Интересная тема: Некоммерческий потребительский кооператив и закон 353-ФЗ. Применяется ли Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ при выдаче займов своим пайщикам некоммерческим потребительским кооперативом (НПК), действующем по закону № 3085-1 от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»?
Давайте обсудим.
1). Закон 353-ФЗ применяется только при получении потребительского займа физическим лицом (ФЛ).
Статья 1. пункт 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.
То есть, выдача займов пайщикам — индивидуальным предпринимателям (ИП) или юридическим лицам (ЮЛ) не подпадает под действие закона 353-ФЗ.
2). Закон 353-ФЗ «О потребительском кредите, займе» предписывает тем, кто занимается профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов физическим лицам, быть под контролем Центрального банка РФ и выполнять требования данного закона.
Статья 4. Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов.
Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
То есть, необходимо выяснить, что такое «профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов» и относятся ли потребительские общества / потребительские кооперативы (ПО / ПК), действующие по закону 3085-1, вообще, а некоммерческие потребительские кооперативы (НПК) в частности, к некредитным финансовым организациям. (К кредитным организациям, понятно, что НПК не относятся).
3). Что такое «некредитные финансовые организации», в законе 353-ФЗ не определено. Однако, это определение есть в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (далее, в законе о ЦБ РФ). Вот оно:
Статья 76.1. Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
4) акционерных инвестиционных фондов;
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) деятельность организатора торговли;
8) деятельность центрального депозитария;
8.1) репозитарную деятельность;
9) деятельность субъектов страхового дела;
10) негосударственных пенсионных фондов;
11) микрофинансовых организаций;
12) кредитных потребительских кооперативов;
13) жилищных накопительных кооперативов;
14) бюро кредитных историй;
15) актуарную деятельность;
16) кредитных рейтинговых агентств;
17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
18) ломбардов.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Как видно из этого определения, список таких организаций (вернее, «видов деятельности», что, согласитесь, очень странно) «закрытый», потребительских обществ / потребительских кооперативов (ПО / ПК), действующих по закону № 3085-1 от 19.06.1992 г.»О потребительской кооперации … в РФ» (далее, закону 3085-1) там нет!
Вообще-то, прочитав формулировку статьи 76.1 закона о ЦБ РФ, становится не понятно, то ли законодатели умышленно «хитрили», прописав в законе, что, например, кредитные потребительские кооперативы – это вид деятельности, то ли… Вы поняли, надеюсь.
4). Что же такое «потребительский заем», согласно закона 353-ФЗ?
Если коротко, то, это когда физическое лицо получает от кредитора деньги, которые он будет тратить на личные нужды. Причем, кредитор – это кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
Из чего можно сделать вывод, что ПО / ПК действующие по закону 3085-1 (и НПК в частности), к кредиторам в формулировке закона 353-ФЗ не относятся.
То есть, когда НПК выдает займы своим пайщикам, то эти займы не являются «потребительскими займами» в трактовке закона 353-ФЗ.
А теперь цитаты из закона 353-ФЗ:
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) потребительский кредит (заем) — денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;
2) заемщик — физическое лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее потребительский кредит (заем);
3) кредитор — предоставляющая или предоставившая потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или при обращении взыскания на имущество правообладателя;
5). В законе 353-ФЗ существует определение ограничений, которые под «профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов» не подпадают.
Статья 3, пункт 1, п/п 5)
профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов — деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
Нас интересует последнее ограничение, то есть иной случай, предусмотренный «нашим любимым» законом 3085-1, так как он в явном виде разрешает «кредитовать и авансировать» своих пайщиков (то есть, ограниченный круг лиц).
Цитата из закона 3085-1:
Статья 5. Правомочия потребительского общества.
Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и обладает следующими правомочиями:
…
осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;
Под словом «кредитовать» законодатели, видимо, имели в виду «быть кредитором», а не «выдавать кредит», как некоторые думают, т.к. кредиты выдают банки.
НПК же вполне может выдавать своим пайщикам, например, денежные займы.
6). Потребительские кредиты (займы), согласно закона 353-ФЗ выдаются «под %».
Статья 5. Условия договора потребительского кредита (займа)
Пункт 4. Кредитором в местах оказания услуг… должна размещаться следующая информация об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа):
8) процентные ставки в процентах годовых, а при применении переменных процентных ставок — порядок их определения, соответствующий требованиям настоящего Федерального закона;
8.1) дата, начиная с которой начисляются проценты за пользование потребительским кредитом (займом), или порядок ее определения;
Однако, НПК не имеет право в принципе заключать договоры с взиманием процентов (%), так как это коммерческая деятельность, а НПК коммерческой деятельностью не занимается. Соответственно, выдача займов НПК своим пайщикам не является выдачей «потребительских займов».
7). Контроль за исполнением закона 353-ФЗ осуществляет Центробанк.
Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ.
Статья 16. Надзор, контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Банк России.
2. Контроль за соблюдением лицами, осуществляющими деятельность по возврату задолженности, если они не являются кредитными организациями или некредитными финансовыми организациями, требований настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с федеральными законами.
В пункте 2 речь, видимо, идет о коллекторах, а в пункте 1 о банках и некредитных организациях, в списке которых, как мы уже выяснили, ПО / ПК, действующие по закону 3085-1, не значатся.
8). В статье 3 закона №3085-1 «О потребительской кооперации … в РФ» сказано:
Государственные органы… не вправе вмешиваться в хозяйственную финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации.
Акты государственных органов …, нарушающие права потребительских обществ, … могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Убытки, причиненные потребительским обществам, … в результате незаконных действий государственных органов … и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Является ли Центробанк РФ государственным органом?
Мое мнение – да.
Почему?
Пункт 2 статьи 75 Конституции РФ:
Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Методом «от обратного» считаю, что если бы ЦБ РФ не являлся органом государственной власти, то слова «других» в Конституции не было.
Далее:
Согласно 83 статье Конституции РФ, Глава нашего государства (Президент)
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации.
Согласно статье 1 закона о ЦБ:
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Из текста явно видно, что Банк России относится к федеральным органам государственной власти и не относится к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
И так далее…
Итак, чтобы Центральный Банк России имел право вмешиваться в деятельность ПО / ПК, созданным по закону 3085-1, то, согласно п.1. статьи 3 закона 3085-1, это его право должно быть прописано в явном виде в каком-то законе РФ. А это ни в одном законе не прописано.
Или я ошибаюсь?
9). То, что ПО / ПК, действующие по закону 3085-1 не подпадают под закон 353-ФЗ, фактически подтвердила пресс-служба ЦБ РФ на своем сайте.
Ссылка здесь.
Хотя, цель этой статьи, видимо, была в том, чтобы просто «попугать» людей тем, что потребительские общества «не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов и не находятся под надзором Банка России».
Так, с этим никто и не спорит!
Кстати, что за «потребительские общества» имела в виду пресс-служба ЦБ РФ, разместив эту информацию 30 августа 2016 года, трудно сказать.
Может быть, имелись в виду потребительские общества, действующие по закону № 3085-1? Но, тогда получается, что пресс-служба ЦБ РФ не в курсе пункта 2 статьи 123.2 Гражданского Кодекса РФ. Цитата:
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество».
А если пресс-служба ЦБ РФ имела в виду потребительские общества, которые соответствуют п.2 статьи 123.2 ГК РФ, то ПО / ПК, созданные по закону 3085-1, вообще не причем.
10). Мой вывод:
закон 353-ФЗ при выдаче займов некоммерческим потребительским кооперативом (НПК) своим пайщикам — не применяется.
11). Кто хочет оспорить правоту моего вывода, пожалуйста, комментарии доступны!
С уважением, В.Б.Шишкин
Руководитель проекта «Центр развития потребительской кооперации»
Источник
https://ria.ru/20160830/1475641123.html
Центральный банк предостерег россиян от займов в потребительских обществах
Банк России предупредил граждан, которые получают предложения вступить в потребительские общества и вложить в них свои деньги или взять заем, что они не находятся под контролем и надзором регулятора, а также не вправе выдавать займы.
2016-08-30T17:08
2020-03-03T00:15
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/sharing/article/1475641123.jpg?14455665101583183716
россия
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2016
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
https://cdn25.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1400x0_80_0_0_3d955aed62481739923d4cc46316dff0.
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, общество
17:08 30.08.2016 (обновлено: 00:15 03.03.2020)
4177
Банк России предупредил граждан, которые получают предложения вступить в потребительские общества и вложить в них свои деньги или взять заем, что они не находятся под контролем и надзором регулятора, а также не вправе выдавать займы.
МОСКВА, 30 авг — РИА Новости/Прайм. Банк России предупредил граждан, которые получают предложения вступить в потребительские общества и вложить в них свои деньги или взять заем, как в кредитном потребительском кооперативе (КПК), что финансовая взаимопомощь не является основным видом деятельности для таких обществ, они не находятся под контролем и надзором регулятора, а также не вправе выдавать займы.
Предупреждение ЦБ опубликовал на своем сайте в связи с тем, что стал получать обращения граждан, столкнувшихся с подобными предложениями со стороны потребительских обществ.
Ранее ЦБ ввел временную администрацию в КПК «Семейный капитал», которая выявила, что кооператив неплатежеспособен. Регулятор в связи с этим обратился в суд для признания его банкротом. Пайщики «Семейного капитала» могут подать заявление о включении требований к кооперативу в реестр требований кредиторов и вернуть часть вложенных средств. Однако руководство кооператива на своем сайте сообщило, что успело перевести часть пайщиков в учрежденное ими одноименное некоммерческое потребительское общество (НПО «Семейный капитал»).
«Принимая решение о размещении своих денежных средств или о получении займов (кредитов), гражданам важно понимать разницу между кредитным потребительским кооперативом и потребительским обществом, которое не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов и не находится под надзором Банка России», — сообщил на своем сайте ЦБ.
Регулятор объяснил, что КПК объединяет пайщиков по территориальному, профессиональному или иному принципу с целью удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива. КПК может принимать денежные средства пайщиков и выдавать займы. В потребительском же
обществе «финансовая взаимопомощь не является основным видом деятельности и потребительское общество не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов». Оно объединяет пайщиков, как правило, по территориальному признаку и принимает от своих членов имущественные паевые взносы для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности.
Банк России также напомнил, что он ведет государственный реестр кредитных потребительских кооперативов, с которым можно ознакомиться на официальном сайте www.cbr.ru. КПК обязаны быть членами саморегулируемых организаций (СРО), объединяющих кредитные кооперативы. Единый реестр СРО финансового рынка также находится на сайте Банка России. В свою очередь, потребительские общества не входят в число организаций, за деятельностью которых Банк России осуществляет контроль и надзор.
Источник
01
Обязательны ли к применению кредитными потребительскими кооперативами (КПК) базовые стандарты саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей КПК?
Согласно статье 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» (далее — Закон № 223-ФЗ) базовые стандарты разрабатываются саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка (далее — СРО). Базовые стандарты подлежат согласованию и утверждению в порядке, установленном Указанием Банка России от 09.08.2017 № 4484-У «О порядке согласования комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов и утверждения Банком России согласованных комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов». В соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ и Указания Банка России от 30.05.2016 № 4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций» разработаны, согласованы Комитетом по стандартам кредитных потребительских кооперативов, утверждены Банком России и размещены на официальном сайте Банка России:
- Базовый стандарт совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке;
- Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива;
- Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы;
- Базовый стандарт по управлению рисками кредитных потребительских кооперативов (далее — базовые стандарты).
Согласно части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ базовые стандарты обязательны для исполнения всеми КПК, осуществляющими свою деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» вне зависимости от их членства в СРО КПК. На основании части 1 статьи 14 Закона № 223-ФЗ СРО КПК осуществляет контроль за соблюдением базовых стандартов своими членами. В соответствии со статьей 15 Закона № 223-ФЗ за несоблюдение базовых стандартов СРО КПК вправе применять в отношении своих членов следующие меры:
- предъявление требования об обязательном устранении членом СРО КПК выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение члену СРО КПК предупреждения в письменной форме;
- наложение штрафа на члена СРО КПК в размере, установленном внутренними документами СРО КПК;
- исключение из членов СРО КПК;
- иные меры, установленные внутренними документами СРО КПК, не противоречащие законодательству Российской Федерации и нормативным актам Банка России.
02
Вправе ли КПК осуществлять эмиссию векселей и совершать сделки с ними?
Выпуск векселя, который в соответствии с пунктом 2 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации является ценной бумагой, а также совершение сделок с ним противоречат установленному пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» запрету на осуществление кредитным потребительским кооперативом операций с ценными бумагами.
03
Кредитные потребительские кооперативы подпадают под действие закона «О потребительском кредите (займе)». Должны ли они включать в расчет полной стоимости потребительского кредита членские взносы, вносимые пайщиками?
Согласно статье 6 Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» в расчет полной стоимости кредита (ПСК) включаются платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по ним следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если его выдача поставлена в зависимость от совершения таких платежей. Таким образом, если в соответствии c учредительными и (или) внутренними документами кредитного потребительского кооператива уплата членских взносов и (или) их размер поставлены в зависимость от пользования услугами по получению займов, они должны быть включены в расчет ПСК. Например, обязанность по внесению взносов может быть установлена не для всех членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а исключительно для заемщиков, либо сумма членских взносов исчисляется от размера полученных займов. Членские взносы должны быть включены в расчет ПСК также в случае, если обязанность по их уплате установлена договором займа.
04
Содержит ли Указание №
3073-У
запрет на выдачу займов членам кредитного потребительского кооператива наличными деньгами, а также требование о выдаче займов исключительно с использованием платежных карт или на банковский счет заемщика?
Указание № 3073-У не содержит запрета на выдачу займов членам кредитного потребительского кооператива наличными деньгами, а также не содержит требования о выдаче займов с использованием платежных карт или на банковский счет заемщика. При этом кредитным потребительским кооперативам следует соблюдать норму пункта 4 Указания № 3073-У, согласно которой наличные расчеты между участниками наличных расчетов (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) и физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) должны осуществляться за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета. Дополнительно отмечаем, что нормы Указания № 3073-У вступили в силу 01.06.2014 и до настоящего времени не изменялись.
05
Необходимо ли кредитному потребительскому кооперативу (КПК) формировать резервы на возможные потери по займам (далее — РВПЗ) на сумму основного долга в случае, если есть просроченная задолженность по начисленным процентным доходам, которые являются платежом по займу, но нет просроченной задолженности по основному долгу?
В соответствии с пунктом 1 Указания Банка России от 14.07.2014 № 3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам» РВПЗ формируются КПК ежеквартально по состоянию на последнее число квартала в отношении неисполненных (полностью либо частично) заемщиками КПК обязательств по займам, а также в отношении обязательств по реструктуризированным займам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по займам по состоянию на последнее число квартала. В случае если есть просроченная задолженность по начисленным процентным доходам, которые являются платежом по займу, но нет просроченной задолженности по основному долгу, возникает риск потери как начисленных процентов, так и всей суммы основного долга. В связи с этим необходимо формировать РВПЗ по всей сумме основного долга (за исключением полученных средств в счет погашения основного долга) и сумме требований по начисленным процентным доходам. Категория займа выбирается в зависимости от продолжительности просроченных платежей.
06
Какие документы необходимо представить для внесения сведений о кредитном потребительском кооперативе в государственный реестр кредитных потребительских кооперативов?
Государственный реестр кредитных потребительских кооперативов в соответствии п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» ведется Банком России на основе сведений, полученных от Федеральной налоговой службы.
В связи с этим представление кооперативами каких-либо документов для внесения сведений в реестр не требуется.
Также обращаем ваше внимание, что государственный реестр кредитных потребительских кооперативов обновляется раз в месяц по мере поступления сведений из Федеральной налоговой службы.
07
На какую дату проводится оценка показателей для расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов (КПК)?
С учетом того, что Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» не определены временные периоды соблюдения финансовых нормативов и изъятия по их соблюдению, требование по их соблюдению носит непрерывный характер и финансовые нормативы должны соблюдаться на ежедневной основе. КПК при осуществлении контроля соблюдения финансовых нормативов необходимо проводить проверку их соблюдения по окончании каждого отчетного периода, в том числе определенного правилами и стандартами саморегулируемой организации КПК и внутренними положениями КПК. При этом в целях минимизации рисков КПК необходимо выработать систему риск-ориентированного внутреннего контроля, позволяющую производить расчеты и контролировать соблюдение финансовых нормативов на ежедневной основе в случае совершения финансовых операций, имеющих существенное влияние на соблюдение финансовых нормативов.
09
Где размещается информация о рейтингах кредитных организаций, которой должны руководствоваться КПК?
В отношении источников информации о кредитных рейтингах кредитных организаций КПК следует руководствоваться информацией, размещаемой на официальных сайтах рейтинговых агентств в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
10
Влияет ли уменьшение паевого фонда КПК второго уровня на выполнение КПК финансового норматива ФН6?
Показатель величины паевого фонда КПК второго уровня не используется при расчете ФН6. При этом устанавливаемые Указанием № 3916-У значения ФН6 зависят от размера паевого фонда КПК второго уровня или наличия кредитного рейтинга у КПК второго уровня.
11
Правомерно ли в целях расчета показателей «ЗПЧ(АЛ)» и «ЗЗЧ(АЛ)» финансовых нормативов ФН2 и ФН3 соответственно принятие общим собранием КПК решения об одобрении заключения всех договоров займа и (или) передачи личных сбережений (без указания конкретного договора) до их заключения, с указанием максимальной суммы такого договора?
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор заключается между конкретными сторонами на конкретных условиях. Решение об одобрении неперсонализированных договоров займа и договоров передачи личных сбережений до их заключения неправомерно, так как указанные договоры не соответствуют установленному ГК РФ понятию договора и содержат только условия их применения (размер займа), при этом не раскрывая стороны, с которой заключается договор, что для нормативов ФН2 и ФН3 является существенным и не позволяет судить о принимаемых КПК рисках. Общее собрание КПК, число членов (пайщиков) которых не превышает 200, должно принимать решение в отношении каждого конкретного договора займа или договора передачи личных сбережений до его заключения для целей невключения его в расчет показателей «ЗПЧ(АЛ)» или «ЗЗЧ(АЛ)».
12
Как определить аффилированных лиц в КПК?
В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» аффилированные лица — это физические и (или) юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность физических и (или) юридических лиц и признаваемые таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Аффилированными лицами согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон № 948-1) признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В связи с этим, а также исходя из экономической природы финансовых нормативов ФН2 и ФН3, направленных на снижение концентрации риска, связанного с привлечением средств от одного члена КПК (пайщика) и (или) от группы взаимосвязанных заемщиков, и предоставлением займов одному члену КПК (пайщику) и (или) группе взаимосвязанных заемщиков соответственно, для целей расчета указанных нормативов аффилированными лицами являются аффилированные между собой члены КПК (пайщики). Наличие аффилированности членов КПК (пайщиков) исходя из критерия принадлежности к группе лиц, установленного статьей 4 Закона № 948-1, является достаточным для включения их совокупной задолженности по займам или привлеченным средствам в показатель «ЗЗЧ(АЛ)» или «ЗПЧ(АЛ)». В целях расчета финансовых нормативов ФН2 и ФН3 при определении значений показателей «ЗПЧ(АЛ)» и «ЗЗЧ(АЛ)» соответственно следует проверять наличие аффилированности между членами КПК (пайщиками) по всем критериям, указанным в Законе № 948-1. На практике возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) аффилированных лиц, признаваемых таковыми на основе одного и (или) нескольких критериев, указанных в статье 4 Закона № 948-1. При этом также возможно наличие среди членов КПК (пайщиков) нескольких групп аффилированных лиц, не связанных между собой. Порядок идентификации и учета аффилированных лиц определяется КПК самостоятельно в соответствии с Законом № 948-1 и при необходимости может закрепляться в его внутренних нормативных документах и/или Уставе.
Последнее обновление страницы: 05.02.2020
Источник