Среди различных видов займов на отдельную ступень можно поставить займы, одной из сторон которых является государство. Чаще всего государство выступает в роли заемщика, тем самым, привлекая для своей деятельности денежные средства юридических и физических лиц.
Сущность таких займов
Итак, государственный займ – это одна из форм покрытия дефицита государственного бюджета. Чаще всего займы выражаются в денежной форме. Средства, полученные по договору займа, распределяются на нужды государства.
Как и любой другой вид займа государственный займ является возвратным и процентным, то есть государство обязано вернуть полученный займ в определенный договором срок, причем дополнительно выплатив проценты, начисленные на сумму основного долга.
Для нужд государства средства могут быть привлечены путем выпуска ценных бумаг и дальнейшего их размещения на рынке капитала, при помощи банков и других финансовых организаций.
Государственный займ имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным аспектам можно отнести:
- деньги, полученные по договору займа, направляются по покрытие существующего дефицита бюджета, тем самым, контролируя уровень инфляции в стране;
- займ является наиболее доступным способом для стабилизации экономики государства в период кризиса;
- государственные займы регулируют наличие денежных знаков у населения.
Однако существуют и негативные стороны государственного займа, к которым относятся:
- большое количество государственных займов приводит к росту спроса на заемные средства и как следствие к росту процентных ставок на кредиты;
- займы, полученные государством, увеличивают общий долг страны перед кредиторами. Они не относятся к доходам страны, а значит, чрезмерное их количество может привести к экономической нестабильности;
- большое количество займов, полученных государством, может привести к существенному повышению налогов для физических и юридических лиц, так как именно налоги являются самой крупной составляющей бюджета страны, а займы в любом случае придется погашать.
Основы классификации
Государственные займы могут быть классифицированы по большому количеству различных признаков. Это связано с тем, что государство занимается разносторонней деятельностью и имеет широкие полномочия.
Основными ценными бумагами, выпускаемыми государством для привлечения свободных денежных средств являются облигации и казначейские обязательства.
Облигации – это долговое обязательство (в данном случае государства), подтверждающее право ее владельца получить определенную сумму денег, состоящую из суммы основного долга и начисленных процентов в указанный срок.
Денежные средства, полученные от продажи облигаций можно направить на пополнение различных фондов и иные цели, оговоренные при выпуске ценных бумаг.
Казначейские обязательства так же являются государственными ценными бумагами, предполагающими выплату указанной суммы в указанный срок.
Основное отличие от облигаций заключается в том, что деньги, вырученные от продажи казначейских обязательств можно направить только на пополнение бюджета страны.
Как разделяются государственные займы в РФ
В зависимости от различных определяющих факторов ценных бумаг государственные займы можно разделить по нескольким признакам.
Классификация и виды государственных займов представлена в следующей таблице:
Разберемся более подробно с основными видами государственных займов.
По субъектам заемных отношений
Получать государственные займы могут как федеральные власти, так и органы местного самоуправления (городские и региональные власти).
Федеральным заемщиком является Правительство Российской Федерации.
К региональным заемщикам относятся органы областного или городского управления, а так же органы управления республикой или краем.
К местным органам власти можно отнести администрации районов.
Все субъекты заемных отношений обязаны действовать в рамках существующего законодательства. Никаких отдельных требований для того или иного субъекта заимствования нет.
По виду валюты заимствования
По виду валюты заимствования различают внутренние и внешние займы.
К внутренним займам относятся все кредитные отношения, выдаваемые и погашаемые в валюте государства — заемщика.
К внешним займам относятся кредитные отношения, которые выдаются и погашаются в валюте другого государства, отличной от валюты государства — заемщика.
Внутренние займы размещаются на национальных фондовых рынках, а внешние на иностранных площадках.
По сроку привлечения средств
Все государственные займы можно классифицировать относительно срока погашения задолженности.
Выделяют:
- краткосрочные займы, требующие погашения в течение одного года;
- среднесрочные займы, которые можно погашать в срок от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные займы, получаемые государством на срок более 5 лет.
Максимальным сроком, на который может быть получен государственный займ, считается 30 лет.
На территории нашей страны одинаково распространены все три вида займов. Однако предпочтения займодавцев относятся займам, имеющим небольшой или средний срок погашения. Это связано с недоверием субъектов заемных отношений к государству.
По обеспеченности
По согласованию обеих сторон займа, последние могут быть обеспеченными или необеспеченными.
К обеспеченным (залоговым) займам в большей степени относятся кредиты, получаемые органами местного управления. В качестве залога может выступать, например, здание администрации или автопарк, принадлежащий администрации.
К такому виду займа прибегают в случае необходимости быстро привлечь достаточно крупную денежную сумму.
Федеральные и региональные власти предпочитают получать беззалоговые займы, то есть ничем не обеспеченные. Наиболее популярным видом необеспеченного займа являются облигации, выпускаемые заемщиками.
По характеру выплачиваемого дохода
Каждый выданный займ должен быть погашен, и иметь определенную доходность. Это и является следующим существенным признаком классификации государственных займов, в соответствии с которым они делятся на:
- процентные;
- беспроцентные;
- процентно-выигрышные;
- выигрышные;
- беспроигрышные.
Процентные займы имеют определенную доходность, которая определяется в идее процентов к номинальной стоимости ценной бумаги.
Беспроцентными являются целевые займы, то есть в оплату задолженности государство обязуется предоставить держателю бумаги определенный товар, например, автомобиль. В большинстве случае беспроцентными займами пользуются на местном уровне.
Полученные денежные средства направляются на улучшение качества жизни в определенном регионе.
К выигрышным займа относятся кредиты, доходность которых определяется в результате розыгрыша. Если ценная бумага (чаще всего облигация) попадает в таблицу выигрышных займов, то ее владелец получает доход.
Суть процентно — выигрышного займа заключается в том, что одна часть дохода выплачивается обязательно в виде фиксированной суммы, а другая – подлежит розыгрышу.
Беспроигрышные займы являются выигрышными займами. Разница между этими видами заключается в том, что выигрышный займ может быть доходным (в случае выйгрыша), а может и не иметь доходности.
При беспроигрышном займе эмитент гарантирует, что указанная ценная бумага в течение срока своего действия обязательно выйграет.
В настоящее время в России не выпускаются беспроигрышные и процентно – выигрышные ценные бумаги.
По обращению на рынке
Другим параметром классификации государственных займов является способность обращения ценных бумаг на фондовом рынке.
Здесь выделяют:
- рыночные обязательства, которые имеют свободное обращение и могут продаваться и покупаться. Доходность таких займов определяется существующей рыночной стоимостью и может варьироваться в зависимости от спроса и предложения;
- нерыночные обязательства. Такие бумаги выпускаются для привлечения к инвестированию крупных денежных сумм и крупных предприятий, например, банков. Они не имеют свободного обращения на фондовом рынке.
По праву эмиссии
Заниматься выпуском ценных бумаг (эмиссией) могут:
- федеральные власти (Правительство РФ);
- региональные власти
- власти местного управления.
Каждый орган власти может привлекать средства, необходимые для бесперебойной работы своей структуры.
Таким образом, государственные займы являются частью кредитных отношений государства. Они имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Сумма государственного займа регулируется законодательно. Значительное повышение государственного долга может привести к критической экономической ситуации в стране.
Отзывы клиентов о займе в компании Легко, найдёте в комментариях к статье: займ Легко.
Какие в договоре займа прописываются обязательные условия, смотрите на странице.
Составление претензии по договору займа между физическими лицами, рассматривается здесь.
Видео: облигации с Андреем Ваниным №1 — виды облигаций и основные понятия
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
Виды и классификация государственных займов
Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.
Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.
Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
- по заемщикам (эмитентам);
- по кредиторам (инвесторам);
- по способу обращения на рынке;
- по срокам погашения;
- по технологии эмиссии;
- по форме выплаты дохода;
- по методам размещения;
- по форме выплаты дохода;
- по методу определения дохода;
- по обеспеченности долговых обязательств;
- по способу погашения задолженности.
В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).
В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:
- на реализуемые только среди населения;
- на реализуемые только среди юридических лиц;
- на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
- на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.
По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.
По срокам погашения государственные займы бывают:
- краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
- среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
- долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).
По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).
По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.
По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.
По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.
По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.
В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.
Инструменты государственной задолженности в РФ
Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.
Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.
В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.
Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.
Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.
Источник