Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.
Методы управления государственным долгом
· Рефинансирование – погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.
· Аннулирование (дефолт) – отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.
· Конверсия – принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.
· Новация – соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.
· Унификация – принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.
· Консолидация – увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.
· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) – проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.
Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.
Принципы управления государственным долгом
Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:
· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.
· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.
· Сохранить у государства репутацию хорошего заемщика за счет беспрерывного выполнения всех обязательств перед инвесторами.
· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.
· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.
· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.
· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.
Основные проблемы управления государственным долгом
· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.
· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.
· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.
Источник
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мероприятий государства, связанных с выпуском и размещением займов (долговых обязательств) государства, с выплатой доходов кредиторам, регулированием рынка государственных ценных бумаг, определением условий выпуска новых ценных бумаг, а также с предоставлением гарантий.
Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1) минимизация стоимости долга для заемщика,
2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса,
3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов,
4) обеспечение своевременного возврата кредитов,
5) максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Управление, государственным долгом осуществляют органы-управления, финансовые и кредитные организации.
В управлении государственным долгом страны должны быть соблюдены следующие основные принципы:
— безусловность — обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик приняло на себя при заключении договора заимствования средств;
— единство — учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств;
— снижение рисков — размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
— оптимальность структуры — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
— сохранение финансовой независимости — поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства перед инвесторами;
— прозрачность — соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
При управлении государственным долгом необходимы затраты.
Основную долю расходов составляют первые три вида расходов.
Выплата доходов по займам и их погашение должны осуществляться за счет бюджетных средств.
Рефинансирование — погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов
Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Унификация — это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
Конверсия — это одностороннее изменение доходности» займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.
Консолидация — это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, то есть решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.
Отсрочка погашения займов — это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.
Аннулирование государственного долга — это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.
Иногда применяют метод аннулирования государственного долга.
При аннулировании государственного долга государство отказывается от обязательств по выпущенным займам.
Займы аннулируются в двух случаях:
1) при финансовой несостоятельности государства;
2) при изменении политической обстановки. Например, в 1918 г. правительство аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Оно не признало финансовых обязательств царской России.
Необходимо отметить, что применение этих методов нарушает первый принцип управления государственным долгом — принцип безусловности. Поэтому их применение требует глубокой предварительной проработки и анализа всех дальнейших экономико-политических последствий.
Высшим органом управления государственным долгом на уровне РФ является Федеральное Собрание.
Источник
251. Основное отличие государственного кредита от банковского кредита состоит:
— в цене на денежные ресурсы;
+ в характере залога;
— в порядке возврата денежных средств.
252. Если доход по займу извлекается в виде разницы между номиналом и ценой покупки, этот государственный займ называется:
— рыночным;
— процентным;
+ с нулевым купоном.
253. Выдача государством гарантий:
— ведет к увеличению государственного долга;
— ведет к сокращению государственного долга;
+ увеличивает государственный долг в случае, если заемщик своевременно не рассчитался по своим обязательствам;
— сокращает государственный долг в случае, если заемщик своевременно рассчитался по своим обязательствам.
254. Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:
+ финансирование бюджетного дефицита;
— кассовое исполнение бюджета;
— формирование резервов центрального банка.
255. Конверсия – это метод управления государственным долгом, который означает:
— погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
+ изменение доходности займа;
— превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.
256. Управление государственным долгом – это:
+ совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам к погашению займов
— погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов
— решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.
257. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств от размещения новых займов называется:
— унификацией
— новацией
+ рефинансированием.
258. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа:
— возможно только по срокам выплаты
— возможно только по размеру процентных платежей
+ бюджетным кодексом не допускается.
259. Главным отличительным признаком государственного кредита является:
+ непроизводительное использование;
— обязательное участие государства;
— необходимость покрытия бюджетного дефицита.
260. Государственный кредит НЕ выполняет функцию:
+ стимулирующую;
— регулирующую;
— контрольную;
— распределительную.
261. Форма государственного кредита, при которой привлечение средств происходит путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг – это:
— государственное финансирование;
— выдача гарантий;
+ государственный займ.
262. Займы, не имеющие вторичного обращения – это:
— краткосрочные;
— выпускаемые центральным правительством;
— беззакладные;
+ нерыночные;
— с нулевым купоном.
263. В зависимости от обеспечения долговых обязательств займы делятся на:
— рыночные и нерыночные;
+ закладные и беззакладные;
— выигрышные и процентные;
— с твердым или плавающим доходом.
264. Рыночным методом покрытия дефицита бюджета является:
— фидуциарная эмиссия;
+ выпуск ценных бумаг;
— внешний заем.
265. Рыночные государственные займы:
+ свободно обращаются на рынке
— не могут свободно менять своих владельцев
— гарантируют доходность выше рыночной.
266. Если доход государственного займа определяется на момент выпуска в обращение, этот займ называется:
— с нулевым купоном;
+ с твердым доходом;
— нерыночным.
267. Погашение основной задолженности и процентов за счет средств от размещения новых займов называется:
— унификацией
— новацией
+ рефинансированием.
268. Нерыночные госзаймы:
— свободно обращаются на рынке
+ не могут свободно менять своих владельцев
— гарантируют доходность выше рыночной.
269. Государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность:
— не погашать долг;
— рефинансировать долг;
— увеличить денежную массу в обращении;
+ все ответы неверные.
270. Сумма превышения доходов государственного бюджета над его расходами называется:
— дефицит;
+ профицит;
— сальдо;
— государственный долг;
— государственный кредит.
271. Сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами носит название:
+ дефицит;
— профицит;
— сальдо;
— государственный долг;
— государственный кредит.
272. Наиболее полно характеризует понятие внешний государственный долг следующее определение:
— сумма превышения расходов государства над его доходами;
— сумма кредитов государства, взятых в иностранной валюте;
+ задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, организациям и правительствам.
273. Рефинансирование государственного долга – это:
— изменение доходности займа;
+ погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;
— превращение части имеющейся задолженности в новую, с более длительным сроком погашения.
274. Отличие государственного кредита от банковского является то, что он НЕ носит:
— платный характер;
+ инвестиционный характер;
— срочный характер.
275. Совокупность всех выпущенных и не погашенных на определенный момент долговых обязательств государства и процентов по ним составляет:
— текущий государственный долг;
+ капитальный государственный долг;
— внутренний государственный долг;
— внешний государственный долг.
276. Сумма расходов по выплате процентов по всем долговым обязательствам в отчетном периоде и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, составляет:
+ текущий государственный долг;
— капитальный государственный долг;
— внутренний государственный долг;
— внешний государственный долг.
277. Активное функциональное назначение государственного долга проявляется в отношениях, где государство выступает в качестве:
+ заемщика;
— кредитора;
— гаранта.
278. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых физическими и юридическими лицами, оно является:
— заемщиком;
— кредитором;
+ гарантом;
— заимодавцем.
279. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета НЕ могут быть:
+ кредиты Банка России;
— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
— кредиты иностранных банков, предоставленные в иностранной валюте.
280. Виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, а также условия их выпуска и обращения определяются:
+ органами государственной власти субъекта РФ;
— федеральными органами государственной власти;
— федеральными органами государственной власти по представлению органов государственной власти субъекта РФ.
281. Процедура унификации в рамках управления государственным долгом означает:
— погашение долга за счет вновь привлеченных средств;
— изменение доходности займа;
— продление срока погашения долга;
+ объединение нескольких долгов в один;
— отказ государства от выплаты долга.
282. Основным источником погашения государственных займов в условиях стабильной экономики выступают:
— средства внебюджетных фондов;
— другие займы;
+ налоги;
— средства граждан.
В отношениях государственного кредита государство может выступать в
роли
кредитора
заемщика
гаранта
+все ответы верные
Рефинансирование государственного долга это:
+процедура погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств
сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту времени
денежные фонды, формируемые на централизованном уровне и используемые для финансирования конкретных общественных потребностей
Снижение курса национальной валюты:
снижает бремя внешней задолженности;
+повышает бремя внешней задолженности
никак не влияет на сумму внешнего долга страны
Выделите неверное утверждение:
+основным источником погашения государственных займов выступают средства внебюджетных фондов
государственный долг не может привести к банкротству государства, так как государство всегда имеет возможность не погашать долг
государственный кредит является составной частью финансовой системы РФ
Займы, не имеющие вторичного обращения, называются
с нулевым купоном
выпускаемые центральным правительством
+нерыночными
краткосрочными
Источник
Управление государственным долгом осуществляется посредством применения следующих методов:
- 1) рефинансирования государственного долга, т.е. погашения основной задолженности и процентов за счет средств, полеченных от размещения новых займов;
- 2) новации — соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по одному кредиту другими обязательствами;
- 3) унификации — решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов, при этом облигации и сертификаты ранее выпущенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа;
- 4) конверсии — одностороннего изменения доходности займов, И объявления государством о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством;
- 5) консолидации — изменения условий обращения займов в части срока их погашения, т.е. решения государства о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок;
- 6) отсрочки погашения займов — консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
- 7) аннулирования государственного долга В отказа государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам;
- 8) реструктуризации — погашения долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения.
Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечение, обслуживанию и погашению.
Управление долгом на уровне субъектов Федерации существенно отличается от управления федеральным долгом. Это обусловлено разным уровнем компетенции федеральной и региональной власти, отсутствий у субъектов Российской Федерации достаточного числа собственных доходных источников и невозможностью для них долгосрочного планирования доходов в связи с вероятностью перераспределения федеральным цент- ром нормативов отчислений от федеральных налогов.
Важным фактором является также наличие определенной конкуренции между регионами. Она возникает в силу того, что для потенциальных инвесторов важную роль играют не только наличие и. качество гарантий по займу субъекта федерации, но и экономическая привлекательность осуществляющего его региона. Таким образом, меры, направленные на поддержание высокого инвестиционного рейтинга субъекта Российской Федерации, фактически выступают одной из составных частей управления долгом субъекта Федерации.
В мировой практике существует несколько схем контроля за Заимствованиями субъектов Федерации.
Рыночный контроль. Регионы не имеют легальных ограничений по своим заимствованиям и не подконтрольны по данному вопросу федеральному правительству. Все решения, принимаемые региональными органами власти, основываются только на целесообразности и эффективности каждого конкретного проекта.
- 2. Совместный контроль, при котором все параметры задолженности субъектов Федерации устанавливаются в результате проведения переговоров между федеральными и региональными уровнями власти.
- 3. Контроль на основе жестких правил, которые даны в Конституции Российской Федерации или в законах.
- 4. Прямой административный контроль. Характерен в большей степени для унитарных государств.
В России применяется контроль за заимствованиями субъектов Федерации на основе правил, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Этот метод представляется недостаточно эффективным, так как ограничения на предельный объем и права заимствований предполагают определенную унификацию всех субъектов Российской Федерации. Однако экономическое положение регионов не одинаково. В этой связи более эффективным предполагаемся смешанный вид контроля. , Следует отметить, что федеральное законодательство относит вопросы обслуживания и погашения долга субъекта Российской Федерации и муниципальных образований к вопросам, финансируемым соответственно за счет средств бюджетов Объектов и муниципальных образований. Исходя из положений законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 4 июля 2003 г. № 95- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос. Российской Федерации» федеральные законы не могут определять объемы и механизмы финансирования полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обслуживанию и погашению долга. Это положение распространяется и на регулирование управления муниципальным долгом со стороны субъектов Российской Федерации. Таким образом, вопросы по управлению долгом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований регулируются федеральным законодательством недостаточно, в то время как детальное регулирование этих вопросов в пределах, не противоречащих федеральному законодательству, относится к компетенции субъектов Российской Федераций и муниципальных образований.
Оказать содействия субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в совершенствовании системы управления долгом и условными обязательствами в рамках действующего федерального законодательства призваны временные методические рекомендаций по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В их основу легли методологические, аналитические и прикладные исследования и разработки экономической экспертной группы и международного рейтингового агентства Fitch Ratings, выполненные в рамках «Проекта технического содействия реформе бюджетной систе мы на региональном уровне» Международного банка реконструкции и развития [16].
В приложении 3 приведена схема организационной структуры управления долгом и условными обязательствами субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Вопросы для самопроверки.
- 1. Какими нормативными документами регулируются вопросы управления государственным долгом? Какие недостатки имеет законодательная база по вопросам управления государственным и муниципальным долгом?
- 2. Раскройте понятие управления государственным долгом. Какие задачи решаются в процессе управления долгом? Перечислите проблемы управления государственным долгом.
- 3. Назовите методы управления государственным долгом. Охарактеризуйте особенности управления долгом на уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне.
Список основной литературы:
1. Барулин,С. В.Финансы [Текст]: учебник/ С.В. Барулин.-2-е изд.,
стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 640 с.
Источник