Определение 1
Кредитом называется определенная процедура, когда осуществляется предоставление денег или какого-либо товара в долг на конкретный срок на условиях возмездности, а также возвратности. Вознаграждение за использование кредита устанавливается, в большинстве случаев, в специальной форме процента.
Для того чтобы привлечь финансовые средства в распоряжение государства, а также образований муниципального характера и для решения определенных трудностей бюджетного дефицита, помимо иных способов, используется кредит государственной направленности. Отношения кредитного порядка получили достаточно широкое распространение в современной экономической сфере в России. Кредит муниципального характера, как самостоятельный правово-финансовый институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, в свое время контролируемых специальной системой правовых норм.
Государственный кредит
Государственный кредит выступает в качестве одного из главных (вместе с налогами) инструментов для осуществления решения проблем достижения баланса доходов бюджетной направленности, а также различных расходов. Отдельные вопросы, имеющие прямое отношение, например, конкретного порядка во время которого, осуществляется заключение договоров государственного займа, контролируются также гражданско-правовыми нормами (о чем свидетельствует 817 статья ГК Российской Федерации). Вне зависимости от уровня кредит (государственный, а также муниципальный) вполне можно разбирать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.
Определение 2
Кредит (государственного и муниципального характера) как некая экономическая категория выступает в роли базисного понятия в отношении к кредиту в аспекте правовой направленности и представляет собой конкретную систему денежных отношений, появляющихся в связи с привлечением государством, и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного применения свободных средств финансового порядка юридических, и, что самое главное физических лиц.
И в том случае, если сущность самой категории кредита рассматривается, как передача определенных платежных средств кредитором заемщику для того чтобы применять их последним на началах возвратности и в каких-либо собственных интересах, то сущность экономической направленности государства и муниципального кредита кроется в том, что временно свободные финансовые средства юридических, а также определенных физических лиц аккумулируются, и на условиях возвратности, и возмездности применяются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство же в свое время направляет его на общегосударственные потребности (чаще всего, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между какими-либо отраслями экономики, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, которые имеют большое социальное и, что наиболее важно экономическое значение для государства, и тех граждан, которые в нем проживают.
Замечание 1
Особенность отношений финансово-экономического порядка, которые появляются в ходе государственного и муниципального кредита, кроется в их субъектном составе.
Как совокупность финансово-экономических отношений кредит государственной направленности представляет собой определенные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими, и физическими лицами – с другой, при которых само государство показывается в качестве заемщика финансовых средств, которые на данный момент времени еще свободны.
Муниципальный кредит
При кредите муниципального характера в качестве заемщика выступает, соответственно, муниципальное образование, а кредиторами – граждане и организации. Отсюда получается, что обязательным субъектом отношений правового порядка по государственному и муниципальному кредиту является государство или образование муниципальной направленности.
Государственный, а также муниципальный кредит можно разбирать и в правовом аспекте. С какой-либо правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это процесс, когда происходит урегулированные нормами правовой направленности отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных средств денежного порядка юридических, и физических лиц на определенных принципах добровольности, возмездности, срочности, и, конечно, возвратности с целью покрытия бюджетного дефицита, а также контролирования денежного обращения.
Любая роль традиционного характера кредита государственного порядка всегда крылась в обеспечении своевременного финансирования тех расходов государства, которые происходили при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием экономики в рыночной сфере с целью контроля за финансированием общесоциальных потребностей общества государство применяет кредит, а также для того чтобы осуществлять регулирование денежных обращений.
Замечание 2
Главная причина применения какого-либо государственного кредита – это нехватка доходов бюджета для осуществления покрытия государственных и муниципальных расходов.
Для реализации каких-либо операций по государственному (муниципальному) кредиту требуется наличие определенных временно не занятых средств юридических лиц и граждан. Применение данных средств в роли кредитных ресурсов дает право государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Именно из-за этого роль государственного (муниципального) кредита кроется не только в том, что он используется как некий дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из главных факторов улучшения регулирования денежного обращения, развития форм безналичного характера расчетов, укрепления внутренней валюты.
Замечание 3
Отношения кредитной направленности также складываются на специальном уровне субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления и контролируется правовыми документами соответствующего уровня на основе самого законодательства Российской Федерации.
Федеральный закон
Среди главных источников процесса правового контролирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 1996 года 22 апреля №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и закон Федеральной направленности от 1998 года 29 июля №136-Φ3 «Об особенностях обращения и эмиссии государственных, а также муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения какого-либо договора государственного займа получил правовое закрепление во второй части ГК Российской Федерации.
Вопросы кредита государственной направленности конкретных субъектов Российской Федерации и муниципального кредита контролируются также определенными конституциями, и уставами субъектов Российской Федерации, а также уставами конкретных образований муниципальной направленности.
Положения общего характера имеющие отношение к контролированию правовой направленности выпуска в обращение муниципальных, а также региональных займов, содержатся в Конституции Российской Федерации (об этом говорится в 12, 71, 72, а также 75 и 132 статье) и Федеральном законе от 2003 года 6 октября №131-Φ3 «Об принципах общего характера организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Все отношений правовой основы государственного кредита носят государственно-властный характер.Не обращая внимание на то, что государство в этих отношениях является должником, именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения, а также изменения.
Замечание 4
Юридические и, конечно, физические лица, которые на добровольной основе вступают в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все необходимые условия займа.
В отличие от отношение правового порядка по банковскому кредиту субъекты тут неравноправны, так как главным методом контролирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит определенная функция управления государственным внутренним долгом. Определенные рамки временного характера, деяния правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством.
В сфере кредита государственной направленности появляются, тем не менее, отношения правового характера не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, в свое время опосредуемые функционированием государственного долга.
Источник
Тема 12. Финансово-правовое регулирование государственного и муниципального кредита
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения – формирование целостных знаний о финансово-правовом регулировании государственного и муниципального кредита.
Задачи: получить систему знаний о государственном и муниципальном кредите, изучить правовые формы и правовой режим управления государственным и муниципальным долгом, понять принципы правового регулирования государственных внутреннего и внешнего долгов.
Понятие государственного и муниципального кредита
Финансово-правовое регулирование государственного кредита — одна из наиболее актуальных и сложных проблем государственной экономической политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль:
· в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства;
· в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Государственный (муниципальный) кредит — совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе:
· привлечения государством (муниципальным образованием) как заемщиком денежных средств физических и юридических лиц на условиях добровольности, срочности, возмездности, возвратности в целях финансирования дефицита бюджета, погашения ранее возникших долговых обязательств, а также регулирования денежного обращения;
· предоставления государственных (муниципальных) гарантий; предоставления государством как кредитором бюджетных средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам различных уровней бюджетной системы РФ, юридическим лицам; управления государственным (муниципальным) кредитом.
Под государственным (муниципальным) долгом согласно законодательству РФ понимаются обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ).
Государственным долгом Российской Федерации являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).
Важнейшей задачей в сфере государственного кредита является эффективное управление государственным кредитом. В настоящий период, когда у Российской Федерации сохраняется значительный по объему государственный долг (в размере 30% валового внутреннего продукта), ни у кого не вызывает сомнений, что он нуждается в организации, упорядочении, регулировании со стороны государства в целях поддержания его объема на безопасном для государства уровне, обеспечения исполнения обязательств в полном объеме, а также оптимизации стоимости обслуживания государственного долга.
Финансово-правовые основы государственного и муниципального кредита
В настоящее время сложилась достаточная по содержанию и логически обоснованная по структуре системаисточниковправового регулирования государственного и муниципального кредита:
1) Нормы Конституции РФ, которые устанавливают, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ч. 4 ст. 75). Часть 3 ст. 104 гласит, что законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
2) Нормы, отраженные в БК РФ, который разграничил понятия «государственный и муниципальный долг» (гл. 14) и «долг иностранных государств перед Российской Федерацией» (гл. 15).
3) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», где установлены специальные нормы для этого вида государственных долговых обязательств.
4) Цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике и федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год.
5) Отдельные вопросы долговой стратегии освещаются в краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития государства.
6) Важную роль в правовом регулировании госкредита играют акты исполнительной власти, такие как, например, постановление Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации», другие нормативные правовые документы, регулирующие вопросы выпуска и обращения отдельных видов долговых инструментов, порядок предоставления государственных гарантий, реализацию кредитных соглашений.
7) Стратегические документы Правительства РФ — концепции развития финансовых рынков, реформирования банковской системы, управления государственным долгом и ряд других.
8) Многочисленные нормативные документы Министерства финансов РФ и соответствующие нормативные акты Банка России и Внешэкономбанка, которые являются агентами Правительства РФ по управлению внутренним и внешним долгом соответственно.
9) Законы субъекта РФ о бюджете, а также специально принятые по этому вопросу акты исполнительных органов власти субъектов РФ.
10) Законы об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг.
Президент РФ определяет стратегические вопросы долговой политики, Государственная Дума законодательно закрепляет ее основные параметры и принципиальные аспекты работы с заемными средствами, Правительство РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Правительстве РФ реализует непосредственное управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ на основании ст. 16 Закона о Счетной палате РФ.
Источник
Понятие и значение государственного и муниципального кредита
Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов, применяется государственный (муниципальный) кредит. Кредитные отношения получили широкое распространение в современной российской экономике. Государственный (муниципальный) кредит как самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм.
Государственный (муниципальный) кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа, регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): экономическом и правовом.
Кредит (государственный и муниципальный) как экономическая категория является базисным понятием по отношению к кредиту в правовом аспекте и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. И если сущность самой категории кредита рассматривается как передача платежных средств кредитором заемщику для использования их последним на началах возвратности и в собственных интересах, то экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.
Особенность финансово-экономических отношений, которые возникают в процессе государственного и муниципального кредита, заключается в их субъектном составе.
Как совокупность финансово-экономических отношений государственный кредит представляет собой отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средств указанных субъектов.
При муниципальном кредите заемщиком, соответственно, является муниципальное образование, а кредиторами — граждане и организации. Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту является государство или муниципальное образование.
Государственный и муниципальный кредит можно рассматривать и в правовом аспекте. С правовой точки зрения государственный (муниципальный) кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита государственного бюджета. С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.
Основная причина использования государственного кредита — это нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных расходов.
Для реализации операций по государственному (муниципальному) кредиту необходимо наличие временно свободных средств юридических лиц и граждан. Использование этих средств в качестве кредитных ресурсов позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности. Поэтому роль государственного (муниципального) кредита заключается не только в том, что он используется как дополнительный источник пополнения доходов бюджета, но может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты.
Кредитные отношения также складываются на уровне субъектов РФ и местного самоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня на основе законодательства РФ.
Среди основных источников правового регулирования муниципального кредита особо следует выделить Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №136-Φ3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Порядок заключения договора государственного займа получил правовое закрепление в ч. II ГК РФ.
Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются также конституциями и уставами субъектов РФ, а также уставами конкретных муниципальных образований.
Общие же положения, касающиеся правового регулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Все правоотношения в области государственного кредита носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно имеет право в одностороннем порядке устанавливать их условия: срок, платность, виды, основания их прекращения и изменения.
Юридические и физические лица, добровольно вступив в отношения по государственному кредиту, обязаны выполнять все условия займа.
В отличие от правоотношений по банковскому кредиту субъекты здесь неравноправны, ибо основным методом регулирования правоотношений по государственному кредиту является метод государственно-властных велений и государству принадлежит функция управления государственным внутренним долгом. Временные рамки действия правоотношений в сфере государственного кредита в одностороннем порядке устанавливаются государством (должником).
В сфере государственного кредита возникают, однако, правоотношения не только по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком (государством) и кредиторами), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга.
Источник