Указ Президента РБ от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Указ № 325) внес серьезные коррективы в функционирование рынка финансовых услуг. Он регламентирует деятельность юридических лиц по предоставлению ими микрозаймов, которая ранее была вне сферы особого правового регулирования.
Указ не регулирует отношения между юридическими лицами. Он нацелен на определение порядка привлечения и предоставления займов в тех случаях, когда одной из сторон договора является физическое лицо.
Договоры займа, заключенные до вступления в силу Указа № 325, не подлежат приведению в соответствие с его нормами и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним.
Правовое регулирование микрозаймов не распространяется на организации, которые предоставляют микрозаймы лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях
Указ № 325 ввел определение микрозайма. Таковым является предоставление одного или нескольких займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин (БВ) на одного заемщика на день заключения договора.
Не будет признаваться деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов предоставление менее 3 займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 БВ на одного заемщика на день заключения договора (п. 2 Указа № 325).
Действие Указа № 325 не распространяется на займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей, а также на деятельность:
– Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей;
– Белорусского инновационного фонда;
– учреждений финансовой поддержки предпринимателей;
– банков и небанковских кредитнофинансовых организаций;
– юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях;
– иных юридических лиц в случаях, установленных законодательными актами.
Отметим, что государственные организации и хозяйственные общества с долей государства в уставных фондах вправе предоставлять финансовые ресурсы взаем работникам, состоящим в их штатах и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений. Данная норма определена Положением о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденным Указом Президента РБ от 05.05.2006 № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах».
Действие этого Положения не распространялось на предоставляемые в установленном законодательством порядке иные займы физическим лицам, не указанные выше. Указ № 325 внес в него соответствующие изменения. С 1 августа т.г. нормы Положения распространяются и на микрозаймы.
Правила и особенности привлечения юридическими лицами займов у физических лиц
Указ № 325 регулирует не только порядок предоставления займов, но и особенности привлечения юридическими лицами займов у физических лиц.
Так, с 1 августа 2014 г. денежные средства независимо от суммы могут быть получены юридическим лицом взаем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств (см. таблицу):
С 1 января 2015 г. денежные средства независимо от суммы могут быть получены взаем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств:
– коммерческими микрофинансовыми организациями, некоммерческими микрофинансовыми организациями, созданными в организационно-правовой форме фонда, – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) таких организаций;
– некоммерческими микрофинансовыми организациями, созданными в организационно-правовой форме потребительского кооператива, – от своих членов, являющихся учредителями, а при соответствии критериям, установленным Нацбанком, – от иных своих членов.
Организации, не являющиеся микрофинансовыми, а также индивидуальные предприниматели с 1 января 2015 г. вправе будут получать взаем (привлекать) денежные средства независимо от суммы от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с соблюдением требований, приведенных выше в таблице.
Микрофинансовые организации могут быть коммерческими и некоммерческими
Указ № 325 ввел термин «микрофинансовая организация», однако не дал общего определения микрофинансовой организации, кроме того что они могут быть:
1) коммерческими микрофинансовыми организациями.
К таковым относят юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками.
Указ № 325 ограничил круг таких организаций и отнес к ним только ломбарды.
Правовое регулирование деятельности ломбардов осуществляется:
– ст. 339 «Залог вещей в ломбарде» Гражданского кодекса РБ;
– Инструкцией об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Минфина РБ от 20.09.2004 № 138, и др.
Ломбарды можно создавать в форме хозяйственного общества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью) или унитарного предприятия;
2) некоммерческими микрофинансовыми организациями.
Некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме фонда или потребительского кооператива.
Дата начала деятельности – дата включения микрофинансовой организации Нацбанком в реестр
Юридическое лицо признается микрофинансовой организацией и вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов со дня включения его Нацбанком в реестр.
Для включения в реестр юридическое лицо должно представить в Нацбанк документы, перечень которых определен Указом № 325.
Данный Указ также установил:
– квалификационные требования, предъявляемые к руководителю микрофинансовой организации. Это наличие высшего юридического или экономического образования либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля;
– требования к деловой репутации, предъявляемые к руководителю микрофинансовой организации.
Необходимо отметить, что Указ № 325 предусматривает ряд норм, касающихся юридических лиц, которые на дату вступления его в силу осуществляли соответствующую деятельность. Такие лица могут осуществлять данную деятельность в течение 6 месяцев со дня вступления Указа № 325 в силу без включения сведений о них в реестр.
Если руководитель юридического лица, осуществляющего на день вступления в силу Указа № 325 деятельность, которую в соответствии с ним вправе осуществлять только микрофинансовые организации, не соответствует квалификационному требованию, установленному данным нормативным правовым актом, то оно может быть включено в реестр независимо от соблюдения этого квалификационного требования. Соответствие квалификационному требованию руководителя такой микрофинансовой организации должно быть обеспечено до истечения 3 лет со дня ее включения в реестр. При необеспечении соответствия квалификационному требованию руководителя микрофинансовой организации в указанный срок такая микрофинансовая организация исключается Нацбанком из реестра.
Микрозаймы должны предоставляться на основании определенного Указом № 325 договора
В целях осуществления деятельности по регулярному предоставлению микрозаймов микрофинансовая организация должна утвердить правила предоставления микрозаймов, соответствующие устанавливаемым Нацбанком требованиям к их содержанию.
Указ № 325 дал определение договора микрозайма. Это вид договора займа, по условиям которого одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 БВ на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денежных средств и уплатить проценты за пользование средствами.
Соответственно микрозаймы должны предоставляться на основании указанного договора, существенными условиями которого помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством, являются:
– размер получаемых займодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовая процентная ставка) по микрозайму и порядок его определения;
– право заемщика на досрочный возврат по собственной инициативе микрозайма и порядок досрочного возврата;
– указание на статус заемщика, дающий ему право на обращение за предоставлением микрозайма с учетом требований, предусмотренных Указом № 325.
Важно! Не допускается:
1) включение в договор микрозайма условий о взимании микрофинансовой организацией с заемщика каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование микрозаймом; об изменении микрофинансовой организацией в одностороннем порядке размера получаемых займодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставки) по микрозайму и (или) порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия этих договоров; о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат микрозайма;
2) предоставление микрофинансовой организацией заемщику микрозайма (микрозаймов), если общая сумма обязательств заемщика перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов при предоставлении такого микрозайма (микрозаймов) превысит 15 000 БВ на день заключения договора микрозайма.
Указ № 325 определил также дополнительные обязанности, которые микрофинансовые организации должны выполнять
Микрофинансовые организации также должны:
– до предоставления микрозайма в порядке, установленном Нацбанком, предоставлять лицам, заинтересованным в получении микрозайма, а также заемщикам полную и достоверную информацию об условиях получения и погашения микрозайма;
– формировать досье заемщика (документы и сведения, формируемые микрофинансовой организацией на каждого заемщика, представленные им в соответствии с правилами предоставления микрозаймов и заключенным договором микрозайма) и хранить его в течение не менее 3 лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по договору микрозайма;
– представлять в Нацбанк отчетность и иную информацию;
– выполнять иные обязанности, установленные законодательством.
Дополнительно к вышеуказанным обязанностям некоммерческая микрофинансовая организация, созданная в организационно-правовой форме потребительского кооператива, обязана соблюдать финансовые нормативы, установленные Нацбанком, а также создать фонды и резервы, минимальные размеры которых и порядок формирования будут установлены Нацбанком.
Источник
С принятием 30 июня 2014 г. Указа № 325 кардинально изменяется деятельность по привлечению и выдаче займов. Указ № 325 вступает в силу поэтапно, соответственно правила осуществления займов под проценты меняются каждый месяц. В связи с этим всем организациям следует проверить правильность и законность проводимых ими операций по выдаче и привлечению займов.
Указ № 325, во-первых, установил основы правового статуса новых субъектов финансового рынка – микрофинансовых организаций и, во-вторых, существенно ограничил возможности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по привлечению денежных займов от физических лиц, а также по предоставлению денежных займов (далее – займы).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 325 «О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Указ № 325).
Положения Указа № 325 относятся к 2 категориям субъектов:
1) нормы, касающиеся деятельности всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области предоставления займов;
2) нормы, относящиеся исключительно к деятельности микрофинансовых организаций.
Обратите внимание!
Действие Указа № 325 не распространяется, в частности, на займы между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей; на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях; на банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также на учреждения финансовой поддержки предпринимателей (п. 13 Указа № 325).
Что такое микрозаем
Предметом подпадающей под действие Указа № 325 дятельности является не любой заем, а именно микрозаем, определение которого приведено в части первой п. 2 Указа № 325. Микрозаймом считается денежная сумма до 15 000 базовых величин (БВ), выданная одному заемщику на основании договора займа или иного договора, опосредующего передачу денежных средств на аналогичных условиях.
Законодатель при определении понятия «микрозаем» не конкретизирует, кто выступает в качестве «заемщика», в связи с чем из буквального толкования положений Указа № 325 следует, что указанное выше ограничение действует независимо от того, является заемщик юридическим или физическим лицом, в т.ч. индивидуальным предпринимателем.
Предоставление микрозаймов 3 раза и более в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам признается деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов, осуществлять которую вправе только специальные субъекты – микрофинансовые организации (далее – МФО).
Толкование п. 2 Указа № 325 приводит к выводу, что случаи предоставления денежных займов на сумму свыше 15 000 БВ на одного заемщика на день заключения договора, а также займов в натуральной форме (независимо от суммы) не признаются деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов, следовательно, положения Указа № 325 на них не распространяются.
Важно!
Договоры займа, заключенные до вступления в силу Указа № 325, не подлежат приведению в соответствие с его нормами и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним (п. 14 Указа № 325).
Также юридические лица, осуществляющие на 3 июля 2014 г. (дата официального опубликования Указа № 325) деятельность, которую вправе осуществлять только МФО, могут осуществлять такую деятельность до 30 июня 2015 г. включительно (часть первая п. 15 Указа № 325).
Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не являющимися МФО, получению (привлечению) в нарушение требований Указа № 325 денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается (п. 12 Указа № 325). Субъекты, незаконно осуществляющие указанную деятельность, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 12.7 КоАП.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Справочно:
часть 2 ст. 12.7 КоАП: «Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств, на юридическое лицо – до 500 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств».
Привлечение займов от физических лиц
С 1 августа 2014 г. между физическими лицами и коммерческими организациями (индивидуальными предпринимателями) отношения займа или иное привлечение денежных средств могут осуществляться при соблюдении следующих условий:
1) коммерческая или некоммерческая организация может получать денежные средства от физического лица только при условии, что последнее является собственником имущества, учредителем (участником), членом данной организации, посредством заключения договора займа или иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств. Если физическое лицо не попадает в указанную выше категорию, то от него организация может получить денежные средства не более 2 раз в течение календарного месяца (абз. 2 и 3 подп. 1.1 п. 1 Указа № 325);
2) индивидуальный предприниматель может получить денежные средства от одного или нескольких физических лиц на основе договора займа или иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность таких средств, не более 2 раз в течение календарного месяца (абз. 4 подп. 1.1 п. 1 Указа № 325).
С 1 января 2015 г. привлечение займов от физических лиц дополнится следующими правилами:
1) коммерческие МФО и некоммерческие МФО, созданные в организационно-правовой форме фонда могут получать денежные средства от физического лица только при условии, что последнее является собственником имущества, учредителем (участником) таких организаций (абз. 2 подп. 1.2 п. 1 Указа № 325);
2) некоммерческие МФО, созданные в организационно-правовой форме потребительского кооператива, могут получать денежные средства от физического лица только при условии, что оно является членом этого кооператива и учредителем. От иных членов, не являющихся учредителями, потребительский кооператив может привлекать денежные средства только при условии, что он соответствует критериям, установленным Нацбанком (абз. 3 подп. 1.2 п. 1 Указа № 325);
3) все остальные организации, не относящиеся к перечисленным выше, и индивидуальные предприниматели вправе получать в заем (привлекать) денежные средства независимо от суммы от физических лиц не более 2 раз в течение календарного месяца (абз. 4 подп. 1.2 п. 1 Указа № 325).
Представляется, что указанные выше правила были введены с целью ограничить осуществление МФО и иными субъектами хозяйствования деятельности по предоставлению займов за счет привлеченных денежных средств физических лиц, которая по сути своей является банковской.
Обратите внимание!
Нормы Указа № 325 ограничивают привлечение денежных средств от физических лиц не только на основании договора займа, но и на основании любого иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств.
Виды МФО
МФО признаются юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, соответствующие требованиям, предъявляемым Указом № 325 и нормативными правовыми актами Нацбанка, и включенные Нацбанком в реестр микрофинансовых организаций (п. 2 Указа № 325).
Указ № 325 предусматривает следующие виды МФО:
– коммерческие – юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия;
– некоммерческие – юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме фонда или потребительского кооператива (потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, потребительский кооператив второго уровня) (п. 3 Указа № 325).
Деятельность МФО
Указом № 325 установлены существенные различия между кругом заемщиков и целей, на которые могут предоставляться микрозаймы различными видами МФО.
Так, коммерческие МФО осуществляют исключительно деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования (подп. 3.1 п. 3 Указа № 325).
Некоммерческие МФО, созданные в организационно-правовой форме фонда, вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик – физическое лицо, и предоставлению микрозаймов субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на цели осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность по предоставлению микрозаймов осуществляется фондом исключительно для достижения целей, определенных уставом.
Некоммерческие МФО, созданные в форме:
– потребительского кооператива финансовой взаимопомощи, – вправе предоставлять микрозаймы только своим членам (физическим лицам) и только на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член кооператива;
– общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, – вправе предоставлять микрозаймы только своим членам (субъектам малого и (или) среднего предпринимательства) и только на цели осуществления предпринимательской деятельности;
– потребительского кооператива второго уровня, – вправе предоставлять микрозаймы своим членам (потребительским кооперативам финансовой взаимопомощи, обществам взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) фондам) (подп. 3.2 п. 3 Указа № 325).
Причем устанавливается, что потребительский кооператив финансовой взаимопомощи и общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять займы (помимо микрозаймов) только потребительскому кооперативу второго уровня, членом которого являются эти кооператив, общество соответственно (часть четвертая подп. 3.2 п. 3 Указа № 325).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Справочно:
деятельность ломбардов также регулируется ст. 339, 809–810 ГК, а также Инструкцией об особенностях осуществления ломбардами операций с изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.09.2004 № 138.
Справочно:
деятельность фондов регулируется ст. 118–119 ГК и Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 302.
Справочно:
деятельность потребительских кооперативов финансовой взаимопомощи регулируется ст. 116 ГК и Законом Республики Беларусь от 25.02.2002 № 93-З «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Деятельность обществ взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется ст. 116 ГК, ст. 23 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства», а также Положением об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 №1911.
Особенности предоставления микрозаймов
Микрозаем предоставляется МФО на основании договора микрозайма, который должен соответствовать требованиям, установленным п. 6 Указа № 325.
МФО запрещается предоставление заемщику микрозайма (микрозаймов), если общая сумма обязательств заемщика перед этой МФО по договорам микрозаймов при предоставлении такого микрозайма (микрозаймов) превысит 15 000 БВ на день заключения договора микрозайма (п. 5 Указа № 325).
Отметим, что, несмотря на положения п. 10 ст. 175 НК, с сумм микрозаймов, предоставляемых МФО физическим лицам, подоходный налог с физических лиц не исчисляется (п. 11 Указа № 325).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – НК).
На МФО также распространяются положения, установленные Законом о кредитных историях для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (п. 17 Указа № 325).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 441-З «О кредитных историях» (далее – Закон о кредитных историях).
Указ регулирует и иные аспекты деятельности МФО, в т.ч.: порядок и условия включения юридических лиц в реестр МФО, квалификационные требования и требования к деловой репутации, предъявляемые к руководителю МФО, основания для отказа в принятии заявления о включении в реестр МФО, основания исключения из реестра МФО (п. 4 Указа № 325); полномочия Нацбанка в сфере регулирования деятельности МФО (п. 9 Указа № 325); основания для направления Нацбанком предписания о запрете привлечения МФО денежных средств, предписания о запрете предоставления МФО микрозаймов, требования об отстранении от занимаемой должности руководителя МФО (п. 10 Указа № 325); обязанности МФО (пп. 5, 7 Указа № 325)
Надежда Газдюк, юрисконсульт
ОДО «Центр юридических услуг»
Источник