Чтобы иметь возможность постоянно финансировать все свои нужды при наличии дефицита бюджета, государство вынуждено привлекать дополнительные ресурсы. Для этого существует государственный займ.
В современном мире существует множество способов для того, чтобы взять займ. Можно воспользоваться услугами банка либо микрофинансовой организации (МФО), если вас интересует небольшая сумма на более короткий срок.
Физическое лицо взять кредит у другого физического лица с составлением договора займа, а юридические лица могут взять кредит у своего учредителя, по правилам, которые не отличаются от правил взятия займа юридическим лицом.
Но, мало кому известно про такую возможность в 2020 году, как взятие государственного займа.
Что это такое
Кредиторами, при этом, могут быть как различные юридические лица, и даже иностранные инвесторы. Возможен даже случай, когда в лице кредитора выступает другое государство. Договор займа можно скачать здесь.
Первоначальные понятия
Чтобы как можно детальнее разобраться в этом вопросе, нам необходимо начать с самых азов, а именно, узнать, что такое государство.
В Российской Федерации существует такая форма привлечения капиталовложений в бюджет, как государственный займ.
Среди различных видов займа, самым распространенным считается такой, когда государство выступает одной из сторон кредитного соглашения.
Куда обратиться заемщику
Существует такой вид государственного займа, как муниципальный заем. При таком займе, государство может обратиться за помощью к любому субъекту или объекту государства.
По-другому, такой вид ссуды можно назвать государственным кредитом субъекта государства.
Такой долг государства может быть погашен абсолютно любой валютой, в отличие от внутреннего государственного займа Российской Федерацией, который должен быть выплачен только в национальной валюте, то есть, в рублях.
Финансовые займы, так же, кроме субъекта кредитора, можно разделить еще и по другим особенностям. Но, об этом чуть позже.
Основные особенности правового регулирования народных займов
В современной экономике, правовое регулирование народных займов, занимает одно из самых значимых мест, так как вопрос регулирования стоит очень остро, что делает его очень актуальным, а решение этого вопроса найти не так уж и просто.
Для начала, следует сказать, что с точки зрения законов Российской Федерации государственный займ является сделкой, которая, как и любая сделка, регулируется нормами права.
В данной сделке заемщик, государство, привлекает финансовую помощь со стороны физических и юридических лиц, зарегистрированных в данном государстве.
Делается это по доброй воле заимодателя, а так же, с учетом того, что государство обязуется вернуть взятую финансовую помощь. Срок, в который государство обещает вернуть занятые деньги, может колебаться.
То есть, бывают три вида кредитов, взятых Российской Федерацией по срочности оплаты:
Так же, обязательно знать, что в соответствии со статьей 97 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, государственным долгом Российской Федерации можно считать долги перед физическими лицами, юридическими лицами.
Так же иностранными государствами. Значит, что государственный долг субъекта Российской Федерации, муниципальный долг — это совокупность обязательств Российской Федерации в отношении взятых долгов и муниципального образования.
Государственная казна и все, что туда входит, то есть является частью федеральной собственности РФ, обеспечивает государственный долг.
В соответствии Бюджетному Кодексу Российской Федерации существует ряд форм, в которых существуют обязательства Российской Федерации относительно долга:
- кредитные договоры и прочие соглашения, которые были заключены от имени РФ с другими государствами, кредитными учреждениями и так далее;
- муниципальные займы, которые были взяты благодаря выпуску ценных бумаг Российской Федерацией;
- кредитные соглашения, по которым Российская Федерация получает денежные средства от бюджетов разных уровней бюджетной системы;
- предоставление Российской Федерацией гарантий, которое закреплено договором.
Как выгодно использовать договор
Главное отличие договора займа от кредита состоит в том, что он может выдаваться государству не только в виде финансовой помощи, а точнее, денег, а так же, можно выдать его, например, с помощью ценных бумаг или других облигаций.
В таком случае, возвращаться долг будет не теми же облигациями или другим имуществом, что понятно.
Возвращение финансовой помощи государство должно будет осуществить с помощью других , не менее ценных бумаг, акций или такой же суммой денег, какую взяло.
Так же, следует знать, что Российская Федерация не может заставить гражданина или другое физическое или юридическое лицо дать в долг, эта сделка должна быть выполнена лишь с согласия второй особы, в противном случае, законной такую сделку назвать нельзя.
Классификация государственных займов
Провести классификацию государственных займов можно по следующим признакам:
- по лицу, которое дает займ;
- по инвестору;
- по способу обращения на рынке;
- по срокам, которые необходимы государству для погашения;
- по форме выплаты;
- по методам размещения;
- по методу определения дохода и так далее.
Выделим основные классификации муниципальных займов и разберемся с ними. Существует, по лицу, которое дает займ, разделение их на федеральные, муниципальные и региональные.
Заем могут брать власти любого уровня, но большая часть берется от имени самого государства, Российской Федерации, что является федеральным займом.
Финансовые инструменты займа могут отличаться. Например, можно выделить следующие категории:
- займы, которые реализуются среди населения;
- займы, которые реализуются среди юридических лиц, а не среди населения;
- универсальные займы, которые реализуются как среди простого населения, так и среди юридических лиц;
- специальные займы, которые берут для того, чтобы разместить в пенсионных или страховых учреждениях.
Существует, так же, классификация займов по способу обращения с ними на рынке. Так, их делят на рыночные и нерыночные займы.
Рыночные можно свободно покупать и продавать, они есть основными, когда в бюджете РФ появляется дефицит средств, в отличие от нерыночных, которые не могут быть выставлены на рынке свободных бумаг и, даже, вообще, сменить владельца.
Обычно нерыночные выпускаются самим государством, чтобы привлечь инвесторов. Так же, существует классификация по способу погашения долгов государством.
Можно разделить все долги на:
- займ, который погашается за один раз;
- займ, который погашается частями в течении некоторого срока.
Ко второму случаю можно, так же, привести классификацию:
- займ, который погашается равными долями в течение срока;
- займ, который погашается нервными долями, при этом, каждая следующая доля больше предыдущей;
- займ, который погашается неравными долями, при чем, каждая следующая меньше предыдущей.
Возможны ли изменения условий ранее оформленной сделки
Довольно часто можно встретиться с вопросом: «а можно ли изменить условия договора государственного займа?». На этот вопрос существует только один ответ — после того, как договор будет заключен, изменить его уже будет нельзя.
И хотя, это действие считается невозможным, в случае, если Вас что-то не устраивает, заемщик можете попытаться оспорить его по безнадежности.
Для этого нужно будет доказать, что займ был получен в меньшем размере, чем указано в договоре или не получен вообще.
Что делать с облигациями правительственного займа в РФ
Облигации внутреннего государственного валютного займа, по своей сути — это ценные бумаги, которые выпустила Российская Федерация.
Существует несколько видов таких облигаций:
- облигации федерального займа — облигации, которые выпускает РФ на срок, больше чем один год, благодаря им инвестор имеет право на получение процентов по сумме облигаций, которые он вложил и долга;
- облигации сберегательного займа — такие бумаги уже не выпускаются с 1998 года;
- долгосрочные облигации;
- облигации муниципального займа.
В зависимости от типа полученных облигаций, их можно продать или применять как объект межбанковского кредитования.
Облигации валютного займа гарантируют ежегодный доход в размере 3% от суммы долга, в случае, если кредитор предоставляет купон.
Государственные краткосрочные облигации — это облигации, которые выпускаются в Российской Федерации с 1993 года. Существует специальный документ, в котором регулируются все права на обращение с такими облигациями.
Они имеют срок годности до одного года и действия с ними происходят лишь через специальные учреждения, подписавшие договор с Центральным Банком Российской Федерации.
Министерство финансов РФ может ограничить круг лиц, который имеет право пользования этими облигациями.
Действия владельца при выигрыше документа
По формам оплаты прибыли различают такие кредиты, как:
- процентные;
- выигрышные;
- смешанные;
- целевые.
Владелец выигравшей облигации государственного займа, то есть процентных займов, получает каждый год точный доход, благодаря тому, что проценты начисляются к номиналу ценных документов, без выплат каждые 12 месяцев.
Владельцы выигрышных документов получают прибыль в виде выигрыша в тот момент, когда погашается облигация. Прибыль оплачивается только по тем облигациям, какие попали в тиражи выигрышей.
Как работать с бумагами внутренней денежной ссуды
Договор государственного займа – это разновидность договора займа. Такие займы являются добровольными, согласно статье 817 Гражданского Кодекса России.
Существует два вида государственного договора:
Также, договор государственного займа делится на:
- внутренний;
- внешний.
Особенностью такой сделки будет то, что, как указано в статье 817 Гражданского Кодекса Российской Федерации, совершенно невозможно изменить положение договора.
Важными условиями государственного договора займа являются:
Государственный заем может понадобиться не только экономически слабым странам, но и развитым государствам. Независимо от экономического состояния принятие решения об оформлении займа требует всестороннего анализа.
Видео: облигации федерального займа будут доступны только физлицам
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НОЯБРЬСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольная
работа
по дисциплине
«Финансы»
на тему: «Способы
размещения и погашения государственных
займов»
Выполнила студентка
3 курса,
Направление:
Экономика
ОЗО, полная
программа,
Е.А. Рихтер
Проверила:
г. Ноябрьск
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Введение
Актуальность
изучения темы государственных заимствований
обусловлена тем, что на современном этапе
проблема бюджетного дефицита в России
не является главной проблемой экономики
Российской Федерации, но сохраняет свою
актуальность, поскольку большинство
экономических проблем ведут именно к
ней. Уровень налогов и государственных
расходов позволяет бюджету играть ведущую
роль в обеспечении экономического роста
и занятости работников. Бюджет является
важным рычагом воздействия на ход общественного
воспроизводства и стимулирования экономического
роста. Бюджетный механизм представляет
собой важный инструмент долгосрочной
структурной политики. Он используется
для проведения крупных структурных сдвигов:
в интересах более быстрого развития наукоёмких
производств, прогрессивных научно-технических
перемен в национальном хозяйстве, подъёма
отстающих в экономическом отношении
регионов. Возросшая регулирующая роль
бюджета дала основание западным учёным
рассматривать его в качестве плана финансового
устройства, который служит средством
достижения экономической стабильности
и выполняет функции встроенного бюджетного
стабилизатора. В соответствии с бюджетным
кодексом принимается Федеральный закон
о бюджете на текущий год и плановый период,
на основании которого страна живёт в
течение этого времени, расходуя ресурсы
на хозяйственную деятельность, проводя
внешнюю и внутреннюю политику государства.
1. Понятие и формы государственных заимствований
Для привлечения
денежных средств в распоряжение государства
и муниципальных образований и покрытия
бюджетного дефицита наряду с другими
средствами (налоги, эмиссия) активно используются
государственные заимствования.
Государственные
заимствования становятся одним из наиболее
привлекательных средств для решения
проблем бюджетного дефицита.
Использование
налоговых инструментов с целью покрытия
бюджетного дефицита сталкивается с двумя
существенными ограничениями:
1) ставки
налогов не могут повышаться
беспредельно: в случае чрезмерного
повышения налоговых ставок неизбежно
наступает сворачивание деловой
активности, бегство капитала за
рубеж и т.п.;
2) даже
в случае принятия закона о
повышении налоговой ставки налоговые
доходы, рассчитываемые по новым
повышенным ставкам, начнут поступать
в бюджет, как правило, не ранее
чем через год.
Использование
необеспеченной эмиссии для покрытия
бюджетного дефицита неизбежно приводит
к нарастанию инфляционных процессов
и расстройству денежно-кредитной системы
государства.
В порядке
государственных заимствований денежные
средства могут поступать из различных
источников от физических и юридических
лиц, иностранных государств, различных
международных финансовых организаций.
Государственные
заимствования осуществляются через заёмно-кредитные
механизмы, напрямую связанные с понятием
государственного кредита.
Государственный
(муниципальный) кредит — это система денежных
отношений, возникающих в связи с привлечением
государством (муниципальными образованиями)
для временного использования и на добровольных
началах свободных денежных средств физических
и юридических лиц.
Государственный
кредит, как и любые другие кредитные отношения,
строится на принципах срочности, возвратности
и платности. Однако государственный кредит
имеет важные отличия от кредита частного.
Они обусловлены особым правовым статусом
государства, которое, несмотря на то,
что является должником, а не кредитором,
оказывает существенное влияние на характер
и содержание соответствующих кредитных
правоотношений.
Государственные
заимствования приводят к появлению долговых
обязательств Российской Федерации как
заёмщика или гаранта погашения займов
(кредитов) другими заёмщиками.
К государственному
долгу Российской Федерации относятся
долговые обязательства Российской Федерации
перед физическими и юридическими лицами
Российской Федерации, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями,
иностранными государствами, международными
финансовыми организациями, иными субъектами
международного права, иностранными физическими
и юридическими лицами, возникшие в результате
государственных заимствований Российской
Федерации, а также долговые обязательства
по государственным гарантиям, предоставленным
Российской Федерацией, и долговые обязательства,
возникшие в результате принятия законодательных
актов Российской Федерации об отнесении
на государственный долг долговых обязательств
третьих лиц, возникших до введения в действие
бюджетного кодекса (статья 97 БК РФ). Государственный
долг Российской Федерации полностью
и без условий обеспечивается всем находящимся
в федеральной собственности имуществом,
составляющим государственную казну.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут
существовать в виде обязательств по (статья
98 БК РФ):
- Кредитам,
привлечённым от имени Российской Федерации
как заёмщика от кредитных организаций,
иностранных государств, в том числе по
целевым иностранным кредитам (заимствованиям)
международных финансовых организаций, иных субъектов
международного права, иностранных юридических
лиц; - Государственным
ценным бумагам, выпущенным от имени Российской
Федерации; - Бюджетным
кредитам, привлечённым в федеральный
бюджет из других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации; - Государственным
гарантиям Российской Федерации; - Иным
долговым обязательствам, ранее отнесённым
в соответствии с законодательством Российской
Федерации на государственный долг Российской
Федерации.
Долговые
обязательства Российской Федерации могут
быть:
1) краткосрочными
(менее одного года);
2) среднесрочными
(от одного года до пяти лет);
3) долгосрочными
(от пяти до 30 лет включительно).
Долговые
обязательства Российской Федерации погашаются
в сроки, которые определяются конкретными
условиями займа и не могут превышать
30 лет. Выделяют внешние и внутренние государственные
заимствования.
Государственные
внешние заимствования Российской Федерации
— это займы и кредиты, привлекаемые от
физических и юридических лиц, иностранных
государств, международных финансовых
организаций, по которым возникают долговые
обязательства Российской Федерации как
заёмщика или гаранта погашения займов
(кредитов) другими заёмщиками, выраженные
в иностранной валюте.
Под иностранной
валютой понимают (статья 1 Закона РФ от
10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле»):
- Денежные
знаки в виде банкнот, казначейских билетов,
монеты, находящиеся в обращении и являющиеся
законным средством наличного платежа
на территории соответствующего иностранного
государства (группы иностранных государств),
а также изымаемые либо изъятые из обращения,
но подлежащие обмену указанные денежные
знаки; - Средства
на банковских счетах и в банковских вкладах
в денежных единицах иностранных государств
и международных денежных или расчётных
единицах;
Государственные
внутренние заимствования Российской
Федерации — это займы и кредиты, привлекаемые
от физических и юридических лиц, иностранных
государств, международных финансовых
организаций, по которым возникают долговые
обязательства Российской Федерации как
заёмщика или гаранта погашения займов
(кредитов) другими заёмщиками, выраженные
в валюте Российской Федерации.
Под валютой Российской Федерации понимают
(статья 1 названного Закона):
- Денежные
знаки в виде банкнот и монеты Банка России,
находящиеся в обращении в качестве законного
средства наличного платежа на территории
Российской Федерации, а также изымаемые
либо изъятые из обращения, но подлежащие
обмену указанные денежные знаки; - Средства
на банковских счетах и в банковских вкладах;
Государственные (муниципальные) заимствования
используются как способ привлечения
денежных средств для покрытия бюджетных
дефицитов на всех уровнях бюджетной системы
Российской Федерации — федеральном, региональном
и местном.
Существует
несколько классификаций государственных
заимствований в зависимости от признака,
положенного в основу данной классификации.
Государственные заимствования подразделяются
на капитальные и текущие. Капитальные
государственные заимствования — вся сумма
выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства, включая начисленные проценты,
которые должны быть выплачены по этим
обязательствам. Текущий долг включает
расходы государства по выплате доходов
кредиторам и погашению обязательств,
срок которых наступил.
2. Источники
погашения государственных заимствований
Предлагаемые
для использования в операциях по обслуживанию
и погашению источники покрытия внешнего
долга, можно классифицировать следующим
образом:
- наличные денежные средства;
- государственные ценные бумаги;
- корпоративные ценные бумаги;
- товарные поставки;
- долговые обязательства третьих сторон
перед российским правительством; - иные государственные активы.
Смотрите
также таблицу 1. В реальной жизни, естественно,
возможны их сочетания в различных пропорциях.
Таблица
1
Средства
платежа по внешнему долгу и их источники
Размещение государственных ценных бумаг
может быть:- Добровольным — размещение
ценных бумаг на свободном (или почти свободном)
рынке. К ценным бумагам, размещенным таким
образом, принадлежат государственные
краткосрочные облигации (ГКО), облигации
федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного
займа (ОСЗ), еврооблигации;- Вынужденным
— рыночное оформление государственных
заимствований. Так появились на свет
облигации внутреннего валютного займа
(ОВВЗ), казначейские обязательства (КО),
векселя Минфина, переоформленная на Минфин
задолженность предприятий по банковским
кредитам, предоставленным под государственные
программы. Сюда же может быть отнесён
портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный
в целях поддержки собственного рынка.
Важнейшим критерием для принятия решения
об использовании того или иного средства
платежа должно выступать соотношение
их цен, как в момент платежа, так и в прогнозируемой
перспективе. Рациональная стратегия
заключается в том, чтобы в качестве средств
платежа использовать в первую очередь
активы, более дорогие в данный момент,
но дешевеющие в перспективе. Использование
активов, дешёвых в настоящее время и дорожающих
в перспективе, целесообразно откладывать
до более позднего времени.
государственный долг дефицит бюджет
3.1 Внутренние государственные заимствования,
их динамика.
Государственным (муниципальным)
долгом являются обязательства, возникающие
из государственных (муниципальных) займов
(заимствований), принятых на себя Российской
Федерацией, субъектом Российской Федерации
или муниципальным образованием гарантий
по обязательствам третьих лиц, другие
обязательства, а также принятые на себя
Российской Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
обязательства третьих лиц.
Внутренним государственным
долгом признаются обязательства, возникающие
в валюте Российской Федерации.
В объём государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
- основная номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам Российской
Федерации; - объём основного долга по кредитам, полученным
Российской Федерацией; - объём основного долга по бюджетным ссудам
и бюджетным кредитам, полученным Российской
Федерацией от бюджетов других уровней; - объём обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
Источник