На практике часто возникают ситуации, когда предприятию для осуществления
текущей финансово-хозяйственной деятельности необходимы дополнительные денежные
средства. При этом по каким-либо причинам (отсутствие достаточного обеспечения,
длительность процесса заключения кредитного договора, высокие процентные
ставки и т.п.) получение кредита в банке затруднительно или просто не выгодно.
В этом случае организация может получить такие средства в виде займа
как от юридических, так и от физическихлиц. Причем,
при последнем варианте, как правило, возникают трудности в части оформления
и отражения подобных операций в учете.
Рассмотрим, как правильно заключитьдоговорзайма
с физическимлицом и отразить эту сделку в бухгалтерскомучете и для целей налогообложения.
Общие правовые аспекты договора займа
Основные положения, регулирующие порядок получения заемных денежных средств, зафиксированы в гражданском законодательстве.
Так, по договору займа одна сторона (займодавец)
передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи,
определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу
такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им
вещей того же рода и качества (статья 807 ГК РФ). При этом договор займа
считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Исходя из приведенного выше определения договора займа,
вытекают следующие обстоятельства:
1) заем можно получить не только в денежном выражении, но и в вещественном
(материальном) — в виде какого-либо имущества. Однако обращаем внимание,
что поскольку заемщик обязан возвратить займодавцу «равное количество вещей
того же рода и качества», полученное в качестве займа имущество, как правило,
нельзя использовать в качестве оборотных средств, реализовывать, видоизменять
и т.д. Поэтому в настоящей статье мы рассмотрим только операции по получению
от физических лиц займов в виде денежных средств;2) законодательством не ограничен круг лиц, которые могут выступать в
качестве займодавцев. Поэтому, как уже отмечалось ранее, предприятие может
получать займы и от других организаций, и от граждан.
Необходимо также отметить, что займодавец —
физическое лицо может быть сотрудником фирмы, ее учредителем либо вообще
посторонним лицом. Общий порядок получения и погашения займа при этом все
равно остается неизменным.
Займы могут быть процентными и беспроцентными. Причем,
если организация получает от физического лица беспроцентный заем, это
обстоятельство должно быть обязательно отражено в договоре займа (статья 809 ГК
РФ).
В том случае, если в договоре
отсутствует условие о выплате или величине процентов, их размер определяется
существующей в месте жительства займодавца ставкой банковского процента
(ставкой рефинансирования) на день уплаты
заемщиком суммы долга или его соответствующей части (статья 809 ГК РФ).
Следует иметь в виду, что в настоящий момент ставка рефинансирования
Центробанка РФ установлена в размере 14 процентов годовых (Указание Центробанка РФ от 14 января 2004 г. № 1372-У
без названия).
Порядок уплаты процентов также
устанавливается договором займа. При отсутствии такого положения в договоре
проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
Заемщик обязан возвратить
займодавцу (физическому лицу) полученную сумму займа в сроки и в порядке,
которые предусмотрены договором займа.
В случаях, когда срок возврата
займа договором не установлен, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение
тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не
предусмотрено договором (пункт 1 статьи 810 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено
договором займа, сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком
досрочно. При этом согласие займодавца не требуется.
Если же заем предоставлен под
проценты, он может быть возвращен досрочно только с согласия займодавца либо по
условиям договора (пункт 2 статьи 810 ГК РФ).
При этом сумма займа считается
возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих
денежных средств на его банковский счет (если иное не предусмотрено договором
займа).
В договоре займа, как правило,
предусматриваются санкции к сторонам за нарушение условий. Например,
помимо процентов по самому займу дополнительно могут быть определены повышенные
проценты за пользование займом сверх установленного срока. Причем даже если
подобные санкции и не указаны в договоре, займодавец все равно имеет право
востребовать с заемщика дополнительные проценты за незаконное (в данном случае
сверх установленных сроков) пользование денежными средствами в размере,
предусмотренном пунктом 1 статьи 395 ГК РФ со дня, когда заем должен быть
возвращен до дня его возврата займодавцу (статья 811 ГК РФ). Обращаем
внимание, что подобного рода санкции (повышенные процентные ставки за
просрочку займа, проценты за неисполнение денежного обязательства и т.п.)
взыскиваются независимо от уплаты основных процентов по займу.
Если договором займа
предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении
заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец
— физическое лицо вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы
займа вместе с причитающимися процентами (пункт 2 статьи 811 ГК РФ).
Физическое
лицо может предоставить заем на строго определенные цели, которые отражаются в
договоре займа (на приобретение конкретного оборудования, оплату работ или
услуг и т.п.). В этом случае такой заем будет являться целевым. При этом
заемщик обязан обеспечить возможность осуществления займодавцем контроля за
целевым использованием суммы займа (статья 814 ГК РФ).
В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о его
целевом использовании, а также при нарушении обязанности обеспечения контроля
за соблюдением этого условия, займодавец — физическое лицо вправе потребовать
от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов,
если иное не предусмотрено договором.
Документальное оформление операции займа
Основным документом, в котором фиксируется намерение сторон
произвести сделку по предоставлению займа является договор займа.
В соответствии со статьей 808 ГК РФ договор займа между
гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не
менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда,
а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.
Как видно из данного положения, действующее законодательство
не затрагивает ситуацию, когда в роли займодавца выступает физическое лицо, а
заемщиком является организация.
Однако следует учесть, что согласно пункту 1 статьи 16 ГК РФ,
если одним из участников сделки является юридическое лицо, то она должна быть
совершена в простой письменной фирме. Иначе говоря, по данной сделке должен
быть обязательно заключен договор в письменном виде.
Соответственно в нашем случае предоставление займа физическим
лицом (займодавца) юридическому лицу (заемщику) необходимо оформить договором
займа. Какие позиции целесообразно учесть в таком договоре, мы уже рассмотрели
в предыдущем разделе статьи.
Физическое лицо может перечислить сумму займа на расчетный
счет организации — заемщика (к примеру, со своего счета в банке) либо внести ее
в кассу предприятия наличными деньгами.
В последнем случае оформляется приходный кассовый ордер (ф. №
КО-1), утвержденный постановлением
Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций,
по учету результатов инвентаризации».
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в
соответствии с пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской
Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центробанка РФ 22 сентября
1993 г. № 40, предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх
установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки,
согласованные с обслуживающими банками.
Таким образом, полученную в кассу сумму займа организация
обязана сдать в банк для зачисления ее на расчетный счет. В противном случае за
нарушение лимита хранения наличных денег в кассе к организации и ее должностным
лицам могут быть применены следующие санкции (статья 15.1 КоАП РФ):
- на должностных лиц — в размере от сорока до пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда; - на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров
оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) для исчисления штрафов
и санкций на настоящий момент установлен в размере 100 рублей (статья 5
Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты
труда» (с изменениями от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г.)).
Соответственно величина санкций, применяемых за нарушение
порядка ведения кассовых операций, будет равна:
- для должностных лиц предприятия — от 4 000 до 5 000 рублей;
- для организации — от 40 000 до 50 000 рублей.
Заемщик может возвратить (погасить) физическому лицу заем (а
также проценты по нему, если заем является процентным) либо посредством
перечисления денежных средств на счет гражданина в банке, либо наличными
деньгами через кассу предприятия. В последнем случае выдача оформляется
расходным кассовым ордером (ф. № КО-2), также утвержденным вышеуказанным
постановлением Госкомстата РФ.
Налогообложение операций по получению займа
Следует иметь в виду, что получение денежных средств по
договору займа для организации — заемщика не является доходом и, следовательно,
не подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (подпункт 10
пункта 1 статьи 251 НК РФ). Аналогичным образом, возврат (погашение) данного
займа также не будет являться расходом предприятия, принимаемым в целях
налогообложения (подпункт 12 статьи 270 части второй НК РФ).
Поскольку такие средства не являются доходом организации —
заемщика, они соответственно не подлежат и обложению НДС (подпункт 15 пункта 3
статьи 149 части второй НК РФ).
Совершенно иная ситуация складывается с процентами,
уплачиваемыми за пользование этим займом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1
статьи 265 НК РФ расходы в виде процентом по долговым обязательствам любого
вида (в т.ч. по займам) принимаются для целей налогообложения в качестве
внереализационных расходов.
При этом расходом признаются проценты, начисленные по
долговому обязательству (займу) при условии, что их размер существенно не отклоняется
от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в
том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление
ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на
сопоставимых условиях.
Под долговыми обязательствами, выданными
на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства (в
нашем случае займы), выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых
объемах, под аналогичные обеспечения.
Существенным отклонением размера начисленных процентов по займам считается
отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону
понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым
обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
При отсутствии долговых обязательств
(займов), выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по
выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом,
принимается равной ставке рефинансирования Центробанка РФ, увеличенной в 1,1
раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 процентам
— по долговым обязательствам в иностранной валюте (статья 269 части второй НК
РФ).
Пример 1. Организация получила от физического лица заем
в размере 100 000 рублей сроком на 1 год. По условиям договора за пользование
денежными средствами (займом) ежемесячно уплачиваются проценты по ставке 15
процентов годовых.За пользованием займом организацией за год было выплачено процентов на
сумму 15 000 рублей (100 000 руб. х 15%).Согласно учетной политике организации в целях налогообложения проценты,
уплаченные по долговым обязательствам любого вида (в т.ч. займам), признаются
расходом в пределах ставки рефинансирования Центробанка РФ, умноженной на
1,1.
Таким образом, нормативная величина процентов, принимаемых для целей налогообложения,
будет составлять:
14% (действовавшая на момент получения займа ставка
рефинансирования ЦБ РФ) х 1,1 = 15,4%.
Соответственно организация для целей налогообложения может принимать проценты
по займу в пределах 15 400 рублей.
Следовательно, фактическая величина уплаченных за
пользование заемными средствами процентов не превышает норматив расходов и
полностью принимается для целей налогообложения.
Рассмотрим ситуацию, когда организация получает от
физического лица беспроцентный заем.
Необходимо заметить, что налоговым законодательством, а также
различными разъяснениями и комментариями не дается четкое понятие, что собой
представляет в налоговом учете операция выдачи займа: инвестирование средств или
оказание финансовых услуг.
В первом случае согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 части первой НК
РФ инвестиции не признаются реализацией товаров (работ, услуг).
Соответственно в этой ситуации для целей налогообложения безразлично, какой
получен заем — процентный или беспроцентный.
Во втором случае получается, что предприятию —
заемщику оказана безвозмездная услуга по предоставлению заемных денежных
средств. Следовательно, согласно подпункту 8 статьи 250 части второй НК РФ
организацией получен внереализационный доход, подлежащий включению в налоговую
базу по налогу на прибыль. При этом оценка такого дохода должна осуществляться
с учетом положений статьи 40 части первой НК РФ, то есть, по рыночным ценам (а
в нашем случае — по ставке рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей на
момент получения займа).
Таким образом, заключая с физическим лицом договор
беспроцентного займа, организация должна учитывать, что у нее могут возникнуть
разногласия с налоговыми органами.
Также необходимо обратить внимание на еще одно
обстоятельство.
Организация — заемщик, заключая с физическим лицом договор
займа с уплатой по нему процентов, является для данного лица источником дохода
в виде этих самых процентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 208 части
второй НК РФ доходы в виде процентов и дивидендов, полученные от российской
организации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации, а,
следовательно, включаются в налоговую базу для обложения налогом на доходы
физических лиц (НДФЛ).
Поскольку, как уже говорилось выше, организация — заемщик
является для физического лица (займодавца) источником дохода (процентов за
пользование займом), то она же должна удержать у данного лица НДФЛ при
фактической уплате ему процентов по займу. Таким образом, организация — заемщик выступает в этой ситуации в качестве
налогового агента (статья 226 НК РФ), который обязан исчислить и
удержать налог с дохода физического лица и перечислить его в бюджет.
В тоже время следует иметь в виду, что такого рода доходы не
облагаются единым социальным налогом (ЕСН), так как не являются выплатами или
иными вознаграждениями, начисляемыми организацией в пользу физических лиц по
трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение
работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 236 НК РФ).
Отражение операций займа в бухгалтерском учете
В соответствии с Планом счетов (Инструкцией по применению
Плана счетов) полученные краткосрочные (заключенные на срок до 1 года
включительно) займы отражаются на счете 66 »Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам», а долгосрочные (более 1 года) — на счете 67 «Расчеты
по долгосрочным кредитам и займам».
Рассмотрим на условном примере порядок
отражения операций по получению займа от физического лица в бухгалтерском учете
организации — заемщика.
Пример 2. Используя данные примера 1, предположим, что физическое
лицо — займодавец внесло денежные средства по займу в кассу организации —
заемщика.
В этом случае проводки в бухгалтерском учете организации будут иметь вид:
*Для наглядности примера предположим, что вся сумма займа превышает лимит денег
в кассе, установленный организации обслуживающим ее банком.
Источник
Новости и аналитика
Правовые консультации
Налоги и налогообложение
Одно юридическое лицо планирует выдать займ другому юридическому лицу под 1% годовых. Стороны применяют общий режим и/или УСН. Займы предоставляются в рублях. Юридические лица являются резидентами РФ.
Какие налоговые риски возникают в том случае, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования в случаях, когда юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случаях взаимозависимости юридических лиц?
Одно юридическое лицо планирует выдать займ другому юридическому лицу под 1% годовых. Стороны применяют общий режим и/или УСН. Займы предоставляются в рублях. Юридические лица являются резидентами РФ.
Какие налоговые риски возникают в том случае, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования в случаях, когда юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случаях взаимозависимости юридических лиц?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При превышении суммы сделок (доходов по сделкам) всех видов между взаимозависимыми организациями за календарный год суммового критерия в 1 млрд. руб. и при невыполнении условий, установленных пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, договор займа признается контролируемой сделкой. В таком случае стороны вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
Если договоры займа не являются контролируемыми сделками (включая договоры с невзаимозависимыми лицами), стороны вправе учитывать доходы и расходы по такой сделке исходя из фактически определенной договором процентной ставки. В этом случае мы не видим налоговых рисков.
Обоснование вывода:
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Ставка по договору займа может быть установлена сторонами договора займа в любом размере (п. 2 ст. 1, ст. 421, п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения определены ст. 269 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Из п. 1 ст. 269 НК РФ следует, что если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, доход (расход) в виде процентов по такому договору признается исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений.
В то же время если договор займа является контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ, письма Минфина России от 19.09.2018 N 03-03-06/1/67126, от 06.04.2015 N 03-01-18/19113)*(1).
Договор займа с взаимозависимым лицом
Условия и особенности признания сделок контролируемыми установлены ст. 105.14 НК РФ. В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
В ст. 105.1 НК РФ приведен закрытый перечень ситуаций, когда лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Однако в силу п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.
Вместе с тем контролируемыми сделками признаются не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые отвечают критериям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ)*(2). При отсутствии обстоятельств, перечисленных в п.п. 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ, сделки не признаются контролируемыми даже в случае, если они совершены между взаимозависимыми лицами.
Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами является, в частности, превышение суммы доходов по сделкам в календарном году установленного суммового критерия в 1 млрд. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Иными словами, сделки между организациями по общему правилу будут признаваться контролируемыми в том случае, если сумма доходов по ним за календарный год превысит 1 млрд. руб.
Исходя из п. 9 ст. 105.14 НК РФ, в целях применения ст. 105.14 НК РФ суммируются доходы по всем сделкам, совершенным между взаимозависимыми лицами, а не только по сделкам того же вида, что и сделка, в отношении которой ставится вопрос о признании ее контролируемой. При этом сумма доходов исчисляется с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2017 N 03-12-11/1/85902, от 11.02.2016 N 03-01-18/7239, от 11.02.2016 N 03-01-18/7229).
Отметим, кстати, что с 01.01.2017 сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми независимо от суммовых или других критериев (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
При определении суммы доходов для целей применения ст. 105.14 НК РФ доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами применительно к договорам займа должны определяться исходя из суммы процентов по договорам займа, а не самих заемных средств (письма Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67, от 14.03.2012 N 03-01-18/2-29, п. 6 письма ФНС России от 11.07.2013 N ОА-4-13/12513@).
При этом оценка суммы доходов при определении лимита, установленного п. 3 ст. 105.14 НК РФ, может осуществляться исходя из рыночных цен, так как при определении суммы доходов по сделкам ФНС России для целей ст. 105.14 НК РФ вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 14.2 и 14.3 НК РФ (письмо Минфина России от 13.08.2013 N 03-01-18/32745).
Таким образом, для оценки налогового риска признания сделки контролируемой организации следует определить сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, включив в показатель дохода сумму процентов, которую заимодавец мог бы получить от заемщика.
При всем вышеизложенном согласно пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации) вне зависимости от того, удовлетворяет ли сделка по договору займа условию пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (суммовому критерию в 1 млрд. руб.), она не признается контролируемой, если организации удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
— они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
— они не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
— они не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
— они не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Резюмируя, можно заключить, что договор займа между взаимозависимыми организациями является контролируемой сделкой только в случае, если:
— сумма доходов по всем сделкам между ними за календарный год (сумма цен сделок) превышает 1 млрд. руб.;
— и при этом стороны договора не удовлетворяют требованиям пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Иными словами, договор займа не будет являться контролируемой сделкой, если сумма доходов по всем сделкам между взаимозависимыми организациями за календарный год (сумма цен сделок) будет меньше 1 млрд. руб., а при превышении 1 млрд. руб. — если будут выполняться критерии, установленные пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Напоминаем, что при наличии условий для признания сделки контролируемой налогоплательщик должен уведомить налоговые органы об указанной сделке (ст. 105.16 НК РФ).
Договор займа с невзаимозависимым лицом
В ряде случаев сделки между невзаимозависимыми лицами приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Признаки таких сделок приведены в п. 1 ст. 105.14 НК РФ, это:
— посреднические сделки по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) — при определенных обстоятельствах;
— сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
— сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
Таким образом, по общим правилам в приведенных обстоятельствах мы не видим оснований для признания договора займа с юридическим лицом, не являющимся взаимозависимым по отношению к организации, контролируемой сделкой.
Вместе с тем еще раз напомним, что общее определение взаимозависимых лиц для целей налогообложения приведено в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, и это определение содержит не столько критерий прямого участия одного юридического лица в другом, но и исходит из особенностей отношений между юридическими лицами как в силу участия в уставных капиталах, так и в соответствии с каким-либо заключенным между лицами соглашением или при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (абзац второй п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Более того, как указано в п. 10 ст. 105.14 НК РФ, даже если сделка не отвечает признакам контролируемой, она может быть признана таковой в судебном порядке по заявлению ФНС России, при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным прочими нормами ст. 105.14 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 24.10.2013 N 03-01-18/44927).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания;
— Энциклопедия решений. Проценты по контролируемым сделкам в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
— Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;
— Энциклопедия решений. Договор беспроцентного займа;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
— Вопрос: Одно юридическое лицо планирует выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых. Все стороны взаимоотношений являются резидентами РФ и применяют общий режим налогообложения. Дочерние организации при этом являются сельхозпроизводителями, применяющими налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% на основании п. 1.3 ст. 284 НК РФ. Может ли одно юридическое лицо выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых в случае, если юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случае взаимозависимости юридических лиц (одно из них является учредителем (участником, акционером) другого со 100-процентным участием)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.);
— Вопрос: Какие риски могут быть при заключении договора беспроцентного займа между взаимозависимыми юрлицами (сделка по предоставлению займа между взаимозависимыми лицами не относится к контролируемым)? Можно ли в договоре займа определить процент за пользование займом меньше ставки рефинансирования (например, 3-4%)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.);
— Вопрос: Член совета директоров акционерного общества, являющийся сыном бенефициарного владельца данного общества, планирует предоставить заем акционерному обществу. Сделка будет одобрена Советом директоров как сделка с заинтересованностью. Заимодавец (резидент РФ) акционером общества (российской организации) не является. Его отец является основным акционером с долей 86%. Какие налоговые риски могут возникнуть в связи с этим как у общества, так и у члена совета директоров? Можно ли предоставить беспроцентный заем или заем под минимальный процент, который будет ниже ключевой ставки Банка России? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара
Ответ прошел контроль качества
16 июля 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) В письме Минфина России от 30.09.2015 N 03-03-06/2/55797 сказано, что особенности учета процентов по долговым обязательствам по сделкам между взаимосвязанными лицами в случае, если такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, в ст. 269 НК РФ не предусмотрены (здесь же пояснено, что для целей главы 25 НК РФ доходы налогоплательщика в виде процентов, полученных по долговым обязательствам по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, в случае отсутствия у таких сделок в соответствии с НК РФ признаков отнесения к контролируемым определяются исходя из фактической ставки и учитываются на основании п. 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34200.
*(2) Так, например, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ одним из оснований признания сделки контролируемой является то обстоятельство, что одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций.
Источник