(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
— Вкладчик хочет взыскать сумму вклада (депозита)
— Вкладчик хочет взыскать проценты на сумму вклада (депозита)
Под субординированным кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) понимается кредит (депозит, заем, облигационный заем), одновременно удовлетворяющий следующим условиям:
если срок предоставления кредита (депозита, займа), срок погашения облигаций составляют не менее пяти лет либо кредит (депозит, заем) предоставлен без указания срока возврата, срок погашения облигаций не установлен;
если договор кредита (депозита, займа) или зарегистрированные условия эмиссии облигаций содержат положения о невозможности без согласования с Банком России:
досрочного возврата кредита (депозита, займа) или его части, а также досрочной уплаты процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) или досрочного погашения облигаций либо в случае, если кредит (депозит, заем) предоставлен без указания срока возврата, срок погашения облигаций не установлен, возврата кредита (депозита, займа) или его части либо погашения облигаций, досрочной уплаты процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом);
расторжения договора кредита (депозита, займа) и (или) внесения изменений в этот договор;
если условия предоставления кредита (депозита, займа), включая процентную ставку и условия ее пересмотра, в момент заключения договора (внесения изменений в договор) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов (депозитов, займов), а выплачиваемые по облигациям проценты и условия их пересмотра существенно не отличаются от среднего уровня процентов по аналогичным облигациям в момент их размещения или внесения изменений в решение о выпуске облигаций;
если договор кредита (депозита, займа) или условия эмиссии облигаций, установленные зарегистрированным решением об их выпуске, содержат положение о том, что в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации требования по этому кредиту (депозиту, займу, облигационному займу), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированному кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Кредитор по субординированному кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) не может предъявлять требование о возврате кредита (депозита, займа) или его части либо погашении облигаций, досрочной уплате процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом), расторжении договора кредита (депозита, займа), если только не наступили срок возврата кредита (депозита, займа), срок погашения облигаций, установленные в абзаце втором части первой настоящей статьи.
Договор субординированного кредита (депозита, займа) или условия субординированного облигационного займа могут содержать условие о праве кредитной организации отказаться в одностороннем порядке от уплаты процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа). Реализация кредитной организацией указанного права не влечет за собой возникновение финансовых санкций за неисполнение обязательств по уплате процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа).
Если частью шестой настоящей статьи не предусмотрено иное, в случае снижения норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации ниже уровня, определенного нормативным актом Банка России для прекращения (мены, конвертации) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), а также в случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или утверждения Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», также Советом директоров Банка России) плана участия Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предусматривающих оказание Банком России или Агентством финансовой помощи, предусмотренной пунктом 8 статьи 189.49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», обязательства кредитной организации по возврату суммы основного долга по договору субординированного кредита (депозита, займа) или по условиям облигационного займа, обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) прекращаются в объеме, необходимом для достижения значения норматива достаточности собственных средств (капитала) указанного уровня или значений нормативов достаточности собственных средств (капитала), установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», соответственно невыплаченные проценты по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) не возмещаются и не накапливаются.
(см. текст в предыдущей редакции)
Информация о снижении норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации ниже уровня, определенного нормативным актом Банка России для прекращения (мены, конвертации) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), размещается кредитной организацией на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Информация об утверждении Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или утверждении Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», также Советом директоров Банка России) плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предусматривающих оказание Банком России или Агентством финансовой помощи, предусмотренной пунктом 8 статьи 189.49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», размещается Банком России на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(см. текст в предыдущей редакции)
Договором субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) или решением о выпуске облигаций в случаях, установленных частью четвертой настоящей статьи, может быть предусмотрено осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации, в том числе конвертация облигаций кредитной организации (облигационного займа) в обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации. Если решением о выпуске облигаций предусмотрена возможность их конвертации в обыкновенные акции кредитной организации, к таким облигациям не применяются положения статьи 40 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о преимущественном праве акционеров на приобретение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Банк России может предъявить кредитной организации требование о мене или конвертации указанных требований кредиторов, а также требований по финансовым санкциям за неисполнение обязательств в случае невыполнения указанного условия о мене или конвертации, установленного договором кредита (депозита, займа) или условиями выпуска облигаций. В случае предъявления Банком России кредитной организации требования о мене или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) кредитная организация обязана незамедлительно уведомить своих кредиторов о предъявлении Банком России такого требования, после чего кредиторы кредитной организации вправе принять решение о прощении долга. Решение о прощении долга должно быть принято в сроки, установленные Банком России для исполнения указанного требования, о чем кредитная организация обязана уведомить Банк России. В случае прощения долга кредиторами по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) требование Банка России о мене или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) считается отмененным.
Порядок осуществления мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), особенности регистрации соответствующих процедур, порядок направления и отмены требования Банка России о мене или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) определяются нормативными актами Банка России. Если договор субординированного займа (облигационного займа) или решение о выпуске облигаций предусматривает осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным займам (облигационным займам) в обыкновенные акции кредитной организации, указанные договор субординированного займа (облигационного займа) или решение о выпуске облигаций должны также содержать положение о коэффициенте мены или конвертации, рассчитанном исходя из соотношения рыночной стоимости обыкновенных акций кредитной организации (но не ниже их номинальной стоимости) и размера требований кредиторов по субординированным займам (облигационным займам).
(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае предусмотренных частью шестой настоящей статьи мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) в обыкновенные акции (доли в уставном капитале) количество объявленных акций (долей) должно быть не менее количества, необходимого для мены или конвертации таких субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) на обыкновенные акции (доли в уставном капитале кредитной организации) не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
получения предварительного (последующего) согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации-заемщика;
получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) кредитной организации-заемщика федерального антимонопольного органа (направления уведомления в федеральный антимонопольный орган);
приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций кредитной организации-заемщика, являющейся акционерным обществом;
привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций;
осуществления преимущественного права лицами, имеющими преимущественное право приобретения дополнительных обыкновенных акций кредитной организации-заемщика, являющейся акционерным обществом.
К договорам субординированного кредита (депозита, займа) или условиям облигационного займа правила Гражданского кодекса Российской Федерации о займе, кредите, банковском вкладе, дарении применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Установленные статьей 17.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» условия, при которых эмитент обязан погасить облигации, предъявленные к досрочному погашению, не распространяются на случаи, если выпуски облигационных займов осуществлены кредитными организациями и являются субординированными в соответствии с настоящей статьей.
Положения частей первой и второй настоящей статьи в части предоставления субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) без указания срока возврата, без установления срока погашения облигаций, положения частей третьей и четвертой настоящей статьи, а также положения части седьмой настоящей статьи в части прощения долга в случае отказа кредитной организации от исполнения требования Банка России о мене или конвертации, предусмотренного указанной частью, не распространяются на предоставление субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), предоставляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».
КонсультантПлюс: примечание.
О размещении субординированных облигаций, не отвечающих требованиям ч. 14 ст. 25.1 данного документа, см. ч. 14 и 15 ст. 24 ФЗ от 27.12.2018 N 514-ФЗ.
Облигации субординированного облигационного займа являются ценными бумагами, предназначенными для квалифицированных инвесторов. Номинальная стоимость одной облигации субординированного облигационного займа не может быть менее десяти миллионов рублей.
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)
Источник
Вопрос:
Кредитная организация просит разъяснить порядок применения Положения Банка России от 28.12.2012 № 395-П «Положение о методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» (далее — Положение № 395-П), а также иных нормативных актов, регламентирующих процедуру выпуска субординированных облигационных займов и их включения в состав источников дополнительного капитала.
1. Просим разъяснить правильность толкования Банком нормативных актов и подтвердить, что Положение № 395-П в корреспонденции со статьей 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 395-1) (i) позволяет размещать отдельные выпуски субординированных облигационных займов в рамках утвержденной программы облигаций, и (ii) размещение выпусков субординированных облигационных займов в рамках программы облигаций не является препятствием для их включения в состав источников дополнительного капитала Банка.
В соответствии с подпунктом 3.1.8 Положения № 395-П в состав источников собственных средств, принимаемых в расчет дополнительного капитала кредитной организации, включается, в числе прочего, субординированный облигационный заем, соответствующий требованиям Положения № 395-П.
Положение № 395-П в корреспонденции со статьей 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» также устанавливает требования к содержанию решения о выпуске субординированных облигаций, но не определяет его форму.
Банк полагает, что в этом случае подлежат применению специальные нормы, регламентирующие процедуру выпуска ценных бумаг и установленные Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), а также Инструкцией Банка России от 27.12.2013 № 148-ФЗ «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» (далее — Инструкция № 148-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 17 Закона № 39-ФЗ решение о выпуске документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, если такие облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости, и выплата номинальной стоимости и процентов по таким облигациям осуществляется только денежными средствами, может состоять из первой части, содержащей определяемые общим образом права владельцев облигаций и иные общие условия для одного или нескольких выпусков облигаций (далее — программа облигаций), и второй части, содержащей конкретные условия отдельного выпуска облигаций.
Поскольку размещаемые Банком субординированные облигационные займы соответствуют как требованиям Положения № 395-П, так и п. 8 ст. 17 Закона № 39-ФЗ, то в таком случае, по мнению Банка, допустимо утвердить программу облигаций и размещать в рамках такой программы отдельные выпуски субординированных облигационных займов (при условии их соответствия обязательным требованиям Положения № 395-П).
2. Просим Вас разъяснить правильность толкования Банком нормативных актов и подтвердить, что Положение № 395-П в корреспонденции со статьей 25.1 Закона № 395-1 и статьей 27.5-2 Закона № 39-ФЗ не позволяют размещать субординированные облигационные займы без государственной регистрации их выпуска в форме биржевых или коммерческих облигаций.
Как указывалось выше, Положение № 395-П в корреспонденции со статьей 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» устанавливает требования к содержанию решения о выпуске субординированных облигаций, но не определяет его форму.
По мнению Банка, в этом случае подлежат применению специальные нормы, установленные Законом № 39-ФЗ и Инструкцией № 148-И.
На основании анализа указанных нормативных актов Банк пришел к выводу, что не допускается размещение субординированных облигационных займов в форме биржевых или коммерческих облигаций, поскольку:
(i) абзац 3 статьи 25.1 Закона № 395-1 использует фразу «зарегистрированные условия эмиссии облигаций», что, по мнению Банка, свидетельствует о невозможности включения в состав источников дополнительного капитала выпусков ценных бумаг в форме биржевых или коммерческих облигаций;
(ii) пунктом 12 статьи 27.5-2 Закона № 39-ФЗ установлено императивное право владельцев биржевых облигаций предъявить их к досрочному погашению в случае делистинга биржевых облигаций на всех биржах, осуществивших их допуск к организованным торгам, что прямо противоречит критерию субординированности, установленному абзацами 4 — 9 подпункта 3.1.8.1.2 Положения № 395-П.
3. Просим разъяснить правильность толкования Банком нормативных актов и подтвердить, что подпункт 3.1.8.1.2 Положения № 395-П (i) дает Банку возможность выбрать механизм (прекращение обязательств или конвертацию), за счет которого обеспечивается использование субординированного облигационного займа для устранения оснований, определяемых в соответствии с абзацами 11 и 12 подпункта 3.1.8.1.2 пункта 3 Положения № 395-П, и (ii) отсутствие в решении о выпуске субординированного облигационного займа условия о конвертации не является препятствием для включения такого субординированного займа в состав источников дополнительного капитала Банка.
В соответствии с подпунктом 3.1.8.1.2 Положения № 395-П решение о выпуске субординированного облигационного займа должно содержать условие о том, что в случае наступления одного из двух событий, предусмотренных абзацами 11 и 12 подпункта 3.1.8.1.2 пункта 3 Положения № 395-П:
(i) обязательства кредитной организации — заемщика по возврату суммы основного долга по инструменту, а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированному облигационному займу прекращаются полностью либо частично, невыплаченные проценты не возмещаются и не накапливаются за счет прекращения полностью либо частично обязательства кредитной организации — заемщика по выплате суммы начисленных процентов по субординированному облигационному займу; и (или)
(ii) осуществляется конвертация облигационного займа в обыкновенные акции кредитной организации.
При этом, по мнению Банка, включение в решение о выпуске ценных бумаг условия о конвертации субординированного облигационного займа в обыкновенные акции не является обязательным, поскольку:
(i) подпункт 3.1.8.1.2 Положения № 395-П предусматривает альтернативу между содержащимися в нем условиями о прекращении обязательств и конвертации, т.к. разделяет их союзом «и (или)»; и
(ii) в Положении № 395-П отсутствует порядок применения условий о прекращении обязательств и конвертации при их одновременном наличии в решении о выпуске субординированных облигаций, в силу чего включение обоих условий в решение о выпуске ценных бумаг может привести к конфликту его положений и создать риск невозможности его исполнения.
4. Просим разъяснить правильность толкования Банком нормативных актов и подтвердить, что в случае включения в решение о выпуске субординированных облигаций условия о возможности их конвертации в акции Банка (i) номинальная стоимость облигации может быть установлена в любом размере по усмотрению эмитента при условии, что совокупная сумма требований по субординированному облигационному займу, подлежащая конвертации в обыкновенные акции, не ниже номинальной стоимости таких обыкновенных акций и (ii) к таким конвертируемым облигациям не применяются положения статьи 40 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о преимущественном праве акционеров на приобретение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Из содержания абзаца 13 подпункта 2.3.4 пункта 2 Положения № 395-П следует, что совокупная сумма требований по субординированному облигационному займу, подлежащая конвертации в обыкновенные акции, не ниже номинальной стоимости таких обыкновенных акций.
На основании указанного пункта Банк пришел к выводу, что требование о равенстве номинальной стоимости субординированной облигации (облигаций) номинальной стоимости акции (акций), в которую она (они) конвертируются, установленное редакцией Положения № 395-П от 25.10.2013 (начало действия с 01.01.2014), утратило силу.
Также согласно части 6 статьи 25.1 Закона № 395-1 в редакции Федерального закона от 20.04.2015 № 98-ФЗ если решением о выпуске облигаций предусмотрена возможность их конвертации в обыкновенные акции кредитной организации, к таким облигациям не применяются положения статьи 40 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных общества» о преимущественном праве акционеров на приобретение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Ответ:
Департамент банковского регулирования совместно с Департаментом корпоративных отношений рассмотрел обращение кредитной организации от 22.08.2017 относительно порядка выпуска и размещения субординированных облигационных займов и сообщает следующее.
По вопросу 1.
Решение о выпуске документарных облигаций с обязательным централизованным хранением без залогового обеспечения, если такие облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости или номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости, и выплата номинальной стоимости и процентов по таким облигациям осуществляется только денежными средствами, может состоять из первой части, содержащей определяемые общим образом права владельцев облигаций и иные общие условия для одного или нескольких выпусков облигаций (далее — программа облигаций), и второй части, содержащей конкретные условия отдельного выпуска облигаций.
В случае если эмитент планирует осуществить несколько выпусков облигаций, условия которых будут отвечать вышеуказанным требованиям, он может сначала зарегистрировать программу облигаций, в которой будут указаны сведения, применимые ко всем будущим выпускам облигаций, а в каждом отдельном выпуске облигаций, размещаемом в рамках программы, определить условия, характерные для такого выпуска. При этом условия, определенные как в программе облигаций, так и в условиях выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к субординированным инструментам действующим законодательством.*
Рассматриваемая форма размещения облигаций не препятствует возможности включения суммы облигационного займа в расчет капитала в соответствии с Положением Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» (далее — Положение № 395-П) при условии его соответствия требованиям указанного нормативного акта.
По вопросу 2.
В соответствии со статьей 27.5-2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» эмиссия биржевых и коммерческих облигаций осуществляется без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска). Кроме того, владельцы биржевых облигаций вправе предъявить их к досрочному погашению в случае делистинга биржевых облигаций на всех биржах, осуществивших их допуск к организованным торгам.
По совокупности требований статьи 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и подпункта 3.1.8.1.2 Положения № 395-П биржевые и коммерческие облигации не соответствуют критериям, установленным для субординированных инструментов (что и отражено в позиции Банка).
По вопросу 3.
Положением № 395-П предусмотрена как возможность прекращения обязательств Банка по возврату субординированного займа полностью или частично, так и мена требований по субординированному займу на обыкновенные акции при наступлении соответствующих обстоятельств (т.н. «триггерных» событий).
Указанные варианты наступающих последствий могут быть предусмотрены договором одновременно**. Подобная норма, предусмотренная Положением № 395-П, направлена на недопущение ограничения кредитных организаций в выборе способов покрытия потерь при наступлении «триггерных» событий.
Кроме того, отмечаем, что при наличии в решении о выпуске субординированного облигационного займа обеих указанных опций в решении о выпуске облигаций также необходимо будет указать порядок принятия решения (прекращение обязательств или конвертация), определяющего выбор эмитента в отношении субординированного облигационного займа для устранения последствий «событий триггера».
По вопросу 4.
В соответствии с пунктом 6.5 Инструкции Банка России от 27.12.2013 № 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» (далее — Инструкция № 148-И) порядок конвертации облигаций в акции кредитной организации — эмитента устанавливается решением о выпуске облигаций. При этом в соответствии с пунктом 5 приложения 2 к указанной Инструкции в решении о выпуске облигаций определяются условия такой конвертации (по требованию владельцев ценных бумаг; и (или) по наступлении срока (календарная дата, период времени, событие (обстоятельство), которое может наступить).
В обращении Банка предполагаемые условия конвертации облигаций в акции отсутствуют. Вместе с тем конвертация всех требований по субординированным облигациям, включая требования по начисленным, но невыплаченным процентам (купонам) и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по таким облигациям (как и неприменение преимущественного права приобретения конвертируемых облигаций) возможна только при наступлении событий, предусмотренных частью четвертой статьи 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В этом случае в решении о выпуске акций также должна быть установлена дата определения суммы всех подлежащих конвертации обязательств по облигациям. При этом в соответствии с пунктом 13.1.7 Инструкции № 148-И для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) обыкновенных акций, размещаемых путем конвертации в них субординированных облигаций, в регистрирующий орган в числе необходимых документов должна быть представлена копия отчета оценщика об определении рыночной стоимости требований по субординированному облигационному займу, который конвертируется в обыкновенные акции кредитной организации — эмитента.
Одновременно в абзаце 14 подпункта 2.3.4 пункта 2 Положения № 395-П установлено, что совокупная сумма требований по субординированному облигационному займу, подлежащая конвертации в обыкновенные акции кредитной организации, не может быть ниже номинальной стоимости таких обыкновенных акций. Данная норма согласуется с требованием абзаца шестого пункта 3.1.8 Инструкции № 148-И, в соответствии с которым любое из требований по субординированному инструменту не может быть принято в оплату акций кредитной организации — эмитента в оценке, превышающей балансовую стоимость такого требования.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об акционерных обществах» размещение акций общества в пределах количества объявленных акций, необходимого для конвертации в них размещенных обществом конвертируемых акций и иных эмиссионных ценных бумаг общества, проводится только путем такой конвертации, из чего следует, что внесение денежных средств в оплату акций одновременно с конвертацией облигаций не допускается. В случае если стоимость облигации будет определена эмитентом выше ее номинальной (балансовой) стоимости, акции эмитента не будут оплачены полностью, то есть будет нарушен пункт 3.1.8 Инструкции № 148-И, и пункт 17.2 Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
На размещение облигаций, конвертируемых в акции по обстоятельствам, не определенным в пункте 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», распространяется действие статьи 40 Федерального закона «Об акционерных обществах» о преимущественном праве акционеров на приобретение таких облигаций, а при конвертации облигаций требования по начисленным, но невыплаченным процентам (купонам) и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по таким облигациям должны быть выплачены владельцам облигаций.
_____________________________
* Ст. 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Положение Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)».
** В случае если договором предусмотрено переоформление субординированного займа в обыкновенные акции Банка путем расторжения договора субординированного займа и направления денежных средств на их оплату, согласование Банком России мены требований по субординированному займу на обыкновенные акции может осуществляться одновременно с внесением в договор субординированного инструмента условия о такой мене.
Даны разъяснения по вопросу выпуска и размещения субординированных облигационных займов.
Так, указано, соответствуют ли биржевые и коммерческие облигации критериям, установленным для субординированных инструментов. Рассмотрена возможность включения суммы облигационного займа в расчет капитала кредитных организаций.
Разъяснен порядок прекращения обязательств банка по возврату субординированного займа, мены требований.
Источник