Цели кредитования:
- Инвестиционные в одной или нескольких приоритетных отраслях.
- Пополнение оборотных средств на реализацию проекта в приоритетных отраслях.
- Рефинансирование задолженности по кредитам, выданным на инвестиционные цели.
- Развитие предпринимательской деятельности1
Условия предоставления
- Льготная ставка устанавливается не выше:
- 9,95% по кредитам на развитие предпринимательской деятельности.
- 8,5% годовых по прочим льготным кредитам.
- Сумма кредита:
- Инвестиционный кредит/кредит на рефинансирование инвестиционных кредитов: от 0,5 млн. рублей до 2 млрд. рублей.
- Оборотный кредит: не менее 0,5 млн. рублей и не более 500 млн. руб.
- Развитие предпринимательской деятельности: до 10 млн. рублей.
- Срок кредита:
- Инвестиционный кредит: до 10 лет.
- Оборотный кредит: до 3 лет.
- Развитие предпринимательской деятельности: до 5 лет.
- Кредит на рефинансирование инвестиционных кредитов – не более срока рефинансируемого кредита.
Требования к заемщику:
- Наличие статуса субъекта МСП.
- Осуществление деятельности в одной или нескольких приоритетных отраслях.
- Отсутствие запрещенных видов деятельности (указанны в частях 3 и 4 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
- Статус налогового резидента РФ.
- Отсутствие производства по делу о банкротстве.
- Положительная кредитная история.
- Отсутствие задолженности перед бюджетной системой РФ, превышающей 50 тыс. руб.
- Отсутствие задолженности перед работниками по заработной плате.
Перечень приоритетных отраслей (видов деятельности):
- Сельское хозяйство, включая производство сельскохозяйственной продукции, а также предоставление услуг в сельском хозяйстве, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта.
- Обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая (промышленная) переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта.
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
- Строительство.
- Туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма.
- Деятельность в области информации и связи.
- Транспортировка и хранение.
- Деятельность в области здравоохранения.
- Деятельность в области образования.
- Водоснабжение, водоотведение, организация сбора, обработки и утилизации отходов, в том числе отсортированных материалов, а также переработка металлических и неметаллических отходов, мусора и прочих предметов во вторичное сырье, деятельность по ликвидации загрязнений.
- Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания.
- Деятельность в области культуры, спорта.
- Деятельность профессиональная, научная и техническая.
- Деятельность в сфере бытовых услуг.
- Деятельность в сфере розничной торговли при условии, что субъект малого или среднего предпринимательства зарегистрирован и (или) осуществляет такую деятельность (в том числе через свои филиалы и иные обособленные подразделения, за исключением представительств) на территории монопрофильного муниципального образования, включенного в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р, и доля доходов от ее осуществления по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства.
- Деятельность в сфере розничной и (или) оптовой торговли при условии, что с субъектом малого или среднего предпринимательства заключается кредитный договор (соглашение) на инвестиционные цели.
- Деятельность в сфере розничной и (или) оптовой торговли при условии, что субъект малого или среднего предпринимательства зарегистрирован и (или) осуществляет такую деятельность (в том числе через свои филиалы и иные обособленные подразделения, за исключением представительств) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (за исключением территорий субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации), Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым или г. Севастополя, и доля доходов от ее осуществления по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства.
- Деятельность в сфере розничной и (или) оптовой торговли при условии, что субъект малого или среднего предпринимательства зарегистрирован и (или) осуществляет такую деятельность (в том числе через свои филиалы и иные обособленные подразделения, за исключением представительств) на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации.
- Предоставление в аренду (сдача внаем), за исключением предоставления по договорам финансовой аренды (лизинга), собственного недвижимого имущества (за исключением земельных участков, многоквартирных домов, жилых домов, квартир и иных жилых помещений) и собственного движимого имущества.
- Деятельность в сфере розничной торговли при условии, что субъект малого предпринимательства является микропредприятием (за исключением случаев, указанных в пунктах 15 — 18 настоящего перечня).
1 Для микропредприятий согласно Единому реестру субъектов МСП (реестр размещен на сайте Федеральной налоговой службы)
Получить кредит просто
- Заполните заявку
- Персональный менеджер перезвонит вам и проконсультирует
- Подготовьте пакет документов и посетите удобное отделение
* Информация на странице не является офертой.
Источник
В связи со сложившейся ситуацией в мировой и отечественной экономике, вызванной пандемией COVID-19, вместе с нерабочими неделями, дистанционным обучением, самоизоляцией, государством предлагаются различные меры поддержки.
Одними из таких мер являются кредитные каникулы и беспроцентное кредитование для малых или средних предприятий.
Нормативно-правовое регулирование предоставления кредитных каникул осуществлено в нескольких источниках:
1. Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
3. Информационное письмо «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24.
Стоит отметить, что кредитные каникулы не являются новшеством, они применялись банками до пандемии COVID-19, поскольку в случае существенного уменьшения платежеспособности субъекта хозяйственной деятельности данная мера является обоюдно выгодной как для заемщика, так и для кредитной организации. Ранее реструктуризацию долга, либо отсрочку по внесению платежа можно было получить в индивидуальном порядке, обратившись в банк с соответствующим заявлением. Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении кредитных каникул решался по усмотрению банка, положительное или отрицательное решение принималось в зависимости от множества факторов, в том числе деловой репутации заемщика.
По сути, изменение в регулировании кредитных каникул, связанное с пандемией, заключается в том, что в соответствии с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, кредитная организации не вправе, а обязана предоставить каникулы.
В соответствии с п 1. Статьи 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ заемщик, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора, но не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком.
Претендовать на льготный период вправе организация, если она:
1. Является субъектом малого и среднего предпринимательства;
2. Осуществляет какой-либо из следующих видов деятельности:
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (49.3);
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4);
Деятельность пассажирского воздушного транспорта (51.1);
Деятельность грузового воздушного транспорта (51.21);
Деятельность автовокзалов и автостанций (52.21.21);
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом (52.23.1);
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений (90)
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (93);
Деятельность физкультурно-оздоровительная (96.04)
Деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4)
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (79)
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания (55)
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (56)
Образование дополнительное детей и взрослых (85.41)
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91)
Деятельность по организации конференций и выставок (82.3)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (95)
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (96.01)
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (96.02).
Если заемщик отвечает двум указанным выше требованиям, то он вправе рассчитывать на отсрочку платежей по кредитам (займам) на срок не более 6 месяцев. Данный срок начинает течь с момента обращения заемщика с требованием в кредитную организацию о предоставлении льготного периода (приостановлении исполнения обязательств по кредитному договору). Направить требование можно в любой момент в течение действия договора между заемщиком и кредитором, но не позднее 30.09.20.
В требовании можно указать срок льготного периода менее 6 месяцев. Если срок не указан, то льготный период будет установлен на 6 месяцев.
В статье 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ установлен способ отправки требования, аналогичный тому, который предусмотрен договором между заемщиком и кредитором.
Кредитная организация обязана рассмотреть обращение заемщика с требованием в срок, не превышающий пяти дней, направив заемщику уведомление способом, предусмотренным договором. Если в течение десяти дней заемщиком не получено уведомление от кредитной организации, следовательно, по умолчанию льготный период считается предоставленным.
После окончания льготного периода кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа).
Преимуществом льготного периода является возможность не исполнять обязательства по оплате в течение определенного промежутка времени, не превышающего 6 месяцев.
В соответствии с п. 9 статьи 7 в течение льготного периода не допускаются начисление неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита, предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту). Сумма процентов, неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется и уплачивается после окончания льготного периода.
Недостатком кредитных каникул является то, что после окончания льготного периода итоговая сумма платежей, направляемых на погашение процентов по кредиту, будет больше.
Главным условием, на котором предоставляются кредитные каникулы, является сохранение платы за пользование заемными средствами в кредитный период.
В соответствии с п. 13. статьи 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ по окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода.
То есть, если процент по кредиту равен 15% годовых, сумма задолженности составляет 600 000 р., то проценты по кредиту за 6 месяцев льготного периода составят 45 000 р.
Если организация является субъектом малого и среднего предпринимательства, но осуществляет деятельность, которая не включена в утвержденный Правительством РФ перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, рассчитывать на отсрочку и реструктуризацию долга она все же может. Такой вывод следует из Информационного письма «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24. Банк России рекомендовал кредитным организациям до 30.09.2020 (срок аналогичен сроку, установленному в ст. 7 ФЗ 03.04.2020 № 106-ФЗ) рассматривать реструктуризацию предоставленных кредитов (займов) субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП. Кредитным организациям рекомендовано не начислять заемщику неустойку(штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита(займа).
Информационные письма Банка России, исходя из анализа сложившейся практики, имеют предписательный характер для кредитных организаций. Поэтому возможно направление обращения с требованием о предоставлении льготного периода организацией, осуществляющей деятельность в иных сферах, при этом в качестве обоснования необходимо сослаться на Информационное письмо ЦБ РФ «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24.
Кредитный договор (соглашение) с заемщиком на получение беспроцентного займа может быть заключен с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев.
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, 8 апреля 2020 г. к Сбербанку и ВТБ присоединяться МСП-банк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Альфа-банк и также начнут выдавать кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства на поддержку занятости под 0% годовых. В ближайшее время Министерство экономического развития РФ обещает расширить список банков, соответствующих критериям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422.
Подводя итог, необходимо отметить, что все указанные выше меры адресованы субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, находящийся в открытом доступе по ссылке https://ofd.nalog.ru/.
Если организации нет в реестре, то необходимо заполнить заявление по ссылке https://ofd.nalog.ru/appeal-create.html. В случае, если организация не внесена в реестр по ошибке налоговых органов, то после рассмотрения заявления сведения будут внесены в течение 15 рабочих дней с момента отправки заявления.
Если за 2018 год по какой-то причине организация не подала необходимые сведения и на данный момент в реестре отсутствует, но за 2019 год все сведения в ФНС были предоставлены, то 10 августа 2020 года организация в реестре появится.
Также, если организация в реестре не числится, но отвечает всем требованиям, имеет смысл подавать в налоговую заявление в свободной форме о включении в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Также возможно пробовать обращаться непосредственно в кредитную организацию с пакетом документов, подтверждающим соответствие заемщика критериям отнесения предприятия к малому или среднему бизнесу, поскольку только лишь один факт отсутствия предприятия в реестре не может служить основанием для отказа, особенно в сложившейся трудной экономической ситуации. Существует практика ФАС РФ в сфере закупок, в соответствии с которой отсутствие организации в реестре не может служить единственным основанием для отказа в признании субъектом малого предпринимательства (Решение Омского УФАС по делу № 03-10.1/148-2017 по жалобе ООО «Кура» от 27 июня 2017 г.)
Источник