ полного иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ (пенÑионеÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÐµÑеноÑа оÑÑаÑка на пÑедÑдÑÑие пеÑиодÑ). Ðалее пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ñ Ð¿ÑимеÑÑ ÑаÑÑеÑа возвÑаÑа пÑоÑенÑов по ипоÑеке.
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 1. ÐÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð½Ð° покÑÐ¿ÐºÑ ÐºÐ²Ð°ÑÑиÑÑ Ð±Ñл полÑÑен в 2013 годÑ, погаÑен в 2019 годÑ, обÑÐ°Ñ ÑÑмма ÑплаÑеннÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов ÑоÑÑавила 4 000 000 ÑÑб. Т.к. кÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð±Ñл полÑÑен до 1 ÑнваÑÑ 2014 года, Ñо налогоплаÑелÑÑик ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÐµÑнÑÑÑ 13 % Ð¾Ñ 4 млн. ÑÑб. â 520 ÑÑÑ. ÑÑб.
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 2. ÐÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð½Ð° покÑÐ¿ÐºÑ ÐºÐ²Ð°ÑÑиÑÑ Ð±Ñл полÑÑен в 2016 годÑ, обÑÐ°Ñ ÑÑмма ÑплаÑеннÑÑ Ð¿ÑоÑенÑов ÑоÑÑавила 4 000 000 ÑÑб. Т.к. кÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð±Ñл полÑÑен поÑле 1 ÑнваÑÑ 2014 года, Ñо налогоплаÑелÑÑик ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÐµÑнÑÑÑ 390 ÑÑÑ. ÑÑб.
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ 3. СÑпÑÑги оÑоÑмили ипоÑÐµÐºÑ Ð² 2017 годÑ, обÑÐ°Ñ ÑÑмма пеÑеÑиÑленнÑÑ Ð±Ð°Ð½ÐºÑ Ð¿ÑоÑенÑов ÑоÑÑавила 6 000 000 ÑÑб. ÐаждÑй ÑÑпÑÑг Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾ÑоÑмиÑÑ Ð¸Ð¼ÑÑеÑÑвеннÑй налоговÑй вÑÑÐµÑ Ð¿Ð¾ пÑоÑенÑам ипоÑеки в ÑÑмме 3 млн. ÑÑб. и веÑнÑÑÑ 390 ÑÑÑ. ÑÑб. на каждого ÑÑпÑÑга (780 ÑÑÑ. ÑÑб. на ÑемÑÑ).
СколÑко можно веÑнÑÑÑ Ñ Ð¿ÑоÑенÑов по ипоÑеке завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ñого, когда бÑл полÑÑен Ñелевой кÑедиÑ. ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе веÑнÑÑÑ 13 % Ð¾Ñ ÑазмеÑа ÐаÑÐ¸Ñ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² по ÑплаÑе пÑоÑенÑов, но не более ÑÑÑановленного в законе лимиÑа. СÑмма налогового вÑÑеÑа по пÑоÑенÑам по ипоÑеке не огÑаниÑиваеÑÑÑ, еÑли кÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑен до 1 ÑнваÑÑ 2014 года.
ÐпÑбликовал:
Раленко ÐнÑон ÐндÑеевиÑ
ÐоÑква 2019
Источник
В
отличие от бухгалтерского в налоговом учете проценты по заемным средствам всегда
относятся к внереализационным расходам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК). Соответственно,
в фактическую стоимость приобретенного имущества такие расходы не включаются.
Однако в составе внереализационных расходов может быть учтена только
сумма процентов, не превышающая предельную величину, которая рассчитывается
по правилам статьи 269 Налогового кодекса. В качестве базы для исчисления этой
предельной величины используется средний процент по аналогичным займам, полученным
в том же отчетном периоде (месяце или квартале), или ставка рефинансирования
Центробанка.
В
пункте 1 статьи 269 Налогового кодекса приведены критерии займов, выданных
на аналогичных условиях. Так, заемные средства должны быть предоставлены в
одинаковой валюте, на тот же срок, под схожее обеспечение и в сопоставимых
суммах. При этом учитываются долговые обязательства, полученные от разных кредиторов.
Конкретный порядок определения сопоставимости по указанным критериям закрепляется
в учетной политике организации для целей налогообложения. Если фирма не пропишет
условия сопоставимости хотя бы по одному из обязательных критериев, проверяющие
вообще не позволят считать полученные займы аналогичными (письмо Минфина от
27 августа 2004 г. № 03-03-01-04/1/20).
Если ставка процентов по конкретному договору займа превышает средний
показатель более чем на 20 процентов, то фирма не сможет включить сумму превышения
в расходы по налогу на прибыль. В пункте 5.4.1. Методических рекомендаций по
применению главы 25 Налогового кодекса (утвержденных приказом МНС от 20 декабря
2002 г. № БГ-3-02/729) предложена формула, позволяющая рассчитать этот средний
процент. Рассмотрим порядок ее применения на примере.
ООО «Темп» во втором квартале получило 6 займов от разных организаций
под аналогичное обеспечение:
–
2 апреля – в сумме 350 000 руб. на 90 дней под 23 процента годовых;
–
10 апреля – в сумме 290 000 руб. на 90 дней под 17 процентов годовых;
–
15 мая – в сумме 15 000 евро на 180 дней под 8 процентов годовых;
–
20 мая – в сумме 380 000 руб. на 90 дней под 28 процентов годовых;
–
5 июня – в сумме 400 000 руб. на 30 дней под 25 процентов годовых;
–
22 июня – в сумме 310 000 руб. на 90 дней под 22 процента годовых.
Отчетным периодом для ООО «Темп» считается квартал. Согласно учетной
политике фирма признает сопоставимыми займы, выданные:
–
в одной валюте;
–
на один и тот же срок;
–
под аналогичное обеспечение;
–
в суммах, не отличающихся более чем на 50 процентов.
Займы от 15 мая и 5 июня не являются сопоставимыми соответственно
по первому и второму критерию. Разница (110 000 руб.) между наименьшей (290
000 руб.) и наибольшей (400 000 руб.) из полученных сумм не превышает половину
наименьшей суммы (290 000 × 50% = 145 000 руб.). Следовательно, остальные суммы
займов не отклоняются друг от друга более чем на 50 процентов и принимаются
в расчет при исчислении среднего процента.
Бухгалтер «Темпа» определил предельную процентную ставку следующим
образом:
(350 000 руб. × 23% + 290 000 руб. × 17% + 380 000 руб. × 28% + 310
000 руб. × 22%) : (350 000 руб. + 290 000 руб. + 380 000 руб. + 310 000 руб.)
= 22,88%.
Рассчитанную таким образом процентную ставку бухгалтер увеличил в
1,2 раза (на 20%) и получил искомую предельную величину: 22,88% × 1,2 = 27,46%.
Ставка процента по займу от 20 мая превышает лимит. Поэтому расходы
на обслуживание данного обязательства будут приняты в налоговом учете не полностью,
а только в пределах суммы, рассчитанной исходя из ставки 27,46%.
При отсутствии аналогичных займов или по собственному желанию фирма
вправе воспользоваться ставкой рефинансирования Центробанка. В данном случае
учесть проценты в целях налога на прибыль можно в размере ставки рефинансирования
на день получения ссуды, увеличенной в 1,1 раза – по рублевым займам, и в пределах
15 процентов – по валютным.
Таким образом, рассчитывать средний процент по аналогичным обязательствам
выгоднее фирмам, занимающим деньги под проценты, которые превышают ставку рефинансирования,
увеличенную в 1,1 раза.
Источник