В гражданском законодательстве есть такое понятие, как договор государственного займа. Он регулируется ст. 817 ГК РФ. Такой договор является разновидностью договора займа, основные положения которого отражены в параграфе 1 главы 42 ГК РФ.
Понятие
Договор государственного займа – это одна из разновидностей договора займа. Такие займы, согласно п. 2 ст. 817 ГК РФ, являются добровольными.
Кроме того, он может быть:
- внутренним;
- внешним.
Особенностью такого договора является то, что изменить его положения не представляется возможным. Об этом говорится в п. 4 ст. 817 ГК РФ.
По договору внутреннего государственного займа, одной из сторон является резидент нашей страны, а по договору внешнего займа – нерезидент.
Договор такого займа заключается путём приобретения займодателем государственных облигаций и других ценных бумаг, которые выпускаются специально для выдачи такого займа.
Эти ценные бумаги подтверждают право займодателя требовать от заёмщика выданных ему денежных средств взаймы. По такому договору можно дать взаймы не только денежные средства, но и имущество, а также другие ценности.
Существует два вида ценных бумаг, которые подтверждают выдачу денежных средств заёмщику:
- вексель;
- облигация.
В остальном, условия такого договора такие же, как и у договора обычного займа.
Характеристика договора государственного займа это:
- реальный – то есть вступает в свою законную силу не с момента подписания, а с момента выдачи займа;
- односторонний – заёмщик, подписанием такого договора возлагает на себя обязательство по возврату в одностороннем порядке. У займодателя, то есть у государства, нет обязанностей, а есть только право требовать возврата долга;
- возмездный – то есть займодатель имеет право требовать от заёмщика возврата долга с процентами. Если проценты не указаны, но не утверждения что договор беспроцентный, то заёмщик может требовать возврата основного долга с процентами, равными ставки рефинансирования на день возврата долга. На 10. 02. 2014 года ставка рефинансирования по стране была равна 8,25% годовых;
- договор является беспроцентным, если в нём прямо есть указание на это.
Кто выступает заемщиком
Как следует из названия, одной из сторон договора государственного займа должно выступать государство. Оно выступает в роли заёмщика. Заёмщиком по такому договору может выступать как юридическое лицо, так и физическое.
Со стороны государства заёмщиком могут выступать само государство, а также субъекты России.
Выделяют 2 вида такого договора:
- целевой – это государство выдаёт займ на конкретные цели, а заёмщик обязан использовать займ только на эти цели, на другие цели использование не допускается;
- без цели – допускается использование средств на любые цели, на усмотрение заёмщика.
Особенности
Главной особенность этого договора является то, что заёмщиком выступает государство.
Займ выдаётся в ценных бумагах – облигациях и векселем.
Если по такому договору доказательством выдачи займа является вексель, то это означает, что после истечения срока действия векселя, заёмщик обязан вернуть ту сумму денежных средств, которая указана в векселе.
Вексель может быть простой и переводной. В этом случае, действует Федеральный закон от 11. 03. 1997 года № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».
Переводной и простой вексель могут быть созданы только на бумаге. Об этом говорится в ст. 4 ФЗ № 48. По таким векселям имеют право нести обязательства, как граждане России, так и юридические лица, зарегистрированные на территории нашей страны.
Вторая форма обеспечения договора государственного займа – это облигация. Это ценная бумага, которая подтверждает право её держателя получить от лица, её выпустившего, либо её номинальную стоимость, либо стоимость, указанную на ней. Также по облигации можно получить и некоторые имущественные отношения.
Эта ценная бумага также право лицу, имеющую её на руках, на получение процентов от её номинальной стоимости или иных имущественных прав.
Государственная облигация выпускается с целью привлечения свободных и дополнительных средств от населения и юридических лиц, в общественных, государственных и социальных сферах.
Приобретая государственные облигации, физическое или юридическое лицо оформляет с государством договор займа. Собственником таких ценных бумаг является государство.
Облигация имеет своё «срок годности», и её применение не такое широкое, как у акций.
Выпускать облигации имеет право не только государство, как единое целое, но и его отельные субъекты, а также муниципальные образования. К ним применяются точно такие же нормы.
Как уже упоминалось, заёмщик не может требовать изменения условий такого договора, если он заключён в полном соответствии с действующим законодательством.
Существенные условия
Как уже говорилось, договор государственного займа — это одна из разновидностей договора займа, к которым применяются условия параграфа 2 главы 42 ГК РФ.
Существенными условиями такого вида договора являются:
- предмет договора – сумма займа, которую государство выдало физическому или юридическому лицу посредством векселя или облигации;
- размер процентов – они могут устанавливаться или нет. Если проценты есть, то необходимо указать их значение, если их нет – то именно так и указать: «заимодатель не взимает с заёмщика проценты за пользование займом».В противном случае, заёмщик должен будет выплачивать проценты, равные ставки рефинансирования ЦБ РФ на день погашения;
Важно! Беспроцентные сделки с участием резидентов РФ могут вызвать определённые налоговые последствия. Дело в том, что налоговики берут такие сделки под свой контроль, и могут «накрутить» налог на прибыль, признав такой договор уходом от налога.
- последствия, которые могут возникнуть, если одна из сторон нарушит условия договора. Это могут быть штрафы или пени, которые выплачиваются согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ;
Если по договору возврат долга предусмотрен частями, то последствием нарушения условий может быть то, что займодатель потребует от заёмщика досрочного возвращения всей оставшейся суммы.
- условия оспаривания договора. И хотя условия договора государственного займа изменить нельзя, заёмщик может оспорить такой договор по безнадёжности, то есть доказав, что займодателя не получен оговоренный займ или получен в меньшем размере.
Если это будет доказано, то договор считается незаключённым изначально. Если договор заключался письменно, то в качестве доказательств нельзя использовать свидетельские показания.
- условия конфиденциальности. В договоре государственного займа лучше указать, что «все положения данного договора конфиденциальны и не поддаются разглашению».
- срок действия договора. Если срок действия не указан, то договор считается бессрочным и обязательства по нему могут длиться вечно.
Если стороны не договорились между собой о сроках возврата долга, то в договоре лучше указать, что он оформлен «до востребования».
Образец договора
Договор государственного займа заключается посредством выпуска облигаций и векселей. Эти ценные бумаги являются подтверждением того, что договор заключён.
Приобретая такую ценную бумагу, «заёмщик» подписывает договор государственного займа. В письменном виде такой договор встретить трудно.
Сейчас встретить облигации достаточно трудно, но 20 лет назад облигации были очень распространены, а в конце 19, начале 20 века, многие граждане владели облигациями различный заводов.
Вексель встречается несколько чаще, нежели облигация. Вексель – это всего лишь одна из разновидностей долговых обязательств. Чтобы собственник векселя мог предъявить по нему какие-либо права. Вексель должен быть составлен в соответствии с действующим законодательством.
Вексель может быть:
- простым – безусловное обязательство должника платить лицу, которое держит вексель некоторую сумму денежных средств в определённые сроки;
- переводным – это указание кредитора своему должнику на то, что сумму займа он должен выплачивать не ему, а третьему лицу.
Государственная регистрация
Так как эмитентом ценных бумаг является государство, то все эти бумаги проходят государственную регистрацию. Следовательно, и договор государственного займа уже является зарегистрированным.
Однако есть особенность. Выпуск облигаций подлежит обязательной государственной регистрации, в то время как вексель – нет.
В настоящее время, договор государственного займа встречается реже, чем в 90-ые года прошлого века, но всё же существует. Выпуском таких ценных бумаг государство (или его субъекты) дают право заёмщику, то юридическим или физическим лицам, участвовать в жизни общества.
Видео: Договор займа
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
- Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
- Регионы — 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем — гражданин или юридическое лицо.
2. Государственные займы являются добровольными.
3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
Договор государственного займа может быть заключен также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством.
4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
См. все связанные документы >>>
1. Комментируемая статья определяет государственный заем как договор займа, который характеризуется специальным субъектным составом. В соответствии с п. п. 1 и 5 комментируемой статьи заемщиком по договору государственного займа может быть только Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, а заимодавцем — любой участник гражданского оборота.
Принципиально важным является указание закона на то, что государственные займы являются добровольными. В принципе в этой оговорке нет особой нужды, поскольку любой договор основан на принципе свободы заключения, другое дело, что до введения в действие ГК РФ обязательная подписка на облигации госзайма действительно часто практиковалась. В силу комментируемой статьи таковая признается незаконной.
В результате заключения договора государственного займа возникает государственный долг соответственно Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальный долг. Возникновение, исполнение и прекращение государственного долга регулируется ГК РФ, БК РФ, иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами РФ. Однако независимо от основания возникновения государственного (муниципального) долга правоотношение по его исполнению (погашению) следует считать частноправовым обязательством. К такому выводу приходят и судебные инстанции различных уровней.
2. С точки зрения срока займа долговые обязательства РФ и субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) (п. 3 ст. 98 и п. 6 ст. 99 БК РФ). Краткосрочные и среднесрочные долговые обязательства муниципального образования имеют те же сроки, а долгосрочные обязательства муниципального образования не могут превышать 10 лет (п. 4 ст. 100 БК РФ).
В ст. 100.1 БК РФ установлен срок для предъявления требований к Российской Федерации, субъекту РФ и муниципальному образованию об исполнении ими долговых обязательств. Этот срок составляет три года, которые исчисляются с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими нормативными правовыми актами, или если истек срок государственной (муниципальной) гарантии, и в иных случаях, предусмотренных ст. 115 БК РФ.
3. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что она распространяется только на одну из существующих в настоящее время форм государственного долга, который образуется путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципальных ценных бумаг. Помимо выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг государственный долг может существовать в иных формах.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи, а также со ст. 3 ФЗ от 29.07.1998 N 136-ФЗ государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Решение об эмитенте ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ. Эмитентом таких ценных бумаг выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Таким органом в настоящее время является Министерство финансов РФ.
4. Из п. 4 комментируемой статьи следует, что изменение условий выпущенного займа (в том числе сроков выплаты, размера процентных платежей, срока обращения и т.п.) не допускается. В данном случае речь идет о недопустимости одностороннего изменения условий займа по инициативе должника — государственного и муниципального образования. Статья 105 БК РФ допускает возможность реструктуризации государственного или муниципального долга. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
5. Применимое законодательство:
— БК РФ;
— ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
— ФЗ от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
6. Судебная практика:
— Определение Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 275-О;
— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.08.2014 N Ф10-2469/14 по делу N А14-11112/2013;
— Определение Московского городского суда от 16.06.2014 N 33-21260/14;
— Постановление ФАС Московского округа от 21.04.2014 N Ф05-3450/14 по делу N А40-21256/2013;
— Определение Московского городского суда от 10.02.2014 N 33-6771/14;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2014 N 09АП-41673/13;
— Определение Московского городского суда от 30.01.2014 N 33-5687/14;
— Определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14.01.2014 по делу N 33А-41/2014;
— Постановление ФАС Московского округа от 28.10.2002 N КГ-А40/6804-02;
— Постановление ФАС Уральского округа от 17.07.2001 N Ф09-1152/01ГК;
— Постановление ФАС Московского округа от 25.02.2000 N КГ-А40/579-00;
— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.08.1999 N А58-622/99-Ф02-1351/99-С2;
— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.07.1999 N А58-469/99-Ф02-1127/99-С2.
Источник
Государственные займы – эффективный инструмент решения проблем в государстве за счет использования долговых денег, предоставленных заемщиками. Если в качестве заимодателей выступают юридические лица, граждане страны-заемщика, имеет место внутренний федеральный заем, при привлечении внешних кредиторов заключают договор внешнего государственного займа. Сам по себе государственный заем можно по праву считать целевым займом, то есть денежные средства выделяются для решения конкретных, отраженных в договоре займа задач и проблем.
Какие бывают государственные займы?
Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.
Что представляют собой государственные займы?
Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).
Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.
Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов
Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:
- распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
- регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
- контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями
Какие бывают формы займа государственного?
В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.
Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.
По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.
Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.
По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.
Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.
Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?
Государственный заем – целевой займ
В настоящее время практически каждый заем или кредит является целевым займом. Более того, многие программы банков Москвы, СПб и т.д. составляются под конкретные цели кредитования и рассчитаны на конкретные категории заемщиков. Например, желающим приобрести авто будет предложена одна кредитная программа, клиентам, покупающим квартиру или дом, абсолютно другая.
Многим может показаться утверждение, что государственный заем – это целевой займ, слишком смелым. И действительно, разве не может государство с проблемами в большинстве секторов, начиная от производства и заканчивая социальной сферой, занять деньги без указания изначально конкретного направления их размещения? С точки зрения теории, конечно, может, однако на практике такой заем просто никто не даст, поэтому логично считать государственные займы целевыми займами.
При оформлении целевого займа государственного в договоре займа четко прописаны условия использования государством-заемщиком полученных им денежных средств. То есть, если деньги перечислены на развитие сферы образования, а потрачены на покупку производственных заводов и т.д., кредитор (внешний или внутренний) может потребовать досрочный возврат всей суммы займа и платы за него от заемщика-государства.
В большинстве экономических словарей под целевым займом государственным понимают средства, полученные централизованным или местным органом власти для решения, в основном, социальных и экономических проблем или же на какие-либо хозяйственные цели. С одной стороны, подобные трактовки можно считать достаточно понятными, с другой стороны, возможно, целевой заем целесообразно связывать с конкретными видами деятельности, о чем уже долгое время говорят многие экономисты и финансисты.
Особенности договора федерального займа
Если вы посетили ВТБ24, Сбербанк и т.д. с целью оформить кредит, то первое, что вам предложат работники банка – подписать договор кредитования. В том случае, когда оформляются федеральные займы – документами, регулирующими правовые отношения между участниками соглашений, становятся договора государственных (федеральных) займов.
Рекомендуем: Быстрый займ на карту онлайн
Следует отметить, что договор федерального займа предполагает 2-хсторонее сотрудничество между заемщиком в лице государства и заимодавцем в лице гражданина или юридического лица. В настоящее время любой государственный заем является добровольным.
Если заимодавец хочет поучаствовать в договоре федерального займа, ему необходимо приобрести выпущенные государством облигации или другие ценные бумаги, которые в будущем дают право взыскать сумму долга с платой за пользование заемными средствами с заемщика. В данном случае важно помнить, что ни государство, ни заимодавец не могут изменять условия займа, выпущенного в обращение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня федеральные займы – эффективный инструмент решения социальных, экономических и многих других проблем в государстве. По сути, государственные займы являются целевыми займами и в зависимости от выбранного классификационного признака могут разделяться на формы.
Релиз был подготовлен специалистами портала — kredibank.ru
Источник