Учет кредитов
Кредиты банка, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг.
Учет кредитов и займов организуется в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». В нем нет деления на краткосрочные и долгосрочные займы.
Для учета расчетов с банком по полученным кредитам предусмотрены пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Краткосрочные кредиты ограничены годом и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей: Д-т 50, 51 К-т 66. Краткосрочные кредиты служат, как правило, источником формирования оборотных средств предприятия.
Долгосрочные (свыше одного года) кредиты выдаются главным образом на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций (расширение, реконструкция, новое строительство) с погашением кредита в течение срока, предусмотренного кредитным договором: Д-т 51, 52 К-т 67.
Для предприятия большое значение имеет целевое назначение кредита и размер уплачиваемых процентов.
Так как банк, предоставляя кредит, подвергает себя определенному риску, то обычно в кредитном договоре предусматриваются достаточно жесткие меры банковского контроля за финансовым положением клиента и обеспеченностью кредита. По требованию банка предприятие обязано представить бухгалтерский баланс и различные справки об имущественном состоянии.
В соответствии с ПБУ 10/99 проценты за пользование любыми кредитами и займами должны быть учтены в составе прочих расходов, т. е. списаны на финансовые результаты в дебет счета 91, а для целей налогообложения учтены согласно требованиям законодательства по налогу на прибыль.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается на расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Проценты по долговым обязательствам подлежат включению в состав прочих расходов, в том числе проценты по просроченным кредитам.
К долговым обязательствам относятся кредиты, в том числе товарные и коммерческие, займы и иные заимствования.
Проценты, начисленные по кредитам и займам, признаются расходами при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по кредитам (долговым обязательствам), выданным в том же квартале (или месяце) на сопоставимых условиях.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным кредитам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
В целях налогообложения расходы на оплату процентов включаются в затраты в следующих размерах:
- исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, если долговые обязательства выданы в рублях;
- исходя из ставки рефинансирования, умноженной на 0,8, если долговые обязательства выданы в иностранной валюте.
Аналитический учет по счетам 66 и 67 строится по каждому банку или другому заимодавцу и каждому полученному организацией кредиту (или займу).
Учет займов
В случае необходимости организация может взять деньги взаймы не только в банке, но и у другого предприятия. Во многих случаях это бывает выгодно, поскольку предприятия, как правило, дают взаймы деньги по более низким процентам, чем банки.
Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа предприятие (заимодавец) передает в собственность другого предприятия (заемщика) деньги или иное имущество. При этом заемщик обязуется через определенное время вернуть заимодавцу взятое у него имущество. Договор займа считается заключенным только с момента передачи имущества заемщику.
Если займы предоставляются под проценты, размер процентов определяется заранее и фиксируется в договоре займа. Проценты по договору займа могут выплачиваться в любом согласованном сторонами порядке. Если таковой заранее не оговорен, проценты выплачиваются ежемесячно. Начисленные по договору займа проценты являются прочими доходами. С таких процентов не надо платить НДС (п. 3 ст. 149 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли проценты следует учитывать в зависимости от метода определения доходов и расходов.
Если предприятие использует кассовый метод определения доходов и расходов, то их нужно отразить в налоговом учете только после их получения (ст. 273 НК РФ).
Если предприятие определяет налогооблагаемую базу по методу начисления, то проценты отражаются в налоговом учете в том периоде, когда их нужно начислять по договору
Займы могут быть получены организацией следующими путями:
- получены от заимодавцев (кроме банков);
- в счет займов выданы векселя;
- выпущены краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги (облигации).
Учет займов ведется на пассивных счетах 66 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Аналитический учет по счетам 66 и 67 ведется по заимодавцам и срокам погашения займов.
Получение займов у заемщика отражается следующей проводкой:
Д-т 51, 52 К-т 66, 67. В соответствии с договором займа заемщик начисляет и уплачивает проценты: Д-т 91 К-т 66, 67; Д-т 66, 67 К-т 51, 52.
Счета 66 и 67 применяются для обобщения информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и размещения облигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:
- Д-т 51, 50 К-т 66, 67 — на номинальную стоимость облигаций;
- Д-т 51,50 К-т 98 — на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью.
Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то привлеченные средства отражаются в учете в фактически полученной сумме по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 66 и 67. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций: Д-т 91 К-т 66, 67.
Учет целевого финансирования и поступлений
К средствам целевого финансирования относят средства, получаемые организациями на строго определенные цели и проведение мероприятий целевого назначения. Финансирование целевых мероприятий может осуществляться за счет поступлений от других организаций и лиц, ассигнований из бюджета и других источников. Средства целевого финансирования расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами и назначениями. Использование средств не по назначению запрещается. Организации могут получать целевое финансирование на научно-исследовательские работы, субсидии из бюджета на капитальное строительство и другие цели. Для организации бухгалтерского учета и осуществления контроля за этими средствами предназначен синтетический счет 86, пассивный, балансовый, фондовый. Кредитовое сальдо отражает сумму неиспользованных средств. Оборот по дебету — использование средств. Оборот по кредиту — поступление финансирования и другие целевые поступления.
Учет государственной помощи
Основным нормативным актом, определяющим порядок учета государственных субсидий, является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное 16 октября 2000 г приказом Минфина РФ № 92н.
Государственная помощь — это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом экономической выгодой не является деятельность государства, которая влияет на общие хозяйственные условия: создание в развивающихся регионах инфраструктуры (строительство дорог, средств связи, инженерных коммуникаций и т. д.), установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке, и т. п.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе (в дальнейшем субсидии и субвенции мы будем называть бюджетными средствами).
На практике государство оказывает организациям помощь не только в денежной, но и в натуральной форме: безвозмездно передает земельные участки, природные объекты, объекты инженерной инфраструктуры и т. д.
ПБУ 13/2000 устанавливает два способа принятия к учету бюджетных средств. Первый способ заключается в следующем: в бухгалтерском учете организации одновременно отражаются дебиторская задолженность по бюджетным средствам и возникновение целевого финансирования:
Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по целевому бюджетному финансированию.
По мере фактического получения средств предприятия делают проводки:
Д-т 51 К-т 76 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 08 К-т 76 — поступили объекты имущества, предоставленные бюджетом.
Такой способ учета бюджетных средств можно применять только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
- организация уверена, что сможет выполнить условия предоставления бюджетных средств (подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация);
- организация уверена, что получит бюджетные средства (подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т. д.).
При втором способе бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического поступления ресурсов. В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:
Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 08 К-т 86 — поступили объекты имущества, предоставленные бюджетом.
Организация определяет стоимость объектов имущества, предоставленных бюджетом, исходя из цены, по которой в сравнительных обстоятельствах она определяет стоимость таких же или подобных активов.
Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расходов или расходов, которые организация понесла в предыдущем отчетном периоде.
1. Бюджетные средства получены на финансирование капитальных расходов. В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 организация, вводя объекты внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) в эксплуатацию, списывает со счета целевого финансирования сумму бюджетных средств и учитывает их как доходы будущих периодов. Затем, по мере начисления амортизации, соответствующие суммы ежемесячно списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Д-т 76 К-т 86 — отражена задолженность по бюджетному финансированию;
Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирование;
Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов после оприходования объекта.
Если организации за счет бюджетных средств покупают внеоборотные активы, не подлежащие амортизации (объекты внешнего благоустройства, дорожного хозяйства, библиотечные фонды), то они в течение срока, в котором признаются расходы, связанные с выполнением условий предоставления бюджетных средств, списывают эти средства со счета доходов будущих периодов на прочие доходы.
2. Бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов. В этом случае в момент принятия к учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и т. п., бюджетные средства списываются со счета целевого финансирования и учитываются как доходы будущих периодов. Затем, по мере отпуска МПЗ в производство и начисления заработной платы, соответствующие суммы списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Д-т 51 К-т 86 — поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 10 К-т 60 — оприходованы материалы;
Д-т 86 К-т 98 — учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов;
Д-т 20 К-т 10 — списаны в производство материалы;
Д-т 98 К-т 91 — отнесена на прочие доходы часть средств бюджетного финансирования.
3. Бюджетные средства получены на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов. Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, сначала отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию. Затем, по мере поступления эти средства списываются на прочие доходы:
Д-т 51 К-т 76 — поступило бюджетное финансирование;
Д-т 76 К-т 91 — отнесены на прочие доходы бюджетные средства.
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назначению или не использовала в срок. Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств зависит от того, когда были получены эти средства — в текущем отчетном периоде или в предыдущие годы.
Организации, которые возвращают бюджетные средства, полученные в текущем году, делают исправительные (сторнировочные) проводки. Это установлено п. 13 ПБУ 13/2000.
В бухгалтерском учете организации это отражается следующим образом:
Д-т 86 К-т 98 — восстановлены полученные бюджетные средства, ранее отнесенные в состав доходов будущих периодов;
Д-т 98 К-т 91 — восстановлена часть средств бюджетного финансирования, отнесенная на прочие доходы;
Д-т 86 К-т 51 — возвращены бюджетные средства.
В соответствии с ПБУ 13/2000 организации должны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о государственной помощи, представленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов).
Источник
Цель занятия: является сформировать у обучающихся представление об учете кредитов и займов, учет расходов связанных с кредитованием и учет государственной помощи.
2.2.1 Понятие займов и кредитов.Заём — это договор, в силу которого одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (заемщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи на условиях возврата с уплатой или без уплаты процентов. Сторонами договора могут быть юридические и физические лица (кроме банков). Согласно ст.807 Гражданского кодекса РФ договор считается оформленным (заключенным) с момента передачи денег (или вещей) заимодавцем заемщику.
Кредит (ссуда, долг). Кредит (ссуда, долг) — это система экономических отношений между различными юридическими и физическими лицами, возникающих при передаче в долг денег во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности. Кредитно-расчётные отношения организации с банками строятся на добровольной основе и обоюдной заинтересованности партнеров. Организация имеет возможность получать кредиты, если она является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственные оборотные средства. Порядок выдачи и погашения кредитов определяются законодательством и регулируются кредитным договором. В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления существуют различные виды займов и кредитов. По сроку предоставления выделяют краткосрочную задолженность, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев, и долгосрочную — свыше 12 месяцев. Задолженность может быть срочной, срок погашения по которой не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке, и просроченной — с истекшим сроком погашения.
2.2.2 Учет кредитов и займов.Для учёта займов и кредитов предусмотрены пассивные счета 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
Счет 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» предназначен для обобщения информации о состоянии различных краткосрочных (на срок не более одного года) займов, кредитов и заемных обязательств в российской и в иностранной валютах, полученных организацией на территории страны и за рубежом.
Счет 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» используется для обобщения информации о состоянии различных долгосрочных (на срок более одного года) займов, кредитов и заемных обязательств.
По кредиту счетов 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» отражается получение займов, кредитов и заемных обязательств, по дебету — их погашение.
Кредитовое сальдо этих счетов показывает сумму полученных и непогашенных займов, кредитов и заемных обязательств на начало и конец отчётного периода.
К счетам 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» следует ввести субсчета:
66-1 «Расчёты по краткосрочным займам»;
66-2 «Расчёты по краткосрочным кредитам»;
67-1 «Расчёты по долгосрочным займам»;
67-2 «Расчёты по долгосрочным кредитам».
В ПБУ 15/01 разграничиваются правила ведения бухгалтерского учёта по:
основной задолженности по полученным кредитам и займам;
затратам, связанным с получением и использованием кредитов и займов;
процентам дисконта (разница между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных денежных средств);
процентам по причитающимся к оплате векселям и облигациям;
дополнительным затратам, связанным с получением займов и кредитов, выпуском и размещением заемных средств.
Согласно п. 4 ПБУ 15/01 организация-заемщик принимает к учёту задолженность по основной сумме долга в момент фактической передачи денег или других вещей и отражает её в составе кредиторской задолженности.
Таблица 2.1 — Отражение расчётов по кредитам и займам на счетах бухгалтерского учёта
Для учёта операций по кредиту счетов 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» используют журнал-ордер №4.
2.2.3 Затраты по полученным займам и кредитам.На сумму начисленных процентов по полученным займам и кредитам производится запись по кредиту счетов 66«Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учёта источников выплат.
Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование займов и кредитов, включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов, если они привлечены для приобретения таковых и произведены начисления до принятия их к бухгалтерскому учёту и отражаются проводкой:
Д-т сч.10 «Материалы» и К-т сч.66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
После этого момента уплаченные (начисленные) проценты рассматриваются как операционные расходы и отражаются по счету 91 «Прочие доходы и расходы»:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» и К-т сч.66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
Если организация использует полученные займы и кредиты для предварительной оплаты материально-производственных запасов, других ценностей, работ, услуг или выдачи авансов и задатков в счет их оплаты, то такие расходы относятся на увеличение дебиторской задолженности записью:
Д-т сч.60 «Расчёты с поставщиками и покупателями», 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и К-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
При поступлении в организацию материально-производственных запасов и других ценностей начисление процентов и других расходов отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» записью:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» и К-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам». Расходы по оплате процентов за использование кредитов и замов, направленных на строительство, приобретение объектов основных средств и нематериальных активов, включаются в инвентарную стоимость объектов и погашаются путём начисления амортизации отражаются проводкой:
Д-т сч.08 «Вложения во внеоборотные активы» и К-т сч.66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
А при уплате процентов делается запись:
Д-т сч.66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» и К-т сч.51 «Расчётные счета», 52 «Валютные счета».
После ввода объектов в эксплуатацию начисленные проценты за пользование займами и кредитами списываются на счет расходов по Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» и К-т сч.66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которым не начисляется амортизация, расходы по оплате процентов рассматриваются как операционные и включаются в финансовый результат организации записью:
Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы» и К-т сч. 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам».
Для целей налогообложения полученные заимодавцем проценты являются его операционным доходом, облагаются налогом на прибыль и отражаются проводкой:
Д-т сч.91-2 «Прочие расходы» и К-т сч.68 «Расчёты по налогам и сборам».
Не облагается НДС плата за предоставление взаём денежных средств. Включение заемщиком дополнительных затрат производится в том периоде, в котором они были произведены. Предварительно их учитывают как дебиторскую задолженность (счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») с последующим включением в состав операционных расходов (по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы») в течение срока их погашения.
2.2.4 Учет государственной помощи.Основным нормативным актом, определяющим порядок учета государственных субсидий, является ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное 16 октября 2000г, приказом Минфина РФ №92н.
Государственная помощь — это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые организации на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе.
Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расходов или расходов, которые организация понесла в предыдущем отчетном периоде.
1. Бюджетные средства получены на финансирование капитальных расходов.
Д-т 76 К-т 86 – отражена задолженность по бюджетному финансированию;
Д-т 51 К-т 76 – поступило бюджетное финансирование;
Д-т 86 К-т 98 – учтены бюджетные средства в составе доходов будущих периодов после оприходования объекта.
2. Бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов.
Д-т 51 К-т 86 – поступили денежные средства, предоставленные бюджетом;
Д-т 10 К-т 60 – оприходованы материалы;
Д-т 86 К-т 98 – учтены бюджетные средства в составе доходов бюдущих периодов;
Д-т 20 К-т 10 – списаны в производство материалы;
Д-т 98 К-т 91 – отнесена на прочие доходы часть средств бюджетного финансирования.
3. Бюджетные средства получены на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов.
Д-т 51 К-т 76 – поступило бюджетное финансирование;
Д-т 76 К-т 91 – отнесены на прочие доходы бюджетные средства.
Согласно ст.78 Бюджетного кодекса РФ, организация должна вернуть бюджетные средства, если она использовала их не по назначению или не использовала в срок.
Возврат бюджетных средств отражается в учете следующими записями:
Д-т 86 К-т 98 – восстановлены полученные бюджетные средства, ранее отнесенные в состав доходов будущих периодов;
Д-т 98 К-т 91 – восстановлена часть средств бюджетного финансирования, отнесенная на прочие доходы.
Д-т 86 К-т 51 – возвращены бюджетные средства.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие кредитов, займов и заемных обязательств. Назовите их виды.
2. На каких счетах учитываются кредиты банка и займы?
3. Дайте характеристику счетов 66 и 67.
4.Для каких целей предоставляются бюджетные средства?
5.Каков порядок отражения возврата бюджетных средств?
Литература:
1. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет.– М.: Инфра-М, 2013. – С. 347-366
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ — Часть 2.
4. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению [Текст]: приказ министерства финансов РФ от 31 октября 2000г. № 94н. – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2010 г. – 104с.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 06.10.2008 № 107н (в ред. Приказов Минфина РФ от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н).
Источник