Приведите тексты статей с применением принципа талиона и ордалий (используйте источники, например Законы Хаммурапи, Салическую правду).
Проведя анализ источников древнего права (Законов Хаммурапи и Законов Ману, Салической правды) мною обнаружены следующие упоминания о применении принципа талиона и ордалий
Ордалии в Законах Хаммурапи
Ст. 2. Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его.
Отражение принципа талиона закреплено в следующих статьях:
Ст. 192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя мать», то ему должно отрезать язык.
Ст. 193. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум узнает о доме своего естественного отца и возненавидит отца, вырастившего его, или мать, вырастившую его, и уйдет в дом своего отца, то ему должно вырвать глаз.
Ст. l95. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.
Ст. 196. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его глаз.
Ст.197. Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость.
Ст. 200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб. Ст.209 — 210. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра.Ст. Если эта женщина умрет, то должно убить его дочь.
Ордалии закрепленные в Салической правде
Согласно ч.1 ст16. Капитулярий VI. Салической правды «Если кто будет уличен в качестве ложных свидетелей, повинны уплатить пеню по 5 сол. И если обвиняющий их в лжесвидетельстве опустит свою руку в котелок и вынет (ее) здоровой, повинен уплатить ту же пеню, как выше сказано. А если обожжет руку, платит 15 солидов пени»[1].
Ордалии в Законах Манну закреплены в главе VIII статьях 85,114 – 11585. Злодеи думают: “Никто не видит нас”, – но их видят боги, а также их совесть.
114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь, погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности. 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.
Опишите договор займа по Законам Хаммурапи (работа с источником).
Довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа.
Должник вынужден был отдавать свою землю в обеспечение долга либо отдавать в кабалу детей, других членов семьи.
(§ 117) Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.
В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга. (§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить. В заслугу Хаммурапи ставится ограничение ростовщического процента по займам и возможность в некоторых случаях отсрочить уплату долга
(§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя царскому уставу, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном. (§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может взять 1/б сикля и 5 ше как проценты. В случае завышения этого процента тамкар рисковал не получить всю долговую сумму. Устанавливался запрет забирать в покрытие долга поле или сад. (§ 66) Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в саду, ты заберешь за свое серебро», то тамкар не должен согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада. (§ 49) Если человек взял у тамкара серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля. (§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен вернуть серебро с его процентами[2].
Источник
Договор займа по законам Хаммурапи.
Хаммурапи испытывал, по-видимому, особую страсть правосудию. Дошли документы о нем как о судье. В одном из своих писем он дает инструкцию насчет допроса взяточников, в другом- требует явки очевидцев.
Статьи Законника Хаммураппи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. » Такую форму изложения называют «казуальной».
Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа- денежного и натурального — все это подробным образом регламентируется в кодексе. Для наиболее распространенных сделок, например купли — продажи, Законник предусматривает три условия действительности: чтобы имущество не было изъято из оборота, например, илку, земли воинов, чтобы продавец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее хозяину, чтобы оформление сд елки происходило в присутствии свидетелей. Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью как вор. Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или указать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его пропавшую вещь, наказывался смертью он сам, ибо лжец он, который возводит клевету.
Малоземелье, явившееся результатом роста населения, разграбления общинной земли и тесных пределов орошения, вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину поля определенную долю, не зависящую от урожая: весь риск падал на арендатора. Доля эта была значительной и колебалась в среднем между1/3 и 1/2 того, что может принести поле. Не лучшими были условия договора займа. Проценты составляли 20 годовых по денежным займам и 33 — для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор» то есть размягчить глину, на которой он был написан. Это значит: стереть все ненужное.
В древневавилонской семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи, он представляет ее в деловых отношениях, ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому, кто их захочет купить, продать без возврата. Жену, которая позорит мужа или » расточает его имущество», разрешается » отвергнуть » или выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее дома на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой дома. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Для него не существует юридических препятствий к разводу. Они существуют для жены, одновременно действуют два принципа: свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены.
Для нее установлены три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и местности проживания: неосновательное обвинение в супружеской неверности. В то же время, как это ни странно, жена вправе распоряжаться своим собственным имуществом, нажитым ею в браке, полученным по наследству, дарению и т. д. Может заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось расточать имущество жены или распоряжаться им без согласия последней.
Значительное развитие в Вавилоне получило обязательственное право. Обязательства возникали: 1) из договора; 2) из причинения вреда. Договор мог быть заключен при наличии сторон, объекта сделки, свидетелей. При этом хозяин вещи должен был быть действительным ее собственником и мог гарантировать приобретателя от эквиции, то есть от претензии на данную вещь со стороны третьего лица. Кроме того, хозяин вещи должен был предупреждать приобретателя о всех скрытых недостатках объекта сделки. Договор оформлялся в письменной форме и регистрировался специальным чиновником. Ответственность за неисполнение договора была различна. Должник отвечал своей личностью или личностью членов своей семьи, которые теряли свободу. Нередко неисполнение договора влекло за собой имущественную ответственность, выражавшуюся в обязанности возместить ущерб контрагенту в трех- и даже шестикратном размере.
Договор займа отличался в Вавилоне суровостью. Закон обеспечивал кредитору грабительский процент — 20 % для денежных займов и 33 % для займа зерна. Он предоставлял кредитору право принимать в залог землю и прочее имущество должника. Если этого имущества не хватало, кредитор мог требовать себе для работы «заложника», принадлежащего к семье должника. Максимальный срок его эксплуатации — 3 года. Законник говорил о найме работника на срок до 1 года, а также о других видах найма — найме домов, судов, повозок и др.
Помимо того, древневавилонскому праву были хорошо известны договоры хранения (поклажи), товарищества и др. При регулировании имущественных отношений закон во всех случаях защищал интересы собственника. Лицо, причинившее объективный вред имуществу, обязано было возместить ущерб собственнику.
Как уже отмечалось Законы Хаммурапи довольно подробно регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа (33% с хлеба и 20% с серебра — ст. 89), ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. Например, ст. 89:
«Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на 1 курру он может взять 100 ка зерна как процент — если он отдал в долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять 1/6 сикля и 6 ше как процент «.
Кредитор, взыскавший более высокий процент, «теряет то, что дал» (ст. 91). Определена также ответственность кредитора за махинации при расчетах (ст. 92 — 94 ), причем в некоторых случаях спорная сумма могла быть взыскана с недобросовестного кредитора в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором любыми материальными ценностями, а не только теми, которые взял в долг.
Самоуправное изъятие имущества в счет долга карается утерей прав на получение долга с возвращением должнику всего изъятого (ст. 113):
«Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого человека должно изобличить во взятии им хлеба из житницы или с гумна без ведома хозяина хлеба, и он должен вернуть весь взятый им хлеб, а также теряет все, данное им в долг». То, что Хаммурапи в качестве кредитора указывает лишь тамкара, наводит на мысль о том, что именно они и были главными ростовщиками. Однако это не значит, что другие свободные общинники не могли заниматься ростовщичеством, просто они, наверное, занимались этим гораздо реже чем тамкары.
Источник
1. Общие понятия
Первая кодификация законов Вавилонии,
относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам
Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления.
Сборник законов выбит на черном базальтовом
столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом,
который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего
перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Изложение законов отличается
тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не
имеют религиозного и морализирующего элементов.
Текст сборника состоит из трех
частей:
· введение, в котором Хаммурапи объявляет,
что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял
слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам
своего государства;
· 282 статьи законов,
· обширное заключение.
Источниками при составлении сборника
послужили:
· обычное право;
· шумерские судебники;
· новое законодательство.
2. Собственность
При царе Хаммурапи частная собственность
на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие
виды земельной собственности:
· царские;
· храмовые;
· общинные;
· частные.
Царским и храмовым хозяйством управлял
царь.
С развитием частной собственности на землю
сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли
свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству,
каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не существовало.
Крупные землевладельцы использовали труд
рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами.
Земельные наделы воинов, а также имущество солдат подчинялись особому правовому
режиму.
3. Виды обязательств
Законодательству Хаммурапи известны
договоры:
· аренды;
· имущественного найма;
· личного найма;
· займа;
· купли-продажи;
· хранения;
· товарищества;
· мены;
· поручения.
Большую роль в земельных отношениях того
времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей,
посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи
упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных,
судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также
ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
При помощи договора личного найма нанимали
сельскохозяйственных Рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами
определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты
труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как
денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от
кредитора и предотвратить долговое рабство.
Законы подробно регулировали
следующие положения:
· ограничение максимального срока отработки
долга тремя годами;
· ограничение процентов, взимаемых
ростовщиком;
· ответственность кредитора в случае смерти
должника в результате дурного обращения с ним.
Договор купли-продажи также был очень
распространен ввиду существования частной собственности на движимое и
недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:
· продажа ценных предметов (земли, построек,
рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;
· продавцом мог быть только собственник вещи;
· продажа имущества, изъятого из оборота,
считалась недействительной.
4. Брачно-семейные отношения
Брак заключался на основе письменного
договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при
наличии этого договора.
Главой семьи был муж. Замужняя женщина
обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла
право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла
наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за
неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому
наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.
Будучи главой семьи, отец имел над детьми
сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за
свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признает наследование по
завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по
закону. В качестве наследников выступали:
· дети;
· усыновленные дети (Законы Хаммурапи
разрешают усыновление детей);
· внуки;
· дети от рабыни-наложницы, если отец
признавал их своими.
Отец не имел права лишить наследства сына,
не совершившего преступления.
5. Виды преступлений и наказаний
Общего понятия преступления и перечня всех
деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания
кодификации можно выделить три вида преступлений.
· против личности;
· имущественные;
· против семьи.
К преступлениям против личности законы
относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится.
Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза,
зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы
называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются
грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи,
законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение.
Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью
наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что
определяло их виды.
Основными видами наказаний являлись:
· смертная казнь в различных вариантах —
сожжение, утопление, посажение на кол;
· членовредительские наказания — отрубание
руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
· штрафы;
· изгнание.
При определении наказания за преступления,
совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом
талиона» — «мера за меру», когда виновному назначалась та же
участь, что и потерпевшему.
Наказаниями за имущественные преступления
были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий
стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.
Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за
прелюбодеяние) или членовредительством — например, отрубанием руки сыну,
ударившему отца.
6. Процесс
Ведение процессов по уголовным и гражданским делам
осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны.
Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии
(например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам
процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое
решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права
возвращения к ней.
Источник