- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Толмачева О.В.
1
1 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Предметом исследования научной статьи выступают экономические отношения, возникающие в процессе функционирования государственного долга в экономической системе. Целью научной статьи является выявление экономической природы государственного заимствования. В современных условиях финансового кризиса обостряются проблемы государственного долга, что вызывает необходимость научных исследований данного явления. В данной статье рассматриваются современные теоретические основы государственных займов, проводится анализ точек зрения отечественных ученых и экономистов на сущность и функции понятий «финансы», «кредит», «финансово-кредитные отношения». Рассматриваются вопросы взаимосвязи экономических категорий «финансы», «кредит», «финансово-кредитные отношения» и «государственные займы. Исследуется двойственная природа государственных займов, относящая их как к финансам, так и к кредиту. В заключение делается авторский вывод о сущности государственных займов как части финансово-кредитных отношений. Областью применения результатов исследования являются денежные потоки в области государственного заимствования.
государственный долг
бюджетный дефицит
государственные займы
финансы
кредит
финансово-кредитные отношения
1. Вознесенский Э.А. Методологические аспекты анализа сущности финансов. – М: Финансы, 1974 – С. 79
2. Финансы / под ред. С.И. Лушина. – М.: Экономист, 2006 – С. 358.
3. Финансы / под ред. М.В. Романовского. – М.: Перспектива, 2000. – С. 30.
4. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1999. – С. 62.
5. Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Проспект, 2005. – С. 37.
6. Финансы и кредит / под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург, ПИПП, 1996. – С. 117.
7. Финансы и кредит / под ред. А.М. Ковалевой. – М: Финансы и статистика, 2004. – С. 9.
8. Финансы и кредит / под. ред. М.В. Романовского – М.: Юрайт, 2004. – С. 37.
9. Финансы и кредит / под ред. М.В. Романовского. – М.: Высшая школа, 2006. – C. 35.
С проблемой государственного долга сталкивается множество стран. Государственная задолженность значительно обостряется в периоды экономических и финансовых кризисов. Анализ современного состояния государственного долга, его тенденций и перспектив невозможен без изучения теоретических основ государственной долговой политики.
По этой причине исследование сущностных аспектов государственного заимствования является весьма актуальным.
Государственные займы – важнейшая часть экономической системы. Рассмотрим место и роль государственных займов в структуре финансово-кредитных отношений.
На двойственную природу государственных займов указывает С.И. Лушин: «Экономическая природа государственного кредита такова, что он находится на пересечении двух форм денежных отношений – финансов и кредита» [2]. Среди отечественных ученых и экономистов по вопросу сущности финансов и структуры финансовой системы нет единого мнения.
На государственный характер финансов указывают такие ученые, как А.Ю. Казак, Э.А. Вознесенский, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти. В соответствии с данной точкой зрения без существования государства наличие финансовых отношений невозможно.
Исходя из этого, важнейшими признаками финансов являются: денежный характер, императивность, перераспределение ВВП, формирование и использование денежных фондов. Рассмотрим их в преломлении к государственным займам.
Так, М.В. Романовский, отмечает императивный характер, присущий финансам [3]. А.Ю. Казак добавляет, что финансам присуща государственно-властная форма проявления [6]. Другими словами, существование государства предопределяет наличие финансовых отношений. Соответственно, при государственном заимствовании субъектом заемных отношений является государство.
Важнейшим признаком финансов является перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП). М.В. Романовский отмечает перераспределительный характер финансов. «Перераспределение – это процесс распределения ранее распределенного продукта» [3]. Распределение вновь созданного валового внутреннего продукта осуществляется хозяйствующими субъектами. Они в процессе производства создают прибыль, часть которой затем распределяется на денежные фонды предприятий, а часть – в виде налогов и сборов передается государству. В результате дальнейшего перераспределения созданного продукта государство создает государственные денежные фонды, основным из которых является государственный бюджет. Этот механизм полностью регламентируется государством через функционирование налогового механизма.
Финансовые отношения охватывают экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах [4].
По мнению М.В. Романовского, «финансы – это… совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП» [9].
Э.А. Вознесенский уточняет: «Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость государственных доходов» [1].
А.Ю. Казак добавляет, что финансам присуща государственно-властная форма проявления. «Финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное формирование на этой основе централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями» [6].
Таким образом, резюмируя все вышеперечисленное, можно сказать, что финансы представляют собой денежные отношения, направленные на формирование и использование денежных средств государством. Сущность финансов состоит в том, что через перераспределение ВВП посредством создания и использования государственных денежных фондов государство получает в свое распоряжение денежные средства для выполнения возложенных на него функций.
Следует отметить, что не все исследователи придерживаются данной точки зрения. Например, В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, А.М. Ковалева, В.К. Сенчагов пишут о том, что наличие государства не является определяющим в финансовых отношениях.
Так, по мнению В.К. Сенчагова, «финансы развивались не только в государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности» [5]. А.М. Ковалева уточняет, что финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств» [7].
Отсюда следует, что финансовые отношения возникают уже на стадии распределения ВВП, и, следовательно, в состав финансов включены и отношения, имеющие негосударственный характер. Следовательно, в состав системы финансов входят как государственные, так и негосударственные денежные фонды.
Но, тем не менее, все исследователи указывают на то, что сущностным признаком финансов является создание и использование государственных денежных фондов для выполнения функций государства и рассматривают государственные финансы как базовый элемент финансовых отношений.
Это подтверждает и структура финансовой системы, которую приводят отечественные ученые. Практически у всех исследователей блок государственных (муниципальных) финансов является одним из важнейших.
По мнению А.Ю. Казака, «система финансов – это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством в рамках общей объективной категории – «финансы», но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями в формировании и использовании денежных фондов (доходов); во-вторых, различной ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом» [6].
В состав общегосударственных финансов входят также государственный кредит и система специальных (внебюджетных) фондов.
А.М. Ковалева считает, что «финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве [7]. Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности» [7].
Схожего мнения по роли государственных финансов в системе финансовых отношений придерживается М.В. Романовский. «Под системой финансов понимается совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы)» [8]. Та же логика прослеживается и у В.К. Сенчагова [5].
Таким образом, все финансисты рассматривают государственные финансы в качестве важнейшей части финансовых отношений.
Основным источником финансирования государства являются налоговые доходы, формируемые на административных принципах (т.е. на безвозмездной и безвозвратной основе). По сути, налоги являются тем источником, посредством которого удовлетворяются все потребности (функции) государства – оборона, управление, экономика, социальное развитие и т.д.
Но в случае недостатка налогового источника государство может прибегать к дополнительным источникам финансирования, например займам. Это происходит преимущественно в чрезвычайных ситуациях – во время войн, стихийных бедствий, экономических кризисов, а также при наличии бюджетного дефицита. Государственные займы, в отличие от налогов, финансируют дополнительные потребности государства сверх имеющихся в его распоряжении доходов. А значит, формируют в руках государства дополнительные денежные средства.
При государственном заимствовании взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним чаще всего выступают средства бюджета.
Таким образом, займы, используемые государством для более полного выполнения своих функций и являющиеся инструментом перераспределения ВВП в пользу государства, попадают в сферу финансовых отношений.
Но в отличие от финансов государственные займы представляют временный доход государства, который, в отличие от финансов, имеет возвратный характер. И в этом плане государственные займы имеют кредитную природу – являются частью кредитных отношений.
«Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала (ссуженной стоимости), то есть капитала, предоставляемого в ссуду… Таким образом, кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и отражает отношения, формирующиеся между кредитором и заемщиком» [6 ].
М.В. Романовский отмечает, что «кредит как экономическая категория выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком, возникающие в процессе передачи денег или материальных ценностей». А также то, что «кредит как экономическая категория представляет собой определенный вид общественных отношений, связанных с движением стоимости на условиях возвратности» [8].
По мнению В.К. Сенчагова, «кредит представляет форму движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставленного в ссуду, …, обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками» [5].
Итак, кредит – это денежные отношения по поводу аккумулирования и перераспределения временно свободных денежных средств в экономике на принципах платности, срочности, обеспеченности. Другими словами, кредит – это движение капитала, предоставленного в долг. Но для того, чтобы данные отношения имели место, с одной стороны, должны существовать субъекты, имеющие временно свободные денежные средства, готовые предоставить их во временное пользование на условиях платности, срочности, обеспеченности. А с другой стороны, должны существовать субъекты, имеющие потребность в дополнительных денежных средствах и готовые их получить на условиях срочности, платности, обеспеченности.
Появление временно свободных денежных средств у отдельных субъектов экономики и потребность их вложения обусловлены в первую очередь необходимостью их накопления с целью последующего инвестирования. К таким субъектам можно отнести предприятия, финансово-банковский сектор, население и государство.
В свою очередь, возникновение потребности в дополнительных денежных средствах вызвано необходимостью немедленного удовлетворения текущих или инвестиционных потребностей. К таким субъектам можно отнести предприятия, финансово-банковский сектор, население и государство.
В случае, если потребителем заемных денежных средств выступает государство, а кредиторами – предприятия, финансово-банковский сектор, население и другие государства – то речь идет о государственных займах.
Привлечение дополнительных денежных средств государством осуществляется на принципах кредита – платности, возвратности и срочности. Через кредит временно свободные денежные средства в экономической системе аккумулируются и превращаются в ссудный капитал. Он передается во временное пользование по определенной цене. Таким образом, кредитные отношения являются формой движения авансированной стоимости на условиях платности. Кредитные отношения могут функционировать только на основе характерных принципов: срочности, платности, возвратности и обеспеченности кредита.
Государственные займы представляют собой часть кредитных отношений, особую форму взаимоотношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу дополнительного привлечения государством денежных средств на принципах платности, возвратности и обеспеченности.
Таким образом, мы выяснили, что государственные займы являются частью как финансовых, так и кредитных отношений, т.е. имеют финансово-кредитную природу.
Итак, государственные займы – финансово-кредитная категория. Государственные займы обслуживают денежные отношения, носящие перераспределительный характер, направленные на формирование и использование общегосударственных денежных фондов, являются дополнительным источником финансирования бюджета посредством привлечения временно свободных денежных средств финансово-кредитного сектора, предприятий, населения и других государств на принципах кредита.
По этой причине существование государственных займов как экономической категории определяется наличием как минимум двух условий: существованием самого государства и наличием рыночных отношений в обществе.
Библиографическая ссылка
Толмачева О.В. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-4. – С. 850-853;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39636 (дата обращения: 15.07.2020).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник
Государство как субъект экономических отношений для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами.
Существуют следующие формы и виды государственного кредита:
государственные займы — внутренние и внешние;
выпуск казначейских обязательств;
позаимствование средств у казенных банков.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.
Государственный кредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Структура государственного кредита
24
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.
Источник