Осуществляя управление государственным кредитом, органы государственной власти используют широкий набор (способов) инструментов.
Среди инструментов, используемых при управлении государственным долгом, наиболее распространенными являются: реструктуризация долга, рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, пролонгация. Их совместное рассмотрение можно объяснить тем, что все они связаны с изменением государственных долговых обязательств.
Согласно ст. 105 БК РФ под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
До введения в действие Б К РФ использовались следующие инструменты управления государственным долгом: конверсия, консолидация, пролонгация, унификация, отсрочка, аннулирование.
Пролонгация государственного долга означает продление срока действия обязательства и производится с целью облегчения выплаты долга.
Конверсия представляет собой изменение доходности государственного займа путем уменьшения или увеличения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Выделяют несколько видов конверсии — факультативную (кредиторы могут отказаться или согласиться с новыми условиями), обязательную (кредиторы могут принять новые условия или получить обратно внесенную сумму), принудительную, которая предполагает одностороннее изменение условий займов1. Конверсии государственных займов применяются в случаях, когда у государства отсутствует достаточное количество финансовых ресурсов, чтобы погасить долги.
Консолидацией является изменение срока действия ранее выпущенных займов с целью легальной отсрочки платежа.
Ряд ученых под консолидацией понимают «объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением заемного процента». Конверсия более широко определяется как «изменение основных условий договора о займе».
По решению государственных органов конверсия и консолидация могут сочетаться с унификацией. Унификация — объединение обращающихся займов в один выпускаемый4. Особенностью данной операции является то, что она проводится, как правило, одновременно с изменением ставки процента (конверсией) и (или) срока обращения (консолидацией).
Помимо использования вышеназванных инструментов государство в целях погашения накопившейся части задолженности в случаях недостаточности средств централизованного денежного фонда использует рефинансирование. Под рефинансированием понимается выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.
Кроме названных инструментов управления государственным долгом финансовая паука выделяет следующие: обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации; отсрочка погашения займов; аннулирование государственного долга.
Отсрочка погашения займов проводится, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. Под аннулированием государственного долга понимается отказ государства от долговых обязательств.
Однако в современных условиях развития экономики государств по рыночному пути эти инструменты не используются, поскольку их применение ведет к нанесению ущерба репутации государства как заемщика.
Отдельными новыми инструментами, активно используемыми государством по управлению государственным долгом на современном этапе, стали свопы (операции но обмену обязательствами для их улучшения), фьючерсы и опционы (сделки купли-продажи ценных бумаг с отсрочкой исполнения на биржевом и внебиржевом рынках).
Своп как инструмент регулирования внешней задолженности путем обмена долга на различные активы стал широко применяться в мировой практике с 1980-х гг. Существующая международная практика выделяет несколько видов свопов в зависимости от активов:
- — операция своп — обмен долга на наличные;
- — сделка своп в форме обмена долга на экспорт;
- — своп в форме обмена долга на акции (собственность);
- — своп в форме обмена долга на долг.
Однако устоявшегося нормативного, а тем более законодательного закрепления в российском праве эти инструменты еще не получили.
Источник
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
Рассмотрим некоторые инструменты управления государственным долгом:
- 1. Рефинансирование — это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
- 2. Конверсия — превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;
- 3. Консолидация — это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;
- 4. Унификация — это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый
- 5. Аннулирование — это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.
- 6. Реструктуризацией долга — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.
Основные схемы реструктуризации включают в себя:
- — списание долга (аннулирование займа);
- — выкуп долга — куплю страной-заемщиком своих долговых обязательств на открытом рынке со значительным дисконтом.
- — секъюритизация — представляет собой механизм эмиссии дебитором новых обязательств в виде облигаций, которые или обмениваются на старый долг, или продаются на открытом рынке (формы ценных бумаг: иностранные облигации и еврооблигации).
Успех операции будет зависеть от:
- 1) готовности рынка взять дополнительный риск;
- 2) состояния финансов должника с точки зрения обслуживания новых обязательств;
- 3) политических мотивов.
Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.
Конверсия проводится следующими своп-операциями:
- — «долг на наличность»: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;
- — «долг на экспорт»: данная схема поддерживает конкурентоспособные внутренние производства, содействует увеличению их экспорта;
- — «долг на налоги»: при реализации данной схемы необходимо законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга России. Подобная конверсия предоставляться только при осуществлении новых инвестиций в приоритетные отрасли;
- — «долг в облигационные обязательства»: реструктуризация задолженности Лондонскому клубу кредиторов;
- — «долг на собственность»: в рамках приватизации использование схемы обмена долговых обязательств на акции приватизированных предприятий;
- — «долг на долг»: своп внешних обязательств в финансовые активы.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.
Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.
Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.
Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:
Э = (П -Р ) / Р * 100 (1)
где П — поступления по системе государственного кредита;
Р — расходы по системе государственного кредита.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.
На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.
В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.
Источник
Особенности инструментов
Проводя управление государственным долгом и кредитом, государственные органы власти применяют большой спектр способов (инструментов).
В число инструментов и методов, которые используются в управлении государственным долгом, входят в качестве наиболее распространенных: реструктуризация долга, конверсия, рефинансирование, пролонгация, консолидация, унификация. Их совокупность связана с тем, что они взаимосвязаны с изменением долговых обязательств страны.
Определение 1
Реструктуризация представляет собой прекращение долговых обязательств, имеющее в основе соглашения. Долговые обязательства составляют долг страны, а реструктуризация включает замену указанных долговых обязательств на другие долговые обязательства, которые предусматривают иные условия обслуживания и погашения.
Реструктуризировать долг можно посредством частичного списания (сокращения) сумм основного долга.
До того, как был введен в действие современный БК РФ, широко применялись несколько инструментов управления: аннулирование, отсрочка, конверсия, консолидация, пролонгация, унификация.
Определение 2
Пролонгация включает продление срока действия обязательств с целью облегчить выплату долга.
Конверсия и консолидация
Конверсия государственного долга представляет собой изменение доходности займа государства с помощью уменьшения (роста) доходной процентной ставки, выплата которой происходит страной своим кредиторам. Рассматривается несколько видов конверсии:
- факультативная (кредиторы вправе дать отказ или согласие на новые условия);
- обязательная (кредитор может принимать новые условия или получать обратно вносимые суммы);
- принудительная, предполагающая одностороннее изменение условий займа.
Конверсию займов государства используют, когда у страны нет достаточного количества финансовых ресурсов для того, чтобы погасить госдолг.
Определение 3
Консолидация представляет собой изменение в сроках действия ранее выпущенных займов. Она производится для того, чтобы легально отсрочить платеж.
Многие исследователи включают в понятие консолидации объединение нескольких займов в единственный (более долговременный) займ, включающий изменение заемного процента. В более широком понимании конверсия рассматривается в качестве изменения базовых договорных условий займа.
В соответствии с решением государственных органов как конверсия, так и консолидация способны сочетаться с унификацией, которая представляет собой объединение обращающихся займов в один, выпускаемый займ. Основная особенность этой операции заключается в том, что ее проводят в один момент с изменением процентной ставки (ставки конверсии) и (или) срока обращения (консолидации).
Современные инструменты управления и их использование
Кроме применения рассмотренных выше инструментов государство для того, чтобы погасить накопившуюся часть задолженности при недостаточном количестве средств централизованного денежного фонда, использованию подлежит метод рефинансирования. Он заключается в выпуске новых займов для покрытия долговых обязательств, которые были выпущены ранее.
Финансовой наукой также выделяются несколько других инструментов, в частности обмен облигаций в регрессивном соотношении (приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации), отсрочка погашения займов, аннулирование долга государства.
Отсрочку погашения займа проводят в случае, когда последующее активное развитие операций. касающихся выпуска новых займов, не является эффективным для страны. Аннулирование представляет собой отказ государства от обязательств по долгам.
Замечание 1
В современных условиях экономического развития не всегда используются названные инструменты, так как это способно нанести ущерб репутации государства в качестве заемщика.
Среди новых инструментов, которые активно используются страной в области управления государственными долгами, можно выделить свопы в виде операций, касающихся обмена обязательствами для их улучшения. Также сюда можно включить фьючерсы и опционы в форме сделок купли-продажи ценных бумаг, включающих отсрочку исполнения на биржевом и внебиржевом рынках.
Своп в качестве инструмента регулирования внешней задолженности с помощью обмена долга на соответствующие активы широко используется в международной практике с 1980-х гг. На сегодня мировая практика рассматривает определенные виды свопов в соответствии с активами:
- операция своп в виде обмена долга на наличность;
- сделка своп как обмен долга на экспорт;
- своп как обмен долга на акции (собственность);
- своп как обмен долга на долг.
Замечание 2
На сегодняшний день так и нет устоявшегося нормативного, в первую очередь, законодательного, закрепления в российском праве рассматриваемых инструментов. Поэтому широкого использования они еще не смогли получить.
Источник
Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, пролонгация и уступка права требования, а также некоторые другие.
Реструктуризация означает основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.
В условиях долгового кризиса реструктуризация задолженности становится одним из первичных механизмов управления государственным долгом, поскольку предоставляет должнику возможность отсрочки выплаты долга, изменения графика погашения или обслуживания эмитированных ценных бумаг. Промежуточным итогом реструктуризации является предоставление должнику льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты по долговым обязательствам. Предоставление льготного периода выгодно не только должнику, но и кредитору, поскольку за это время заемщик может мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для поднятия внутренней экономики и создания тем самым благоприятных условий погашения государственного долга. В частности, в 1996 г. внутренний долг Российской Федерации в иностранной валюте, с разрешения Лондонского клуба, был переоформлен в государственные облигации[9].
Условия проведения реструктуризации внутреннего долга определены БК РФ и заключаются в погашении долговых обязательств путем выпуска новых долговых обязательств в объеме погашаемых с одновременным установлением новых условий обслуживания и сроков погашения размещаемого долга.
Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия международных финансовых организаций — кредиторов при наличии условий, выработанных международной финансово-кредитной практикой.
Конверсия государственного долга означает совокупность финансово-правовых механизмов, направленных на сокращение долга. В результате конверсии происходит замена внешнего долга на другие виды обязательств, как финансово-правовые, так и гражданско-правовые. Так, возможен перевод государственного долга в инвестиции промышленности государства-кредитора, погашение долга товарными поставками, выкуп собственного долга на особых условиях, обмен долга на долговые обязательства государств, не являющихся первоначальными сторонами в кредитном договоре, и др.
В отличие от реструктуризации конверсия направлена не на отсрочку платежей, а на сокращение денежного объема государственного долга.
Новация государственного долга означает прекращение обязательства соглашением сторон о замене первоначального кредитного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения. Главным условием новации является сохранение субъектного состава обязательства.
Пролонгация государственного долга означает продление срока действия долгового обязательства.
Уступка права требования представляет собой замену одного кредитора другим. Данный метод регулирования государственного долга может выражаться в продаже государством своей дебиторской задолженности третьим лицам.
Секьюритизация — переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.
Аннулирование — отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
Консолидация — государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу.
Рефинансированием, как уже было отмечено раньше, называется погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов[10].
Таким образом, существует множество способов регулирования государственного долга. Выбор метода зависит как от экономической ситуации в стране, так и от целей, преследуемых государством. В результате регулирования могут быть уменьшены размеры госдолга, отодвинуты сроки выплат или изменена его структура.
После рассмотрения теоретических аспектов государственного долга, можно приступить к изучению практических вопросов, связанных с ним. Для того чтобы правильно оценить ситуацию в российской экономике, необходимо исследовать опыт развитых стран по управлению государственным долгом, его масштабы и последствия его наличия для ведущих экономик мира.
Глава II. Особенности государственного долга в России и опыт развитых стран.
Источник