Кредит и церковь — понятия трудно совместимые. Неверные подходы к заработкам на основании современных финансовых возможностей поставили большинство христиан в опасное положение. Одна часть верующих задолжала деньги, пытаясь заработать на растущих процентах, другие — попали в денежную яму, заняв и купив вещи в кредит.
Стремление разбогатеть заставляет православных людей забыть о важнейших библейских принципах, которые помогают избежать подобных неприятностей и стать стабильными в финансовом отношении.
Христианство и кредиты
При взгляде на историю христианской религии видим, что последователи Мессии происходили как из бедности, так и царских семей. Церковь дает всеобъемлющее право спасения каждому, независимо от его положения. Само христианство имеет религиозный взгляд на проблематику материальных ценностей и учит людей освобождаться от власти достатка и роскоши. Важно, чтобы верующий понимал временность земного бытия.
Два основных христианских тезиса о финансах отыскиваются в списке десяти важнейших заповедей.
- Первый принцип говорит о том, что запрещено присваивать то, что не принадлежит тебе. Апостол Павел авторитетно отстаивает свое утверждение и дает полезный совет: «Не кради, если раньше воровал, а лучше займись честным трудом».
- Второй принцип заключается в утверждении «Всегда будь доволен тем, что имеешь в настоящем, и не желай чужого». В Новом Завете к этому суждению добавляется положение о том, что быть благочестивым и удовлетворенным есть колоссальное богатство.
О других грехах:
- Почему грех играть в карты
- Грех лихоимства и мздоимства
- Грех тщеславия
Исходя из изложенных принципов, православные люди обязаны жить по средствам и оставаться довольными собственным положением. Такой подход и формирует отношение Церкви к кредитам. Православие запрещает занимать деньги на вещи, без которых можно легко обходиться.
В богатстве и роскоши нет ничего предосудительного, если человек все это имеет изначально, или заработав честным трудом. Если же приходится ради этого занимать деньги, брать вещи в кредит, обкрадывать Всевышнего, не жертвуя на нужды монастырей — это настоящая греховность. Такие люди пользуются украденным и делают это по причине, что хочется жить еще лучше.
Православный человек обязан помнить: Господь дает своим детям различную материальную поддержку, потому что именно Он определяет жизненную цель для каждого.
В некоторых ситуациях Священное Писание допускает право просить материальной помощи и брать заём. Это применимо к чрезвычайным жизненным обстоятельствам. В условиях острой нужды человек просит самое необходимое и берет столько, сколько сможет отдать. Если происходит отказ в помощи, это расценивается с позиции гордости и жестко критикуется.
Важно! Православная традиция позволяет подвижникам жить в материальном благополучии, если в уме верующего не находится демона жадности. Когда человек имеет хороший, честный заработок, то это расценивается как божественное благословение. Необходимо благодарить Всевышнего Отца за то, что труд ценен и достойно оплачивается.
О том, как давать в долг
В Библии отмечена целая группа специализированных текстов на эту тему. Апостольские послания касаются аспекта оказания помощи тем людям, кто действительно обречен в нужде.
- Писание упоминает: следует давать просящим и не отказывать тем, кто желает получить кредит. Верующий не должен избегать общения и дружбы с нуждающимися людьми.
- В Библии ясно сказано: если ты дал деньги в долг — не нужно ждать возврата. Православный человек должен иметь большое терпение и быть готовым понести некий убыток.
- Священное Писание запрещает брать какие-либо проценты с должников. Такие дела рассматривают с позиции милосердия, а не как средства корыстной наживы.Как давать в долг деньги?
Эти принципы не распространяются для ситуаций, где человек занимает на что-то несущественное или для развития прибыльного бизнеса. Библия запрещает давать деньги на вещи не первой необходимости. Давая в этом случае, верующий становится соучастником большого греха, желания завладеть тем, что Господь не позволил иметь естественным образом.
Если происходит заём на нужды прибыльного бизнеса, получается некое совместное предприятие. Эта позиция приемлема в том случае, когда одна сторона имеет определенный опыт, а другая — деньги. Объединенные ресурсы позволяют производить что-то и получать справедливую прибыль.
Человек, вложивший деньги, получает доход в зависимости от того, какую роль сыграли внесенные им финансы. Если верующий желает внести некую сумму на развитие бизнеса, необходимо учесть и рассмотреть эффективность предприятия. Слишком легкий доход обещает большие разочарования и беды.
На заметку! Православная церковь позволяет людям пользоваться финансовыми инструментами, которые не портят его личность и не озлобляют.
Отношение верующих людей к кредитам имеет двоякую позицию: одни получают возможность пользоваться желаемыми вещами уже в настоящем, другие считают их кабалой, провоцирующей тяжелые думы о выплатах. Перед тем, как взять заём, следует рационально оценить материальное состояние и моральную готовность к психологическим трудностям.
Читайте о православной вере:
- Как стать батюшкой в православной церкви
- Как православные приветствуют друг друга
- Четверговая соль в православии: можно ли использовать
Дополнительные рассуждения
Скептицизм по поводу всякого предпринимательства и кредита в России несложно понять. Страна пережила тяжёлое экономическое положение 90-х годов, которое характеризовалось заработком больших состояний через преступные мотивы. В этот период возникло колоссальное расслоение общества, где огромное богатство соседствует с крайней нищетой.
Этот негативный опыт кардинально подорвал отношение населения к возможностям всякого частного предпринимательства. Однако верующий человек всегда остается настоящим христианином, даже занимаясь бизнесом.
Существуют виды предпринимательства, которые не связаны с желанием обогащения. К примеру, благотворительность — дело, требующее особого профессионализма и специфических навыков. Волонтерство — «бизнес», основанный на стремлении сделать что-то хорошее и полезное для других.
Честный предприниматель не тратит деньги на собственное обогащение и удовлетворение разнообразных похотей. Он направляет эти финансы на модернизацию производства, создание благоприятных условий труда для рабочих, а также на рациональное развитие инфраструктуры. Успешные предприниматели поддерживают школы и больницы, вкладывают деньги в научные исследования.
Церковь отрицает всякую деятельность, цель которой в добыче финансов обманным путем. Такое стремление называется преступлением, которое влечет соответствующее наказание. Православная традиция не признает игорный бизнес, растущий на человеческих страстях и слабостях. Сам факт участия в подобных авантюрах делает уязвимой нашу душу.
Если человек ведет преступную жизнь, зарабатывает ложью, дает кредиты под большие проценты и обманывает вкладчиков, он навлекает на себя огромные проблемы, более теряя, чем приобретая. Такой индивид обязан раскаяться и навсегда простится с неблагородным путем. К тому же, он должен возместить ущерб всем, кого обманул.
На заметку! Мудрый царь Соломон указывал на то, что Господь обязательно вознаградит того, кто сотворит благо нуждающемуся. Поэтому каждый обязан забыть о собственной выгоде и нести добро в окружающую среду.
Вопрос кредитования в православной традиции рассматривается с позиции морали. Брать деньги разрешено только в крайних случаях, исключительно на необходимое. Богатство и занятие предпринимательством не осуждается, если верующий имеет цель совершать благодеяния. Церковь поощряет честный труд и разумное денежное вложение.
А. И. Осипов о кредитах
Источник
Мы живем в экономике, построенной на кредитах. Нас постоянно уговаривают взять кредит в банке, чтобы совершить те или иные нужные крупные покупки. Но у многих из нас есть знакомые, у которых уже большая часть зарплаты уходит только на расплату по кредитам. Так стоит или не стоит брать кредиты? Если нет, то почему? Что по этому поводу можно сказать с вероучительной точки зрения?
«Современное рабство — не железные цепи,
а финансовые кандалы и оковы»
Священник Валерий Духанин:
Священник Валерий Духанин
— Брать или не брать кредиты — не сфера вероучения Церкви. Если ты взял кредит, то от этого не перестал быть православным. Равно и если ты не берешь кредиты, то от этого не становишься исповедником Православия. Однако этот вопрос напрямую относится к нашей духовной жизни, к сфере православной этики.
В этой связи выскажу свою позицию, которая, возможно, покажется радикальной. Прежде всего, кредиты — это приманка, как приманкой является сыр в мышеловке. Кредиты рекламируются как способ повысить уровень своей жизни, быстрее достичь желаемого, скорей приобрести то, на что у тебя нет средств сейчас, но чего тебе очень хочется. И всякий раз всякий кредит лишает человека свободы.
Что, собственно, означает собой кредит? Означает он элементарную истину — то, что у тебя нет тех денег, которые хотелось бы иметь. Тебе хочется что-то приобрести, но нет соответствующих средств. И вот ты их занимаешь у банка, однако вернуть должен непомерно больше, чем взял. Сколько людей надорвались, будучи уверены, что справятся с выплатой, но стали заложниками ситуации и больше потеряли, чем приобрели! Но даже если ты справишься с выплатой, над тобой кредит висит как дамоклов меч. В Священном Писании сказано, что должник делается рабом заимодавца (ср. Притч. 22, 7). Современное рабство выражается в том, что человек закован не в железные цепи, а в финансовые кандалы и оковы.
Есть люди, которые берут кредиты для подъема своего бизнеса. Это очень опасное и рискованное мероприятие, но, вероятно, бизнесмен не видит иного выхода на данный момент и надеется, что его прибыль покроет все проценты кредита. Иногда это получается, а иногда и нет. Мне время от времени приходится видеть предпринимателей, которые несвободны, закабалены своими кредитами, зачастую не знают, где бы еще достать средств, ибо ни одной свободной копейки у них нет, всё куда-то вложено или идет на погашение кредитов.
Кто-то берет огромные кредиты для покупки жилья и иной недвижимости. Возможно, что другого выхода нет, но люди идут на огромный риск. Знаю реальные случаи, когда кредит брали лет на двадцать, но за этот период жизнь так поменялась, что расплачиваться стало уже нечем.
Любое закабаление несет мучение, лишние страхи и переживания. Вместо того чтобы думать о спасении своей бессмертной души, человек бросает все силы на погашение кредита, боится неуплаты в срок и наложения штрафных санкций, работает день и ночь, забыв о семье и становясь неспособным молиться.
Кредиты — это не только ловушка, но и выражение современного потребительства, принципа «бери всё, что хочешь, и прямо сейчас». Они потворствуют похоти плоти, похоти очей и гордости житейской и в каком-то смысле способствуют выстраиванию новой вавилонской башни, в которой всё земное быстро громоздится одно на другое, чтобы достичь до самых небес. Но в реальности всё это рушится, как и та самая башня.
Практика брать кредиты рождается из недовольства своим положением. Вот апостол Павел сказал: Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 6–10). Это напрямую относится к тем, кто берет кредиты.
В конечном итоге, кредиты воплощают в себе и наше тщеславие (потому что хочется показаться более обеспеченными), и сребролюбие (поскольку всё вертится вокруг денег), и неразумие (ибо человек трезво не осмысляет последствия), но завершается это однозначно унынием (ибо страхи и беспокойство лишают внутренних сил).
Надо ли делать покупки, на которые у тебя денег нет? Не лучше ли научиться жить по средствам, а не гнаться за тем, что не по карману? Это ведь самообольщение — желать приобрести то, на что ты не можешь заработать. Но главное, такой человек никогда не будет счастлив, он всегда будет думать, что ему чего-то не хватает. Как точно говорил святитель Иоанн Златоуст: «Богат не тот, кто имеет многое, а тот, кто не нуждается во многом».
«Отложи решение на неделю, а лучше — на месяц»
Протоиерей Максим Козлов:
Протоиерей Максим Козлов
— С вероучительной точки зрения, можно сказать, что всякого рода попытки истолковать современную экономическую систему в контексте ветхозаветных указаний о кредиторах и давании денег взаем будут довольно неадекватным переносом одних исторических реалий на другие.
Я бы сказал, что если и приходится брать кредит в тех или иных жизненных обстоятельствах, то делать это следует строго в разумных пределах, чтобы не оказаться в дурной зависимости от современной банковской системы. Чтобы из-за легкомысленного желания получить дармовые, казалось бы, деньги сейчас — потом не страдали бы наши дети и близкие.
Ну, и простой совет, который давался уже много раз — никогда не брать кредит по первому побуждению. Тем более — по предложению от банка, которое навязчиво поступило тебе по телефону или электронной почте. Если в силу конкретных жизненных обстоятельств тебе нужен кредит на ипотеку или образование детей, а не на баловство какое-то, то отложи решение минимум на неделю, а лучше — на месяц. Не спеши, помолись, подумай, обсуди с теми, кто умнее тебя. Если и тогда решение не изменится и останется тем же, то ему можно и последовать.
«Лучше жить просто,
довольствуясь заработанным честным трудом»
Священник Димитрий Шишкин:
Священник Димитрий Шишкин
— Более краткого, но точного высказывания о кредитах, чем известная шутка, я не знаю. Звучит она так: «Берешь чужие и на время — а отдаёшь свои и навсегда». А если серьезно, брать кредит — это очень рискованное дело со многими неизвестными. Я уже не говорю, что само по себе ростовщичество (а со стороны банков выдача кредитов — это не что иное, как ростовщичество) — это грех. И мы, получается, втягиваясь в кредитную историю, так или иначе становимся участниками порочной практики. Но даже если человек хочет начать собственное дело (а это без кредита довольно сложно), то всё равно надо помнить, что влезать в долги — это всегда большой риск, и можно, что называется, прогореть по-крупному, если бизнес не пойдет, а отдавать кредит будет нечем.
Мне это всё напоминает рулетку или игральные автоматы, которых, слава Богу, сейчас не стало на наших улицах, а в своё время в этих игральных залах разыгрывались настоящие трагедии, когда люди в желании быстро разбогатеть теряли всё и не только сами страдали, но ввергали в нищету, отчаяние и ужас свои семьи и близких… Не дай Бог! Вот такое возможно и с кредитами.
Мы все знаем эти душераздирающие истории, как люди берут вроде бы небольшие деньги, но в результате банковских манипуляций с процентами оказываются в отчаянном положении. Моё личное мнение, что лучше жить просто, довольствуясь малым, заработанным честным трудом, чем пускаться в сомнительные авантюры (а кредитная история почти всегда — это авантюра, игра, ставка «на удачу»). Кроме того, причиной того, что люди влезают в долги, становится зачастую пресловутая психология потребления, когда человеку кажется, что у него непременно должно быть «всё как у всех». Человек начинает гнаться за каким-то мифическим стандартом комфорта и обеспеченности, забывая зачастую о главном: полнота жизни, подлинное счастье состоит в согласии с Богом, собственной совестью, в добрых отношениях с ближними. На евангельском языке это звучит так: Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15).
Источник
Русская православная церковь напрямую связана с деятельностью ряда коммерческих банков. Почему эта сторона жизни РПЦ совершенно неизвестна широкой публике?
Во все времена участие церкви в банковском бизнесе считалось делом не совсем благовидным. Хорошо известно, что практически все мировые религии осуждают выдачу денег в долг под проценты, ростовщичество. Ветхий Завет прямо предписывает: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост». Однако, как показывает опыт, священные тексты — это одно, а реальная жизнь — совсем другое.
Сегодня Русская православная церковь напрямую связана с рядом коммерческих банков, причем эта сторона жизни РПЦ совершенно неизвестна широкой публике.
Деньги любят тишину, а церковные деньги и подавно. Наверное, поэтому все финансовые операции РПЦ проходят через банки очень закрытые. Церковь имеет в них долю, либо их владельцы являются одновременно и церковными подрядчиками. Опрошенные «Профилем» аналитики утверждают, что информации об этих структурах крайне мало, и это вызывает вопросы даже у Центробанка. Сама РПЦ никогда ничего не сообщает о деятельности близких к ней финансовых учреждений. Тем не менее кое-какую информацию о «церковных» банках получить все же можно.
Любопытно, что РПЦ подчас предпочитает иметь дело с небольшими и не слишком известными фининститутами. Самый крупный и известный церковный банк — «Пересвет» — занимает 84-е место в рейтинге «Профиля» по размеру капитала и 64-е место по активам. В конце апреля, в то самое время, когда разразился громкий скандал вокруг квартиры патриарха, Финансово-хозяйственное управление РПЦ без лишнего шума выкупило 19,9% акций «Пересвета» у московского нефтетрейдера Виталия Саввина. По оценке замруководителя аналитического департамента ИК «Совлинк» Ольги Беленькой, РПЦ могла заплатить за этот пакет около 700 млн рублей. Теперь РПЦ является крупнейшим акционером «Пересвета», владея 39,98% акций.
Среди других акционеров «Пересвета» — московский «Экспоцентр» (24,5%), владелица Центра содействия жилищной реформе Людмила Мочалова (14,5%), основатель банка Виктор Литвяков (9,53%), один из топ-менеджеров девелоперской компании «Первый капитал» (строит элитное жилье в Москве и олимпийские объекты в Сочи) Амир Альмухаметов (7,8%) и некая Светлана Братченко (2,09%).
Инициатором создания ЗАО «Банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет» в 1992 году стал Виктор Литвяков, бывший работник «Мосводоканала», который тогда возглавлял структуру мэрии Москвы по содействию в приватизации — «Мосприватизация».
Первоначально учредителями «Пересвета» стали организации, близкие к правительству Москвы, и две епархии РПЦ — Костромская и Калужская. В совет директоров банка в разное время входили митрополит Сергий (Фомин), епископ Егорьевский Марк (Сергей Головков) и… нынешний патриарх Кирилл (Гундяев), правда, тогда он был еще главой отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. «Пересвет» обслуживал счета епархий и курируемых ими организаций — завода по производству воды «Святой источник» и др.
Нельзя не отметить и еще один любопытный факт. Банк «Пересвет» регулярно жертвовал деньги на разные благие дела. Среди получателей средств от него была и… партия «Единая Россия». По данным ЦИК РФ, в 2005—2009 годах «Пересвет» перечислил на партийные нужды более 30 млн рублей, став одним из крупнейших жертвователей. Сейчас все пожертвования «Единой России» проходят через фонд поддержки партии, а в последних отчетах банка расходы на благотворительность не указываются вовсе.
С избранием Кирилла патриархом в феврале 2009 года дела «Пересвета» резко пошли в гору. За несколько прошедших лет небольшой банк вошел в сотню крупнейших финорганизаций страны: активы за этот период увеличились на 143,2% — до 67,8 млрд рублей. Еще стремительнее увеличились депозиты предприятий: почти на 330% — с 8,7 млрд рублей до 37,4 млрд рублей (40-е место по России). И что интересно, свои временно свободные средства доверили банку почти все крупные госмонополии: «Транснефть», «дочка» РЖД — Федеральная пассажирская компания, «дочка» «Газпрома» — Восточная межрегиональная газовая компания, ОАО «ОГК-1», Фонд содействия реформированию ЖКХ, Агентство кредитного обеспечения, «Роснано», аэропорт «Пулково».
В 2010 году «Пересвет» стал одним из уполномоченных банков правительства Москвы, и часть столичных предприятий — ГУП «Дирекция гаражного строительства», ГУП «Москоллектор», МГУП «Мослифт» и другие — перевели в банк свои счета. Почему «Пересвет» стал пользоваться благосклонностью госкомпаний? Руководство банка отказалось комментировать это, равно как отвечать и на другие вопросы «Профиля». В пресс-службе РПЦ заявили, что «не видят необходимости делать достоянием общественности вопросы хозяйственной деятельности».
Однако банку, ведущему активную коммерческую деятельность, иногда приходится получать рейтинги, а следовательно, раскрывать некоторую информацию о себе. Сегодня «Пересвет» рейтингуется агентством «Эксперт РА», которое не так давно присвоило банку рейтинг кредитоспособности на уровне «А+». В своем заключении агентство отметило, что положительное влияние на оценку оказывает высокая вероятность поддержки банка со стороны органов власти. «РПЦ, которая является основным собственником «Пересвета» и давно планировала формализовать свой контроль над банком, имеет огромные возможности лоббирования своих интересов в органах власти, — пояснил «Профилю» руководитель отдела рейтингов кредитных институтов агентства «Эксперт РА» Станислав Волков. — Возможно, этим объясняется, что в последние годы многие госкомпании стали размещать депозиты в «Пересвете». Однако информацию, которой делится банк с агентством, нельзя назвать обширной — как сообщили знакомые с ситуацией источники, «Пересвет» предоставляет аудиторам и оценщикам «лишь минимально необходимые данные, а на острые вопросы банк отмалчивается».
Еще меньше известно о деятельности мелких банков, через которые проходят средства РПЦ. Например, Эргобанк (628-е место по активам) обслуживает счета более шестидесяти организаций Русской православной церкви из восемнадцати епархий. Забавно, но еще недавно одним из акционеров Эргобанка был издательский дом «С-Инфо», выпускающий газету «Спид-инфо», а между тем свои деньги банку доверили такие уважаемые церковные организации, как Троице-Сергиева лавра и Данилов монастырь. Сейчас основным акционером банка является Валерий Мешалкин, которого в СМИ именуют «бизнесменом и православным деятелем». Он же является совладельцем крупного строительного подрядчика РПЦ — ЗАО «Корпорация «Дмитровская» (другой партнер — совладелец банка «Пушкино» Алексей Алякин). Компания занимается реконструкцией соборов Троице-Сергиевой лавры, Ниловой пустыни, Свято-Тихоновского гуманитарного университета и других объектов православной церкви. Как видно, строительные компании, которые получают крупные государственные средства, тесно связаны с банками, через которые эти деньги проходят.
Так, уполномоченной кредитной организацией в рамках проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах РПЦ является небольшой подмосковный банк «Софрино» (363-е место по активам). Некогда он именовался Олд-банком, а церковные финансы стал обслуживать в конце 90-х годов. Тогда банк начал тесно сотрудничать с художественно-производственным предприятием по изготовлению церковной утвари «Софрино» (принадлежит РПЦ). В 2005 году директор этого предприятия Евгений Пархаев возглавил совет директоров банка, а вскоре банк получил новое название и церковные купола на логотипе.
Помимо Пархаева в совет директоров банка входят исполнительный директор Международного фонда единства православных народов Анатолий Дмитриев и заместитель главы Всемирного русского народного собора, патриотический писатель Валерий Ганичев.
По данным ЦБ РФ, сегодня 99,95% банка контролируют структуры, близкие к председателю правления банка Дмитрию Малышеву. До знакомства с Пархаевым холдинг Малышева «Алюминконструкция» занимался металлотрейдингом и небольшими девелоперскими проектами вроде реконструкции яхт-клуба на Клязьминском водохранилище. Но вскоре после назначения Пархаева банк «Софрино» стал обслуживать «Единую службу заказчика Московской патриархии», которая курирует распределение около 4 млрд рублей, ежегодно выделяемых из госбюджета на восстановление объектов РПЦ. Малышев был назначен представителем Московской патриархии в органах государственной власти РФ по вопросам финансовой организации проектных и ремонтно-реставрационных работ на объектах РПЦ.
Неудивительно, что строительные компании ООО «Финжилсервис» и ООО «Жилищно-строительная компания», принадлежащие Малышеву, вошли в число крупнейших подрядчиков госпрограммы. В 2005—2008 годах они выиграли более пятидесяти тендеров на реставрацию церквей и других объектов РПЦ, включая строительство новых зданий резиденции патриарха в Переделкине и реставрацию здания Священного синода в Чистом переулке.
В истории банка «Софрино» были и скандальные моменты. В январе 2009 года тогдашний глава департамента экономической безопасности МВД России Юрий Шалаков заявил о возбуждении в отношении банка «Софрино» уголовного дела по фактам незаконной банковской деятельности и легализации денежных средств, но подробностей не сообщалось. Как заявили «Профилю» в МВД, уголовное дело в отношении «Софрино» вскоре было закрыто. В банке «Софрино» отказались от комментариев, заявив, что «еще не пришло время».
В последние годы банк «Софрино» активно развивает классический банковский бизнес, в том числе предлагает и потребительские кредиты под довольно высокие проценты. Сегодня потребкредиты без залога выдаются банком под 22% годовых в рублях (для сравнения: сходный кредит от одного из лидеров потребкредитования Хоум Кредит Банка обойдется в 19% годовых).
Свое активное участие в кредитном бизнесе православные банкиры объясняют так. «Русская православная церковь любые виды бизнеса оценивает с точки зрения последствий для души человека. Банковское дело — это гораздо более широкое понятие, чем просто выдача кредитов: это расчетно-кассовое обслуживание, вклады, денежные переводы и многие другие операции. Современное банковское дело приносит людям пользу и благо. Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей», — говорит председатель правления Эргобанка Вячеслав Бармин.
С банкирами соглашаются и православные деятели. «Сегодня банковские услуги — это не древнее ростовщичество. У банков берут деньги для развития, и банки превратились из торговцев временем в соучастников твоего бизнеса, которые вместе с тобой несут риски твоего бизнеса. Банк — это нормальный институт современного общества, и церковь, конечно, не может его игнорировать», — считает протодиакон РПЦ, профессор Московской духовной академии Андрей Кураев. Древний запрет скорее стоит вспоминать, говоря про ломбарды, к которым люди прибегают действительно в безвыходных ситуациях, говорит Кураев.
В 90-х годах РПЦ создала специальный экспертный совет «Экономика и этика», призванный формулировать отношение РПЦ к экономическим проблемам, который возглавил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Экспертный совет предлагает не путать цивилизованный банковский бизнес с ростовщичеством. «Ни у кого это не вызывает никаких вопросов ни с моральной точки зрения, ни с точки зрения вероучения, поскольку церковь четко отделяет ростовщичество, то есть хищнический банковский процент, от банковского процента, который необходим для поддержания нормального функционирования банковской системы», — говорит секретарь экспертного совета Павел Шашкин.
Можно спорить о том, где проходит граница между хищническим» и «нормальным» процентом. Но главное все-таки не в этом. Нет ничего удивительного в том, что церковь в современном мире оперирует денежными средствами и является клиентом, а в некоторых случаях, как мы видим, и владельцем банков. Такое встречается и в других странах. Вспомним хотя бы могущественный Банк Ватикана! Но излишняя закрытость и непрозрачность порождают подозрения и толки, иногда небезосновательные.
Тот же Банк Ватикана, например, никогда не публикует отчеты о финансовой деятельности и подчиняется напрямую папе и коллегии кардиналов. А сам Ватикан отказывается предоставлять информацию правоохранительным органам Италии, ссылаясь на собственные законы о банковской тайне. А между тем банк несколько раз оказывался в центре крупных скандалов. Сначала его подозревали и в отмывании денег, и в причастности к умышленному банкротству одного из итальянских банков. А совсем недавно, в 2010 году, Банк Италии арестовал 23 млн евро «подозрительных» трансфертов из фондов Ватикана на счета неизвестных лиц в швейцарских и американских банках. История эта не закончилась до сих пор.
Подобные истории, пусть и не такие громкие, случались и в России. В начале 90-х годов РПЦ охотно становилась акционером коммерческих банков (по подсчетам «Профиля», структуры церкви некогда входили в капитал как минимум шести банков). В том числе одно время церковь являлась акционером Александр-Банка, членом совета директоров которого был заведующий финансово-экономическим сектором Отдела внешних церковных связей протоиерей Владимир Верига. Но в 1997 году ЦБ РФ отозвал у этого банка лицензию за неоднократное нарушение банковского законодательства.
Более скандальной оказалась история Международного банка храма Христа Спасителя (МБХХС), чьим совладельцем тоже были структуры РПЦ. Банк упоминался в одном из писем банкира Алексея Френкеля, обвиняемого в организации убийства зампреда ЦБ Андрея Козлова. Френкель сообщал об обналичивании МБХХС миллиардов рублей через азербайджанский АМИ-банк, что позже было списано на «ошибку в отчетности».
В отношении бывшего руководства МБХХС было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищении средств, выделенных из госбюджета, и в преднамеренном банкротстве ряда предприятий. Позднее основные владельцы банка — семья бывшего члена Политбюро ЦК КПСС Георгия Романова — выкупили долю РПЦ и сменили название на банк-бутик «Банкхаус Эрбе», который стал специализироваться на предоставлении услуг рrivate banking (обслуживание состоятельных частных клиентов).
Возможно, нежелание церковных иерархов рассказывать о своих финансовых делах связано еще и с тем, что РПЦ получает и тратит значительные средства из государственного бюджета. Как это согласуется с конституционным принципом разделения государства и церкви? Почему налогоплательщики, среди которых немало приверженцев других религий и атеистов, должны оплачивать восстановление православных храмов? Нет ответов. Как в свое время заявил бывший управделами Московской патриархии митрополит Климент (сейчас — глава издательского отдела Московского патриархата): «Мы не должны давать в государственные органы отчеты». Бог им судья! Но все-таки надо понимать, что церковь — это не совсем обычный «хозяйствующий субъект». Организация, которая претендует на то, чтобы быть «учителем жизни» и задавать моральные стандарты в обществе, сама должна быть безупречна, в том числе и в своих финансовых делах.
Иван ГОЛУНОВ
Источник