В условиях рыночных преобразований, происходящих в экономике, значительно повысилась роль кредитов и займов, как дополнительного источника финансирования деятельности организаций.
В задачу контроля над кредитными операциями входят выявление обоснованности и условий привлечения заемных средств, соблюдение установленного порядка планирования, получения, использования и возврата краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, а также определение эффективности их привлечения.
Дополнительными источниками информациипроверки учета кредитных операций являются:
— сведения и справки, предоставляемые в учреждения банка для получения кредита;
— выписки банков;
— копии договоров в подтверждение кредитуемых сделок и дополнительные соглашения к ним;
— договоры займа, залога;
— документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа.
Ревизор должен обращать внимание на то, в какой форме был взят заем – в форме денег или вещи. Ревизор обязан убедиться в правильности:
•составления и заключения договора займа;
•организации бухгалтерского учета этих операций на счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения;
•полноты получения и соблюдения целевого характера использования займов;
• отражения в учете погашения займа путем реализации ценных бумаг по ценам, превышающим их стоимость, отражение в учете принимающихся к уплате %% за использование займа;
• отражения в учете курсовых разниц по предоставленным займам в иностранной валюте;
•отражения в учете займов по направлениям их использования;
• учета займа, полученного под выданный вексель;
•своевременности погашения займов, путем сопоставления даты взносов собственных средств в уплату или выписок банка с установленными сроками их погашения.
При проверке займов необходимо выявить обоснованность и условия привлечения этих средств по каждому заимодавцу, для чего контрольному изучению подвергаются договоры займа и записи по соответствующим счетам.
Правила выдачи кредитов разрабатываются кредиторскими организациями, а выдача кредита производится на основании заключенного двухстороннего кредитного договора. Ревизору необходимо проверить:
• подтверждение целевого использования кредита;
• своевременность и полноту погашения,
• правильность и законность отнесения начисленных и уплаченных %% на соответствующие счета затрат или источники их покрытия;
•достоверность остатков, не возвращенных кредитов;
•обеспечение кредита или существование представленных гарантий своевременно невозвращенных сумм кредита;
• объективность причин нарушения сроков возврата кредита.
Проверяя вопросы получения и использования кредитов, ревизор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по тем мероприятиям, на которые они предназначались; какой экономический эффект получила организация в целом от их использования, или наоборот, рассчитать убытки, которые может понести организация в случае не целевого использования кредита или несвоевременного возврата кредитору, а также проанализировать источники покрытия невозвращенных сумм кредиторов и сообщить о них.
Источник
При проверке расчетов по кредитам и займамиспользуются источники информации: положение об учетной политике; бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); отчет о движении денежных средств (форма № 4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); учетные регистры по счетам 66 и 67; главная книга; кредитные договоры с банком; договоры займа; выписки банка по расчетному и ссудному счетам с приложенными документами; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов; документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа.
Согласно ст. 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.
Кредиты могут выдаваться российскими банками в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. Право на выдачу кредитов в иностранной валюте российским организациям предоставлено уполномоченным банкам, имеющим лицензию Банка России на осуществление операций в иностранной валюте.
Расчеты по кредитам и займам, полученным как от нерезидентов, так и от российских уполномоченных банков в иностранной валюте, осуществляются резидентами с текущих валютных счетов и не могут производится с транзитных валютных счетов.
Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа заимодавец передает в собственность заемщику деньги или иные вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу сумму займа или равное количество полученных им вещей того же рода и количества. Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размере и порядке, определенных договором. В связи с тем, что расчеты в Российской Федерации производятся только в рублях, получение займов в иностранной валюте от организаций-резидентов, не являющихся банковскими учреждениями, запрещено.
В процессе контроля используются следующие приемы: проверка документов, прослеживание операций, пересчет, аналитические процедуры.
Проверке подвергаются договоры с банком, документы по открытию кредитных линий, договоры и соглашения о кредитах и займах. Задолженность по кредитам и займам, отраженная в регистрах бухгалтерского учета, должна соответствовать задолженности, размер которой согласован с кредиторами. Для этого используются выписки банка, расчеты платежей, данные аналитических ведомостей, таблиц. Задолженность по кредитам и займам должна быть правильно квалифицирована по видам и способам расчетов на основании анализа договоров.
Типичными ошибками, выявляемыми при проверке расчетов по кредитам и займам, могут быть: отсутствие договора займа или составление его с нарушением Гражданского кодекса РФ, отсутствие договора с банком о пролонгации кредита, ненадлежащее ведение учета, неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам, нецелевое использование средств кредитов банков
Ревизор должен оценить основные направления использования заемных средств. Подозрение могут вызвать следующие операции:
- * направление заемных средств на выдачу беспроцентных или под низкий процент займов юридическим и физическим лицам;
- * приобретение на заемные средств долгосрочных векселей, облигаций, выпущенных организациями, неизвестными на финансовом рынке;
- * выдача заемных средств, авансов под поставку материалов или иных ценностей впервые приглашенным поставщикам или подрядчикам при длительном сроке ожидания поставки или выполнения работ.
Пошаговая оценка системы внутреннего контроля
- 1. Попросите бухгалтера предоставить данные по наиболее крупным кредитам за отчетный год. Из кредитных договоров определите условия кредитования, цели и процентные ставки.
- 2. Изучите выданные обеспечения под полученные кредиты.
- 3. Попросите бухгалтера подготовить данные о направлениях расходования основной суммы кредита. Оцените общие критерии целесообразности привлечения кредитов.
- 4. В случае выявления подозрительных кредитных операций обсудите эту ситуацию с руководством проверяемой организации.
- 5. Выясните, кто инициировал привлечение кредит на данных условиях, рассматривались ли альтернативные варианты кредитования, кто принимал окончательные решение о выборе банка и условий кредита, в каких документах это отражено.
- 6. Определите, кто принимает решения об использовании кредита, кто дает указание об оплате за счет кредитных ресурсов, в каком документе фиксируется это решение.
- 7. Оцените состояние внутреннего контроля на данном участке.
Если организация открыла специальный расчетный счет, куда поступают только кредитные средства, расходование которых легко проверить, доверие к отчетности данной организации выше.
При проверке целевого использования кредита нужно обратить внимание на формулировку. В настоящее время она не всегда четко указывается в тексте кредитного договора. Формулировки «на пополнение оборотных средств», «на текущие нужды» и т.д. позволяют использовать кредит в любом направлении.
Если в договоре четко указана цель кредита, ревизор должен проверить его целевое использование.
Основной проблемой в ходе проверки является разграничение понятий «отвлечение» и «использование», которое неоднозначно толкуется даже судебными органами. Например, организация получила целевой кредит на покупку оборудования, но на эти деньги купила сырье. При этом организация отказывается признать факт нецелевого использования, аргументируя свой отказ тем, что она лишь отвлекла средства кредита: из сырья будет изготовлена готовая продукция, она будет продана, т.е. деньги будут возвращены и использованы по назначению.
Аналогичная ситуация возникает с размещением средств целевого кредита временно на банковских депозитах, в банковских векселях и т.д.
Трудность проверки целевого использования кредита создает большое количество расчетных счетов организации, при этом деньги постоянно переводятся со счета на счет, если при этом присутствуют и значительные притоки денежных средств от других некредитных операций, средства кредита «растворяются» и отследить их использование практически невозможно.
Контроль соблюдения законодательства
Особое место в проверке кредиторской задолженности занимает проверка сохранности выданного обеспечения, например заложенного в обеспечение кредита имущества. Основными видами кредитного обеспечения являются поручительство, гарантия, залог ценных бумаг, товаров, другого имущества.
На договор залога, как правило, есть ссылка в тексте кредитного договора, но сам договор залога составляется отдельно.
Ревизор должен рассмотреть качество предмета залога. Возможно, когда с целью прикрытия сделки вывода активов, значимое основное средство оформляют в залог кредита, при этом заранее планируется невозвращение кредита. В этом случае внешне сделка выглядит как соответствующая законодательству.
Ревизор должен выяснить, является ли предмет залога существенным для бизнеса проверяемой организации. Например, завод в обеспечение кредита может оформить все свои автомашины или одну новую технологическую линию. Понятно, что потеря автомашин может быть компенсирована арендой других, а вот потеря производственной линии существенно снизит объемы производства.
При проверке государственных предприятий и учреждений ревизор должен проверить наличие согласия собственника на обременение залогом имущества проверяемой организации. Ревизор должен также оценить установленную стоимость залога — как правило, с привлечением эксперта-оценщика. Он должен проверить и отражение сведения о залоге имущества на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные», а также факт раскрытия данной информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
Ревизор должен осмотреть предмет залога, убедиться в том, что его характеристики соответствуют указанным в договоре залога (по комплектности, количеству, массе и т.д.). Может быть выявлен факт утраты, в том числе продажи, предмета залога. Ревизор должен указать на данный факт в акте. Утрата предмета залога является основанием для банка потребовать досрочного возвращения кредита, что может негативно сказаться на финансовом положении организации, инициировать процедуру ее банкротства. При наличии предмета залога ревизор должен оценить соблюдение графика погашения суммы кредита и вероятность в случае его нарушения обращения взыскания на предмет залога, в также возможные последствия для проверяемой организации.
Контроль финансовой отчетности
Проверка задолженности по кредитам состоит в изучении того, что:
- * все отраженные в учете долги реально существуют (предпосылка существования»);
- * все долги, которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).
Проверка того, что все отраженные в учете долги реально существуют, проводится путем изучения подготовленных организацией актов сверки с банком.
Проверка того, что все долги, которые действительно существуют, отражены в учете, направлена на выявление долгов, не отраженных в учете или выявление занижения реальной суммы долга.
Выявление существующих, но не отраженных в учете долгов, по большому счету, вообще нереально, так как, если неизвестен банк, в котором получен кредит, и выяснить сумму кредита невозможно.
Случаи занижения суммы долга связаны в большинстве случаев с неотражением процентов за кредит. Для проверки ревизор производит пересчет.
В некоторых случаях организациям не начисляют проценты, подлежащие уплате по кредитному договору за отчетный период, так как стремятся «приукрасить» результаты хозяйственной деятельности организации. Для обоснования своих действий в договорах кредита или займа указывается срок уплаты процентов по кредиту в конце займа, возможность изменения процентной ставки по кредиту (например, в зависимости от курса иностранной валюты) и т.д.
Ревизор должен внимательно изучить условия кредитного договора в части начисления процентов, проверить арифметическим методом правильность расчета их суммы.
Возможны случаи начисления процентов по дебету счета расчетов и кредиту счета учета кредитного договора, т.е. проценты как бы начислены, но в составе расходов не признаны. Ревизор должен проверить правильность отнесения процентов на соответствующую статью бухгалтерского баланса в соответствии с правилами бухгалтерского учета.
Возможно, что сумма процентов, подлежащих выплате организацией-заемщиком в течение срока кредита, существенно ухудшит ее финансовое состояние. Ревизор должен проверить обоснованность финансовых планов, учитывающих погашение суммы кредита и процентов по нему. В случае сомнения ревизор должен отразить данный факт в акте с приведением сделанных им подробных расчетов.
Контроль эффективности
Ревизор должен проверить длительность нахождения кредита на расчетном счете организации. Каждый день «простоя» кредита влечет убытки для организации в виде уплаты процентов за пользованием кредита. В некоторых случаях кредит (или его большая часть) все время находится на расчетном счете организации — получателя, а затем возвращается банку с уплатой процентов. В этой ситуации данная операция может скрывать фактически «подаренную» сумму процентов банку, которая может быть платой за другую совершенную сделку.
Источник
В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственные организации наряду с собственными средствами широко используют краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, позволяющие обеспечить непрерывность воспроизводственных процессов и способствующие эффективному использованию экономических ресурсов.
В задачу экономического контроля за кредитными операциями входят выявление обоснованности и условий привлечения заемных средств, соблюдение установленного порядка планирования, получения, использования и возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, а также определение эффективности их привлечения. В связи с этим в каждом хозяйстве необходимо обеспечить действенный систематический контроль на всех стадиях осуществления указанных операций, начиная от их планирования и заканчивая возвратом полученных кредитов.
В осуществлении предварительного контроля за кредитными операциями важная роль принадлежит руководителю и экономическим службам хозяйства. Именно они призваны всесторонне проанализировать необходимость и обоснованность привлечения банковского кредита и особенно долгосрочных ссуд банка для возведения отдельных объектов или проведения иных инвестиционных мероприятий. В этих целях необходимо выявить реальные возможности хозяйства по освоению планируемых сумм банковского кредита, своевременности их возврата и эффективности использования. К сожалению, в ряде случаев должный контроль на этом весьма ответственном этапе кредитных операций отсутствует; планирование и привлечение кредитов банка не подкрепляется соответствующими обоснованиями и расчетами экономической эффективности, в результате чего хозяйства нередко оказываются не в состоянии либо освоить полученные кредиты, либо возвратить их в установленный срок, допуская непроизводственные расходы на уплату процентов за просроченные ссуды и ухудшая тем самым свое финансовое состояние.
В процессе привлечения банковского кредита текущий контроль за их использованием возложен непосредственно на главного бухгалтера хозяйства, который обязан систематически контролировать своевременность получения и освоения банковских кредитов и целевой характер их использования, а при долгосрочном кредитовании и обеспеченность необходимыми ресурсами материально-технических средств, объемами капитальных вложений и подрядных работ.
Последующий контроль за кредитными операциями осуществляется как в виде документальных ревизий, так и периодических проверок, в том числе контрольных проверок обслуживающих банков.
При ревизии или проверке этих операций прежде всего устанавливают увязку банковских кредитов с бизнес-планом хозяйства. При этом по краткосрочным ссудам такая увязка должна быть обеспечена в поквартальном разрезе, с одной стороны, планируемых денежных расходов и поступлений хозяйства и, с дру. гой стороны, объемов временного привлечения банковских кредитов. По долгосрочным ссудам банков плановое обеспечение испрашиваемого кредита по заявкам хозяйства должно быть представлено титульным списком строительства, внутрипостроечным титульным списком, утвержденным в установленном порядке проектно-сметной документацией и договором хозяйства с подрядной организацией. Затем выявляются полнота получения и соблюдение целевого характера использования банковских кредитов, для чего подвергаются встречной сверке записи по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и записи по счетам поставщиков, подрядчиков и других организаций (счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). При обнаружении фактов нецелевого использования банковских кредитов устанавливают характер каждой такой хозяйственной операции, ее реальность и виновных лиц. Особой проверке подвергают соблюдение условий долгосрочного кредитования, для чего выверяют суммы полученных средств с суммами расчетных документов, которые в свою очередь сверяют с документами на оприходование машин, оборудования и других материально-технических средств, объемами выполненных строительно-монтажных работ, актами их контрольного обмера. Причем как по краткосрочным, так и долгосрочным ссудам банка в обязательном порядке следует проверять выписки банков по привлеченным средствам, их соответствие приложенным расчетным документам.
Отдельно проверяют своевременность возврата банковских кредитов, для чего сопоставляют даты взносов собственных средств в уплату этих ссуд или выписок банка с установленными сроками их погашения. Тщательно изучают причины образования просроченной задолженности по банковским ссудам и меры, принимаемые хозяйством по ее погашению.
При заимствовании денежных средств или натуральных ссуд (семена, корма и т.д.) у других организаций необходимо также выявить обоснованность и условия привлечения этих средств по каждому заимодавцу, для чего контрольному изучению подвергают договоры займа и записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета (счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 51 «Расчетные счета», 10 «Материалы» и др.).
В заключение ревизии или проверки указанных операций определяется эффективность использования заемных средств путем сопоставления их фактического и нормативного соотношения, выявления влияния этого фактора на получение дополнительного выхода продукции и прибыли, на обоснованное формирование оборотных средств, их оборачиваемость и улучшение финансового состояния хозяйства.
Источник