Государственный займ — это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляются посредством выпуска гос. долговых обязательств (по-другому их называют казначейскими), гарантированных правительством. В нашей статье речь пойдет о видах государственного займа и иных, не менее важных аспектах вопроса.
Классификация по методу обращения
Стоит отметить, что правом на привлечение заемных денежных средств от имени Правительства РФ обладает исключительно Министерство финансов. Понятие государственного займа предполагает наличие достаточно обширной классификации. Так, в соответствии с таким критерием, как способ обращения, они подразделяются на рыночные и нерыночные.
Вам будет интересно:Производительность труда: измеряется отношением реального объема продукта и эффективности труда человека
Рыночные государственные займы — это те, которые оформлены в виде определенных ценных бумаг. Последние отличает свободное обращение после первичного размещения на соответствующем рынке. Под нерыночными займами необходимо понимать займы, которые оформлены в фондовые инструменты, приобретаемые инвестором у Правительства. Стоит отметить, что они могут быть реализованы исключительно Правительству.
По периоду заимствования
Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).
По месту размещения и обеспеченности
В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.
В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.
По форме выплаты
Вам будет интересно:Изменение доли стран в мировом ВВП
Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:
- Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
- Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
- Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
- Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.
Другие классификации
По обязанности со стороны заемщика полностью соблюдать сроки, связанные с погашением займа и определенные при его выпуске, принято выделять обязательства с правом погашения досрочно и без этого права.
В соответствии с признаком держателей ЦБ, различают займы, которые реализуются исключительно среди юридических лиц, среди физических лиц, а также универсальные, иными словами, размещаемые как среди юридических, так и среди физических лиц.
По эмитентам гос. займы классифицируются, к примеру, на обязательства, выпускаемые Правительством РФ и местными структурами управления.
По направлениям применения заемных денежных средств государственные займы могут быть классифицированы на целевые и нецелевые. Стоит заметить, что деньги, привлеченные в соответствии с целевыми займами, должны использоваться лишь в целях финансирования конкретных, заранее определенных программ, для осуществления которых и производится их размещение. Денежные средства, вырученные от размещения государственных займов нецелевого плана, бывают направленными на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование актуальной задолженности или же на иные нужды. Их использование уместно в случае дефицита бюджета (это превышение расходной части государственного бюджета над доходной).
Правила государственных заимствований
Вам будет интересно:Минимальная зарплата в Крыму: новый размер МРОТ с 1 января 2019 года
На территории РФ право осуществлять гос. заимствования принадлежит РФ, Правительству РФ, а также резидентам страны под гарантии Правительства. От имени РФ государственные заимствования (например, выпуск облигаций государственного займа) реализует Правительство РФ.
Государственные заимствования производится в пределах границ внутреннего и внешнего государственного долга. Стоит отметить, что они установлены законом касательно республиканского бюджета на очередной финансовый год. Суммарный объем гос. заимствований ни при каких обстоятельствах не должен быть больше объема капитальных расходов государственного бюджета в соответствующий финансовый год.
Формы долговых обязательств
Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:
- Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
- Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
- Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
- Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
- Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
- Договор о получении бюджетного кредита.
Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.
Договор займа. Заемщик и заимодавец
Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение. Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос. ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.
Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос. займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.
Отношения по заключению договоров
В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур. Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.
Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства. Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.
Цели привлечения внешних займов
Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:
- Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
- Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
- Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.
Вам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).
Выпуск ценных бумаг
Важно иметь в виду, что немаловажную роль в обеспечении государственного бюджета играют и государственных займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Федерации. Данная форма долговых обязательств страны также достаточно распространена. Под государственными ценными бумагами необходимо понимать ЦБ, которые выпускаются Министерством финансов от имени Российской Федерации.
Ценные бумаги государственного значения могут выпускаться в виде:
- Государственных облигаций краткосрочного типа, срок обращения которых составляет до 1 года (ГКО).
- Государственных облигаций долгосрочного типа, срок обращения который варьируется от 1 года и более (ГДО).
Выпуск государственных облигаций производится с целью привлечения средств граждан и юридических лиц, которые являются временно свободными, в том числе иностранных, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета (как отмечено выше, под дефицитом следует понимать превышение расходной части над доходной).
Эмиссия облигаций осуществляется от имени Министерством финансов. Объем эмиссии ценных бумаг определяется данной структурой при формировании проекта республиканского бюджета, как правило, на очередной бюджетный (финансовый) год. В любом случае объем уточняется в процессе его исполнения в установленном действующим на территории страны законодательством порядке.
В соответствии с каждым выпуском облигаций Министерство финансов страны принимает решение, содержащее информацию об их виде, сроке обращения, дате и объеме выпуска, дате погашения, номинальной стоимости, актуальных условиях их размещения, досрочном погашении, выплатах процентного дохода (данный пункт касается лишь процентных облигаций), а также об обмене облигаций.
Размещение ценных бумаг среди организаций производится следующими методами:
- Реализация на аукционе, который проводится в соответствии с определенными правилами, утверждаемыми банком, однако по согласованию с Министерством финансов.
- Прямая продажа Министерством финансов организациям на условиях, которые утверждены данным министерством.
- Передача или продажа облигаций банкам для последующей перепродажи.
Среди физических лиц облигации размещаются в порядке, который установлен Министерством финансов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и классификацию государственного займа, более подробно остановились на самых важных аспектах темы. В заключение целесообразно рассмотреть категорию гарантии правительства. Это обязательство Федерации, от имени которой выступает правительство, как гаранта взять на себя полную или частичную ответственность перед кредитором за погашение заемщиком (им выступает резидент страны) обязательств, связанных с договором займа, который заключен этим резидентом.
Государственная гарантия в качестве формы государственного долга, используемая в финансовом праве и даже регулируемая им, базируется в первую очередь на общих нормах гражданского права РФ, которые контролируют отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств. В то же время нормы финансовой отрасли права играют ключевую роль в регулировании государственных гарантий.
Источник
Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.
Сущность таких займов
Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.
Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.
Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.
Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:
- деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
- займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
- государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.
Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:
- большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
- займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
- большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.
Основы классификации
Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.
Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.
Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.
Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.
Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.
Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.
Как разделяются государственные займы в РФ
В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.
Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:
Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.
По субъектам заемных отношений
Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).
Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.
К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.
К местным органам власти можно отнести администрации районов.
Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.
По виду валюты заимствования
По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.
К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.
К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.
Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.
По сроку привлечения средств
Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.
Выделяют:
- краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
- среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.
Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.
На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.
По обеспеченности
По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.
К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.
К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.
Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.
По характеру выплачиваемого дохода
Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:
- процентные;
- беспроцентные;
- процентно-выигрышные;
- выигрышные;
- беспроигрышные.
Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.
Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.
Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.
К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.
Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.
Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.
При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.
В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.
По обращению на рынке
Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.
Здесь выделяют:
- рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
- нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.
По праву эмиссии
Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:
- федеральные власти (Правительство РФ);
- региональные власти
- власти местного управления.
Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.
Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.
Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.
Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.
Составление претензии по договору займа между физическими лицами, рассматривается здесь.
Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник