В феврале минувшего 2011 года была официально запущена органами государственной власти целевая программа молодая семья 2011 2015 г.г., которая была утверждена еще в декабре 2010 года после предварительного рассмотрения. В предыдущие годы успешно осуществлялась аналогичная программа, направленная на обеспечение собственным жильем российских семей. Она действовала более 8 лет и счастливыми обладателями собственного жилья стали сто тридцать тысяч, стоявших на очереди молодых семей. Результаты, предыдущей программы конечно весьма достойные и в осуществлении подобных программ остро нуждаются еще сотни тысяч молодых семей, которым крайне необходимо улучшение жилищных условий.
Вновь принятый проект молодая семья программа 2011 2015, имеет более широкий спектр задач, чем все ее предшественницы. По задумке ее создателей собственное жилье должны получить свыше ста семидесяти тысяч российских молодых семей.
Несмотря на все обещающиеся улучшения в связи с вступлением в силу новой программы, она вызвала немалый резонанс и получила довольно противоречивые оценки россиян. Для тысяч молодых российские семьи, которые уже стоят на очереди в ожидании жилья, новая программа, является способом удлинения и без того многочисленной очереди на жилье, пополненной новыми семьями. Ведь в очереди на получение жилья до настоящего времени стоит 7,5 тысяч пар, они очень надеяться на получение свидетельства, на оказание социальной помощи для погашения хоть какой-то части ипотечных долговых обязательств. С другой стороны те, кто только собирался в будущем стать на очередь получения жилья по проекту молодая семья программа 2012, нашли в этой программе усложненные «требования» для претендентов на жилье. Данные изменения были внесены в новый законопроект.
Давайте подробно рассмотрим все «за» и «против» в этой целевой программе и узнаем подробности ее осуществления.
Молодая семья программа 2011 2015.
Вначале давайте коснемся положительных аспектов в данном законопроекте. Неизменными остался перечень условий для претендентов на участия в проекте молодая семья программа 2011 2015. Поэтому все семьи, которые проживают в квартире, предоставляющей жилую площадь менее 15 кв.м. на одного члена семьи, могут рассчитывать на получение нового жилья. Не изменен и возрастной порог родителей, согласно которому они должны быть не старше 35 лет. Ну, это, в общем-то, и все положительные моменты, которые не претерпели изменений, так как изменения, внесенные в правила реализации субсидии, скорее всего, ухудшили положение многих претендентов на «хорошую жизнь». Согласно внесенным изменениям молодая семья, зачисленная на учет с января 2011 года, уже не имеет права реализовать субсидию путем погашения ипотечных долговых обязательств, теперь полученные денежные средства в виде субсидии могут быть потрачены исключительно на приобретение квартиры в новостройке или как оплата за вступление в долевое строительство.
Согласно указаниям новой программы субсидия не может быть направлена в счет оплаты за жилье вторичного рынка. И если предшествующая программа давала возможность погасить задолженность по ипотеке, на любом этапе выплат, то, как упоминалось выше, в новой программе такая возможность не предусмотрена.
Поразмыслив над всеми внедренными изменениями, недовольство большинства молодых семей, особенно тех, кто рассчитывал на помощь государства в погашении «неподъемных» ипотечных платежей, вполне обосновано. Свое недовольство новой программой не поленились высказать напрямую действующему тогда президенту (на данное время экс-главе государства) Дмитрию Медведеву, его буквально засыпали сотни писем с сетованиями семей, остро нуждающихся в жилье. В своих «криках о помощи» президенту, молодые семьи выразили некое разочарование действиями государства, которое, казалось бы, в первую очередь должно быть заинтересовано в улучшении жилищных условий своих граждан и как следствие улучшении демографической ситуации в стране. По сути, для большинства молодых семей изменения в проекте молодая семья программа 2011 2015, закрыли путь к решению жилищной проблемы.Многие семьи, которые питали надежду на помощь государства в выплате ипотечных долгов, остались один на один с огромными суммами задолженностей. Полностью погасить кредиты на покупку жилья собственными силами, означает для большинства семей нищенское существование во все годы выплаты ипотеки.
Радует лишь заверение властей в том, что семьи, ставшие на учет в прошлые года смогут распоряжаться субсидией по условиям действовавшей тогда программы.
В согласии с постановлениями федеральной жилищной программы, сумма выделяемая на приобретение жилья составляет не более 30% от общей стоимости квартиры, остальные средства молодая семья должна выплатить либо из собственных средств, либо деньгами, взятыми в кредит.
Суммы доходов и госпомощи.
Новая программа господдержки внесла и изменения в требуемую сумму доходов семьи и прочие показатели. Так, для семьи из двух человек общий бюджет должен быть более 21 620 руб., семье состоящей из трех человек минимальных доход составляет 32 500 руб., а для семьи из 4-х человек рекомендуемых доход составляет 43 350 руб. Хотя еще год назад минимальным доходом для семьи была сумма всего в 17 000 руб.
Сумма обещанной субсидии также колеблется в зависимости от состава семьи. Так для «двухместной» семьи может быть выделена госпомощь в размере до 600 тыс.руб., далее в порядке возрастания численности семьи на одного человека обещаются суммы в размере 800тыс. руб. и 1 млн. руб. Особое внимание в данной программе обращено на многодетные семьи, для которых возможно сто-процентное погашение сумм на приобретение жилья и дополнительные льготы в продвижении по очереди.
Конечно, законопроект молодая семья программа 2012 год только недавно обрел официальный статус, так что не исключено, что правительство учтет просьбы молодых семей и внесет требуемые поправки в разделы расходования субсидий. Это даст возможность тысячам российских семей существенно улучшить свое существование, а значит и дети будут рождаться и расти в более лучших условиях, а ведь дом для любого человека – это основное место для его нормальной жизнедеятельности.
Однако не будем сгущать краски, даже в своем первоначальном виде данная программа является большой помощью многим семьям, так как предоставляет возможность купить собственное жилья, заплатив при этом лишь 2/3 ее реальной стоимости, остальные средства добавит государство, согласитесь, это уже не мало. Поэтому есть все условия для того, чтобы еще тысячи молодых семей воспользовались финансовой помощью от государства и примут участие в данной программе. Будем надеяться, что подобные законопроекты и дальше будут улучшать жизнь простых граждан, которым тяжело «выжить» без поддержки государства.
Источник
Можно ли для покупки жилья взять займ на сумму мат капитала?
Добрый вечер! Хочу купить дом стоимостью 450 тысяч рублей на средства материнского капитала. Купить в самое ближайшее время (ребенку будет 3 года в октябре), так как продавец не хочет ждать. Могу ли я взять займ в Сбербанке под материнский капитал и…
26 Июня 2017, 22:14, вопрос №1679165
Анна, г. Самара
Как не остаться без жилья?
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как мне поступить? Подлежу увольнению со службы по болезни, категория д- не годен к военной службе, заболевание получено в период прохождения военной службы. Признан нуждающимся в постоянном жилье. В настоящее…
20 Июня 2017, 09:24, вопрос №1672554
Алексей, г. Хабаровск
600 стоимость
вопроса
вопрос решен
Получите совет юриста за 15 минут!
224 юриста
готовы ответить сейчас
Ответ за 15 минут
Обмен социальной карты по истекшему сроку годности
Можно ли обменять социальную карту не по месту прописки?
То есть прописан я в одном районе, но живу в другом.
05 Сентября 2016, 16:22, вопрос №1367637
Алексей, г. Москва
Объясняем, что делать,
без сложных терминовОбщаемся по Telegram
и WhatsAppОценим вашу ситуацию бесплатно
Погашение ипотеки при рождении третьего ребенка
Добрый день!
У нас с женой (31 и 30 лет) двое детей (5 и 4 года). В прошлом году взяли ипотеку с господдержкой (ставка 11,5%) на приобретение квартиры в СПб. Внесли 20% первоначальный взнос и средства материнского капитала (остаток по основному…
29 Августа 2016, 11:45, вопрос №1360058
Кирилл, г. Санкт-Петербург
700 стоимость
вопроса
вопрос решен
Как снять арест на социальную карту, если пристав отказывается это делать?
Добрый день..На мою карту наложили арест, карта является социальной, она имеет название Маэстро Социальная. Пристав отказывается снимать арест, т.к я иногда на нее кладу не большие деньги, что бы оплатить какие либо услуги.И еще он руководствуется…
22 Июля 2016, 18:07, вопрос №1323126
Наталья, г. Волгоград
Могу ли я материнский капитал обменять на жильё?
здравствуйте !подскажите пожалуйста я могу материнский капитал использовать в качестве приобретения жилья за материнский капитал ребенку второму нет ещё и года ,за деньги я не могу приобрести жильё вот хотела бы узнать за материнский капитал могу…
16 Июня 2016, 09:56, вопрос №1285826
Елена, г. Новосибирск
Предприятие получило заем у физического лица
Здравствуйте. Предприятие получило заем, у физического лица. Сейчас при погашении займа, физ.лицо просит перевести деньги ему на банковскую карту. Имеет ли право предприятие, перечислить с расчетного счета сумму займа, взятого в кассу предприятия?…
17 Мая 2016, 08:34, вопрос №1254290
Елена, г. Пермь
Получение соц льгот. Риски по договору дарения
Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, если мы, молодая семья, приобретаем жилье по ДОГОВОРУ ДАРЕНИЯ, (жилью необходим капитальный ремонт), есть деформации конструкции — мы имеем право получить субсидию для МОЛОДОЙ СЕМЬИ 2016 в Тульской…
11 Мая 2016, 14:19, вопрос №1247661
Маргарита, г. Москва
600 стоимость
вопроса
вопрос решен
Возможен ли возврат денежных средств в кассу от подотчетного лица?
подскажите пожалуйста, возврат в кассу предприятия от подотчетного лица неизрасходованной суммы правомерен ли ?
29 Апреля 2016, 13:23, вопрос №1237734
Наталья, г. Новосибирск
Законно ли взять заем под материнский капитал?
появились фирмы которые дают займ под мат.капитал для покупки жилья.при этом предоставляют юриста для проведения сделки.законно ли взять займ под мат.кап.если ребенку нет 3 лет?
22 Апреля 2016, 22:46, вопрос №1230503
дарья, г. Нижний Новгород
Как получить помощь по ипотеке от государства?
хочу воспользоваться помощью государства по ипотеке, нахожусь в декретном отпуске двое детей муж работает не официально получает 18000 платеж по ипотеке 13700
09 Апреля 2016, 10:18, вопрос №1213880
Юлич, г. Нижний Новгород
Могу ли я получить социальную ипотеку и на каких условиях?
Добрый день! Я вместе с ребенком прописана в однокомнатной квартире площадью 42 кв.м.(прописаны только мы вдвоем) Квартира оформлена 2/3 на отца ребенка,1/3 квартиры на дедушку ребенка. В браке с отцом ребенка не состоим. В собственности у меня…
05 Апреля 2016, 20:25, вопрос №1208779
Ксения, г. Москва
Имеют ли право судебные приставы снимать какие-либо средства с соц. карт?
Перечислил деньги для детей на социальную карту бывшей жены приставы наложили арест и все перечисленные деньги сняли имеют ли право снимать какие либо средства с таких карт
02 Апреля 2016, 16:18, вопрос №1205066
Сергей, г. Комсомольск-на-Амуре
Достают звонки из микрофинансовой организации с просьбой вернуть долг по займу, который не брала
Здравствуйте! У меня такая проблема: достают звонками из микрофинансовой организации онлайн-займа «Е-капуста» с требованием вернуть долг по займу который якобы брал мой отец в интернете и перевёл этот займ на мою кредитную карту. Мы с отцом этот…
22 Марта 2016, 14:21, вопрос №1190668
Екатерина, г. Курган
Деньги в долг на карту
Здравствуйте! Если мне переведут на карту денежные средства в размере 50000 руб. и укажут в назначении платежа что деньги в долг, под проценты и я не буду знать этого, это может являться основанием для судебного разбирательства если я откажусь…
20 Марта 2016, 09:19, вопрос №1187650
Алексей, г. Челябинск
Источник
Повышение доступности приобретения жилья для молодых семей – одна из задач, предусмотренных Федеральной целевой программой «Жилище» (далее – ФЦП «Жилище») на 2011-2015 годы. Для оказания помощи нуждающимся в улучшении жилищных условий молодым семьям в рамках данной программы сформирована специальная подпрограмма – «Обеспечение жильем молодых семей». Реализация соответствующей подпрограммы предыдущей ФЦП «Жилище» позволила за 2006-2009 годы решить проблемы с жильем более 130 тыс. молодых семей. Объем финансирования реализуемой в настоящее время подпрограммы увеличился почти в 1,3 раза по сравнению с объемом финансирования предыдущей подпрограммы (290,1 млрд руб. против 228,85 млрд руб.), соответственно и эффект от ее реализации ожидается больший. Однако на практике периодически возникают ситуации, не позволяющие молодым семьям воспользоваться в полной мере теми возможностями, которые предоставляет им государство. На устранение одного из таких препятствий направлены положения Постановления КС РФ от 8 июля 2014 г. № 21-П (далее – Постановление).
Фабула дела
В КС РФ с просьбой о проверке конституционности пп. «г» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Правила) обратилась Е.А. Дурягина. В 2008 году ее семья встала на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по подпрограмме обеспечения жильем молодых семей. В 2009 году в семье родился второй ребенок, после чего она воспользовалась своим правом на получение материнского капитала1 и использовала эти средства на погашение жилищного кредита. Последнее послужило причиной исключения семьи из участников долгосрочной целевой программы Архангельской области «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Подпрограмма). Такое решение приняла администрация муниципального образования «Город Коряжма», в котором проживает семья Дурягиной, указав, что согласно Правилам, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета является одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы. Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность решения городской администрации. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение соответствующего суда Дурягиной было отказано.
Что на самом деле закреплено в Правилах
Молодые семьи, отвечающие ряду условий, перечисленных в п. 6 Правил, могут получить социальную выплату на покупку или строительство жилья экономкласса, причем неважно: квартиры или собственного дома (п. 2 Правил). При этом право на улучшение жилищных условий с использованием такой социальной выплаты предоставляется семье только один раз.
Стоит отметить, что оспариваемый пп. «г» п. 18 Правил действительно гласит, что одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Однако в абз. 4 п. 32 Правил прямо указано, что молодые семьи – участники Подпрограммы могут использовать для приобретения или строительства жилья собственные средства, средства материнского капитала, кредитов или займов.
Позиция суда
КС РФ отметил, что социальная выплата, предоставляемая в рамках Подпрограммы за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, носит строго целевой характер и по своей правовой природе является мерой государственной поддержки, направленной на создание условий для осуществления семьями своего конституционного права на жилище (абз. 5 п. 2.1 Постановления). Материнский капитал также является дополнительной мерой социальной поддержки семей, имеющих детей, которая предоставляется за счет средств федерального бюджета и может быть использована, в частности, на улучшение жилищных условий (абз. 5 п. 2.2. Постановления). Однако в данном случае не имеет значения, является ли семья нуждающейся в жилом помещении или нет.
Вместе с тем Суд уже не раз в своих решениях пояснял, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья не вытекает непосредственно из Конституции РФ, условия их получения определяются законодателем или Правительством РФ в рамках их компетенции (например, Определение КС РФ от 27 мая 2010 г. № 738-О-О, Определение КС РФ от 19 октября 2010 г. № 1333-О-О).
Кроме того, КС РФ подчеркнул, что Правительство РФ вправе определять не только категорию лиц, которые могут претендовать на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, размер такой выплаты, условия ее предоставления и использования, но и основания для отказа в признании молодой семьи участницей предусматривающей ее Подпрограммы. По мнению Суда, это ограничение не может рассматриваться как противоречащее конституционным принципам справедливости и равенства, поскольку его цель – не допустить неоднократного получения молодыми семьями аналогичных по своей правовой природе социальных выплат из федерального бюджета, для того чтобы как можно большее количество нуждающихся в улучшении жилищных условий семей могло воспользоваться этим видом государственной поддержки.
ВАЖНО
Конституционно-правовой смысл нормативного положения пп. «г» п. 18 Правил, выявленный КС РФ в Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
В то же время Суд не мог не оставить без внимания тот факт, что некоторые правоприменители неверно толкуют положение пп. «г» п. 18 Правил, а именно: содержащееся в нем основание для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы в некоторых случаях понимается ими как распространяющееся на те молодые семьи, которые использовали для улучшения своих жилищных условий дополнительную меру социальной поддержки в виде материнского капитала, притом что этим же документом допускается возможность его использования участниками Подпрограммы. КС РФ считает, что такое понимание не учитывает различное предназначение этих мер социальной поддержки и ставит молодые семьи, направившие средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты в рамках Подпрограммы, в худшее положение по сравнению с теми, кто использовал средства материнского капитала либо на эти же цели, но уже после получения выплаты, либо на иные цели. Таким образом, происходит не имеющая объективного обоснования дифференциация условий получения данной социальной выплаты семьями, относящимися к одной категории – молодые семьи, имеющие право на получение материнского капитала и нуждающиеся в улучшении жилищных условий» (абз. 6 п. 3 Постановления).
В самом деле, цели, на которые направлены эти меры господдержки, различны. Предоставление материнского капитала призвано стимулировать рост рождаемости, жилищные условия семьи на его получение не влияют. Социальная выплата молодым семьям, напротив, никак не связана с тем, сколько у семьи детей (их может не быть вообще). Определяющими факторами для получения выплаты в этом случае являются возраст членов семьи и факт нуждаемости в жилье. Соответственно, устанавливать какую-либо взаимосвязь между двумя этими социальными гарантиями нелогично.
В связи с этим КС РФ постановил, что пп. «г» п. 18 Правил не противоречит Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем нормативное положение не предполагает исключения из числа участников Подпрограммы семей с детьми, которые направили средства материнского капитала на улучшение жилищных условий до получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
МНЕНИЕ
Владимир Ярославцев, судья КС РФ:
«Может быть, дело кажется по фабуле простым, но улучшая жилищные условия молодым семьям, мы улучшаем демографическую ситуацию в Российской Федерации, и я очень надеюсь, что Постановление послужит этой благородной задаче. <…>
Произошла какая-то определенная нестыковка в действующем правовом регулировании. Суды г. Коряжмы встали, к сожалению, на сторону власти, а нужно вставать, если мы говорим об улучшении демографической ситуации и улучшении жилищных условий, на сторону граждан».
В заключение КС РФ отметил, что судебные постановления по делу Е.А. Дурягиной должны быть пересмотрены. Наша редакция будет следить за дальнейшим развитием событий.
Документы по теме:
- Конституция Российской Федерации
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы»
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
- Распоряжение Правительства РФ от 22 апреля 2014 г. № 652-р «О распределении в 2014 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.»
Новости по теме:
- На получение молодыми семьями выплат для улучшения жилищных условий не должно влиять использование материнского капитала на эти же цели – ГАРАНТ.РУ, 4 июня 2014 г.
- На социальные выплаты молодым семьям для приобретения жилья выделено 3,5 млрд руб. – ГАРАНТ.РУ, 25 апреля 2014 г.
______________________________
1 Напомним, материнский капитал предоставляется семьям на основании Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Источник