Сущность и факторы формирования платежеспособного спроса населения
доход население платежеспособный спрос
Исследование потребностей населения предлагает определение действительной потребности общества в потребительских благах и оценку спроса. Для выявления объема потребностей населения в статистической практике используются нормативные потребительские бюджеты, а при оценке спроса — объемы продаж товаров и услуг и потребительские расходы населения.
В экономико-статистических исследованиях различают собственно потребности и внешнюю форму их проявления — спрос, который может проявляться как общий спрос (ему соответствует объем фактического конечного потребления товаров и услуг) и платежеспособный спрос, отражающий объем и структуру расходов населения на потребление.
Платежеспособный спрос является сложным социальным явлением, которое в конечном счете определяется условиями общественного производства и принципами распределения материальных благ между членами общества. Наиболее тесно платежеспособный спрос связан с категорией потребностей, формой отражения которой он и является. Можно считать, что платежеспособный спрос — это представленная на рынке потребность населения в разнообразных товарах и услугах. В количественном отношении он выражается суммой денежных средств, которые могут быть израсходованы населением на покупку товаров и оплату услуг. Иными словами можно сказать, что спрос выступает как часть потребности в определенных материальных благах и услугах, ограниченной рамками платежной возможности населения.
Различаются две стадии формирования спроса населения:
· первичный, или потенциальный, спрос (желание потребителя приобретать материальные блага и услуги);
· окончательный спрос (покупки или расходы населения).
В рыночном хозяйстве платежеспособный спрос всегда зависит от уровня цен, уровня доходов потребителей и склонности к накоплению. Учитывая то, что значительная часть продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, потребляется непосредственно производителями, т.е. минует стадию обмена, имеет смысл говорить о том, что в таких условиях платежеспособный спрос населения сократился на определенную величину, определяемую потреблением продукции собственного производства. Это касается не только продуктов питания, но и других товаров, которые стали производиться непосредственно потребителями. Еще в большей степени это относится к услугам, особенно в части необязательных или тех, которые производятся непосредственно в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, чистка одежды, ремонт обуви, ремонт техники, жилья, воспитание детей, уход за нетрудоспособными). Тем самым оценка влияния роста затрат времени на ведение домашнего хозяйства из области общеэкономических рассуждений об учете или неучете их стоимости в ВВП переходит в область практических расчетов экономического поведения домохозяйств и их влияния на размеры и структуры платежеспособного спроса.
В основе спроса лежат человеческие потребности, которые экономисты подразделяют на первичные (пища, одежда, жилье), т.е. связанные с существованием человека как биологического объекта, и вторичные, связанные с удовлетворением потребностей человека как социального объекта. Следует оговориться, что граница между первичными потребностями и вторичными не является постоянной и зависит от различных факторов, в том числе уровня развития науки и техники, культуры, традиций и др. с точки зрения спроса и удовлетворения потребностей выделяются товары-заменители (субституты) и товары-дополнители (комплименты).
Социально-экономическая ситуация, традиции и др. создают вместе с демографическими факторами строй потребностей, который представляет собой последовательность удовлетворения конкретных нужд, обусловленную их настоятельностью, очередностью потребностей. Строй потребностей — объективное явление, связанное главным образом с уровнем и условиями жизни населения. Изменения условий и стандарта жизни приводят к возникновению новых потребностей, меняют их строй. Несмотря на то, что увеличение среднего уровня доходов влечет за собой изменение структуры спроса и потребления, действие указанных выше тенденций усложняется тем обстоятельством, что за средним доходом всегда скрывается определенная дифференциация населения по доходам. Если же говорить об одном домохозяйстве, то «преобладающий закон, описывающий психологию человека, состоит, по-видимому, в том, что если агрегатный доход растет, то потребительские расходы тоже будут расти, но в несколько меньшей степени» [19: 110-111].
Потребительский спрос может быть определен как возможность покупателя купить нужные ему товары. Статистическое исследование потребительского спроса означает изучение его объемов и структуры. Последние зависят от распределения населения по уровню материального достатка. Одинаковое увеличение доходов всего населения может быть достигнуто различными путями: за счет преимущественного роста доходов малообеспеченных групп населения, роста доходов всех групп высокообеспеченных групп или равномерного увеличения доходов всех групп населения. Во всех случаях при одном и том же среднем душевом доходе спрос населения на отдельные товары будет существенно различаться. Так, при росте среднего душевого дохода за счет увеличения доходов малообеспеченных групп населения с большей интенсивностью будет возрастать спрос на товары первой необходимости, и, наоборот, при возрастании среднего дохода за счет увеличения доходов высокообеспеченных групп населения интенсивнее будет увеличиваться спрос на менее необходимые и дорогостоящие предметы народного потребления.
С точки зрения традиционных моделей экономического равновесия при заданной структуре доходов спрос и предложение всегда могут быть сбалансированы через изменение цен. Однако достижение сбалансированности через ценовую политику может привести к тому, что размеры потребления групп населения с низкими доходами резко сократятся, и ухудшится его структура. Кроме этого, из-за того что население с различным уровнем материального достатка потребляет в однородных товарных группах продукты разного качества и разной стоимости, изменение цен приводит к вымыванию из ассортимента дешевых товаров, что также отражается на благосостоянии бедных.
Модели строятся по данным статистики бюджетов домохозяйств в виде функций потребления (спроса), описывающих зависимость между уровнем дохода и спросом. Функции спроса могут отражать спрос, как в денежном выражении, так и в натуральном.
В.М. Рутгайзер [13: 189-190] для оценки неодинаковой настоятельности отдельных потребностей предлагал сравнивать дифференциацию в удовлетворении тех или иных потребностей в разных по уровню среднедушевых доходов группах населения. По его мнению, построение шкалы настоятельности потребностей дало бы возможность взвешивать различные потребности и соответственно разные потребительские затраты на те или иные блага. Очевидно, что разным общим объемам потребления населением товаров и услуг могут соответствовать разные оценки совокупной настоятельности удовлетворения его потребностей из-за разной полезности равных по стоимости наборов потребления, отличающихся составами. В корзине с высокой долей удовлетворения настоятельных потребностей выше и общий уровень полезности. Однако чем меньше доля удовлетворения настоятельных потребностей, тем в более благополучном положении находится потребитель рассматриваемой корзины. В этом смысле методы экономического анализа потребления должны учитывать степень дифференциации потребления в группах домохозяйств и настоятельность удовлетворения разных потребностей.
Исследования спроса базируются на теории предельной полезности, исследующей зависимости доходов и расходов при потреблении дополнительной единицы товара. При изучении спроса оцениваются полезные свойства каждой последующей потребляемой или приобретаемой единицы товара. В этой связи можно отметить, что по мере роста размеров потребления товара общая его полезность растет, а предельная полезность падает.
Немецкий экономист Г. Госсен сформулировал зависимость между полезностью товара, потребностью в нем и спросом на него, согласно которой полезность товара по мере насыщения потребностей сокращается с ростом запаса данного товара, т.е. полезность каждой последующей единицы товара (а значит и ценность последующей его покупки) ниже предыдущей, так как при этом растут запасы (это первый закон Госсена). В соответствии со вторым законом Госсена, самая рациональная комбинация товаров в потребительской корзине достигается, когда полезности последних приобретений товаров (входящих в корзину) одинаковы.
Понятие равновесия потребителя означает такое положение, когда отсутствуют для него стимулы к изменению структуры расходов и потребления в основе способа определения равновесия потребителя лежит построение бюджетных линий (линий возможностей потребителя) и кривых безразличия.
Бюджетная линия показывает различные наборы товаров и услуг, которые могут быть куплены на определенный доход. На графике бюджетная линия изображена путем соединения точек на осях абсцисс и ординат, на которых показаны различные наборы товаров и услуг. Кривая безразличия соединяет точки в той же системе координат, которые показывают наборы товаров и услуг, безразличные для покупателя. Точка равновесия (совпадение возможностей потребителя и его потребностей) представляет собой точку пересечения кривой безразличия и бюджетной линии. Линия спроса строится в той же системе координат, где по одной оси показано количество товара, а по другой — цена. На основе линии спроса определяется, какое количество данного товара приобретается при фиксированных ценах на другие товары и заданном доходе. Каждая точка на линии спроса показывает определенное равновесие потребителя (т.е. соответствие цены и количества товара). Из-за того что по мере роста цен величина спроса падает, кривая спроса имеет отрицательный наклон.
А. Пигу называет [2, ч. I.: 89-91] ценой спроса или денежной оценкой желания «выраженную в деньгах меру удовлетворения потребности». Он пишет, что стремление к удовлетворению потребностей «можно количественно представить как последовательность величин, постоянно убывающую по мере того, как год с соответствующей ему удовлетворенной потребности будет отдаляться от текущего момента времени».
Интересный подход к оценке общественных потребностей предложил В.М. Рутгайзер [13: 192-193], который писал, что наиболее правильно рассматривать общественные потребности по группам населения с разными доходами. В этом случае эталоном потребления для низшей по доходам группы будет потребление соседней с ней группы с более высокими доходами. Он особо оговаривает и то, что демографические различия в сравниваемых группах населения должны быть «малосущественны».
Факторы, влияющие на формирование платежеспособного спроса, можно классифицировать в основном по трем группам: экономические, социальные и демографические (рис. 4).
Рис. 4.
Основным фактором выступают денежные доходы населения — переменная величина, зависимая от степени развития общественного производства и таких показателей, как динамика валового внутреннего продукта, объем промышленной продукции, производительность труда. На величину и структуру платежеспособного спроса влияют и такие факторы, как размер налогов, уровень сбережений населения, величина индекса потребительских цен, а также размера неплатежей. Влияние перечисленных факторов равносильно влиянию изменения денежных доходов в их реальном исчислении.
Помимо чисто экономических факторов, процесс формирования спроса зависит от факторов социального характера, таких как социальная структура общества, а также политика государства в области установления величины социальных нормативов (величины прожиточного минимума, минимальной заработной платы и пенсии, а также размера пособий).
Реальный процесс формирования платежеспособного спроса зависит также от состояния демографической ситуации в стране: численности населения, среднего возраста и состава семьи, половозрастного состава населения, его миграции и др. кроме того, в определенной мере платежеспособный спрос формируют природно-климатические условия жизни, потребительские предпочтения и др.
Регулирование платежеспособного спроса населения осуществляется в масштабах страны и предлагает применение всего комплекса экономических рычагов воздействия на спрос, включая систему народно-хозяйственных и отраслевых пропорций, денежные доходы населения, изменение соотношения розничных цен на товары народного потребления и тарифов на услуги. Ситуация в области платежеспособного спроса при этом характеризуется взаимоотношением двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика, дифференциация) и потребительского рынка (его насыщенность и динамика роста цен).
Сбалансированное формирование платежеспособного спроса должно происходить таким образом, чтобы в каждый данный момент складывалось необходимое соответствие:
· между производством товаров народного потребления и платежеспособным спросом (между предложением и спросом);
· между платежеспособным спросом и покупательной способностью населения (между спросом и доходами).
Если до 1991 г. Были характерны не слишком высокий уровень, но достаточный для нормального потребления средний доход, относительно небольшая дифференциация доходов, дефицит товаров и услуг, то в настоящее время налицо низкий душевой доход, резкая дифференциация в размерах получаемых доходов и высокая насыщенность рынка потребительскими товарами.
Достижение товарно-денежной сбалансированности в потребительском секторе экономики в современной ситуации следует рассматривать в качестве важнейшего фактора роста уровня жизни населения и одного из главных средств укрепления стимулов к труду.
Традиционно под сбалансированностью понимают соответствие между объектами продуктов и ресурсов и потребность в них. В сбалансированность спроса и предложения — это соответствие платежеспособных потребностей и товарных ресурсов, предназначенных для продажи (объемы товаров и платных услуг).
Неудовлетворенный спрос может быть определен как разность между объемом денежных доходов и сбережений населения, которые оно готово и хочет предъявить к реализации, и суммой цен товаров и тарифов на платные услуги, обращающихся на рынке в данный период времени. Поэтому в качестве основного показателя, характеризующего степень в работе [5: 363] предлагается использовать следующее соотношение:
где СРД — степень реализации доходов;
РПС — реализованный платежный спрос;
ЧД — чистые доходы населения.
Реализованный платежеспособный спрос можно выразить через объем розничного товарооборота и платных услуг населению в данном периоде. Чистые доходы представляют собой номинальные доходы населения в данном году Соотношение может быть рассчитано как в абсолютных суммах, так и в процентах к предыдущему периоду., скорректированные на индекс цен, за вычетом налогов, с учетом неплатежей и сбережений.
В этом случае формула (1) приобретает следующий вид:
где РТ — розничный товарооборот;
ПУ — платные услуги;
Дд — денежные доходы населения;
Jц — индекс цен;
Нф — налоги с физических лиц;
Нп — невыплаты заработной платы;
Сб — сбереженная часть денежного дохода.
Критериями оптимального изменения степени реализации денежных доходов населения могут служить:
· в условиях сбалансированности спроса и предложения — постепенное возрастание показателя степени реализации денежных доходов за счет роста предложения товаров и платных услуг, а также доходов населения с тем, чтобы соотношение формулы (2) всегда было больше единицы;
· в условиях отклонения данного соотношения в сторону опережения роста доходов по сравнению с предложением товаров и услуг необходимо, чтобы показатель степени реализации денежных доходов приближался к единице;
· в условиях несбалансированности платежеспособного спроса, когда предложение товаров значительно опережает доходы населения, что имеет место в настоящее время, необходимо создать все условия для роста доходов, в том числе за счет факторов, играющих на понижение доходов в знаменателе формулы (2) с тем, чтобы данное соотношение также приближалось к единице. В противном случае ситуация несбалансированности приводит к глубоким экономическим и социальным последствиям, которые способствовали кризису в дореформенный период в виде хронического товарного дефицита. В настоящее время дисбаланс между доходами и их товарным покрытием резко снижает реальное содержание доходов у категорий населения, имеющих их фиксированную величину. Особенно остро эта проблема ощущается занятыми в бюджетной сфере, а также пенсионерами и малообеспеченными семьями. Все это усугубляет дифференциацию населения не только по размерам дохода, но и по показателям реального потребления.
Макроэкономическая ситуация, сложившаяся в России за годы проведения экономических реформ, характеризуется значительным сокращением объема промышленного и сельскохозяйственного производства по сравнению с дореформенным периодом, нарушением воспроизводственных процессов и снижением эффективности использования всех видов ресурсов. На этом фоне происходит значительное сокращение реальных доходов населения, хронические задержки выплат заработной платы и пенсий, резкое усиление дифференциации доходов населения, уменьшение платежеспособного спроса и в результате — снижение уровня жизни большинства населения страны.
Важнейшей задачей социально-экономического развития в этой связи выступает обеспечение таких размеров доходов, которые позволяют не только создать стимулы роста номинальных и реальных доходов, но и довести их до сферы потребления.
Источник
Важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Чаще всего государство выступает как заемщик, когда привлекает денежные средства у кредитных организаций, иностранных государств или частных лиц. В таком случае количество денежных средств, сосредоточенных в руках государства, увеличивается. Реже государство выступает как кредитор, т.е. предоставляет деньги взаймы. Результатом такого рода отношений является сокращение количества денег, которыми располагает государство. Если же государство выступает как гарант, т.е. берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, то количество денежных средств, которыми располагает государство, не меняется. Однако если должник не смог в срок и в полном объеме рассчитаться со своими кредиторами, то государство как гарант будет вынуждено расплатиться за него. В таком случае расходы государственного бюджета, а значит, его дефицит могут увеличиться.
Государственный кредит представляет собой важное звено финансовой системы, обслуживающее прежде всего централизованные фонды денежных средств. Будучи элементом государственных финансов, государственный кредит соединяет в себе черты финансовой и кредитной категорий.
Государственный кредит предоставляется на возвратной, платной, срочной основе, имеет целевой характер и материальное обеспечение. Все эти характеристики роднят его с традиционными видами банковского и коммерческого кредита. Однако государственный кредит имеет ряд особенностей. В отличие от банковского кредита государственный кредит:
- 1) предоставляется главным образом на покрытие дефицита бюджета, в то время как банковский кредит предоставляется для финансирования текущих нужд хозяйствующих субъектов;
- 2) привлекая средства хозяйствующих субъектов и граждан, государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода;
- 3) обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства, составляющем государственную казну. Поэтому государственный кредит является более надежным для кредиторов видом кредитования;
- 4) не имеет строго целевого характера использования, тогда как средства, заимствованные у кредитных организаций, могут быть использованы только на определенные цели;
- 5) сокращает количество денег в обращении. Банковский кредит может, наоборот, быть причиной появления избыточной денежной массы;
- 6) погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов или новых займов. Для банковского кредита источником погашения являются денежные средства хозяйствующих субъектов;
- 7) находит свое непосредственное выражение в формировании внутреннего и внешнего долга.
Государственный кредит, прежде всего государственные займы, так же как и налоги, является важным источником доходов бюджета. Однако налоги и займы играют в бюджетном процессе разную роль.
Налоги носят принудительный характер, они безвозвратно уплачиваются государству, представляют собой одностороннее движение стоимости и не требуют дополнительных расходов по возмещению.
Займы, напротив, чаще всего не являются принудительными. Исключение составляют лишь отдельные случаи принудительного их размещения, как это было, например, в СССР в 40—50-е гг. Заимствованные средства не безвозвратно предоставляются государству, они подлежат возврату, и по этим средствам выплачивается определенный процент. Поэтому займы, в отличие от налогов, могут увеличивать государственные расходы. Кроме того, займы, будучи платными, уже не могут быть отнесены к одностороннему движению стоимости. Они предполагают встречное движение стоимости в виде процента и могут свободно обращаться на рынке.
Государственный кредит выполняет две основные функции — фискальную и регулирующую.
Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда, и в доход государства поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть использованы как для финансирования расходов государства, так и для погашения дефицита бюджета.
Посредством фискальной функции денежные ресурсы перераспределяются между федеральным бюджетом, международными финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, а также бюджетами разных уровней.
При этом происходит своеобразное распределение налогового бремени во времени, что, с точки зрения интересов разных поколений, является наиболее справедливым. Например, необходимо построить здание больницы, а средств для этого нет. Откуда их взять? Можно повысить налоги и построить больницу. А можно взять кредит у МВФ и тоже построить больницу. В первом случае больница будет построена только благодаря вкладу ныне живущего поколения, которое будет пользоваться услугами этой больницы. Но услугами этой больницы будут пользоваться и другие поколения. Поэтому, с точки зрения интересов ныне живущего поколения, правильнее было бы строить больницу за счет заемных средств. Только в этом случае те, кто в будущем будет пользоваться услугами больницы, смогут поучаствовать в ее создании.
Следует иметь в виду, что если займы идут на выплату социальных пособий, увеличение заработной платы («непроизводительные» затраты), то в этом случае источником их погашения в будущем могут быть только налоги. При этом, как правило, величина государственного долга возрастает быстро и многократно. Так произошло в России в 90-е гг., когда внешние заимствования направлялись преимущественно на социальные выплаты и компенсации. Тем самым обеспечивалось непроизводительное использование заимствований, что в конечном счете и привело к затягиванию долговой петли и стремительному росту внешнего долга.
В условиях непроизводительного использования заемных средств происходит перемещение налогового бремени на следующие поколения. При этом тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока заимствований и величины процентов, выплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственных займов для кредиторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение.
Если заимствования идут на производительные цели, т.е. на инвестиции и прирост производства, то источником их погашения выступают уже не налоги, а созданная прибыль. Никакого усиления налогового бремени и роста государственного долга в этом случае не происходит.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
Посредством государственного кредита государство может уменьшить количество денег в обращении. Это происходит в том случае, когда государство размещает свои займы среди различных групп населения или хозяйствующих субъектов. Размещая свои займы, государство снижает платежеспособный спрос населения. При этом если заемные средства государство использует в производительных целях, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы. Если заемные средства будут использоваться на выплату заработной платы, то количество наличных денег останется без изменения. Если же государственные заимствования финансируются за счет привлечения накоплений хозяйствующих субъектов, а полученные денежные средства направляются на выплаты населению, то количество денег в обращении возрастает.
Непосредственное влияние долгового финансирования на состояние денежной массы особо четко проявляется при использовании правительством кредитов эмиссионного банка для погашения государственного долга.
С одной стороны, взятие правительством кредитов у Центрального банка является не чем иным, как новой денежной эмиссией, что приводит к значительному росту денежной массы со всеми вытекающими инфляционными эффектами. С другой стороны, государственные мероприятия, профинансированные за счет кредитов эмиссионного банка, можно рассматривать как один из вариантов стимулирующей экономической политики, имеющей, однако, про-инфляционный характер. Возвращение правительством кредитов, полученных у Центрального банка, ведет к изъятию выплаченных сумм из процесса воспроизводства, т.е. к уменьшению находящейся в обращении денежной массы. Если государственные долговые обязательства сосредоточены в основном в банковском секторе, то воздействие погашения данных обязательств является более сложным, так как в этом случае увеличение объема платежных средств, находящихся в обращении в банковском секторе, компенсируется за счет уменьшения суммы вкладов вследствие уже увеличенных налоговых ставок. Таким образом, сводный баланс всех кредитных институтов остается без изменения.
Если погашение государственного долга осуществляется за счет небанковского сектора, происходит простое перераспределение сбережений между частными и государственными секторами, что почти не отражается на состоянии денежной массы.
Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика и увеличивая спрос за кредитные ресурсы, способствует росту ссудного процента. В свою очередь, дороговизна кредитных ресурсов вынуждает предпринимателей сокращать объемы производства, но в то же время осуществлять накопления в виде государственных ценных бумаг. Такая ситуация, например, существовала в России в середине 90-х гг., когда доходность государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ и др.) достигала 150—200% годовых. В этих условиях производительный капитал начал стремительно перемещаться в финансовую сферу, сокращая и без того ограниченные средства реального сектора производства.
Этот пример лишний раз доказывает, что размещение государственных займов на внутреннем рынке имеет свои ограничения.
Оно может осуществляться только при условии достаточного количества свободных капиталов.
Положительное воздействие на производство и занятость государственные займы могут оказывать, если за счет дополнительных доходов государство начинает предъявлять больший спрос на товары национальных производителей.
В целом воздействие размещения и погашения государственных долговых обязательств во многом зависит от того, каким образом оформлены государственные долги. В зависимости от форм и инструментов государственной задолженности, структуры кредиторов, сроков обращения и процентного дохода, правительством могут быть решены самые разнообразные задачи кредитно-денежной политики.
Государственные займы можно классифицировать по нескольким признакам:
- 1) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В соответствии с Бюджетным кодексом РФ долговые обязательства РФ не могут превышать 30 лет;
- 2) в зависимости от того, кто является эмитентом, государственные займы делятся на займы, размещенные центральным правительством, правительством членов федерации и местными органами власти;
- 3) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;
- 4) по методам размещения государственные займы бывают принудительные и добровольные. Чаще всего они выступают как добровольные. Государство только в исключительных случаях прибегает к принудительным займам, если потребность в дополнительных денежных средствах обусловлена какими-то чрезвычайными обстоятельствами;
- 5) в зависимости от обращения на рынке государственные займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночными называются займы, которые свободно обращаются (продаются и покупаются) на рынке. Например, в России это государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) и другие. Нерыночные займы не могут свободно обращаться на рынке. Обычно они выпускаются государством, чтобы привлечь средства определенных инвесторов, например средства Пенсионного фонда, страховых компаний. Нерыночные займы могут существовать в виде оформленной государством задолженности перед бюджетом отдельных отраслей, предприятий и организаций. К нерыночным займам относятся также задолженность Центральному банку, специальные векселя, выпускаемые Министерством финансов, и др.;
- 6) в зависимости от обеспеченности государственные займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы, как правило, обеспечиваются каким-то конкретным видом государственного имущества или частью доходов бюджета, например налоговыми доходами или имуществом крупного государственного предприятия. Беззакладные не обеспечиваются чем-то конкретным, но это не значит, что они ничем не обеспечены. Напротив, они обеспечены всем имуществом, которым располагает государство. Поэтому беззакладные займы считаются наиболее устойчивыми;
- 7) по форме выплаты дохода государственные займы делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. По выигрышным займам доход выплачивается на основании лотереи и только тем держателям ценных бумаг, кто выиграл. Как правило, такие займы не пользуются большим спросом, поскольку выплата доходов является нерегулярной и зависит от целого ряда субъективных обстоятельств. Процентные займы — это займы, по которым регулярно выплачивается определенный доход в виде процента (купона). Этот доход может выплачиваться 1, 2 или 4 раза в год. Некоторые займы, главным образом краткосрочные, могут не иметь купонов, но их продажа осуществляется со скидкой с номинала. Выкупаются такие займы по номиналу, и тогда у держателей займов образуется доход. Такие займы называются займами с нулевым купоном;
- 8) по условиям погашения государственные займы делятся на займы с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Займы с правом досрочного погашения часто используются в условиях нестабильной экономической ситуации, когда государству при размещении ценных бумаг сложно определить величину процента на длительный срок. По истечении одного-двух лет ситуация может коренным образом измениться и государство будет не в состоянии выплачивать процент. Поэтому займы с правом досрочного погашения для государства являются выгодными. Однако для держателей ценных бумаг они не выгодны, так как у них нет полной уверенности относительно стабильности тех доходов, которые они смогут получать в будущем. С точки зрения интересов держателей ценных бумаг, наиболее выгодными являются займы без права досрочного погашения;
- 9) по способам погашения выделяют государственные займы, погашаемые единовременно и по частям. Единовременно, как правило, погашаются краткосрочные займы. Долгосрочные займы могут погашаться равными долями (1,2 или 4 раза в год); возрастающими долями или снижающимися долями. В последних двух случаях все зависит от того, какая реальная ситуация существует в стране. Если размещение займов проводится в условиях глубокого экономического кризиса, то имеет смысл выпускать займы с возрастающими долями погашения, перенося тем самым пик платежей на более поздний срок, когда есть надежда, что общая экономическая ситуация улучшится. Если, наоборот, ожидается падение производства, есть смысл разместить займы со снижающимися долями.
Источник