№ 116. Справка Наркомторга СССР о возможностях для СССР получения кредитов в США
24 сентября 1928 г.
Советские банки и торговые организации находятся в деловых сношениях с американскими банками около пяти лет. Из крупных американских банков только два находятся в деловых сношениях с Советским Союзом, это “Чэйз нашионал банк” (второй по размеру банк Америки) и “Эквитэбл трест К°”. Эти два банка предоставляют кредит банкам и торговым организациям СССР. Часть этого кредита является соло-вексельным кредитом[1], но большая часть его обеспечена товарами вне Советского Союза.
Американские банки не имеют обычай предоставлять долгосрочные кредиты, поэтому соло-вексельные кредиты предоставляются обычно на период от 3 до 4 месяцев. Подтоварные кредиты обычно еще более короткого срока, например на хлопок, они даются на период от 30‑40 дней, то есть на время, потребное для того, чтобы пароход доставил хлопок из порта Америки в порт СССР.
Законодательство о банках в Америке и обычаи их делают почти невозможным получение от этих двух банков соло-вексельных кредитов в большем размере, чем кредиты, предоставляемые ими в настоящее время.
Единственный возможный способ получения больших необеспеченных кредитов в Америке — это посредством выпусков займов. При существующих политических отношениях между СССР и Америкой не представляется возможным продавать русские займы в Америке. Государственный департамент (Министерство иностранных дел) Соединенных Штатов установил правило, согласно которому ни одна страна, которая не договорилась относительно своих долгов с Соединенными Штатами, не может заключать займы на американском денежном рынке. В прошлом году банкирскому дому “Дж. П. Морган и К°” не было разрешено выпустить французский займ на основании того, что французское правительство не ратифицировало договора о своем долге Соединенным Штатам.
“Чэйз нашионал банк” имеет вспомогательную организацию, не подлежащую контролю банковских законов и известную под именем “Чэйз секьюритис корпорэйшн”. Эта компания занимается выпуском американских и иностранных займов и финансированием правительств и частных предприятий. С прошлого года “Чэйз секьюритис корпорэйшн” серьезно рассматривает вопрос финансирования русских дел. Вопрос этот обсуждался авторитетными членами правления упомянутой организации с г‑ном Коробковым из Госбанка во время его посещения Америки прошлой осенью. Ввиду большой заинтересованности “Чэйз нашионал банка” в русских делах изыскивался метод, посредством которого русские дела могли бы финансироваться продажей ценных бумаг американской публике, помещающей в них свои капиталы.
Пришли к заключению, что при существующих условиях единственным способом, посредством которого можно было бы получить значительные суммы от американской публики на русские дела, являлась бы организация специальной американской компании для развития русской торговли и различных дел в СССР.
Организация такой компании была вчерне следующая: “Чэйз секьюритис корпорэйшн” организовала бы инициативную группу, состоящую из лиц, заинтересованных в русских делах, которая послужила бы ячейкой для организации упомянутой компании.
Правление и высший персонал были бы избраны из лиц, хорошо известных в финансовых и промышленных кругах Америки. После организации такой компании “Чэйз секьюритис корпорэйшн” через своих агентов по всей территории Соединенных Штатов продавали бы займы для упомянутой компании. Большой престиж “Чэйз секьюритис корпорэйшн” в деловых кругах и ее крупная организация, так же как и влиятельные имена ее директората, обеспечили бы успех этого дела. При объявлении об учреждении компании должно быть упомянуто, что компания организована группой американских деловых людей, заинтересованных в развитии русских дел. Нужно указать, в чем будет заключаться деятельность компании, равно как и возможные источники прибыли и методы, при которых будет обеспечена безопасность для помещенного капитала.
По мнению членов правления, заведующих подобными операциями в “Чэйз секьюритис корпорэйшн”, размер выпускаемого займа не должен быть меньше 25 млн. долларов, предпочтительнее, чтобы он выразился в сумме 50 млн. долл. Эта сумма не велика, если принять во внимание масштаб операций, производимых “Чэйз секьюритис корпорэйшн”.
“Чэйз секьюритис корпорэйшн” необходимо будет получить одобрение со стороны американского Министерства иностранных дел для финансирования такой компании. Согласно политике настоящего времени Министерство иностранных дел не создает препятствий и поощряет развитие американско-русской торговли. Вопрос об организации такой компании еще не обсуждался с чиновниками Министерства иностранных дел, но в частных беседах с видными американскими финансистами и политическими деятелями выяснилось в общих чертах, что это возможно и выполнимо. Переговоры с Вашингтоном могут быть начаты в течение ближайших недель.
Вопрос может быть поставлен Министерству иностранных дел вроде следующего:
“Чэйз нашионал банк” в течение последних пяти лет находился в деловой связи с советскими учреждениями и до сих пор с вполне удовлетворительными результатами. В настоящее время он считает желательным организовать американскую компанию для развития и расширения этих дел. Компания должна послужить средством значительного увеличения американско-советской торговли. Ввиду того что финансирование такой компании путем обычных банковских кредитов не представляется возможным, можно получить добавочный капитал на это дело от лиц, вкладывающих деньги в подобного рода предприятия. Весь капитал компании будет американским, и ее операции будут главным образом связаны с американско-русской торговлей и развитием дел между этими двумя странами.
При условии, что в политическом направлении после выборов 6 ноября не последует никаких изменений, Министерство иностранных дел, вероятно, благожелательно отнесется к этому предложению и не будет противиться организации и финансированию компании. Для того чтобы получить одобрение Государственного департамента, придется подчеркнуть, что капитал компании будет всецело находиться под контролем американцев.
Прежде чем предпринять дальнейшие шаги для развития этого проекта, следует рассмотреть и обсудить его в Москве, и если организация подобной компании будет признана желательной, необходимо договориться с ней в принципе и детально. Базисом соглашения должен быть принцип, согласно которому лица, поместившие деньги в это дело, смогли бы получать хорошую прибыль на помещенный капитал, чтобы оправдать то, что, с их точки зрения, является новым и еще неиспробованным риском. Необходимо тщательно изучить и осторожно подойти к выбору дел, которые лягут в основу учреждаемой американской компании.
В середине августа, при отъезде уполномоченного “Чэйз нашионал банка” и “Чэйз секьюритис корпорэйшн” из Нью-Йорка, вопрос об организации такой компании обсуждался членами правления этих учреждений, которые проявили большой интерес к этому делу и поручили уполномоченному выяснить отношение Москвы к нему.
Примечание:
[1] Соло-вексель — простой вексель, или вексель, на котором есть подпись только одного лица, обязанного совершить платеж.
РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 18. Д. 87. Л. 188-192. Копия.
Источник
Простыми словами, ленд-лиз — это помощь, которую получил Советский Союз от Соединенных Штатов. Помощь была не безвозмездной, а оказанной в кредит в период разгара Второй мировой войны.
Система, по которой Советский Союз смог получить от Америки военную технику, оружие, продовольственные товары до сих пор вызывает некоторые вопросы. Действительно ли это делалось «в кредит»? Сколько денег пришлось вернуть? Как долго происходил возврат средств за оказанную помощь? Однозначно ответить нельзя, но можно посмотреть на более или менее объективные данные, и сделать выводы.
Фото с https://www.iarex.ru/articles/57785.html
В чём же заключалась помощь?
В основном, Америка помогла Советскому Союзу военной техникой. Если учесть масштабы перевозимых товаров и сложность поставки, можно легко оценить вклад США. В список привозимой помощи можно включить:
• Танки и военные машины;
• Самолеты различных типов и моделей;
• Пищевые продукты;
• Средства связи (рации, телефоны, радио);
• Одежда, обувь и кожа для её пошива.
Вся помощь перевозилась огромными локомотивами, загруженными доверху. Также ими доставлялись и материалы, включая нефть и металлы для работы советских заводов.
Общая сумма кредитной помощи составляла более 10 млрд долларов, но СССР обязывался оплатить только те товары, которые уцелеют за время войны.
Фото с https://topwar.ru/1706-lend-liz-mify-i-realnost.html
Время возвращать деньги назад
После окончания войны стоило начать переговоры о возврате средств. Но послевоенной и разрушенной стране дали строк в несколько лет. Поэтому разговор о ленд-лизе зашел только в 1948 году, то есть через три года после окончания войны.
Изначально США назвали сумму долга равную 2,5 миллиарда долларов по тогдашнему курсу. СССР в свою очередь согласился отдать только незначительную часть от этой суммы, что не устроило Америку.
Вскоре оба государства снова вернулись к исходной теме, но и на этот раз результата не было. Три года страны не могли прийти к общему решению. За это время Соединенные Штаты успели изменить свое решение и снизить выплаты в три раза, хотя Советский Союз и это не был готов платить.
Длительность и сложность выплат
В начале 70-х обе стороны смогли найти компромисс. Хоть договор и не имел идеальных условий ни для одной из сторон, его безоговорочно приняли и подписали. 722 млн долларов нужно было вернуть кредитору до начала 2000-х.
Фото с https://topwar.ru/22247-tankovyy-lend-liz-velikobritaniya.html
Но мы все знаем как СССР отдает долги, сейчас вы будете в шоке, они отдали всего 48 млн долларов. Вдумайтесь, получили 10 млрд, а отдали 48 млн, что составляет 0,5 процента. Представьте себе вы покупаете квартиру в ипотеку за 3 млн рублей, а выплачиваете только 15 тысяч, дайте мне пару подъездов, да?
С приходом 1990-х возобновились и переговоры на данную тему. Новым условием стала сумма в 670 млн долларов, а строк до 2030 года.
Каковы же реальные результаты?
Вся эта суматоха длилась не один десяток лет, пока СССР не рухнул. Тогда заговорили об ином варианте, инициатором которого была Россия. Все долги она берёт на себя, но при этом все деньги от бывшего Советского Союза также отходят ей. Такая идея была тепло принята всеми екс-республиками.
Исходя из этого, теперь только Россия имеет дело с США. Окончательно рассчитаться с кредитом получилось только спустя тринадцать лет. В середине нулевых общая сумма долга была окончательно выплачена и равнялась 670 млн долларов.
Больше информации про интересные исторические события, важные даты, про людей, которые внесли свой вклад в историю, вы можете посмотреть на нашем сайте: https://history.com.ru/
Так же вам могут быть интересны статьи:
Цусимское сражение – катастрофа русского флота
Почему СССР исключили из Лиги Наций
Источник
Эпиграф: «СССР является главенствующей силой в Восточной Европе», и, признавая главенство советской власти в регионе, «единственным практичным следующим шагом с нашей стороны стало бы применение всего нашего имеющегося влияния для улучшения сложившейся ситуации» (с) Ф.Д. Рузвельт, январь 1945 на встрече с группой сенаторов США.
Причин возникновения Холодной войны много. Можно начать перечислять, устать и все равно что-то ключевое упустить. Все они переплетены и взаимосвязаны между собой, и нет возможности показать на один конкретный источник разногласий и обвинить его в наибольшей причастности к раздору, что опасным торфом под сантиметрами дерна принялся тлеть в отношениях между США и СССР, но вычленить и рассмотреть тот или иной фактор по отдельности, шаг за шагом, вполне осуществимо.
Ниже будет рассмотрена проблема советского займа, т. е. займа США Советскому Союзу в период 1945-1946 года. Есть понимание, что теоретически, будучи выданным, этот займ вполне мог «приручить» СССР, заручиться его согласием по текущим острым политическим вопросам (доступ американцев к рынку Восточной Европы, статус оккупационных зон в Германии, выборы и правительства в Восточной Европе), а раз так, то нет прелюдии взаимных претензий, непонимания и нагнетания чувства стойкой бескомпромиссности с обеих сторон, и следовательно Холодная война не наступает. Центральный вопрос, на который я хочу ответить в этой статье, был ли у этого займа шанс быть выданным заемщику?
Нужен ли был займ СССР на цели послевоенного восстановления? Безусловно, да. Ф.Д. Рузвельт понимал это, и был готов содействовать. Рузвельт также понимал, что СССР был особым, если не сказать разборчивым, заемщиком, который мог и отказаться от кредита в случае нагрузки договора неприемлемыми условиями, поэтому Рузвельт решил действовать pro bono, надеясь на то, что процедура обслуживания долга смягчит общую позицию СССР, закинет крючок с насаженными на него новыми займами и договорами, после чего условия перестанут быть неприемлемыми для советской стороны и войдут в следующие договоренности с большей легкостью. Займ без дополнительных условий — такова была позиция Рузвельта. Ее разделяли Министерство финансов и Министерство торговли, но не Государственный департамент.
Могли ли США выдать такой займ? Рузвельт также осознавал и ограничение своих возможностей. Если выдавать займ, то откуда брать деньги? Частный капитал отметаем незамедлительно. Государственный займ просто так не выдать без согласия Конгресса, в котором хотя и было демократическое большинство, но надеяться на то, что тот беспрекословно начнет выдавать новые займы после шестидесятимиллиардного ленд-лиза и выпуска военных облигаций, было нельзя (не говоря уж о том, что в силе оставался Закон Джонсона от 1934 года, который запрещал правительству США давать в долг тем иностранным правительствам, которые не расплатились со Штатами еще по старым долгам). В конце 1943 года обнаружилась юридическая лазейка в виде все еще работающего ленд-лиза, который можно было не сворачивать после капитуляции Третьего Рейха, а продолжать использовать в качестве канала по поставке материалов в СССР для послевоенного восстановления. Раздел 3С Соглашения по ленд-лизу позволял выдачу кредита со ставкой в 2 и 2/3 процента годовых.
Предварительные переговоры шли в 1944 году и подвисли в воздухе, так как советская сторона желала уменьшить процент и отсрочить дату первых выплат долга. Чтобы понять тогдашние представления СССР о «справедливых условиях», то в качестве точки отсчета следует взять предложение Микояна от 1 февраля 1944 года о ставке в полпроцента (0.5%) со сроком на 25 лет на сумму в один миллиард. Прошел почти год, и вот в январе 1945 года Молотов знакомит американцев с эволюционировавшей советской позицией: 6 миллиардов со ставкой в 2.5% с началом выплат через 10 лет. Переговоры в рамках 3С по-прежнему находились в тупике. Тут, конечно, виновата советская сторона, которая, руководствуясь ложными представлениями о заинтересованности капиталистов в рынке СССР и их страхе перед новой рецессией, упрямо боролась за лучшие условия займа, выжидала и затягивала, вместо того, чтобы схватиться за миллиард-другой пока дают. Но и война на тот момент еще не закончилась, ленд-лиз поставлялся широкой рекой, и острого разрыва в материальных поставках СССР пока еще не ощущал. Долгий договорной процесс протекал в комфортной обстановке, затягиваясь. В апреле 1945 года Рузвельт умирает, во главе исполнительной власти оказывается совершенно другой политик, а месяц спустя переговоры в рамках 3С сворачиваются по инициативе американской стороны. Политики кабинета времен Рузвельта с просоветскими настроениями постепенно покидают свои посты: министр финансов Генри Моргентау ушел в отставку в середине 1945 года, а министр торговли Генри Уоллес был уволен в 1946 после конфронтации с государственным секретарем Бирнсом.
Что касается обсуждаемой суммы займа, то для сопоставления я ссылаюсь на отчет OSS (предтеча ЦРУ), в котором сообщалось, что на 1944 год СССР потерял промышленного капитала на 16 миллиардов долларов и прочего имущества (инвентарь) на 4 миллиарда. Золотые резервы и планируемые репарации позволяли СССР к 1948 достичь довоенного уровня инвестиций в промышленность без какого-либо займа. Один-два миллиарда долларов в долг ускорили бы процесс восстановления всего лишь на два месяца. Ленд-лиза Советским Союзом было всего получено на 11 миллиардов.
После занятия Трумэном президентского кресла рузвельтовское благоволительное отношение к СССР сменилось на жестко-требовательное. Уже никто в администрации президента не думал о том, чтобы выдать просто обычный займ. Впервые отчетливо была озвучена связь между перспективами выдачи кредита и советским внешнеполитическим поведением. Польский вопрос «испортил» американцев. Получить займ в новых обстоятельствах потребовало бы от Сталина широкого спектра уступок в Восточной Европе, на что он, разумеется, идти не желал, отдавая наивысший приоритет вопросам государственной безопасности. Казалось бы, конец истории. Рузвельт мог дать кредит, а Трумэн не мог. Рузвельт мог затянуть СССР в тенета капиталистического глобального мира, а Трумэн, напротив, антагонизировал Сталина (в то числе, резко сократил поставки ленд-лиза 12 мая 1945 года, и это неожиданное эмбарго СССР счел недружественным шагом), выкинул его на задворки экономического мирового потока и упустил шанс предотвратить Холодную войну. Но есть еще ньюансы.
Вернемся в январь 1945 года к предложению Молотова выдать ему 6 миллиардов. Это была официальная заявка Советского Союза о займе, и Администрация президента как примерный бюрократ ее рассматривала. Исполнительная власть США раскололась по этому вопросу: министр финансов Генри Моргентау и его главный помощник Гарри Уайт были за начало переговоров, а вот Государственный департамент в лице государственного секретаря Эдварда Стеттиниуса, заместителя Клейтона, посла Гарримана и министра ВМС США Форрестола заронили в голову Рузвельта сомнения, и тот отложил этот вопрос на потом. А потом будет уже поздно, или труднее, так как в феврале в Ялте Сталин дает обещание допустить свободные выборы в Восточной Европе, и в марте-апреле 1945 года Польша и проблема «люблинского правительства» впервые омрачила советско-американские отношения. Если бы не советники из госдепа, то переговоры бы начались, и никакой вопрос по люблинскому правительству гирями бы не висел и кредит бы выдали непринужденно по линии Эксимбанка (правда, наверно меньше $6 млрд; где-то между $1 и $3 млрд. долл.). А так колеблющийся ФДР решил подождать до конца Ялтинской конференции, и хороший момент был упущен. Следует добавить, что в январе Моргентау, безустанный поборник идеи экономической помощи Советскому Союзу, чтобы вырвать Рузвельта из-под тлетворного влияния Госдепа, предлагает свой план выдать 10 миллиардов СССР на 35 лет по ставке в 2 процента и чтобы в качестве оплаты Москва, частично, обеспечила поставки сырья, которого не хватало в то время в США. Январь 1945 года действительно был последним шансом советской экономики получить безоговорочную помощь со стороны США.
Советский обструкционизм — так администрация Трумэна называла причину, по которой он отказывался рассматривать заявку на займ в 6 миллиардов вплоть до осени 1945 года, но не отклоняя ее окончательно. В Администрации усиливалась позиция Госдепа, Бирнса и Гарримана, которые считали, что займ станет хорошим рычагом для решения текущих острых политических проблем (таких как Польша). Для усиления своей будущей переговорной позиции с СССР было решено немного подсластить наживку: (1) раз займ планировалось выдавать через Эксимбанк, а у того имелись ограничения по величине кредитной линии, то в июле 1945 Конгресс поднял финансирование Эксимбанка с 700 млн. до 3.5 млрд., а затем (2) законодательно вывел членов МВФ за рамки действия Закона Джонсона (одним из примеров советского обструкционизма было затягивание ратификации им соглашения с МВФ и Всемирным банком). Теперь СССР, если бы сыграл по правилам Бреттон-Вудса, мог рассчитывать на 3.5 млрд. долларов.
Гарриман сообщил Москве в августе 1945 года, что наконец-то появилась возможность рассмотреть их заявку, но попросил разместить ее вновь и на меньшую сумму. Таким образом второй шанс появился в сентябре 1945 года, когда Трумэн одобрил начало переговоров и оставил последнее слово за госсек-м Бирнсом, который специально затянул рассмотрение на полгода (официально задержка объяснялась тем, что Управление внешнеэкономических связей (FEA) реорганизовали, и заявку просто потеряли при перевозке дел). Причем СССР — по просьбе председателя Эксимбанка Кроули — подал вторую заявку в Эксимбанк на меньшую сумму ($1 млрд), так как Советам уже сообщили, что 6 млрд технически получить нет возможности. СССР так и представляется здесь терпеливым российским пенсионером, который послушно несет многочисленные справки в ПФ или банк. Бирнс затягивал начало переговоров до февраля 1946 года, поджидая удобного момента, а потом нагрузил экономический договор займа политическими условиями неприемлемыми для СССР. А вот если бы Трумэн не оставил этот вопрос в эксклюзивном ведении госсек-а Бирнса, то шанс все же на начало переговоров был и оставался до конца 1945 года, когда Сталин уже понял, что никаких миллиардов ему не видать, и в нетерпении вышел из Бреттон-Вудских соглашений.
Вся эта попытка Трумэна-Бирнса принудить СССР экономическим кнутом займа к политическим уступкам лаконично описана в книге У.Лафибера следующим образом: «За эти недели Советская Россия, до этого усердно работающая над получением займа в течение предыдущих пятнадцати месяцев, в конце концов, пришла к пониманию того, что Вашингтон не имел ни малейшего желания одалживать им миллиард долларов или какую-либо другую сумму. СССР отказался вступить во Всемирный банк и МВФ. Эти отказы похоронили американскую надежду использовать притягательность доллара для выдавливания Советской России из Восточной Европы и ее присоединения к Банку и МВФ, которые находились под контролем капиталистов».
19 апреля 1946 года Бирнс заявил, что «единственная страна, где деньги не оказали ожидаемого воздействия на государственную политику, это СССР». Тот миллиард, что подвис на счетах Эксимбанка с пометкой «займ для СССР», вскоре изменил свой статус и ушел во Францию. Так завершилась эпопея с займом на восстановление, который согласно планам должен был оказать существенное воздействие на политическую и экономическую политику США в Восточной Европе и подманить СССР перспективой послевоенной экономической помощи.
История была бы неполной, если не уточнить, что кое-какую мелочь СССР все же смог получить взаймы в тот непростой период. Переговоры по схеме 3С неожиданно ожили в октябре 1945 года, и Советский Союз получил 400 миллионов по ставке 2 и 2/3 процента. 250 миллионов из этой суммы пришли через Администрацию ООН по оказанию помощи и реабилитации (UNRRA). На 26 марта 1947 года СССР израсходовал почти всю эту сумму, за исключением 16 миллионов, после чего США перестали перечислять средства. Вопрос обслуживания этого займа вошел в общий пакет более обширного дипломатического спора по урегулированию расчетов по ленд-лизу, который затянулся на три десятилетия.
Использованные источники:
(1) Alan P. Dobson , US Economic Statecraft for Survival, 1933-1991: of sanctions, embargoes, and economic warfare;
(2) Kevin M. Casey, Saving International Capitalism during the Early Truman Presidency: The National Advisory Council on International Monetary and Financial Problems
дата: 1 октября 2014 года
автор: lafeber@lj
Источник