от 09.07.99 г. N 159-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственных внешних заимствованиях Российской
Федерации и государственных кредитах, предоставляемых
Российской Федерацией иностранным государствам, их
юридическим лицам и международным организациям
Принят Государственной Думой 7 декабря 1994 года
Одобрен Советом Федерации 17 декабря 1994 года
Статья 1. Государственные внешние заимствования Российской
Федерации
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации
являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных
государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты
(займы), по которым возникают государственные финансовые
обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств
или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации
формируют государственный внешний долг Российской Федерации.
Статья 2. Государственные кредиты, предоставляемые Российской
Федерацией иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской
Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и
международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у
иностранных государств, их юридических лиц и международных
организаций возникают финансовые обязательства перед Российской
Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные
внешние (зарубежные) активы Российской Федерации.
Статья 3. Договорно-правовая основа государственных внешних
заимствований Российской Федерации и предоставления
Российской Федерацией государственных кредитов
Государственные внешние заимствования Российской Федерации и
предоставление Российской Федерацией государственных кредитов
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным
организациям осуществляются Правительством Российской Федерации на
основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений и
гарантий от имени Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
Такие договоры и соглашения, включая предоставление гарантий
по кредитам (займам), могут также заключаться от имени федеральных
органов исполнительной власти или от имени российских юридических
лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской
Федерации, оформленному в виде его постановления.
Статья 4. Предельный размер государственных внешних
заимствований Российской Федерации и предельный
размер государственных кредитов, предоставляемых
Российской Федерацией
Предельным размером государственных внешних заимствований
Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме
федерального закона максимальный объем использования кредитов
(займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, на
предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных
внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не
превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной
суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Предельным размером государственных кредитов, предоставляемых
Российской Федерацией, является ежегодно утверждаемый в форме
федерального закона максимальный объем расходов федерального
бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов
(займов), указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на
предстоящий финансовый год.
В предельных размерах государственных внешних заимствований
Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых
Российской Федерацией, не учитываются кредиты и заимствования в
отношениях с другими государствами — участниками Содружества
Независимых Государств. Суммы таких кредитов и заимствований
определяются в федеральном законе о федеральном бюджете.
Предложения о предельных размерах государственных внешних
заимствований Российской Федерации и предельных размерах
государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией,
вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий
финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную
Правительством Российской Федерации программу государственных
внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых
Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий
год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает
сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.
Статья 5. Внесение изменений в предельный размер
государственных внешних заимствований Российской
Федерации и предельный размер государственных
кредитов, предоставляемых Российской Федерацией.
Международные договоры о кредитах (займах),
подлежащие ратификации
Международные договоры и гражданско-правовые соглашения,
включая предоставление гарантий по кредитам (займам), выполнение
которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных
согласно статье 4 настоящего Федерального закона, могут быть
заключены только после внесения соответствующих изменений в
федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении или предоставлении
государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении
гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случае,
если:
предусмотренный этим договором кредит (заем) не включен в
программу, указанную в статье 4 настоящего Федерального закона, а
привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства
превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
или исполнение такого договора требует увеличения предельных
размеров, утвержденных в соответствии со статьей 4 настоящего
Федерального закона;
ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Единая система учета и регистрации государственных
внешних заимствований Российской Федерации и
государственных кредитов, предоставляемых Российской
Федерацией
В Российской Федерации действует единая система учета и
регистрации государственных внешних заимствований Российской
Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской
Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и
международным организациям, которая находится в ведении
Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок учета и регистрации указанных заимствований и
государственных кредитов определяется Правительством Российской
Федерации.
Статья 7. Вступление в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
26 декабря 1994 года
N 76-ФЗ
</p>
Источник
26 декабря 1994 года N 76-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТАХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ,
ИХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ
Принят
Государственной Думой
7 декабря 1994 года
Одобрен
Советом Федерации
17 декабря 1994 года
Статья 1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации.
Статья 2. Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние (зарубежные) активы Российской Федерации.
Статья 3. Договорно-правовая основа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления Российской Федерацией государственных кредитов
Государственные внешние заимствования Российской Федерации и предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляются Правительством Российской Федерации на основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений и гарантий от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Такие договоры и соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), могут также заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской Федерации, оформленному в виде его постановления.
Статья 4. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
Предельным размером государственных внешних заимствований Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов (займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Предельным размером государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов (займов), указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год.
В предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Суммы таких кредитов и заимствований определяются в федеральном законе о федеральном бюджете.
Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельных размерах государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную Правительством Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.
Статья 5. Внесение изменений в предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией. Международные договоры о кредитах (займах), подлежащие ратификации
Международные договоры и гражданско-правовые соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), выполнение которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных согласно статье 4 настоящего Федерального закона, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении или предоставлении государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случае, если:
предусмотренный этим договором кредит (заем) не включен в программу, указанную в статье 4 настоящего Федерального закона, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
или исполнение такого договора требует увеличения предельных размеров, утвержденных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона;
ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок учета и регистрации указанных заимствований и государственных кредитов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Вступление в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
26 декабря 1994 года.
N 76-ФЗ
Источник
При классификации международных кредитных сделок в особую категорию выделяют кредиты иностранным государствам. Это объясняется специфическим статусом государства как участника гражданских правоотношений, что отражается в законодательной, договорной и судебной практике. Участие государства в международных кредитных сделках возможно в качестве заемщика (по международным кредитам, облигационным займам) или в качестве гаранта.
Говоря о кредитах иностранным государствам, мы будем иметь в виду только международные кредиты, предоставляемые в денежной форме (иностранной валюте), в которых банк-кредитор расположен за пределами государства-заемщика.
Кредиты иностранным государствам можно подразделить в зависимости:
• от степени вовлеченности государства в международную
кредитную сделку:
- — на предоставляемые иностранному государству как таковому,
- — предоставляемые административно-территориальным единицам иностранного государства,
- — предоставляемые юридическим лицам (в том числе центральным банкам), находящимся в государственной собственности;
- • характера получения и цели использования:
- — получаемые на основании государственных полномочий (jure imperii) и используемые для публичных нужд,
- — получаемые на основании гражданской правоспособности (jure gestionis) и используемые в целях извлечения прибыли;
- • правового статуса банка-кредитора:
- — на предоставляемые частными банками или их синдикатами,
- — предоставляемые международными финансовыми организациями.
Одним из ключевых вопросов участия государства в международных кредитных сделках является вопрос так называемого суверенного риска (sovereign risk), т.е. риска убытков в связи с неисполнением иностранным государством своих обязательств по международному кредитному соглашению (sovereign default). Проблема суверенного дефолта заключается не только в трудности (при судебном преследовании) или невозможности использования по отношению к иностранному государству обычных средств правовой защиты (например, реализация процедур банкротства), но и в необходимости модификации стандартных условий международного кредитного соглашения, направленной на снижение суверенного риска.
Анализ договорной практики международных кредитных соглашений, заключаемых с иностранными государствами, позволяет сделать выводы об особенностях условий указанных соглашений. К их числу можно отнести условия:
- 1) об обеспечении. Международное кредитное соглашение может предусматривать обязанность иностранного государства депонировать часть своего золотого запаса или валютных резервов в иностранном банке, производить уступку прав на валютную экспортную выручку или поступления от инвестиций государства за рубежом, а также направлять часть бюджетных поступлений в погашение кредита. В связи с этим в соглашение могут включаться условия о поддержании качества активов и их чистой стоимости, а также о поддержании достаточных для возврата кредита денежных потоков;
- 2) о запрете залога. Запрет распространяется только на внешнюю задолженность и затрагивает активы центрального банка государства-заемщика или активы иных государственных органов. Залог возможен лишь в случае, если удержанное таким образом имущество составляет сумму долга и может быть оценено и оплачено в иностранной валюте иностранному кредитору;
- 3) о пропорциональности обеспечении. Также касается только внешней задолженности и направлено на предотвращение дискриминации необеспеченных иностранных кредиторов;
- 4) о предоставлении информации. Имеет ограниченный характер, поскольку степень предоставления во многом зависит от самого государства. В качестве условия может предусматриваться предоставление бюджетной информации и копий документов, направляемых международным финансовым организациям;
- 5) о членстве в МВФ. Обязывает государство-заемщика поддерживать статус члена МВФ, что обеспечивает предоставление стабилизационных кредитов и контроль со стороны МВФ за финансовой политикой, проводимой государством;
- 6) о неисполнении обязательств. Эти условия включают в себя неплатеж, кросс-дефолт (неисполнение обязательств по нескольким соглашениям), перенос или пересмотр сроков возврата, неплатеж по долгу в иностранной валюте или объявление моратория на его возврат;
- 7) о существенных неблагоприятных изменениях (adverse change clause). Применительно к кредитам иностранным государствам затрагивает случаи ухудшения финансового состояния государства-заемщика или неблагоприятное изменение его законодательства;
- 8) о применимом праве и юрисдикции. Выбор в качестве применимого права страны местонахождения банка-кредитора или права третьего государства (например, права рынка) не снижает суверенный риск, но позволяет избежать риска неблагоприятного изменения законодательства государства-заемщика. Вместе с тем такой выбор может быть невозможен, когда законодательство государства-заемщика содержит положения, препятствующие выбору иностранного права в качестве применимого, что получает свое отражение в кредитном соглашении. Так, в международных кредитных соглашениях, заключаемых с государствами Латинской Америки, встречается так называемая оговорка Кальво (Calvo clause)[1], суть которой в том, что применимым правом является право государства-заемщика, компетентным судом является суд государства-заемщика, банк-кредитор отказывается от защиты со стороны национального государства.
Международные финансовые кризисы, включая последний греческий, придают особую актуальность вопросу о правовых аспектах разрешения кризиса внешней задолженности, под которым в правовом смысле понимается временная неспособность иностранного государства исполнять свои обязательства по заключенным международным кредитным соглашениям в связи с недостаточностью активов в валюте платежа[2]. При кризисе внешней задолженности иностранное государство может оставаться в целом платежеспособным, испытывая проблемы с получением ликвидных активов, которые могут быть конвертированы в иностранную валюту.
Можно указать на следующие последствия кризиса внешней задолженности:
- • сглаживается различие между иностранным государством как суверенным заемщиком (sovereign debtor) и его административно-территориальными единицами и юридическими лицами как официальными заемщиками (official debtors) -,
- • сглаживается различие между частными заемщиками и государством, поскольку на обслуживание внешнего долга направляются валютные резервы.
В отношении правовой природы внешней задолженности (внешнего долга) в литературе встречаются различные точки зрения. По мнению В. Тюдора, внешняя задолженность (external indebtedness) может быть определена как задолженность, которая подлежит или может (по выбору сторон) подлежать уплате в валюте иной, чем валюта государства-заемщика или право требования по которой при уплате в местной валюте, принадлежит нерезидентам государства-заемщика[3]. По мнению Ф. Джанвити, внешний долг (external debt) — долг, подлежащий уплате в иностранной валюте[4], при этом местонахождение сторон и валюта платежа не обязательно должны быть связаны. Можно встретить также упоминание о «международном долге» (international debt)[5], под ним понимается долг, по которому уплата основной суммы и процентов производится на правовом основании и по требованию кредитора в иностранном государстве и (или) в иностранной валюте.
К основным правовым средствам, используемым для разрешения кризиса внешней задолженности, можно отнести переговоры с иностранным государством как способ выбора юридической формы разрешения кризиса внешней задолженности; реструктуризацию (rescheduling), урегулирование (adjustment) или своп внешнего долга (debt swapping) как юридические формы, используемые для разрешения кризиса внешней задолженности.
- 1. Переговоры с иностранным государством. Переговоры с иностранным государством могут проводиться как на двусторонней (party-to-party), так и на многосторонней основе. Наибольший интерес представляет деятельность Лондонского клуба, объединяющего крупнейшие банки-кредиторы иностранных государств[6]. Основной результат начала переговоров в рамках Лондонского клуба — воздержание со стороны банков-кредиторов от принудительных мер во время переговоров и обязательство продолжения переговоров до заключения соглашения о реструктуризации со стороны государства-заемщика. Переговоры с иностранным государством проводятся постоянно действующим комитетом кредиторов, согласовывающим предварительный перечень условий соглашения, которые затем направляются всем банкам-кре- диторам для одобрения. Соглашение с иностранным государством заключается на следующих условиях: полный учет внешней задолженности иностранным государством, выполнение рекомендаций МВФ и достижение соглашения с Парижским клубом[7].
- 2. Реструктуризация внешней задолженности. Остается наиболее популярным и часто используемым способом разрешения кризиса внешней задолженности, заключающимся в изменении условий возврата предоставленных государству-заемщику кредитов. Реструктуризация внешней задолженности включает в себя следующие этапы:
- • установление перечня и размера обязательств, образующих внешнюю задолженность (eligible debt);
- • консолидацию и дифференциация обязательств;
- • согласование нового графика платежей;
- • согласование условий соглашения о реструктуризации (rescheduling agreement);
- • обеспечение промежуточного финансирования (interim financing) .
- 3. Урегулирование внешней задолженности. Урегулированием внешней задолженности является изменение размера внешней задолженности в сторону уменьшения. В качестве примера можно привести инициативу министра финансов США Николаса Бреди, предложившего 10 мая 1989 г. списание части внешней задолженности наиболее крупных государств-заемщиков и предоставление кредитов МВФ по оставшейся части с ее последующей секьюритизацией[8]. В рамках данной инициативы, получившей наименование «схема Бреди», было достигнуто уменьшение задолженности Бразилии, Чили, Мексики, Филиппин и Венесуэлы. Особенность схемы — принятие государством-заемщиком на себя обязательства не вступать в переговоры с кредиторами, не согласными урегулировать задолженность (maverick creditors), на условиях более благоприятных, чем условия соглашения по «схеме Бреди». В противном случае государство-заемщик обязуется предоставить такие же права кредиторам-участникам.
- 4. Своп внешней задолженности[9]. Механизм свопа внешней задолженности заключается в изменении ее характера путем переоформления из внешней во внутреннюю (в денежной форме или с секьюритизацией). Покупатель, желающий инвестировать средства в экономику государства-заемщика, приобретает с дисконтом внешний долг от банка-кредитора и продает правительству государства-заемщика в обмен на обязательства, деноминированные в национальной валюте (принадлежащие государству, частным лицам или акции), при этом обмен осуществляется по валютному курсу, устанавливаемому самим государством. Законодательство государства-заемщика обычно регулирует сферы инвестиций, налогообложение доходов приобретателей, а также размеры и способы совершения сделок (обычно через аукцион).
Источник