Пока в стране бушевала пандемия коронавируса, налоговые органы позаботились о введении нового регламента, обязывающего банки автоматически предоставлять информацию о своих клиентах в ФНС. Чего теперь ожидать от расширенных возможностей налоговиков?
Новые формы и форматы передачи автоматических сообщений от банков ФНС России утвердила приказом от 28 мая 2020 года № ЕД-7-14/354@. Теперь все кредитные организации обязаны сообщать налоговикам в автоматическом режиме об открытии и закрытии любого счёта или депозита, а также об открытии или закрытии электронного кошелька и ряде других операций. На днях, как стало известно Лайфу, руководство налоговой службы подвело итоги первого, тестового месяца.
— В целом тесты показали, что связь между банками и ФНС налажена успешно, теперь при любом вопросе к физическому лицу достаточно фактически одну кнопку нажать, чтобы увидеть все движения и по его банковским счетам, и по электронным кошелькам, — пояснил Лайфу один из участников эксперимента, работающий в ФНС России.— Новый регламент является продолжением того процесса, который был начат ещё год назад. Тогда были приняты обширные поправки в налоговое законодательство (закон № 325-ФЗ), и вот теперь для реализации этих мер увеличен перечень поводов и операций, о которых банки в обязательном порядке должны сообщать в налоговую.
Главное новшество системы в том, что все сообщения формируются и отправляются не по запросу со стороны ФНС, а автоматически попадают в базу налоговиков. И банки сами обязаны обновлять эти данные, например в случае изменения реквизитов.
Фото © ТАСС / Максим Стулов
Автоматический Сбер
Как рассказал Лайфу менеджер одного банка из топ-10, первым о внедрении автоматической отправки форм позаботился Сбербанк, который сразу «зашил» отправку сообщений в свою операционную систему. И это в дополнение к уже действующей программе, призванной распознавать подозрительные счета и переводы, данные о которых тут же поступают в ФНС.
Главной составляющей действующей в Сбере с 2019 года программы является правило одновременной обработки двух баз: текущих счетов и телефонных контактов. В алгоритме заложено, что, если выполняется движение по счетам разных физических лиц, которые никогда ранее не общались по телефону (данные о контактах собираются автоматически через мобильное приложение), это сигнал либо о возможном мошенничестве, либо о незаконном предпринимательстве. Теперь к этому алгоритму добавилось правило обработки данных об источнике пополнения средств электронного платежа (например, электронных кошельков).
Банковская тайна не для налоговиков
— До лета 2020 года автоматический контроль был недоступен, но теперь выявлять возможные незадекларированные доходы стало намного легче, — похвастался Лайфу источник из ФНС России. — Банковские системы собирают и обрабатывают данные без всяких проверок и получения разрешений от вышестоящих инстанций.
По его словам, теперь ФНС получает уже обработанные данные, при этом банковские системы помечают как «подозрительную» информацию о движении средств между людьми, которые ранее между собой не общались; регулярные поступления и отправки любых круглых сумм (хоть 10 000 рублей) и, конечно, все зачисления и переводы свыше ста тысяч рублей (по вкладам сообщения тоже формируются, но с другим кодом).
— Наша цель — заставить всех граждан соблюдать налоговое законодательство, — заключает собеседник Лайфа. — С каждым днём неуплата налогов становится всё более рискованной затеей, а сэкономленные на налогах средства могут обернуться штрафами и пенями.
Источник
В последнее время ФНС все больше принимает мер для выявления скрытых доходов, с которых не платятся налоги. Одним из главных способов контроля доходов граждан является тесное взаимодействие с банками. В нашей время все больше людей хранят деньги на своих счетах, что заметно упрощает возможность Налоговой инспекции получать необходимую информацию о полученных денежных средствах. Однако среди людей распространено ошибочное мнение, что банки по умолчанию информируют ФНС, если на счет клиента поступила денежная сумма, либо был открыт новый банковский счет. На самом деле не совсем так. В данной статье постараемся разобраться, в каких случаях банк передаст сведения о состоянии счета в Налоговую инспекцию.
Есть ли такая обязанность у банка
В последнее время контроль над нашими деньгами со стороны банков заметно вырос. Тем не менее люди продолжают хранить там свои денежные средства. Это отличная возможность контролировать наши доходы, а самое главное – отслеживать факт уплаты налогов. Таким образом, появилось много сообщений о том, что банк обязан передать сообщение в Налоговую инспекцию о каждой проведенной банковской операции, и получатель денежных средств будет обязан оплатить налог в размере 13 % от данного перевода. В этом, конечно, есть доля правды, но на деле ситуация обстоит несколько иначе.
В России действует федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115 от 07.08.2001 г. В рамках данного закона банк отслеживает только те операции, которые, по его мнению, могут быть сомнительными. Банк в таком случае может потребовать предоставления информации, подтверждающего легальность операции. При этом сведения о такой операции передаются не в Налоговую инспекцию, а в Росфинмониторниг. Однако если обналичить сумму более 600 000 руб., то в таком случае банк в обязательном порядке уведомляет ФНС.
Таким образом, если происходит операция на сумму менее 600 000 руб., то узнать об этом могут лишь в Росфинмониторинге. Что касается Налоговой инспекции, то банк отправлять уведомление при таких операциях не обязан.
Когда сведения будут переданы в ФНС
Как мы уже разобрались выше, автоматически банки не передают сведения в ФНС, только если сумма операции составит более 600 000 руб. Тем не менее ФНС имеет право в рамках налогового законодательства инициировать проверку в отношении физического лица.
В рамках такой проверки в банк поступает запрос от Налоговой инспекции для уточнения состояния счета конкретного лица, и в этом случае банк обязан предоставить сведения. На практике вероятность стать объектом проверки ФНС не так высока, поскольку куда большее внимание уделяется юридическим лицам. Таким образом, если вы сделали крупную покупку, имея маленькие доходы, владеете несколькими объектами недвижимости и ваши расходы явно превышают доходы, то это основание для Налоговой инициировать проверку, соответственно направив запрос в банк для получения всей необходимой информации.
И не стоит забывать про важное исключение: если счета открываются в иностранном банке, то независимо от суммы физическое или юридическое лицо, открывшее счет в зарубежном банке, обязано в течение 1 месяца уведомить об этом ФНС.
Резюме
Подводя итог, стоит отметить, что автоматически сведения о наших счетах в Налоговую инспекцию не передаются, что не может не радовать. Однако это не гарантирует того, что ФНС не инициирует проверку, в рамках которой сможет получить от банка информацию по нашим банковским операциям и счетам. Также если обналичить сумму свыше 600 000 руб., то сведения об этом будут переданы в ФНС в обязательном порядке.
Спасибо за внимание!
Источник
РБК направил запрос в ФНС.
Зачем бизнесу зарубежные займы
Необходимость в трансграничных займах обусловлена спецификой работы поставщиков, пояснил РБК партнер, руководитель группы по разрешению налоговых споров Deloitte Антон Зыков. Например, дистрибьюторы закупают товары у иностранных производителей и перепродают на локальном рынке, а розничные сети и магазины добиваются от них значительных отсрочек — до 6–8 месяцев. Оптовые поставщики при закупке товаров рассчитываются с заводами сразу, а получают деньги от своих партнеров намного позже. В результате возникают кассовые разрывы, для покрытия которых поставщикам нужны займы.
«Сама по себе ситуация возникновения такого разрыва и его покрытия за счет заемных средств является обычной, а потому не должна признаваться по умолчанию необоснованной или неправомерной», — подчеркивается в письме РАТЭК. Если же вместо займа дистрибьютор увеличит отсрочку платежа, подорожает сам товар.
По мнению бизнеса, налоговая не должна отказывать в учете расходов на уплату процентов лишь в силу взаимозависимости с кредитором. Нужно доказывать умысел на уход от налогов с процентных доходов, например через искусственное использование низконалоговых юрисдикций.
Проблема оценки заемного финансирования заключается в непостоянстве позиций судов, констатировал Ермолаев. Инспекции же, «не желая разбираться в деятельности каждой конкретной компании, приравнивают разницу в сроках платежа к недобросовестности и заставляют налогоплательщиков оправдываться, объяснять, почему они взяли деньги взаймы и могли ли они построить свой бизнес так, чтобы работать без займов», рассказывает Зыков. По-хорошему, налоговые органы должны доказать, что компания действовала неосмотрительно или со злым умыслом, учитывая в расходах нерациональные затраты, добавляет он.
Почему недовольна налоговая
Трансграничные и внутрироссийские займы между взаимозависимыми лицами всегда вызывают вопросы налоговых органов — например, если компания заняла у своего акционера, говорит Ермолаев. «Государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы иностранные компании вкладывали деньги прямо в уставный капитал российских компаний, а не выдавали займы», — добавляет Зыков. Суммы налогов сильно различаются, когда инвестор вкладывает деньги в уставный капитал и когда выдает заем. В случае вклада в капитал компания потом выплачивает дивиденды, которые облагаются налогом, в случае займа при возврате денег учредителю «государство не получает ни копейки», объясняет он.
Как заявлял глава ФНС Даниил Егоров на Налоговом форуме в ТПП, заимствования и кредиты не могут не рассматриваться как особо привлекательные институты для агрессивного налогового планирования. «Представьте: одна организация формирует чистую прибыль, платит все налоги, потом переводит дивиденды и платит налоги с дивидендов. В это время другая организация формирует долговые обязательства и понижает доходы на сумму уплаченных процентов», — указал глава ФНС.
Аффилированность заемщика и кредитора сама по себе не должна вести к увеличению налоговых обязательств. При проверках инспекторы оценивают:
- размер займа (он не должен быть неоправданно большим);
- условия (процентная ставка, сроки платежей и т.д.) не должны отличаться от рыночных;
- наличие деловой цели (например, покрытие кассовых разрывов, на возникновение которых не влияла материнская компания или иное взаимозависимое лицо);
- соответствует ли договор займа реальному экономическому смыслу (например, выдача займа действующему предприятию, а не строящемуся с нуля; размер выплачиваемых процентов не совпадает с размером нераспределенной прибыли или невыплаченных дивидендов; проценты выплачиваются своевременно).
Если независимый кредитор (например, банк) не дал бы аналогичный «неадекватно большой» заем на рыночных условиях, налоговый орган может заподозрить «схему». Возникают подозрения, что трансграничные займы способствуют перекачиванию прибыли за рубеж, поясняет Зыков. В таком случае фирме исключат учтенные затраты на уплату процентов по займу из состава расходов и доначислят налог на прибыль.
Ситуация, как правило, обостряется в конце года, когда налоговые инспекции по всей стране определяют, к какой компании прийти с выездной проверкой, продолжает партнер Deloitte. Срок давности привлечения к ответственности — три года. Поэтому, например, если налоговая не начнет проверку в декабре 2020 года, начислить налоги за 2017 год она уже не сможет. С октября крупные налогоплательщики начинают получать запросы от налоговых инспекций, говорит Зыков.
Суд не увидел смысла в кредите из-за рубежа
Одним из знаковых стало дело оптового продавца шин «Континентал Тайрс Рус». Компания предоставляла своим покупателям (розничным продавцам) отсрочки по оплате товара. Для покрытия кассового разрыва компания брала займы у головной компании в Германии Continental AG.
Для возврата заемных средств компания переводила из России в Германию большие суммы денег, а расходы по уплате процентов вычитала из прибыли, уменьшая налоговую базу.
Суд пришел к выводу, что «Континентал Тайрс Рус» не имела права уменьшать прибыль. Компании доначислили 106 млн руб. налога на прибыль, пени и штрафов. По мнению налоговых органов, она могла не занимать деньги, а договориться с головной компанией об отсрочке платежей за поставленные шины и заплатить, когда получит деньги от своих клиентов.
Как предлагается решить проблему
«Вешать на внутригрупповое финансирование ярлык «порочности» недопустимо. Нужно исследовать обстоятельства каждого конкретного случая», — считает Ермолаев. В то же время сам бизнес, осуществляя сделки внутри группы компаний, должен «уделять должное внимание» сбору документов в подтверждение обоснованности операций.
В августе ФНС выпустила письмо «Об отдельных вопросах налогообложения внутригрупповых услуг», где ограничила полномочия инспекторов при проверках стоимости операций. РАТЭК считает, что аналогичные подходы применимы и к оценке заемных отношений. Например, в этом письме вопросы оценки рыночности цены услуг были отнесены к компетенции ФНС при проверках контролируемых операций по правилам трансфертного ценообразования, а не к полномочиям территориальных налоговых органов. Такой подход, по мнению ассоциации, справедлив и в отношении трансграничных займов, поскольку условия оплаты по внутригрупповым договорам должны учитываться при оценке взаимоотношений сторон в контексте определения трансфертных цен.
По мнению бизнеса, оценивая обоснованность займов, нужно исходить из следующего положения: если альтернативные решения привели бы к схожим финансовым результатам, то заемное финансирование нельзя признавать необоснованным.
В письме бизнес выразил надежду, что ФНС поднимет эту проблему на площадке Консультативного совета при службе и выпустит аналогичные разъяснения по вопросам налогообложения трансграничных займов, сформулировав «ясные и недвусмысленные критерии».
Глава ФНС, отвечая на вопрос на Всероссийском налоговом форуме, пообещал проработать эту проблему: «У нас уже сформирована команда для исследования таких вопросов как от лица налогоплательщиков и аудиторских компаний, так и с нашей стороны. Давайте мы посмотрим, где можно найти точки определенности, для того чтобы дать правовую ясность».
Источник
Как избежать штрафа за то, что не сообщили инспекции о контролируемой сделке
Если изменили пункт договора с взаимозависимым лицом, проверьте, было ли существенным или обязательным это условие. Если да — уведомляйте инспекцию о контролируемой сделке. Иначе компанию ждет штраф 100 тыс. руб., а также 40 процентов от суммы неуплаченного налога. Так на какие изменения договора обратят внимание налоговики.
О каких изменениях условий договора сообщать в налоговую
Перед тем как изменить договор, определите, будет ли изменение существенным или обязательным для этого вида договора. От этого зависит, признается ли сделка контролируемой. В отношении договора займа это могут быть следующие условия.
Заемщик обязан вернуть полученную сумму в срок или в течение 30 дней с момента, как заимодавец потребовал возврат суммы займа. Следовательно, для договора займа срок исполнения обязательств — обязательное условие. Продлевать или сокращать его срок — значит изменить гражданские права и обязанности сторон сделки. Это существенно изменяет договор, о чем нужно уведомить налоговую.
Часто стороны, которые договариваются о величине процентной ставки по договору, руководствуются текущей ситуацией на рынке финансирования и в конкретной отрасли. И не учитывают изменение курса валют или внешнеполитические ограничения, например, санкции, которые могут повлиять на исполнение обязательств.
Если процентная ставка изменится как в части размера процента, 03 так и в части вида ставки с фиксированной на плавающую, например, LIBOR фикс. % или MosPrime фикс.%, то ФНС может решить, что стороны меняют существенное условие. Это значит, сделку нужно включать в перечень контролируемых с 2012 года.
Объем заемных средств — необязательное условие, но оно может быть существенным, поскольку стороны закрепляют его в договоре. Условие, что заем предоставляется в определенной валюте, также не обязательно для исполнения. Но если стороны сделки закрепляют такое условие, хеджируя валютные риски, то новацию суммы займа могут признать существенным условием, о котором нужно уведомить налоговые органы.
Кроме того, чтобы провести ценовой анализ НК и определить сопоставимость условий финансовых сделок, например, договора займа с условиями контролируемых сделок, НК предусматривает сопоставление и валюты займа. Это подтверждает, что такое условие значимо для контролируемых сделок.
Минфин считает, что договор займа заключен с момента перечисления денежных средств. А значит, каждый транш нужно классифицировать и учитывать, как возникающее новое обязательство.
Когда изменяете порядок предоставления денежных средств, например, меняете единовременное перечисление средств на транши, имейте в виду, что это могут классифицировать как новую контролируемую сделку с даты перечисления денежных средств.
К договорным условиям, изменение которых могут выявить в ходе налоговой проверки и классифицировать как новую сделку, можно отнести много других. Например, когда изменяют обеспечительные меры: вносят условие о гарантийном обеспечении или исключают его; либо вносят условие о целевом назначении денежных средств.
Таким образом, юристы ЮБ «АргументЪ» рекомендуют уделять особо пристальное внимание нюансам договорной работы, и напоминают, что всегда готовы оказать профессиональную помощь в анализе и составлении любых договоров.
- Личный юрист
- Представительство в суде
- Все услуги по банкротству
Источник
Источник