Предоставление бюджетными (автономными) учреждениями займов (кредитов)
В настоящее время законодательство не содержит прямого запрета на предоставление займов (кредитов) бюджетными и автономными учреждениями. Тем не менее, в отношении этих сделок имеется ряд ограничений.
Кредит
В соответствии со ст. 819 ГК РФ предоставление денежных средств (кредита) заемщику по кредитному договору могут осуществлять только банки и иные кредитные организации. Под кредитными организациями в силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» понимаются юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Законом. Кредитные организации образуются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества.
Государственные (муниципальные) учреждения не являются хозяйственными обществами (коммерческими организациями), они имеют иную организационно-правовую форму юридического лица — некоммерческой организации — учреждения (п.п. 2, 3 ст. 50, ст. 66, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ). Следовательно, они не могут получить лицензию кредитной организации и предоставлять кредиты.
Заем
Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Имуществом, в том числе денежными средствами, находящимся на праве оперативного управления, бюджетные (автономные) учреждения вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено действующим законодательством. Исключение составляет особо ценное движимое и недвижимое имущество, которым учреждение в ряде случаев вправе распоряжаться только с согласия учредителя (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон N 7-ФЗ; ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон N 174-ФЗ).
Если сделка по предоставлению займа в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ или ст. 14 Закона N 174-ФЗ будет квалифицироваться как крупная сделка, на нее потребуется предварительное согласие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (одобрение наблюдательного совета автономного учреждения).
Если в совершении сделки имеется заинтересованность, согласно ч.ч. 1-2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ, п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена:
— бюджетным учреждением — с одобрения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
— автономным учреждением — с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения, либо учредителя автономного учреждения (если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство).
Предоставление займов осуществляется учреждениями в рамках приносящей доход деятельности за счет средств, поступивших в связи с осуществлением такой деятельности, а также за счет экономии субсидии на выполнение госзадания прошлых лет. Кроме того, в целях предоставления займов возможно временное привлечение средств субсидии на выполнение госзадания текущего года с последующим восстановлением расходов. Все доходы, полученные в связи с предоставлением займов, остаются в самостоятельном распоряжении учреждения и расходуются в соответствии с утвержденным Планом ФХД.
Следует учитывать, что приносящие доход виды деятельности бюджетные (автономные) учреждения вправе осуществлять, если они указаны в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
В отношении бюджетных учреждений законодательство не содержит прямого запрета на предоставление займов. Вместе с тем, по мнению специалистов Минфина России, осуществление бюджетным учреждением деятельности, связанной с предоставлением средств по договору займа, не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение (письмо Минфина России от 26.11.2013 N 02-01-007/51169). Учитывая это, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в Плане ФХД, ответственность за нарушение законодательства РФ несет руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия его учредителя.
Внимание
Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы) (письмо от 26.11.2013 N 02-01-007/51169; раздел 8 Рекомендаций от 22.10.2013).
Поскольку передача денежных средств в собственность другому лицу с условием возврата и уплаты процентов возможна как по кредитному договору, урегулированному параграфом 2 главы 42 ГК РФ, так и по договору займа, урегулированному параграфом 1 той же главы, не предусматривающему каких-либо требований к сторонам такого договора, на практике существует проблема разграничения этих двух видов договоров. Поэтому нельзя исключать того, что деятельность учреждения по выдаче займов, носящая систематический характер, тем более, если это учреждение само привлекает займы, может быть квалифицирована как кредитная деятельность, осуществляемая без получения соответствующей лицензии, или как микрофинансовая деятельность (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2002 N Ф03-А51/02-1/1476, ФАС Уральского округа от 04.08.2003 N Ф09-2036/03ГК).
Микрофинансовая деятельность
В соответствии с п.п. 1, 2.1, 2.2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон N 151-ФЗ) микрофинансовая деятельность представляет собой деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации (микрофинансовой компании или микрокредитной компании), а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование). При этом микрозаймом признается заем, сумм которого ограничена установленным Законом N 151-ФЗ предельным размером обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Так, если заемщиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, микрозаем или несколько микрозаймов могут быть выданы ему при условии, что сумма основного долга такого заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозайма не превысит трех миллионов рублей (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Для заемщиков — физических лиц сумма основного долга по всем выданным микрозаймам не должна превысить один миллион рублей (если займодавцем является микрофинансовая компания) или пятисот тысяч рублей (если займодавцем является микрокредитная компания) (п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
До 29.03.2016 (даты вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ (далее — Закон N 407-ФЗ), который внес ряд изменений в Закон N 151-ФЗ) перечень организационно-правовых форм, в которых могло быть создано юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, включал в себя в том числе учреждение, за исключением казенного (ч. 1 ст. 5 Закона N 151-ФЗ в редакции, действовавшей до 29.03.2016). С указанной даты закон предусматривает возможность приобретения статуса микрофинансовой организации только фондами, автономными некоммерческими организациями, хозяйственными товариществами и обществами (ч. 3 ст. 5 Закона N 151-ФЗ в редакции Закона N 407-ФЗ).
Таким образом, в настоящее время бюджетное или автономное учреждение не может стать микрофинансовой организацией и, соответственно, выдавать микрозаймы (для казенных учреждений такой запрет был установлен изначально). Однако в действующей редакции Закона N 151-ФЗ и в Законе N 407-ФЗ отсутствует указание на то, что учреждение, которое приобрело право осуществления микрофинансовой деятельности до 29.03.2016, лишается статуса микрофинансовой организации. Поэтому бюджетное или автономное учреждение, сведения о котором были внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций до вступления в силу Закона N 407-ФЗ, не утрачивает право осуществления микрофинансовой деятельности, если сведения о нем не будут исключены из этого реестра по основаниям, предусмотренным законом (ч. 1.1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ, ч. 4 ст. 5 Закона N 407-ФЗ). В связи с этим необходимо учитывать, что такие учреждения с 29.03.2016 автоматически приобретают статус микрокредитных компаний и в течение одного года со дня вступления в силу Закона N 407-ФЗ обязаны включить словосочетание «микрокредитная компания» в свое наименование (ч. 16 ст. 5 Закона N 151-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Закона N 407-ФЗ). Вопрос о возможности изменения такой микрокредитной компанией вида микрофинансовой организации, то есть приобретения прав и обязанностей микрофинансовой компании (ч. 8 ст. 5 Закона N 151-ФЗ) остается открытым, но представляется, что формально любое лицо, приобретшее статус микрофинансовой организации, не лишено права изменить вид такой организации при соблюдении установленных требований (см. ч.ч. 5, 7, 9 ст. 5 Закона N 151-ФЗ).
Что касается возможности осуществления бюджетными и автономными учреждениями микрофинансовой деятельности, необходимо также обратить внимание на следующее.
В отношении бюджетных учреждений выше отмечалось, что прямой запрет на предоставление займов действующее законодательство не содержит, но имеется позиция Минфина России о несоответствии этой деятельности целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Поэтому микрофинансовая деятельность бюджетного учреждения с большой вероятностью может признаваться несоответствующей целям создания учреждения.
В отношении автономных учреждений следует учитывать, что как любая некоммерческая организация, оно обладает специальной правоспособностью, то есть может осуществлять только те виды деятельности, которые непосредственно направлены на достижение целей, для которых оно создано, или способствующие достижению этих целей (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50 ГК РФ, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Автономное учреждение может создаваться только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами и вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ч. 1 ст. 2, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
При этом ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ установлено, что требования ч.ч. 14 и 14.1 ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ о смене типа автономных учреждений, созданных для осуществления видов деятельности, не указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, на бюджетные учреждения, не распространяются на микрофинансовые организации, созданные до 1 января 2011 года в форме автономных учреждений. Такие организации вправе осуществлять свою деятельность в форме автономных учреждений.
Следовательно, автономное учреждение вправе осуществлять микрофинансовую деятельность, если оно создано для осуществления этой деятельности до 1 января 2011 года, либо если микрофинансовая деятельность способствует достижению целей, на которые направлена основная деятельность автономного учреждения, такая деятельность указана в его уставе и учреждение зарегистрировано в государственном реестре микрофинансовых организаций до вступления в силу Закона N 407-ФЗ.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Купить документ
Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок «Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы
Материал приводится по состоянию на июнь 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:
Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 85н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н
Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н
Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»
Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК — коды бюджетной классификации
КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления
КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств
ПБС — получатель бюджетных средств
Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
И. Сапетина, редактор-эксперт
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Волгина, эксперт
Г. Гурашвили, эксперт
О. Емельянова, эксперт
Т. Дурнова, эксперт
Т. Толмачева, эксперт
Р. Гурашвили, эксперт
Д. Букина, эксперт
К. Панина, эксперт
Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер
Е. Шубенкина, эксперт
Р. Ибатуллина, эксперт
Ю. Еременко, эксперт
Источник
Основную сумму заемных средств, полученных учреждением, отражают по кредиту соответствующих аналитических счетов счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Основной суммой является та часть денежных средств, которую заемщик должен выплатить по договору без учета начисленных процентов.
Задолженность отражают только после поступления денег на лицевой (расчетный) счет учреждения. Дело в том что, согласно гражданскому законодательству договор займа считается заключенным лишь с момента передачи заемщику денег. Причем если деньги получены заемщиком от заимодавца в сумме меньшей, чем указана в договоре, договор считается заключенным на сумму, которая фактически поступила .
В отличие от порядка учета процентов, применяемого в отношении коммерческих фирм, учреждение их отражает только одним способом вне зависимости от целей получения займа (кредита) и направлений расходования средств (пополнение оборотных средств, приобретение запасов, приобретение основных средств или нематериальных активов). Так, проценты, подлежащие уплате по заемным средствам, начисляют по кредиту счета 0 301 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетом 0 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств». Их отражают на основании Справки (ф. 0504833) в тот день, когда у учреждения возникла обязанность их оплатить исходя из условий договора. Факт перечисления процентов заимодавцу значения не имеет.
В большинстве случаев условия договора предусматривают, что проценты подлежат начислению за каждый день пользования займом. По нашему мнению, для упрощения учетной работы учреждение может начислять проценты исходя из наиболее ранней даты:
— день перечисления суммы процентов заимодавцу;
— последний календарный день каждого месяца.
При возврате суммы займа (процентов по нему) делают запись по дебету счета 0 301 00 000 (по соответствующим аналитическим счетам) в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
Учет заемных средств в рублях
Операции, связанные с получением заемных средств в рублях, не связанных с целевыми иностранными кредитами, отражают по кредиту аналитического счета 0 301 14 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом». Порядок отражения суммы рублевого займа и процентов по нему проиллюстрирует пример.
Пример
25 сентября учреждение заключило договор займа в рублях сроком на 3 мес. Средства поступают в рамках приносящей доход деятельности учреждения. 1 октября по данному договору учреждение получило 500 000 руб. По условиям договора организация должна уплачивать проценты за каждый день пользования займом из расчета 22 % годовых. Уплата процентов осуществляется одновременно с возвратом основной суммы займа. Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.
Операции по поступлению займа, а также начислению процентов по нему будут отражены записями:
1 октября:
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710
– 500 000 руб. — поступила сумма займа на лицевой счет учреждения в казначействе;
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
– 9342 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 31 дн.) — начислены проценты за октябрь;
30 ноября:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
– 9041 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 30 дн.) — начислены проценты за ноябрь;
31 декабря:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 14 710
– 9342 руб. (500 000 руб. × 22 % : 365 дн. × 31 дн.) — начислены проценты за декабрь.
Таким образом, по строке 470 (471) баланса учреждения за отчетный год будет указана задолженность по займу и сумме начисленных процентов в размере:
500 000 + 9342 + 9041 + 9342 = 527 725 руб.
Возврат займа и уплату процентов по нему отражают записью:
Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610
– 527 725 руб. — перечислена сумма займа и процентов по нему с лицевого счета учреждения в казначействе.
Учет заемных средств в иностранной валюте
Суммы займов (кредитов), полученных в иностранной валюте, отражают в учете учреждения в том же порядке, что и суммы средств, полученные в рублях. Для этого используют счет 0 301 44 000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом». Задолженность отражают в рублевом эквиваленте на дату поступления займа или начисления процентов по нему. Аналогичное правило касается и процентов, которые по нему начислены. При этом учреждение обязано регулярно пересчитывать (переоценивать) задолженность исходя из официального курса соответствующей иностранной валюты, действующего на наиболее раннюю из следующих дат:
— день совершения операций в иностранной валюте (например возврата займа, начисления или перечисления процентов по нему);
— день формирования регистров бухгалтерского учета (отчетную дату).
Если курс иностранной валюты, действующий на момент переоценки задолженности, больше, чем на день получения средств или предыдущей переоценки, в учете возникает положительная курсовая разница. На ее сумму увеличивают задолженность перед заимодавцем (кредитором). Указанную разницу отражают по кредиту счета 0 301 44 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (п. 124 Плана счетов БУ, п. 127 Плана счетов АУ).
Если курс иностранной валюты, действующий на момент переоценки задолженности, меньше, чем на день получения средств или предыдущей переоценки, в учете возникает отрицательная курсовая разница. На ее сумму уменьшают задолженность перед заимодавцем (кредитором). Указанную разницу отражают по дебету счета 0 301 44 000 в корреспонденции со счетом 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» (п. 125 Плана счетов БУ, п. 128 Плана счетов АУ).
Пример
20 сентября учреждение заключило кредитный договор сроком на 3 мес. 1 ноября в рамках данного договора учреждение получило 100 000 долл. США. Средства получены учреждением в рамках приносящей доход деятельности. По условиям договора организация должна уплачивать проценты за каждый день пользования кредитом из расчета 12 % годовых. Уплата процентов осуществляется вместе с возвратом основной суммы займа.
Соответственно, учреждение обязано заплатить проценты в сумме:
— за ноябрь:
100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 30 дн. = 986,30 USD
— за декабрь:
100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 31 дн. = 1019,18 USD
— за январь:
100 000 USD × 12 % : 365 дн. × 31 дн. = 1019,18 USD
Для упрощения примера забалансовый учет денежных средств не приводится.
Ситуация 1
Официальный курс доллара США составил:
— на день поступления кредита (1 ноября) — 29 руб./USD;
— на день начисления процентов за ноябрь — 30 руб./USD;
— на день формирования годовой отчетности и начисления процентов за декабрь — 31 руб./USD;
— на день возврата кредита, начисления и перечисления процентов за январь — 32 руб./USD.
Операции, связанные с получением кредита, будут отражены следующими записями:
1 ноября:
Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 301 44 720
– 2 900 000 руб. (100 000 USD × 29 руб./USD) — поступила сумма кредита на валютный счет учреждения в банке;
30 ноября:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720
– 29 589 руб. (986,30 USD × 30 руб./USD) — начислены проценты за ноябрь;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720
– 100 000 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./USD) × 100 000 USD) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита;
31 декабря:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720
– 31 594,58 руб. (1019,18 USD × 31 руб./USD) — начислены проценты за декабрь;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720
– 100 986,30 руб. ((31 руб./USD – 30 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD)) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь.
Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения образовалась задолженность по кредиту и начисленным процентам, отражаемая в строке 470 (474), в сумме:
2 900 000 + 29 589 + 100 000 + 31 594,58 + 100 986,30 = 3 162 169,88 руб.
При начислении процентов за январь, переоценке и возврате кредита в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720
– 32 613,76 руб. (1019,18 USD × 32 руб./USD) — начислены проценты за январь;
Дебет 2 401 10 171 Кредит 2 301 44 720
– 102 005,48 руб. ((32 руб./USD – 31 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD + 1019,18) — отражена положительная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь и декабрь;
Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 201 27 610
– 3 296 789,12 руб. (3 162 169,88 + 32 613,76 + 102 005,48) — возвращены сумма кредита и проценты по нему с валютного счета учреждения в банке.
Ситуация 2
Официальный курс доллара США составил:
— на день поступления кредита (1 ноября) — 32 руб./USD;
— на день начисления процентов за ноябрь — 31 руб./USD;
— на день формирования годовой отчетности и начисления процентов за декабрь — 30 руб./USD;
— на день возврата кредита, начисления и перечисления процентов за январь — 29 руб./USD.
Операции, связанные с получением кредита, будут отражены следующими записями:
1 ноября:
Дебет 2 201 27 510 Кредит 2 301 44 720
– 3 200 000 руб. (100 000 USD × 32 руб./USD) — поступила сумма кредита на валютный счет учреждения в банке;
30 ноября:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720
– 30 575,30 руб. (986,30 USD × 31 руб./USD) — начислены проценты за ноябрь;
Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171
– 100 000 руб. ((32 руб./USD – 31 руб./USD) × 100 000 USD) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита;
31 декабря:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720
– 30 575,40 руб. (1019,18 USD × 30 руб./USD) — начислены проценты за декабрь;
Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171
– 100 986,30 руб. ((31 руб./USD – 30 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD)) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь.
Таким образом, на 1 января года, следующего за отчетным, в учете учреждения образовалась задолженность по кредиту и начисленным процентам, отражаемая в строке 470 (474), в сумме:
3 200 000 + 30 575,30 – 100 000 + 30 575,40 – 100 986,30 = 3 060 164,40 руб.
При начислении процентов за январь, переоценке и возврате кредита в учете учреждения делают записи:
Дебет 2 401 20 231 Кредит 2 301 44 720
– 29 556,22 руб. (1019,18 USD × 29 руб./USD) — начислены проценты за январь;
Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 401 10 171
– 102 005,48 руб. ((30 руб./USD – 29 руб./USD) × (100 000 USD + 986,30 USD +1019,18) — отражена отрицательная курсовая разница по сумме кредита и процентам за ноябрь и декабрь;
Дебет 2 301 44 820 Кредит 2 201 27 610
– 2 987 715,14 руб. (3 060 164,40 + 29 556,22 – 102 005,48) — возвращены сумма кредита и проценты по нему с валютного счета учреждения в банке.
По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений» под редакцией В.Верещаки
Источник