В связи с пристальным вниманием налоговых органов к «связанным компаниям», важно знать тонкости работы с нерезидентами из той или иной юрисдикции. Время перемен диктует: кто вовремя информирован, тот «на коне».
Консультации по налогообложению и отчетности иностранных компаний – востребованный сервис, в ICG вам помогут разобраться с ведением учета и подготовить пакет отчетности в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности IFRS, расскажут о получении VAT в ЕС. В последнее время наши консультанты получают запросы по поводу налогообложения процентов по займам на Кипре. Ниже – информация для тех, кто хочет разобраться самостоятельно.
Начнем с того, что законодательство Кипра определяет, что проценты по займу могут облагаться налогом в следующих случаях.
- Если выдача займов — не основной вид деятельности компании, то процентный доход по займам будет облагаться налогом на оборону по ставке 30%
- Если компания финансовая и основной вид деятельности компании — это выдача займа, процентный доход будет облагаться только корпоративным налогом.
Согласно Международным стандартам финансовой отчетности проценты по займу начисляются на всю его сумму. Любые вычисления, в том числе налог на репатриацию, нужно показать отдельно, ведь компания заработала полный процентный доход.
Насколько ваши отчеты созвучны МСФО, можно проверить на личной консультации у специалиста по составлению финансовой отчетности ICG Алены Мельниченко.
А теперь основные моменты, на которые следует обратить внимание при займах на Кипре:
- Налоги, которые вы заплатили за рубежом, Компания может заявить к налоговому вычету при расчете корпоративного налога на Кипре.
Пример:
Доход – 10
Налог на репатриацию – (2)
Прибыль до налогообложения — 8
Корпоративный налог – 12,5% *8=1
В данном случае, кипрская компания платит налог на прибыль и дополнительно подает заявление на налоговый кредит. Не забудьте приложить к заявлению сопроводительные документы, которые подтверждают оплату налога на репатриацию в Украине. Это будет самый правильный с точки зрения законодательства вариант отражения займов при составлении финансовой и налоговой отчетности на Кипре.
Однако на практике бывает по-другому: очень часто, чтобы не подавать заявление на налоговый кредит, в финансовой отчетности на Кипре отображают:
Доход – 8
Корпоративный налог — 12,5% *8=1
- Важно знать, что The Inland Revenue Assessment Department (Налоговый департамент Кипра) может отклонить заявку на налоговый кредит, это вполне стандартная процедура.
- Налоговый департамент может также добавить налог на репатриацию к расчету налога на прибыль, плюс начислить сумму штрафа, если компания не представит документы, которые подтверждают факт оплаты налога на репатриацию в Украине.
- Если Кипрская компания все-таки хочет воспользоваться налоговым кредитом, она должна предоставить правдивые, действующие доказательства того, что налог на репатриацию по займам был реально оплачен в Украине.
С точки зрения кипрской налоговой приемлемыми доказательствами считаются:
- Оригиналы платежных поручений (бюджетные платежи) – оплата налога на репатриацию или
- Письмо-подтверждение из банка с указанием: суммы удержанных налогов, The nature in respect of the amounts deducted (2% налог на займ, 0.5% на конвертацию валюты), полной суммы уплаченной банком в бюджет от имени компании.
- Подтверждение из компетентных налоговых органов в Украине об оплате налога на репатриацию.
Если ваша кипрская компания получила прибыль по займам от курсовых разниц, она обвязана будет включить эту сумму в налогооблагаемую прибыль на момент погашения займа. Это обязательное требование при составлении отчетов по всем правилам МСФО.
При подготовке пакета отчетности в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности IFRS , не забывайте о том, что проценты по займам на Кипре должны быть рыночными и соответствовать уровню маржи, прописанному в Законе о Корпоративном Налоге (см.33 статью).
Чтобы избежать ошибок и не привлечь ненужного внимания со стороны контролирующих органов рекомендуем действовать так, как того требует конкретная ситуация вашего бизнеса, не выходя при этом за рамки закона.
Для решения задач, связанных с ведением учета и составления отчетности в соответствии с МСФО мы создали специализированный сервис, который поможет вам сэкономить время, деньги и минимизировать риски, запись на консультацию по телефону (044)229-40-40.
Источник
Российская компания получила процентный заем у аффилированной фирмы, зарегистрированной на Кипре. Проценты бухгалтер включил в расходы в полном объеме, руководствуясь правилами международного соглашения об избежании двойного налогообложения между россией и кипром
20.02.2013журнал «Бухгалтерия: просто, понятно, практично»
Автор: Хачатурян Юлия
Однако налоговики при проверке часть процентов переквалифицировали в дивиденды. Разберемся, как списывать проценты по займам от иностранной компании и есть ли возможность налоговой экономии.
Правила международных соглашений
С некоторыми странами, в том числе и с Кипром, у России заключены межправительственные соглашения о двойном налогообложении. Их положения, в частности, отменяют налогообложение процентов по займам у источника выплаты (ст. 11 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998).
По общему правилу, нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством (ст. 7 НК РФ, п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поэтому компании применяют правила соглашений.
Итак, российская компания получает процентный заем у иностранного контрагента и выплачивает ему проценты. При их выплате она не удерживает налог на прибыль как налоговый агент, потому что это разрешено Соглашением. При этом сумму процентов российская компания в полном объеме включает в расходы.
Кипрская компания, получив сумму процентов, уплачивает с нее подоходный налог по местной ставке 10 процентов.
Нужно отметить, что такая схема нередко использовалась компаниями для передачи денег иностранной «мамой» российской «дочке». Таким способом можно было вернуть в Россию деньги, которые хранились на счетах офшорных компаний. Также это был основной путь привлечения зарубежным компаниям дешевле и проще передавать деньги путем предоставления кредита, а не за счет внесения вклада в уставный капитал.
ПОНЯТНО,ЧТО…
… если задолженность контролируемой не является, то при учете процентов применяются правила международных соглашений.
Ситуация изменилась после появления постановления Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 № ВАС-8654/11. В нем судьи настаивают, что если задолженность перед иностранной компанией соответствует понятию контролируемой, то при учете процентов по такому займу нужно применять правила п. 2 ст. 269 НК РФ.
Правила Налогового кодекса
Напомним, о чем идет речь в ст. 269 НК РФ. В российском налоговом законодательстве есть понятие контролируемой задолженности. Если коротко, то такая задолженность появляется у российской компании (заемщика) при наличии непогашенного долга перед иностранной фирмой, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами ее уставного капитала (п. 2 ст. 269 НК РФ).
Если размер такой задолженности превышает более чем в три раза (для банков и лизинговых компаний — более чем в 12,5 раза) разницу между суммой активов и величиной обязательств заемщика (собственный капитал), то при определении предельного размера процентов, включаемых в расходы, применяются специальные правила.
1. Рассчитывается предельный размер процентов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль:
Предельные проценты = Фактически начисленные проценты в отчетном (налоговом) периоде / Коэффициент капитализации.
Коэффициент капитализации рассчитывается по формуле:
Коэффициент капитализации = Величина непогашенной задолженности / Собственный капитал, соответствующий доле участия иностранной фирмы в уставном (складочном) капитале российской компании / 3 (для банков и лизинговых компаний — 12,5).
2. Предельный размер процентов сравнивается с фактически начисленными процентами. Если сумма последних
3 СИТУАЦИИ, КОГДА ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПРИЗНАЕТСЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ
1. Иностранная компания (заимодавец) прямо или косвенно владеет более чем 20 процентами уставного капитала российской компании (заемщика);
2. Иностранный заимодавец и заемщик — аффилированные лица (то есть они являются участниками одной финансово-промышленной группы либо заимодавец владеет более чем 20 процентами голосующих акций (или уставного капитала) заемщика).
3. Иностранный заимодавец и заемщик — неаффилированные лица. Но при этом лицо, которое выступает поручителем по договору займа, аффилировано с заимодателем.
Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 269, п. 2
больше, то в расходы по налогу на прибыль включается только предельная величина. Остаток приравнивается к дивидендам, уплаченным иностранной компании. С них российская фирма как налоговый агент и должна удержать налог на прибыль (п. 3 ст. 284 НК РФ).
ПРИМЕР
Компания «Альфа» получила заем на сумму 100 млн руб. от учредителя «Гемма» — иностранного юридического лица. Задолженность подпадает под контролируемую. Доля участия «Геммы» в компании «Альфа» — 30%. Собственный капитал последней равен 10 млн руб. За отчетный период бухгалтер «Альфы» начислил на сумму займа 10 млн руб. процентов. Итак, если российская компания получила заем у кипрской фирмы, расчет уровня контролируемой задолженности проводится по правилам п. 2 ст. 269 НК РФ.
Определим коэффициент капитализации. Он равен 11,11 (100 млн руб. (сумма займа) / 10 млн руб. (начислено процентов) х 30% (доля участия) / 3). Предельная величина процентов составит 900 090 руб.(10 млн руб. (фактически начислено) / 11,11). Значит, при расчете налога на прибыль в расходы удастся включить только 900 090 руб. Разница между предельными и начисленными процентами приравнивается к дивидендам и облагается налогом по ставке 15% (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Способы оптимизации
Несмотря на негативное решение Президиума ВАС РФ, финансирование «дочек» путем кредитования можно применять и сегодня. Просто нужно следить, чтобы размер задолженности не превышал величину собственного капитала более чем в три раза (для банков и лизинговых компаний — более чем в 12,5 раза). Тогда российский заемщик сможет учесть в расходах всю сумму процентов по займу.
Для максимальной эффективности можно заключить второй договор займа — между кипрской фирмой (она в этом случае выступит заемщиком) и компанией-займодавцем, зарегистрированной в стране с нулевой ставкой налога на прибыль, имеющей соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром.
Фирма на нулевой ставке передаст деньги кипрской компании, а та, в свою очередь, перечислит их по договору займа российской фирме. Последняя уплатит проценты (и включит их в расходы), на Кипре с них возьмут 10 процентов подоходного налога. Кипрская компания тоже уплатит проценты в страну с нулевой ставкой. Таким образом деньги могут быть выведены в безналоговую юрисдикцию.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕЛИЧИНУ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
Величина собственного капитала рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета. Собственный капитал представляет собой разницу между итоговой строкой бухгалтерского баланса и суммой итоговых строк разделов баланса IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства» (п. 2 письма Минфина России от 26.01.2007 № 03-0306/1/36). В расчет не принимаются долги по налогам и сборам (включая текущую задолженность), суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита (абз. 4 п. 2 ст. 269 НК РФ). А вот задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование нужно учитывать, поскольку такие взносы налогами или сборами не являются (письмо Минфина России от 23.01.2007 № 03-03-06/1/23).
Источник
Трансграничные операции, осуществляемые сторонами — резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал.
Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее — СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.
Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.
Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.
Налоговые резиденты
Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.
Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.
Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств.
Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.
Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:
1) российские организации;
2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019.
Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.
Налоговое планирование: применение СИДН
Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.
В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).
Российские налоговые органы за последние десять лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V.1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.
С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.
Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения
25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.
Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН.
В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».
Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.
Источник