Правительство Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов Российской Федерации, се субъектов и муниципальных образований.
Генеральные условия должны включать указание на: вид ценных бумаг; форму выпуска ценных бумаг;
срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные среднесрочные);
валюту обязательств;
особенности исполнения обязательств, предусматривающий право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
Эмитент в соответствии с генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, включающие указание на: I • вид ценных бумаг;
минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг (отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения);
номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных Ц порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;
порядок осуществления прав удостоверенных ценными бумагами;
размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг должны также содержать информацию:
о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска Государственных или муниципальных ценных бумаг;
об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.
Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативный правовой акт, содержащий условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на составление и/или исполнение федерального бюджета.
Эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.
Порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на составление и или исполнение федерального бюджета.
Источник
Главная
Обратная связь
Дисциплины:
Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год. В частности, Федеральное Собрание определяет источники финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных внутренних и внешних заимствований, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень государственных внешних заимствований по показателям источников внешнего финансирования дефицита бюджета, пределы предоставления государственных гарантий другим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований, программы государственных внутренних и внешних заимствований.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год предельного размера соответствующего государственного долга, предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение финансового года на финансирование бюджетного дефицита, не должен превышать 30% объема доходов регионального бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств, а предельный объем расходов на обслуживание регионального долга в текущем финансовом году не должен быть больше 15% объема расходов соответствующего бюджета.
Федеральные и региональные органы исполнительной власти утверждают основные (генеральные) условия эмиссии ценных бумаг определенного вида. Параметры эмиссии, не регламентированные основными условиями, определяются эмитентом. Основными условиями устанавливаются вид ценной бумаги, закрепляемые ею права, форма, порядок размещения и обращения, способ погашения. Могут быть предусмотрены ограничения, касающиеся оборотоспособности ценной бумаги или круга лиц, которым данные бумаги могут принадлежать, круга уполномоченных организаций, через которые осуществляется обращение ценной бумаги, включая организации-агенты и депозитарии.
В соответствии с основными условиями эмиссии займа эмитент определяет обстоятельства размещения и обращения отдельных выпусков ценных бумаг данного вида. В частности, указывается следующая информация: наименование эмитента, дата эмиссии, дата или период и порядок размещения, срок обращения, дата и порядок погашения, номинальная стоимость одной ценной бумаги, и др. В соответствии с установленными требованиями раскрываются сведения, включенные в основные параметры эмиссии.
Условия размещения и обращения отдельных выпусков займа устанавливаются в решении эмитента. Вся информация, характеризующая выпуск займа, публикуется в открытой печати или раскрывается эмитентом иным способом.
По субфедеральным займам, наряду с отмеченными данными, дополнительно раскрываются перечень андеррайтеров, официальных дилеров и маркетмейкеров, бюджет заемщика (эмитента) на год выпуска займа, суммарная величина долга заемщика, гарантии под выпускаемые ценные бумаги.
Все государственные займы подлежат регистрации. Регистрация эмиссии федеральных займов осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственную долговую книгу РФ. Субфедеральные займы регистрируются Министерством финансов РФ. После регистрации выпуска займа Минфин РФ контролирует соответствие его условий законодательству России на момент регистрации и полноту представленной эмитентом информации.
В нестабильной экономической обстановке особенно важно убедить инвесторов в непременном выполнении эмитентом своих обязательств, для чего целесообразно предусматривать обеспечение их выполнения в основных условиях эмиссии займа, определяя перечень конкретного имущества, подлежащего реализации в случае возникновения у заемщика финансовых затруднений при исполнении обязательств по ценным бумагам. В соответствующих случаях можно предусмотреть и страхование ответственности за исполнение обязательств эмитента по выпущенному им займу.
Наряду с безусловным выполнением государством своих обязательств успешному размещению займов среди потенциальных инвесторов способствует их широкая диверсификация по видам выпускаемых ценных бумаг, срокам их обращения, доходности, способам выплаты дохода, каналам реализации государственных бумаг, их доступность для массового инвестора, ликвидность государственных долговых обязательств.
Под ликвидностью государственного долгового обязательства понимается способность ценной бумаги к быстрой реализации и превращению в денежные средства без существенных потерь для держателя на колебаниях рыночной стоимости и издержках на ее реализацию.
Источник
Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 октября 2004 г.
Регистрационный N 6077
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3814) приказываю:
Утвердить прилагаемые Условия эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов.
Министр А. Кудрин
Условия эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов
1. Настоящие Условия определяют порядок размещения, обслуживания и погашения облигаций государственных нерыночных займов (далее — Облигации) в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 316 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст.1368; 1997, N 27, ст. 3246; 1998, N 27, ст.3193; 1999, N 10, ст.1236).
2. Эмитентом Облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации (далее — Эмитент).
3. Облигации являются именными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение при их погашении номинальной стоимости Облигаций, а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость Облигаций.
4. Облигации выпускаются в документарной форме. Выпуск Облигаций оформляется глобальным сертификатом. Эмитент при принятии решения о выпуске Облигаций может определить, что глобальные сертификаты выпускаемых Облигаций могут выдаваться на руки владельцам. В случае выдачи глобального сертификата на руки владельцу, для осуществления прав из Облигаций, владелец обязан предъявить глобальный сертификат Эмитенту.
5. По срокам обращения Облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.
6. Владельцами Облигаций могут быть юридические лица, являющиеся по законодательству Российской Федерации резидентами и нерезидентами.
7. Номинальная стоимость Облигации указана в валюте Российской Федерации и составляет 1000 (одна тысяча) рублей.
8. Эмитент принимает решение о выпуске, которое оформляется в виде приказа Министерства финансов Российской Федерации, содержащего условия выпуска в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3814).
9. Эмиссия Облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые Эмитентом. Каждый выпуск имеет государственный регистрационный номер.
Условия отдельного выпуска Облигаций фиксируются в глобальном сертификате.
Облигации одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых их владельцам прав.
10. Размещение Облигаций осуществляется по закрытой подписке путем заключения договора купли-продажи между Эмитентом и организацией, имеющей право приобретать Облигации, без участия Организатора торговли.
Выпуск считается состоявшимся, если размещен весь выпуск Облигаций.
11. Глобальный сертификат и решение о выпуске облигаций является документами, удостоверяющими права, закрепленные Облигацией.
12. Доход по Облигации устанавливается Эмитентом в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость Облигации, и выплачивается не реже одного раза в год.
Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной.
По Облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода для каждого периода купонных выплат зафиксирована в решении о выпуске, но не совпадает.
По Облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода для всех купонных периодов величина процентной ставки совпадает и определена в решении о выпуске.
Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска Облигаций определяется исходя из установленной в решении о выпуске процентной ставки.
По Облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. В решении о выпуске устанавливается величина процентной ставки и купонного дохода только по первому купону. По последующим купонам размер купонного дохода сообщается Эмитентом не позднее, чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону.
Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой размещения Облигаций по дату его выплаты включительно.
Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего процентного дохода по дату выплаты соответствующего процентного дохода (дату погашения) включительно.
13. Облигации могут быть выкуплены Эмитентом до срока их погашения, если указанный выкуп предусмотрен решением о выпуске.
14. Погашение, выкуп, а также выплата процентного дохода по Облигациям осуществляется за счет средств федерального бюджета.
15. Облигации не обращаются на вторичном рынке. Залог Облигаций не допускается.
16. Данные о параметрах каждого выпуска Облигаций, а также об исполнении принятых Эмитентом обязательств вносятся в Государственную долговую книгу Российской Федерации.
17. Налогообложение дохода по Облигациям осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник
Политику в области государственных заимствований определяют законодательные (представительные) органы власти Российской Федерации и субъектов РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год. Федеральное Собрание определяет источники финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных внутренних и внешних заимствований, предел государственных внешних заимствований, объемы и перечень государственных внешних заимствований по показателям источников внешнего финансирования дефицита бюджета, пределы предоставления государственных гарантий другим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований, программы государственных внутренних и внешних заимствований.
Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимает Правительство РФ или орган исполнительной власти субъекта РФ. В решении об эмиссии отражаются сведения об эмитенте, объем и условия эмиссии, способ исполнения обязательств по эмитируемым ценным бумагам.
Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом или законом субъекта РФ о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год предельного размера соответствующего государственного долга, предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня, расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга.
Все государственные займы подлежат регистрации. Регистрация эмиссии федеральных займов осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственную долговую книгу Российской Федерации. По федеральным займам в книгу вносится следующая информация по каждому выпуску ценных бумаг: вид ценной бумаги, регистрационный номер выпуска, основание для осуществления эмиссии, объявленный и фактически размещенный объем выпуска, номинальная стоимость одной ценной бумаги, форма выпуска, даты размещения, выплаты купонного дохода, выкупа и погашения выпуска ценных бумаг, ставка купонного дохода, размер купонного дохода в расчете на одну ценную бумагу, наименование агента по обслуживанию выпуска, сведения о погашении выпуска, форма обеспечения по ценным бумагам, сведения об уплате процентных платежей и т.д. Информация, связанная с возникновением долгового обязательства, представляется для внесения в книгу в 3-дневный срок с даты возникновения обязательства.
Субфедеральные займы регистрируются Министерством финансов РФ. После регистрации выпуска займа Минфин России несет ответственность за соответствие его условий законодательству РФ на момент регистрации и за полноту представленной эмитентом информации. Надзор осуществляется на основе данных, отраженных в государственной долговой книге субъекта РФ и передаваемых Минфину России. Информация предоставляется по каждому выпуску ценных бумаг и ее объем в основном совпадает с объемом информации, заносимой в Государственную долговую книгу РФ по федеральным займам. При этом субъект РФ дополнительно сообщает общую сумму расходов на обслуживание займа и величину долга по ценным бумагам по номинальной стоимости. Информация из долговых книг субъектов РФ в электронном виде представляется ежемесячно, нарастающим итогом, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Источник
1. В зависимости
от субъекта, реализующего право
эмиссии долговых обязательств,
государственные займы подразделяются
на федеральные и региональные (субфедеральные)
займы. Наряду с государственными займами
существуют муниципальные займы, которые
эмитируются органами местного самоуправления.
2. По признаку держателей государственных
бумаг займы делятся на универсальные
и специальные. Универсальные
долговые обязательства распространяются
как среди физических, так и юридических
лиц. Специальные займы реализуются
либо только среди населения, либо только
среди организаций. Выпуск специальных
займов обеспечивает защиту интересов
соответствующей группы предполагаемых
держателей облигаций займа. Например,
если заем эмитируется специально для
распространения среди физических лиц,
то соответствующие меры препятствуют
поглощению его организациями. Выпуск
же универсальных займов способствует
более успешному проведению заемных операций,
поскольку возможные промахи в конструировании
займов нивелируются за счет широкого
круга потенциальных покупателей государственных
бумаг. 3. В зависимости от источника заимствований
или места реализации займов (национальный
или внешний финансовый рынок) государственные
долговые операции делятся на внутренние
и внешние. 4. По отношению ко вторичному
рынку займы делятся на рыночные и нерыночные.
5. В зависимости от формы выплаты доходов
займы делятся на · процентные,·
выигрышные· процентно-выигрышные,·
беспроцентные (целевые),· беспроигрышные,·
дисконтные,· процентно-дисконтные,
твердодоходные.
17.
Специальные федеральные
займы распространяемые
среди населения.
Государственные
займы классифицируются по нескольким
признакам.
1. В зависимости
от субъекта, реализующего право
эмиссии долговых обязательств,
государственные займы подразделяются
на федеральные и региональные
(субфедеральные) займы. Наряду с
государственными займами существуют
муниципальные займы, которые эмитируются
органами местного самоуправления. 2. По
признаку держателей государственных
бумаг займы делятся на универсальные
и специальные. Универсальные
долговые обязательства распространяются
как среди физических, так и юридических
лиц. Специальные займы реализуются
либо только среди населения, либо только
среди организаций. Выпуск специальных
займов обеспечивает защиту интересов
соответствующей группы предполагаемых
держателей облигаций займа. Например,
если заем эмитируется специально для
распространения среди физических лиц,
то соответствующие меры препятствуют
поглощению его организациями. Выпуск
же универсальных займов способствует
более успешному проведению заемных операций,
поскольку возможные промахи в конструировании
займов нивелируются за счет широкого
круга потенциальных покупателей государственных
бумаг. 3. В зависимости от источника заимствований
или места реализации займов (национальный
или внешний финансовый рынок) государственные
долговые операции делятся на внутренние
и внешние. 4. По отношению ко вторичному
рынку займы делятся на рыночные и нерыночные.
5. В зависимости от формы выплаты доходов
займы делятся на · процентные,·
выигрышные· процентно-выигрышные,·
беспроцентные (целевые),· беспроигрышные,·
дисконтные,· процентно-дисконтные,
твердодоходные.
18.Факторы,
обеспечивающие привлекательность
государственных ценных бумаг.
19.
Государственные
краткосрочные бескупонные
облигации (ГКО):
условия
выпуска, доходность,
участники рынка,
погашения.
Государственные краткосрочные
бескупонные облигации
были выпущены в соответствии с постановлением
Правительства РФ № 107 «О выпуске государственных
краткосрочных бескупонных облигаций»
от 8 февраля 1993г.
Эмитентом ГКО является Минфин РФ. По
срокам обращения – это краткосрочные
долговые обязательства Российской Федерации.
Эмиссия ГКО осуществляется периодически
в форме отдельных выпусков на срок до
1 года. Номинальная стоимость первоначально
была определена 100 000 рублей, но впоследствии
составила 1 000 000 рублей. Погашение производилось
в безналичной форме путем перечисления
номинальной стоимости государственных
краткосрочных бескупонных облигаций
их владельцам на момент погашения. Доходом
по ГКО была разница между ценой реализации
и ценой покупки. ГКО существуют на безбумажной
основе, каждый их выпуск оформляется
глобальным сертификатом, хранящимся
в Банке России. Владельцами ГКО являются
юридические и физические лица.
20.
Проблемы общероссийского
рынка ГКО.
Государственные
краткосрочные облигации (ГКО) — государственные
ценные бумаги, эмитентом которых выступало
Министерство финансов Российской Федерации.
ГКО выпускались в виде именных дисконтных
облигаций в бездокументарной форме (в
виде записей на счетах учёта). Гарантом
погашения выступал Центральный банк
Российской Федерации. На начальном этапе
спрос на ГКО был низким в связи с высокой
инфляцией и закрытостью ГКО для иностранцев.
Сумма выручки от реализации ГКО в 1994 году
составила 12,8 трлн рублей. В 1997 году —
32 трлн руб., из них 44,2 % было направлено
на покрытие бюджетного дефицита. На 1
января 1998 года общий объём по номиналу
находящихся в обращении ГКО составлял
272 612 млрд р. К 1998 году рынок ГКО стал основным
источником финансирования дефицита российского
бюджета. Правительство России через
дочерние структуры Центробанка создавало
дополнительный спрос на ГКО за счёт средств,
полученных от этого же рынка. Это обеспечивало
уверенность иностранных инвесторов в
надёжности инструмента ГКО и пополнение
золотовалютных резервов России валютой,
которую иностранцы обменивали на рубли
для покупки ГКО. В период с мая 1993 по сентябрь
1994 года номинал одной облигации составлял
100 тыс. рублей, с октября 1994 по декабрь
1997 года — 1 млн рублей, с января 1998 года
— 1 тыс. деноминированных рублей. С 1 апреля
1998 года функции депозитария по ГКО выполнял
«Национальный депозитарный центр». 17
августа 1998 года был объявлен дефолт по
ГКО, доходность по которым непосредственно
перед кризисом достигала 140 % годовых.
После экономического кризиса 1998 года
вложения в ГКО обесценились в три раза,
к тому же государство заморозило все
выплаты по своим казначейским обязательствам.
21.
Облигации федеральных
займов с переменным
купонным доходом
(ОФЗ-ПК): условия
выпуска и обращения,
определение доходности.
ОФЗ —
Облигации Федерального Займа —
облигации, выпускаемые Министерством
финансов Российской Федерации. Данные
облигации являются купонными, т. е.
по ним предусмотрены процентные
выплаты по купонам. По некоторым
выпускам ОФЗ в определенные даты
предусматривается частичное погашение
номинала (амортизация долга). Данные облигации
попадают в категорию государственных
облигаций. Все ОФЗ — среднесрочные. Место
торговли — ММВБ. Вид дохода — фиксированная
или переменная купонная ставка. Они бывают
следующих видов: Облигации федерального
займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) –
среднесрочная ценная бумага. Выпуск ОФЗ-ПК
регламентируется постановлением Правительства
РФ от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях
выпуска и обращения облигаций федеральных
займов». Банк России является генеральным
агентом эмитента. Через его учреждения
или уполномоченные им организации осуществляются
все операции по размещению и обращению
облигаций на рынке ценных бумаг, включая
выплату купонного дохода, погашение за
счет средств эмитента и учет прав на облигации.
Выпуск, обращение и погашение ОФЗ-ПК осуществляется
на ММВБ и подключенных к ней региональных
площадках по схеме, аналогичной схеме
ГКО. Первый аукцион по размещению ОФЗ-ПК
состоялся 14 июня 1995 г. С выходом в свет
ОФЗ-ПК государство получило новый финансовый
инструмент покрытия бюджетного дефицита
и возможность удлинения среднего срока
государственного долга, а инвесторы –
условия для диверсификации срочности
своих вложений путем включения в инвестиционный
портфель среднесрочных государственных
бумаг.Система ОФЗ-ПК базируется на следующих
принципах:· применение безбумажной
(электронной) технологии;·
именной характер бумаги;·
среднесрочный период обращения;·
проведение эмиссии в форме отдельных
выпусков;
·
переменный купонный доход. Последнее
обстоятельство как раз и определяет наиболее
существенные особенности в обращении
и обслуживании ОФЗ-ПК. Определение размера
купона по ОФЗ-ПК осуществляется следующим
образом. Размер купона объявляется за
семь дней до начала соответствующего
купонного периода. В день объявления
купона осуществляется следующий расчет:
· находятся все выпуски ГКО, которые
погашаются в интервале ±30 дней от даты
выплаты купона и которые обращались в
течение четырех торговых сессий, непосредственно
предшествовавших дню объявления купона;
· по этим выпускам рассчитывается
доходность по каждой из четырех торговых
сессий, непосредственно предшествовавших
дню объявления купона (в качестве цены
используется средневзвешенная цена выпуска
ГКО на соответствующих вторичных торгах);
· на основе рассчитанных доходностей
определяется средневзвешенная доходность
(веса – обороты по соответствующим выпускам
ГКО в рублях); · данная доходность
(в процентах годовых) соотносится с купонным
периодом. Полученное таким образом значение
объявляется в качестве размера купона
в %.Общая формула доходности облигаций
рассчитывается по принципу сложных процентов.
22.
Золотые сертификаты,
условия их выпуска,
порядок реализации
и выплаты дохода.
Золотые
сертификаты.
Для привлечения денежных средств государство
использовало также выпуск золотых сертификатов.
В соответствии с «Основными условиями
продажи золота» золотой сертификат является
государственной ценной бумагой, выпускаемой
Министерством финансов. Номинал сертификата
составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход
для держателя представлял собой разницу
между ценой покупки и ценой погашения.
Держателями могли быть юридические и
физические лица. Для осуществления операций
по купле-продаже золотых сертификатов
коммерческие банки обязаны были получить
специальную лицензию Центрального банка
России. Срок действия сертификата — один
год. Доход по сертификатам гарантировался
Министерством финансов РФ. Процентный
доход по сертификатам исчислялся и выплачивался
ежеквартально. Золотые сертификаты являлись
государственной ценной бумагой с плавающей
процентной ставкой. Рынок золотых сертификатов
был самым вялотекущим сектором рынка
государственных ценных бумаг. К моменту
своего погашения Минфину удалось разместить
лишь около 10 % общей суммы эмиссии.Среди
причин неудачного функционирования можно
назвать следующие: во-первых, возможность
погашения облигаций золотом превратилось
в проблему, т.к. для операций с ним нужна
специальная лицензия, а она была не у
всех банков; во-вторых, непригодность
для широкого инвестора в связи с большим
номиналом; в-третьих, слабая нормативная
база его функционирования (золотой сертификат
в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной
ценной бумагой, а его доля в размере 100
гр. — такого статуса не имела). Наконец,
не проявили интереса к сертификатам иностранные
инвесторы, в связи с величиной золотого
запаса страны на тот момент.
23.
Основные итоги
функционирования
золотых сертификатов.
Для привлечения
денежных средств государство использовало
также выпуск золотых сертификатов. В
соответствии с «Основными условиями
продажи золота» золотой сертификат является
государственной ценной бумагой, выпускаемой
Министерством финансов. Номинал сертификата
составил 10 кг золота пробы 0,9999. Доход
для держателя представлял собой разницу
между ценой покупки и ценой погашения.
Держателями могли быть юридические и
физические лица. Для осуществления операций
по купле-продаже золотых сертификатов
коммерческие банки обязаны были получить
специальную лицензию Центрального банка
России. Срок действия сертификата — один
год. Доход по сертификатам гарантировался
Министерством финансов РФ. Процентный
доход по сертификатам исчислялся и выплачивался
ежеквартально. Золотые сертификаты являлись
государственной ценной бумагой с плавающей
процентной ставкой. Рынок золотых сертификатов
был самым вялотекущим сектором рынка
государственных ценных бумаг. К моменту
своего погашения Минфину удалось разместить
лишь около 10 % общей суммы эмиссии.Среди
причин неудачного функционирования можно
назвать следующие: во-первых, возможность
погашения облигаций золотом превратилось
в проблему, т.к. для операций с ним нужна
специальная лицензия, а она была не у
всех банков; во-вторых, непригодность
для широкого инвестора в связи с большим
номиналом; в-третьих, слабая нормативная
база его функционирования (золотой сертификат
в целом, т.е. 10 кг золота, был признан государственной
ценной бумагой, а его доля в размере 100
гр. — такого статуса не имела). Наконец,
не проявили интереса к сертификатам иностранные
инвесторы, в связи с величиной золотого
запаса страны на тот момент.
24.
Государственный
сберегательный заем (ОГСЗ),
его задачи.
Облигации
государственного сберегательного
займа Российской
Федерации (ОГСЗ).
Для активного привлечения средств населения
с целью покрытия бюджетного дефицита
и обеспечения сохранности сбережений
населения было принято постановление
правительства о выпуске в обращение государственного
сберегательного займа РФ. Их выпуск состоялся
в соответствии с Указом Президента РФ
от 9 августа 1995 г. и постановлением Правительства
РФ от 10 августа 1995 г. № 812 « О генеральных
условиях выпуска и обращения облигаций
государственного сберегательного займа
Российской Федерации».
Облигации
государственного сберегательного
займа Российской Федерации (ОГСЗ)
выпускаются в документарной форме, являются
государственными ценными бумагами
на предъявителя, предоставляют их владельцам
право на получение в соответствии с условиями
выпуска каждой серии процентного дохода,
начисляемого к номинальной стоимости
облигации. Владельцами ОГСЗ могут быть
юридические и физические лица, которые
по законодательству Российской Федерации
являются резидентами и нерезидентами,
если иное не предусмотрено условиями
выпуска отдельных серий займа.
В течение 1995-1998 гг. ОГСЗ предполагалось
выпустить и разместить в объеме до 10 трлн.
рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей
каждая. Номинал ОГСЗ был установлен в
размере 100 и 500 тыс. рублей. Эмитентом выступило
Министерство финансов. Каждая серия выпускалась
сроком на 1 год.Первоначально облигации
этого займа, предназначенного, главным
образом, для размещения среди населения,
выпускались в документарной (бумажной)
форме. Их владельцами могли быть кроме
физических лиц (включая нерезидентов),
банки и другие юридические лица. По мере
организации электронных биржевых торгов
ОГСЗ превратились в безналичную ценную
бумагу.
Обслуживание
этого займа Министерство финансов
поручило банкам, которые были уполномочены
для реализации облигаций. Поскольку
требовалась сложная работа с населением,
нужны были достаточно крупные банки с
большим штатом работников и развитой
филиальной сетью. Для размещения ОГСЗ
проводились специальные тендеры (закрытые
конкурсы). Победителем этих тендеров
стал Сбербанк с его 742 отделениями в стране,
Оргбанк и несколько десятков других московских
банков и финансовых компаний. Особенное
положение Сбербанка заключалось в том,
что он стал не только основным банком-дилером,
осуществлявшим куплю-продажу облигаций,
но и платежным агентом Минфина по выплате
держателем облигаций процентного дохода
по купону.
Источник