Государственный кредит– это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика кредита и гаранта.
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов.
Государственный кредит функционирует в следующих формах:
1. Государственные займы – осуществляется за счет эмиссии и размещения ценных бумаг, а также для получения иностранного кредита.
2. Кредиты. Они могут предоставляться в следующих видах:
а) бюджетные ссуды (инвестиционный налоговый кредит)
б) товарный кредит
в) льготные кредиты.
3. Гарантированные займы. Федеральное правительство в форме условленного государственного долга дает гарантированное обязательство под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, либо хозяйственными субъектами.
Как один из видов государственный кредит имеет ряд особенностей, которые отличают его от классических финансовых категорий (налогов):
1. добровольность
2. возвратность
3. платность
Государственный кредит отличается от таких основных форм, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящиеся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства займы не имеют целевого назначения. Заимствование на более низких уровнях характеризуется целевой направленностью.
Функции кредита:
1. Распределительная.Здесь подразумевается формирование денежных фондов и использование. Здесь проявляется принцип возвратности и срочности. Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения, т.е. идет формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств, так и предприятий, организованных на стадии первичного распределения и не предназначенных для текущего потребления:
а) финансирование дефицита бюджета, т.е. после налогов это второй методов финансирования дефицита бюджета.
б) при положительном бюджетном сальдо финансируются экономические и социальные программы, и этот фактор имеет положительное значение для ускорения экономического развития страны.
Финансирование расходов капиталистического характера за счет позаимствованных средств имеет положительное значение. Финансирование перекладывается на все поколения, которые будут пользоваться этим объектом.
2. РегулирующаяГосударство может проводить ту или иную финансовую политику, сознательно используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, следовательно, более дорогим становиться кредит для предпринимателей. Государство, выступая в качестве кредитора и гаранта, может стимулировать ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики.
3.Контрольная.
Государственные займы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
1. По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и местными органами управления.
2. По месту размещения: внутренние и внешние займы.
3. По обращению на рынке:
— Рыночные (займы свободно продаются и покупаются).
— Не рыночные (не подлежат обращению на рынке ценных бумаг).
4. По срокам привлечения средств: краткосрочные, среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).
5. По обеспеченности долговых обязательств:
— Закладные (обеспечены конкретным доходом или имуществом).
— Беззакладные (обеспечиваются всей платежеспособностью эмитента)
6. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
Процентные займы подразумевается доход в виде начисления процента.
Выигрышные – доход в виде выигрышей в момент погашения.
При поцентно-выигрышном займе облигационер получает часть дохода при погашении купонов, а часть – в форме выигрышей.
Беспроигрышные гарантируют выигрыш на каждую облигацию.
Беспроцентные (целевые) не предполагают выплаты дохода, а дают гарантию на получение дефицитных товаров.
7. В зависимости от условий обращения различают займы с правом досрочного погашения и без него.
8. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подписке и принудительно.
Источник
Особенности государственного кредита
Определение 1
Под государственным кредитом подразумевается совокупность отношений экономического характера, которые возникают между государством и физическими или юридическими лицами, государство в таких отношениях как правило выступает заемщиком, однако, может быть также и кредитором, и гарантом.
Являясь экономической категорией, государственный кредит находится между финансовыми отношениями и кредитными, совмещая их особенности. Как финансовая система, государственный кредит осуществляет обслуживание формирования и использования централизованных фондов денежных средств, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный кредит обладает некоторыми особенностями, которые отличают его от других традиционных финансовых категорий:
- Добровольный характер;
- Возвратность и платность.
Если рассматривать различия государственного и банковского кредитов, то можно заметить, что во втором случае обеспечением являются какие-либо конкретные ценности, а если государство заимствует средства, то обеспечением является все имущество или же какой-то доход.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Государство, как и любой заемщик, привлекает средства на определенный заранее срок.
Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости ВВП. В государственно-кредитные отношения вовлечены некоторые доходы и денежные фонды, которые были сформированы на этапе первичного распределения. Как правило к ним относятся временно свободные финансовые ресурсы предприятий и населения, но в определенных условиях трудовые коллективы и все население сознательно идут на ограничение потребления. В подобной ситуации источниками государственного кредита выступают средства, обеспечивающие текущее потребление или финансирование необходимых социальных или производственных расходов предприятий.
Необходимость использования государственных кредитов обуславливается постоянным противоречием величины потребностей общества и государственными возможностями по их удовлетворению за счет бюджета.
Функции государственного кредита
Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Посредством распределительной функции формируются централизованные денежные фонды государства или же используются на принципах срочности, возвратности и платности. Как заемщик государство осуществляет мобилизацию дополнительных средств, чтобы финансировать свои расходы. В промышленно развитых государства займы выступают основным источником финансирования дефицита бюджета и находятся на втором месте (после налогов) в формировании доходной части бюджета.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, находясь в кредитных отношениях, государство может влиять на денежное обращение, процентные ставки на рынках капиталов и денег, на занятость и уровень производства. Регулирование денежного обращения осуществляется посредством размещения государством облигаций государственного займа в различных группах инвесторов. При мобилизации средств физических лиц, государство может уменьшить их платежеспособный спрос. Если же с помощью кредита будут финансироваться производственные расходы, то сократится наличная денежная масса в обращении.
Контрольная функция кредита государства тесно связана с финансовой контрольной функцией. Но при этом обладает некоторыми специфическими особенностями:
- Данная функция тесно связана с государственной деятельностью и положением централизованного денежного фонда;
- В двустороннем порядке охватывает движение стоимости, поскольку не предусматривает возврата и возмещения полученных средств;
- Может осуществляться как финансовыми структурами, так и кредитными учреждениями.
Контролируется не только процесс привлечения заемных средств, но и процесс их погашения.
Формы государственных кредитов
Внутренний кредит государства может иметь следующие формы:
- Государственные займы;
- Трансформация доли вкладов населения в государственные кредиты;
- Заимствование части средств общегосударственного фонда ссуд;
- Гарантийные займы;
- Казначейские ссуды.
Государственные займы классифицируются по нескольким признакам:
- По субъекты заемных отношений подразделяются на займы, которые размещаются центральными органами управления и территориальными;
- По месту размещения – внешние и внутренние;
- По обращению в рыночной среде – рыночные и нерыночные. В первом случае займы могут свободно продаваться и покупаться, а в финансировании дефицита бюджета они основные. Нерыночные займы свободно меняют своих владельцев, не подлежат продаже на рынке ценных бумаг, как правило выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов, интересам которых отвечают;
- По срокам привлечения финансовых ресурсов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
- По обеспеченности обязательств: закладные и беззакладные. Обеспечение закладных облигаций выражается в конкретном залоге, к примеру, имуществе. Беззакладные облигации обеспечиваются всем имуществом государства или же муниципалитета.
Функционирование второй формы государственного кредита, т.е. трансформации доли вкладов населения, опосредовано системой сберегательных учреждений. Обращение доли вкладов населения в займы осуществляется посредством покупки особых ценных бумаг и оформления безоблигационных займов.
Для третьей формы государственного кредита характерным является то, что государственными кредитными учреждениями непосредственно передается часть кредитных ресурсов для покрытия расходов правительства.
В некоторых случаях государство может гарантировать погашение займа, который был выпущен нижестоящими органами управления, в этом выражается четвертая форма кредита государства.
Казначейские ссуды представляют собой отношения по оказанию финансовой помощи организациям и предприятиям органами государственного управления за счет средств бюджета на основании срочности, платности, возвратности.
Источник
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит отличается от банковского кредита видом обеспечения, сроками и порядком использования.
Государственный кредит используется государством для решения различных задач:
* поиск финансовых ресурсов для финансирования
* государственных расходов, увязки доходов и расходов;
* регулирование макро- и микроэкономических процессов;
* воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.
Функции государственного кредита
Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование денежных доходов и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:
1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
2) охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Формы гос кредита, классификация займов.
Под формой кредита понимается внешнее проявление тех экономическихотношений, которые выражаеткредит.
Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.
Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.
Государственныезаймыхарактеризуютсятем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц,привлекаются для финансирования общественных потребностей путемвыпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
1) по эмитентам – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;
2) в зависимости от места размещения – внутренние и внешние;
3) в зависимости от обращения на рынке – рыночные и нерыночные;
4) в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств –закладные и беззакладные ;
6) по характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные и с нулевым купоном;
7) в зависимости от метода определения дохода – долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;
8) в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске – обязательствас правом досрочного погашения и без права досрочного погашения;
9) по методам размещения – добровольные, размещаемые поподписке и принудительные.
71. Государственный долг, его содержание и виды.
Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату
В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
Классификационные критерии Виды государственного долга.
1.уровень власти
Централизованный долг государства;
2.виды займов
внутренний долг; внешний долг.
3.сроки образования и погашения. капитальный; текущий.
4.формы долговых обязательств. Облигационные займы; безоблигационные займы.
5. сроки погашения. краткосрочные займы; долгосрочные займы.
В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.
В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.
По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.
Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности республики.
Источник