1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.
2. Государственные займы являются добровольными.
3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Договор государственного займа может быть заключен также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.
4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
Комментарий к Ст. 817 ГК РФ
1. Комментируемая статья определяет государственный заем как договор займа, который характеризуется специальным субъектным составом. В соответствии с п. п. 1 и 5 этой же статьи заемщиком по договору государственного займа может быть только Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, а заимодавцем — любое правоспособное лицо. Для того чтобы исключить повторение применявшейся в советское время практики принудительной подписки на государственные займы, п. 2 комментируемой статьи установил, что государственные займы являются добровольными.
2. В результате заключения договора государственного займа возникает государственный долг соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальный долг.
Возникновение, исполнение и прекращение государственного долга регулируется ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ), иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами РФ. Вместе с тем независимо от основания возникновения государственного (муниципального) долга правоотношение по его исполнению (погашению) следует считать частноправовым обязательством, договором государственного займа, что следует из п. 1 комментируемой статьи.
При наличии в таком обязательстве иностранного элемента (например, иностранного банка) возникшее правоотношение будет регулироваться нормами международного частного права.
При возникновении заемного правоотношения между двумя различными государствами оно будет регулироваться нормами международного публичного права.
3. В соответствии со ст. 97 БК РФ к государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным России, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Соответственно, государственный долг России подразделяется на внутренний и внешний.
Внешние заимствования Российской Федерации могут осуществляться как во исполнение программы государственных внешних заимствований РФ, так и вне ее. Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень всех внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований, с отражением разницы между объемом привлечения средств и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований РФ федеральным законом о федеральном бюджете. Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в программу государственных внешних заимствований РФ, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга России, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (ст. 108 БК).
4. В соответствии с п. 2 ст. 98 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени России как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы;
4) государственным гарантиям;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг.
Аналогичные нормы установлены для государственного долга субъекта Федерации и муниципального долга (п. 2 ст. 99 и п. 2 ст. 100 БК). Однако в отличие от Российской Федерации ее субъекты не вправе привлекать кредиты от иностранных государств, а муниципальные образования — от иностранных государств, иностранных банков и международных финансовых организаций. Кроме того, перечень видов долговых обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований является закрытым.
Бюджетным кодексом РФ определены некоторые условия договора государственного займа или порядок их определения.
С точки зрения срока займа долговые обязательства Российской Федерации и субъекта могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (п. 3 ст. 98 и п. 6 ст. 99 БК). Краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства муниципального образования имеют те же сроки, а долгосрочные обязательства муниципального образования не могут превышать 10 лет (п. 4 ст. 100 БК).
Статьями 106 и 107 БК РФ установлены предельный объем заимствований и предельный объем государственного долга субъектов Федерации и муниципальных образований.
Пунктом 1 ст. 98.1, п. 1 ст. 99.1 и п. 1 ст. 100.1 БК РФ установлен срок для предъявления требований к Российской Федерации, субъекту и муниципальному образованию об исполнении ими долговых обязательств. Этот срок составляет три года, которые исчисляются с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими нормативными правовыми актами, или если истек срок государственной (муниципальной) гарантии, и в иных случаях, предусмотренных ст. 115 БК РФ.
Указанный срок не является сроком исковой давности. Его следует рассматривать в качестве пресекательного срока, поскольку его истечение прекращает право кредитора на получение исполнения по обязательству из внутреннего государственного (муниципального) долга.
5. Обслуживание государственного (муниципального) долга России, а также выполнение операций по размещению, выкупу, обмену и погашению долговых обязательств в соответствии со ст. 119 БК РФ может осуществлять ЦБ РФ, кредитные организации или другие специализированные финансовые организации на основании агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов РФ. Организация, заключившая указанное соглашение с Минфином России, становится генеральным агентом Правительства РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента безвозмездно.
Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.
6. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что она распространяется только на одну из существующих в настоящее время форм государственного долга, который образуется путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципальных ценных бумаг. Помимо выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг государственный долг может существовать в иных формах (п. 2 ст. 98, п. 2 ст. 99, п. 2 ст. 100 БК).
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а также со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее — Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг) государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. О разновидностях государственных и муниципальных ценных бумаг см. комментарий к ст. 816 ГК РФ.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3814.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом таких ценных бумаг выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Таким органом в настоящее время является Министерство финансов РФ.
7. Из п. 4 комментируемой статьи следует, что изменение условий выпущенного займа (в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей, срока обращения и т.п.) не допускается. В данной норме речь идет о недопустимости одностороннего изменения условий займа по инициативе должника — государственного и муниципального образования. Статья 105 БК РФ допускает, однако, возможность реструктуризации государственного или муниципального долга. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга (главным образом проценты) не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
Источник
В гражданском законодательстве есть такое понятие, как договор государственного займа. Он регулируется ст. 817 ГК РФ. Такой договор является разновидностью договора займа, основные положения которого отражены в параграфе 1 главы 42 ГК РФ.
Понятие
Договор государственного займа – это одна из разновидностей договора займа. Такие займы, согласно п. 2 ст. 817 ГК РФ, являются добровольными.
Кроме того, он может быть:
- внутренним;
- внешним.
Особенностью такого договора является то, что изменить его положения не представляется возможным. Об этом говорится в п. 4 ст. 817 ГК РФ.
По договору внутреннего государственного займа, одной из сторон является резидент нашей страны, а по договору внешнего займа – нерезидент.
Договор такого займа заключается путём приобретения займодателем государственных облигаций и других ценных бумаг, которые выпускаются специально для выдачи такого займа.
Эти ценные бумаги подтверждают право займодателя требовать от заёмщика выданных ему денежных средств взаймы. По такому договору можно дать взаймы не только денежные средства, но и имущество, а также другие ценности.
Существует два вида ценных бумаг, которые подтверждают выдачу денежных средств заёмщику:
- вексель;
- облигация.
В остальном, условия такого договора такие же, как и у договора обычного займа.
Характеристика договора государственного займа это:
- реальный – то есть вступает в свою законную силу не с момента подписания, а с момента выдачи займа;
- односторонний – заёмщик, подписанием такого договора возлагает на себя обязательство по возврату в одностороннем порядке. У займодателя, то есть у государства, нет обязанностей, а есть только право требовать возврата долга;
- возмездный – то есть займодатель имеет право требовать от заёмщика возврата долга с процентами. Если проценты не указаны, но не утверждения что договор беспроцентный, то заёмщик может требовать возврата основного долга с процентами, равными ставки рефинансирования на день возврата долга. На 10. 02. 2014 года ставка рефинансирования по стране была равна 8,25% годовых;
- договор является беспроцентным, если в нём прямо есть указание на это.
Кто выступает заемщиком
Как следует из названия, одной из сторон договора государственного займа должно выступать государство. Оно выступает в роли заёмщика. Заёмщиком по такому договору может выступать как юридическое лицо, так и физическое.
Со стороны государства заёмщиком могут выступать само государство, а также субъекты России.
Выделяют 2 вида такого договора:
- целевой – это государство выдаёт займ на конкретные цели, а заёмщик обязан использовать займ только на эти цели, на другие цели использование не допускается;
- без цели – допускается использование средств на любые цели, на усмотрение заёмщика.
Особенности
Главной особенность этого договора является то, что заёмщиком выступает государство.
Займ выдаётся в ценных бумагах – облигациях и векселем.
Если по такому договору доказательством выдачи займа является вексель, то это означает, что после истечения срока действия векселя, заёмщик обязан вернуть ту сумму денежных средств, которая указана в векселе.
Вексель может быть простой и переводной. В этом случае, действует Федеральный закон от 11. 03. 1997 года № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».
Переводной и простой вексель могут быть созданы только на бумаге. Об этом говорится в ст. 4 ФЗ № 48. По таким векселям имеют право нести обязательства, как граждане России, так и юридические лица, зарегистрированные на территории нашей страны.
Вторая форма обеспечения договора государственного займа – это облигация. Это ценная бумага, которая подтверждает право её держателя получить от лица, её выпустившего, либо её номинальную стоимость, либо стоимость, указанную на ней. Также по облигации можно получить и некоторые имущественные отношения.
Эта ценная бумага также право лицу, имеющую её на руках, на получение процентов от её номинальной стоимости или иных имущественных прав.
Государственная облигация выпускается с целью привлечения свободных и дополнительных средств от населения и юридических лиц, в общественных, государственных и социальных сферах.
Приобретая государственные облигации, физическое или юридическое лицо оформляет с государством договор займа. Собственником таких ценных бумаг является государство.
Облигация имеет своё «срок годности», и её применение не такое широкое, как у акций.
Выпускать облигации имеет право не только государство, как единое целое, но и его отельные субъекты, а также муниципальные образования. К ним применяются точно такие же нормы.
Как уже упоминалось, заёмщик не может требовать изменения условий такого договора, если он заключён в полном соответствии с действующим законодательством.
Существенные условия
Как уже говорилось, договор государственного займа — это одна из разновидностей договора займа, к которым применяются условия параграфа 2 главы 42 ГК РФ.
Существенными условиями такого вида договора являются:
- предмет договора – сумма займа, которую государство выдало физическому или юридическому лицу посредством векселя или облигации;
- размер процентов – они могут устанавливаться или нет. Если проценты есть, то необходимо указать их значение, если их нет – то именно так и указать: «заимодатель не взимает с заёмщика проценты за пользование займом».В противном случае, заёмщик должен будет выплачивать проценты, равные ставки рефинансирования ЦБ РФ на день погашения;
Важно! Беспроцентные сделки с участием резидентов РФ могут вызвать определённые налоговые последствия. Дело в том, что налоговики берут такие сделки под свой контроль, и могут «накрутить» налог на прибыль, признав такой договор уходом от налога.
- последствия, которые могут возникнуть, если одна из сторон нарушит условия договора. Это могут быть штрафы или пени, которые выплачиваются согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ;
Если по договору возврат долга предусмотрен частями, то последствием нарушения условий может быть то, что займодатель потребует от заёмщика досрочного возвращения всей оставшейся суммы.
- условия оспаривания договора. И хотя условия договора государственного займа изменить нельзя, заёмщик может оспорить такой договор по безнадёжности, то есть доказав, что займодателя не получен оговоренный займ или получен в меньшем размере.
Если это будет доказано, то договор считается незаключённым изначально. Если договор заключался письменно, то в качестве доказательств нельзя использовать свидетельские показания.
- условия конфиденциальности. В договоре государственного займа лучше указать, что «все положения данного договора конфиденциальны и не поддаются разглашению».
- срок действия договора. Если срок действия не указан, то договор считается бессрочным и обязательства по нему могут длиться вечно.
Если стороны не договорились между собой о сроках возврата долга, то в договоре лучше указать, что он оформлен «до востребования».
Образец договора
Договор государственного займа заключается посредством выпуска облигаций и векселей. Эти ценные бумаги являются подтверждением того, что договор заключён.
Приобретая такую ценную бумагу, «заёмщик» подписывает договор государственного займа. В письменном виде такой договор встретить трудно.
Сейчас встретить облигации достаточно трудно, но 20 лет назад облигации были очень распространены, а в конце 19, начале 20 века, многие граждане владели облигациями различный заводов.
Вексель встречается несколько чаще, нежели облигация. Вексель – это всего лишь одна из разновидностей долговых обязательств. Чтобы собственник векселя мог предъявить по нему какие-либо права. Вексель должен быть составлен в соответствии с действующим законодательством.
Вексель может быть:
- простым – безусловное обязательство должника платить лицу, которое держит вексель некоторую сумму денежных средств в определённые сроки;
- переводным – это указание кредитора своему должнику на то, что сумму займа он должен выплачивать не ему, а третьему лицу.
Государственная регистрация
Так как эмитентом ценных бумаг является государство, то все эти бумаги проходят государственную регистрацию. Следовательно, и договор государственного займа уже является зарегистрированным.
Однако есть особенность. Выпуск облигаций подлежит обязательной государственной регистрации, в то время как вексель – нет.
В настоящее время, договор государственного займа встречается реже, чем в 90-ые года прошлого века, но всё же существует. Выпуском таких ценных бумаг государство (или его субъекты) дают право заёмщику, то юридическим или физическим лицам, участвовать в жизни общества.
Видео: Договор займа
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник