Об утверждении Положения о предоставлении займов субъектам малого предпринимательства Фондом поддержки предпринимательства Республики Ингушетия
(с изменениями на 7 сентября 2020 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 30.04.2010 N 141, от 05.05.2011 N 148, от 13.06.2012 N 155, от 23.08.2013 N 172, от 11.12.2013 N 284, от 15.10.2014 N 197, от 07.08.2017 N 124, от 30.03.2019 N 46, от 07.09.2020 N 116)
В целях развития малого предпринимательства в Республике Ингушетия, руководствуясь статьей 22 Конституционного закона Республики Ингушетия от 10 июня 1998 года N 5-РКЗ «О Правительстве Республики Ингушетия», Правительство Республики Ингушетия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении займов субъектам малого предпринимательства Фондом поддержки предпринимательства Республики Ингушетия.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2017 N 124)
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия
А.ВОРОБЬЕВ
Положение о предоставлении займов субъектам малого предпринимательства Фондом поддержки предпринимательства Республики Ингушетия
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от 4 декабря 2009 г. N 405
(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 30.04.2010 N 141, от 05.05.2011 N 148, от 13.06.2012 N 155, от 23.08.2013 N 172, от 11.12.2013 N 284, от 15.10.2014 N 197, от 07.08.2017 N 124, от 30.03.2019 N 46, от 07.09.2020 N 116)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», Законом Республики Ингушетия от 30 декабря 2008 г. N 31-РЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия», Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 7 августа 2009 г. N 284 «О дополнительных мерах по стимулированию и поддержке малого предпринимательства Республики Ингушетия», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 125 «Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — Требования) и определяет порядок предоставления займов субъектам малого предпринимательства Фондом поддержки предпринимательства Республики Ингушетия (далее — Фонд).
(п. 1.1 в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.09.2020 N 116)
1.2. При выдаче займов субъектам малого предпринимательства Фонд руководствуется действующим законодательством, настоящим Положением, а также локальными нормативными актами Фонда.
(п. 1.2 введен Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 07.09.2020 N 116)
2. Цели и задачи
2.1. Цели предоставления займов:
— развитие малого предпринимательства на территории Республики Ингушетия;
— увеличение количества рабочих мест.
2.2. Основными задачами Положения являются:
— предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных займов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность на территории Республики Ингушетия;
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 15.10.2014 N 197)
— расширение и укрепление контактов с предпринимателями.
2.3. Механизм предоставления займов:
— займы предоставляются на условиях возвратности, срочности, платности и обеспеченности;
— оперативное принятие решения о предоставлении займа.
3. Проведение операций по предоставлению займов
3.1. Фонд предоставляет займы в российских рублях субъектам малого предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Республики Ингушетия.
3.2. На сумму предоставленного займа Заемщик уплачивает проценты Фонду. Уплата процентов производится в сроки, установленные договором займа.
3.3. Обязательным условием предоставления займа является:
— наличие обеспеченности обязательств Заемщика;
— оформление договора займа;
— оформление залога имущества Заемщика или его поручителя.
С целью снижения рисков могут быть использованы дополнительные формы обеспечения возврата займа:
— передача в залог объектов недвижимости, товаров и материальных ценностей, транспортных средств и другого имущества Заемщика;
— поручительства путем заключения договора поручительства с гарантом Заемщика (физическое лицо, предприниматель, руководитель, учредители предприятия).
3.4. Размер займа для каждого Заемщика определяется на основании оценки его платежеспособности, анализа коммерческого предложения, а также с учетом его благонадежности.
4. Условия предоставления займов
4.1. Размер займа одному заемщику не превышает 5000000 (пять миллионов) рублей. Заем предоставляется субъекту малого предпринимательства на срок от 1 (одного) года до 3 (трех) лет от даты заключения договора займа.
(в ред. Постановлений Правительства Республики Ингушетия от 15.10.2014 N 197, от 30.03.2019 N 46)
4.2. Процент за пользование денежными средствами, полученными заемщиком, устанавливается согласно Требованиям, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 марта 2019 г. N 125.
(п. 4.2 в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.09.2020 N 116)
5. Перечень документов, необходимых для предоставления займа
5.1. Перечень документов, предоставляемых Заемщиком и поручителем, устанавливается Фондом.
(п. 5.1 в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 30.03.2019 N 46)
5.1.1. Финансовая отчетность:
— для юридических лиц — заверенные налоговым органом баланс, отчет о прибылях и убытках (Форма N 2);
— для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в установленном законодательством порядке о едином налоге на вмененный доход, — патент, выписка из книги доходов и расходов, справка с налогового органа об отсутствии задолженности;
— для индивидуальных предпринимателей, — налоговая декларация, справка с налогового органа об отсутствии задолженности.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2017 N 124)
5.1.2. При использовании в качестве обеспечения возврата займа, залога имущества залогодатель предоставляет:
— регистрационный документ о праве собственности — свидетельство о регистрации, заверенное нотариально;
— документы, подтверждающие факт приобретения (договор купли-продажи, мены, приватизации и т.д.), заверенные нотариально;
— согласие супруга о предоставлении имущества в качестве залога или справку об отсутствии заключенного брака.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2017 N 124)
5.2. Рассмотрение вопроса о предоставлении займа.
5.2.1. Срок рассмотрения вопроса о предоставлении займа не должен превышать с момента предоставления полного пакета документов до принятия решения 30 рабочих дней.
5.2.2. Заявление Заемщика регистрируется Фондом в журнале учета заявлений, на заявлении проставляются дата регистрации и регистрационный номер. С документов, указанных в пункте 5.1, подлежащих возврату Заемщику, снимаются копии. На оборотной стороне заявления или отдельном листе составляется перечень принятых документов и копий.
5.2.3. Далее Фонд производит проверку предоставленных Заемщиком документов и сведений.
5.2.4. После предварительной беседы и подачи документов представитель Фонда посещает место осуществления предпринимательской деятельности Заемщика (офис, место торговли или производства) и (или) нахождения залогового имущества с проведением фото и (или) видеосъемки.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 30.03.2019 N 46)
5.2.5. При принятии Фондом в обеспечение по договору займа только поручительства физических лиц (без другого обеспечения), заемщиками всех уровней предоставляется не менее двух поручительств.
5.2.6. В случае принятия в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другого имущества Фонд на основании принятых правил привлекает к работе по установлению оценочной стоимости закладываемого имущества эксперта по вопросам недвижимости. Расходы, связанные с экспертной оценкой закладываемого имущества, несет Заемщик.
5.2.7. В случае выявления при проверке фактов предоставления Заемщиком поддельных документов, недостоверных сведений или неполного перечня документов, указанных в 5.1 настоящего Положения, Фонд делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявлений и на заявлении Заемщика.
5.2.8. По итогам проведенных проверок структурные подразделения Фонда (микрокредитный отдел, юридический отдел, отдел безопасности и защиты информации, отдел по управлению рисками) дают заключения о целесообразности предоставления займа и возможный размер займа или о нецелесообразности в предоставлении займа.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 30.03.2019 N 46)
5.2.9. Представленные Заемщиками документы вместе с заключениями по каждому проекту, направляются Фондом в Экспертный совет, утверждаемый Попечительским советом Фонда, который принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении займа, процентных ставках, суммах и сроках выделения займа, залоге, поручителях.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2017 N 124)
5.2.10. Имущество, принимаемое Фондом в качестве обеспечения, должно быть застраховано Заемщиком на случаи его утраты, хищения и потери его стоимости при форс-мажорных обстоятельствах. Страхование залогового имущества не требуется при наличии поручительства двух физических лиц.
(пп. 5.2.10 введен Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 30.03.2019 N 46)
6. Оформление договоров
6.1. Одновременно с оформлением договора займа и графика погашения займа Фонд оформляет в зависимости от вида обеспечения:
— договор (договоры) поручительства;
— договор (договоры) залога.
Все документы составляются в 2 экземплярах, один экземпляр каждого документа — для Заемщика (поручителя), один экземпляр — для Фонда.
Фонд обеспечивает исполнение следующих требований при оформлении документов:
— в текстах документов денежные суммы, числа, сроки должны быть обозначены цифрами и хотя бы один раз прописью; адреса, имена, фамилии, наименования написаны полностью.
6.2. Выдача займа производится после оформления договоров обеспечения (договор залога, договор поручительства), заключенных в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 30.04.2010 N 141)
6.3 — 6.4. Исключены. — Постановление Правительства Республики Ингушетия от 30.04.2010 N 141.
6.3. После оформления перечисленных выше договоров Фонд формирует дело, в которое подшиваются договор займа, экземпляры договоров поручительства или залога, полный пакет документов, послуживших основанием для предоставления займа.
7. Предоставление займа
7.1. Выдача займа производится, в соответствии с условиями договора займа, в безналичном порядке путем перечисления средств на расчетный счет юридическим лицам или индивидуальными предпринимателями.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2017 N 124)
8. Сопровождение договора займа
8.1. При непоступлении от Заемщика платежей Фонд составляет перечень просроченных платежей по всем действующим договорам займа и принимает меры по погашению задолженности Заемщиками или их поручителями. Поручителям направляется письменное уведомление о неисполнении Заемщиком обязательств с предложением выполнить обязательства по договору поручительства. В случае неисполнения обязательств Заемщиком или его поручителями Фонд принимает меры по взысканию задолженности в судебном порядке.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 07.08.2017 N 124)
9. Порядок погашения займа и уплаты процентов
9.1. Уплата процентов по займу производится не реже чем один раз в месяц. При невозврате Заемщиком полученных денежных средств в обусловленные Договором займа сроки начисляется штраф в размере 0,05 на всю сумму непогашенной задолженности за каждый календарный день просрочки.
(в ред. Постановления Правительства Республики Ингушетия от 13.06.2012 N 155)
9.2. Погашение задолженности по займу и уплата процентов и неустоек производится в российских рублях перечислением с расчетных счетов и иных счетов, включая депозитные, с предоставлением копий платежных поручений с отметкой банка.
9.3. Под датой предоставления займа понимается день, когда соответствующая сумма списывается с расчетного счета Фонда. Под датой погашения займа (уплаты суммы основного долга, процентов, неустойки) понимается день, когда соответствующая сумма зачисляется на расчетный счет Фонда. Проценты подлежат начислению на текущий остаток задолженности Заемщика перед Фондом в течение всего срока займа, начиная с даты его выдачи до даты его полного погашения.
9.4. Заемщик вправе досрочно погасить займ или его часть. В случае досрочного погашения части займа Заемщик обязан производить уплату процентов на оставшуюся сумму задолженности.
9.5. Дело Заемщика о займе и оригиналы договора займа, договоров залога и договоров поручительства, заключенных с Заемщиком, хранятся в Фонде.
9.6. По окончании срока договора займа Фонд составляет аналитический отчет, где отражаются:
— целевое использование полученных средств займа;
— количество созданных (сохраненных) рабочих мест;
— влияние займа на финансовые результаты деятельности предпринимателя;
— нарушения заемщиком графика уплаты процентов и возврата займа;
— целесообразность дальнейшего сотрудничества.
Источник
В связи со сложившейся ситуацией в мировой и отечественной экономике, вызванной пандемией COVID-19, вместе с нерабочими неделями, дистанционным обучением, самоизоляцией, государством предлагаются различные меры поддержки.
Одними из таких мер являются кредитные каникулы и беспроцентное кредитование для малых или средних предприятий.
Нормативно-правовое регулирование предоставления кредитных каникул осуществлено в нескольких источниках:
1. Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
3. Информационное письмо «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24.
Стоит отметить, что кредитные каникулы не являются новшеством, они применялись банками до пандемии COVID-19, поскольку в случае существенного уменьшения платежеспособности субъекта хозяйственной деятельности данная мера является обоюдно выгодной как для заемщика, так и для кредитной организации. Ранее реструктуризацию долга, либо отсрочку по внесению платежа можно было получить в индивидуальном порядке, обратившись в банк с соответствующим заявлением. Вопрос о предоставлении либо об отказе в предоставлении кредитных каникул решался по усмотрению банка, положительное или отрицательное решение принималось в зависимости от множества факторов, в том числе деловой репутации заемщика.
По сути, изменение в регулировании кредитных каникул, связанное с пандемией, заключается в том, что в соответствии с вновь принятыми нормативно-правовыми актами, кредитная организации не вправе, а обязана предоставить каникулы.
В соответствии с п 1. Статьи 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ заемщик, относящийся к субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в отраслях, определенных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», вправе в любой момент в течение времени действия кредитного договора, но не позднее 30 сентября 2020 года обратиться к кредитору с требованием об изменении его условий, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств на срок, определенный заемщиком.
Претендовать на льготный период вправе организация, если она:
1. Является субъектом малого и среднего предпринимательства;
2. Осуществляет какой-либо из следующих видов деятельности:
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (49.3);
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4);
Деятельность пассажирского воздушного транспорта (51.1);
Деятельность грузового воздушного транспорта (51.21);
Деятельность автовокзалов и автостанций (52.21.21);
Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом (52.23.1);
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений (90)
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (93);
Деятельность физкультурно-оздоровительная (96.04)
Деятельность санаторно-курортных организаций (86.90.4)
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (79)
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания (55)
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (56)
Образование дополнительное детей и взрослых (85.41)
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91)
Деятельность по организации конференций и выставок (82.3)
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения (95)
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий (96.01)
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (96.02).
Если заемщик отвечает двум указанным выше требованиям, то он вправе рассчитывать на отсрочку платежей по кредитам (займам) на срок не более 6 месяцев. Данный срок начинает течь с момента обращения заемщика с требованием в кредитную организацию о предоставлении льготного периода (приостановлении исполнения обязательств по кредитному договору). Направить требование можно в любой момент в течение действия договора между заемщиком и кредитором, но не позднее 30.09.20.
В требовании можно указать срок льготного периода менее 6 месяцев. Если срок не указан, то льготный период будет установлен на 6 месяцев.
В статье 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ установлен способ отправки требования, аналогичный тому, который предусмотрен договором между заемщиком и кредитором.
Кредитная организация обязана рассмотреть обращение заемщика с требованием в срок, не превышающий пяти дней, направив заемщику уведомление способом, предусмотренным договором. Если в течение десяти дней заемщиком не получено уведомление от кредитной организации, следовательно, по умолчанию льготный период считается предоставленным.
После окончания льготного периода кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа).
Преимуществом льготного периода является возможность не исполнять обязательства по оплате в течение определенного промежутка времени, не превышающего 6 месяцев.
В соответствии с п. 9 статьи 7 в течение льготного периода не допускаются начисление неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита и (или) уплате процентов на сумму кредита, предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору (договору займа) и (или) обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки, обеспечивающие обязательства по соответствующему кредитному договору (договору займа), и (или) обращение с требованием к поручителю (гаранту). Сумма процентов, неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита (займа) и (или) уплате процентов на сумму кредита (займа), не уплаченная заемщиком до установления льготного периода, фиксируется и уплачивается после окончания льготного периода.
Недостатком кредитных каникул является то, что после окончания льготного периода итоговая сумма платежей, направляемых на погашение процентов по кредиту, будет больше.
Главным условием, на котором предоставляются кредитные каникулы, является сохранение платы за пользование заемными средствами в кредитный период.
В соответствии с п. 13. статьи 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ по окончании (прекращении) льготного периода в сумму обязательств заемщика по основному долгу включается сумма обязательств по процентам, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора, но не были им уплачены в связи с предоставлением ему льготного периода.
То есть, если процент по кредиту равен 15% годовых, сумма задолженности составляет 600 000 р., то проценты по кредиту за 6 месяцев льготного периода составят 45 000 р.
Если организация является субъектом малого и среднего предпринимательства, но осуществляет деятельность, которая не включена в утвержденный Правительством РФ перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, рассчитывать на отсрочку и реструктуризацию долга она все же может. Такой вывод следует из Информационного письма «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24. Банк России рекомендовал кредитным организациям до 30.09.2020 (срок аналогичен сроку, установленному в ст. 7 ФЗ 03.04.2020 № 106-ФЗ) рассматривать реструктуризацию предоставленных кредитов (займов) субъектом малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП. Кредитным организациям рекомендовано не начислять заемщику неустойку(штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита(займа).
Информационные письма Банка России, исходя из анализа сложившейся практики, имеют предписательный характер для кредитных организаций. Поэтому возможно направление обращения с требованием о предоставлении льготного периода организацией, осуществляющей деятельность в иных сферах, при этом в качестве обоснования необходимо сослаться на Информационное письмо ЦБ РФ «О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП» от 20 марта 2020 года № ИН-06-59/24.
Кредитный договор (соглашение) с заемщиком на получение беспроцентного займа может быть заключен с 30 марта 2020 г. по 1 октября 2020 г. на срок не более 12 месяцев.
В соответствии с информацией, опубликованной на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации, 8 апреля 2020 г. к Сбербанку и ВТБ присоединяться МСП-банк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, Альфа-банк и также начнут выдавать кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства на поддержку занятости под 0% годовых. В ближайшее время Министерство экономического развития РФ обещает расширить список банков, соответствующих критериям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 422.
Подводя итог, необходимо отметить, что все указанные выше меры адресованы субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, находящийся в открытом доступе по ссылке https://ofd.nalog.ru/.
Если организации нет в реестре, то необходимо заполнить заявление по ссылке https://ofd.nalog.ru/appeal-create.html. В случае, если организация не внесена в реестр по ошибке налоговых органов, то после рассмотрения заявления сведения будут внесены в течение 15 рабочих дней с момента отправки заявления.
Если за 2018 год по какой-то причине организация не подала необходимые сведения и на данный момент в реестре отсутствует, но за 2019 год все сведения в ФНС были предоставлены, то 10 августа 2020 года организация в реестре появится.
Также, если организация в реестре не числится, но отвечает всем требованиям, имеет смысл подавать в налоговую заявление в свободной форме о включении в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Также возможно пробовать обращаться непосредственно в кредитную организацию с пакетом документов, подтверждающим соответствие заемщика критериям отнесения предприятия к малому или среднему бизнесу, поскольку только лишь один факт отсутствия предприятия в реестре не может служить основанием для отказа, особенно в сложившейся трудной экономической ситуации. Существует практика ФАС РФ в сфере закупок, в соответствии с которой отсутствие организации в реестре не может служить единственным основанием для отказа в признании субъектом малого предпринимательства (Решение Омского УФАС по делу № 03-10.1/148-2017 по жалобе ООО «Кура» от 27 июня 2017 г.)
Источник