Налоги и другие обязательные платежи граждан- основной и весомый объем денежных поступлений государству в целях обеспечения государственных нужд. Но во времена неустойчивой экономической обстановки и финансового потенциала страны объем обязательных платежей в государственный бюджет может значительно снизиться.
Рост расходов государства может происходить как в связи с ростом текущих расходов, так и за счет непредвиденных. К ним могут относиться: катастрофы, чрезвычайные стихийные бедствия, даже война. То экономическое положение страны, когда потребности превышают средства их удовлетворения, принято называть бюджетным дефицитом.
С появлением дефицита возникает потребность в покрытии разницы между расходами и доходами. Это явление весьма распространенное. Без государственного заимствования невозможно обойтись, так как прекращение финансирования некоторых статей государственного бюджета приведет к полнейшему упадку экономики страны.
Государственный займ — это такие кредитные отношения, где заемщик- само государство, а кредиторы- различные физические или юридические лица.
Плюсы государственных заимствований
Каковы же плюсы государственного займа? В первую очередь это пополнение доходной части без какой-либо эмиссии. Такое пополнение служит положительно в связи с удовлетворением потребности государства.
Регулируется денежное обращение страны. В инфляционный период происходит изъятие денежных средств, которые находятся в избытке, из оборота.
Минусы государственного заимствования
К минусам государственного кредита можно отнести то, что все привлеченные средства имеют только покупательные и платежные свойства. Они ни в коем случае не являются средством увеличения доходной части бюджета страны.
Также, предпосылкой такого кредита становится рост производственных расходов. Это объясняется тем, что за пользование кредита государство в обязательном порядке должно выплачивать проценты. Из-за уплаты процентов могут подняться налоговые платежи. Если говорить о возможностях роста экономики, то государственный кредит на них сказывается не всегда положительно.
В связи с ростом налоговых платежей происходит снижение роста предпринимательской активности, а следствие этого и снижение темпов экономического роста.
При чрезмерном росте дохода в связи с государственным заимствованием образуется приток спекулятивного иностранного капитала. Он проникает на рынок государства через множество схем.
Налоговое бремя при таком долге несут все. На обслуживание «долговой ямы» могут подняться процентные ставки. Стратегия эффективного управления государственным долгом зависит и от колебания курса валют на мировых рынках.
Государственный долг может быть как долгосрочным, так и краткосрочным. При долгосрочной схеме покрытие дефицита бюджета может привести к стагнации производственной деятельности, увеличению долго в несколько раз.
Основные выводы и заключения
В вопросе контроля государственного долга произошли значительные инновации, что в первую очередь сказалось на формировании и обслуживании рыночного механизма. Все системное управление долгом имеет два аспекта управления: управление и контроль в условиях нормального режима процесса воспроизводства и контроль в условиях кризиса, роста дефицита государственного бюджета, и, как правило, сокращение в привлечении займов для его погашения возможностей.
Для разумного и бесперебойного функционирования рыночной экономики в первую очередь следует обратить внимание на ряд вопросов, связанных с государственными займами: эффективность политики государственного заимствования, нахождение пределов размера государственного долга, нахождение способов финансирования дефицита бюджета, а также стабилизация размера государственного долга, дать точную оценку влияния долга на экономическое развитие государства.
Но дефицит в бюджете не всегда абсолютно отрицательное свойство. Если доходы гораздо меньше расходов государства, то это может говорить о том, что в стране наблюдается рост ВВП и возрастает покупательская способность. Фирмы больше продают, а граждане государства больше приобретают.
При условии отличного планирования финансовой политики государственный займ не приведет к провальной обстановке в стране.
Государственный займ один из главных источников дохода, но пользоваться им необходимо очень осторожно и разумно.
Источник
Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.
- Особенности кредитования
- Какие функции выполняет государственный кредит?
- Основные виды
- Условия получения
- Принципы функционирования государственного кредита
- Плюсы и минусы
Особенности кредитования
Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:
- Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
- Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
- Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
- Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
- Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.
Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.
Какие функции выполняет государственный кредит?
Основные функции:
- Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
- Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
- Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.
Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.
Основные виды
Ключевые формы кредитования:
- Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
- Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.
По географическому признаку выделяются:
- внешние кредиты (займы у иностранных государств);
- внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).
Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.
Условия получения
Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:
- Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
- Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
- Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
- Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.
В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.
Принципы функционирования государственного кредита
В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:
- добровольность;
- возмездность (необходимость возврата с процентами);
- целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
- обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
- срочность (период погашения);
- возвратность (обязательство вернуть заемные средства).
Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.
Плюсы и минусы
Преимущества государственного кредита:
- возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
- пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
- укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
- возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.
Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:
- рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
- если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.
Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.
Источник
С госдолгом все очень неоднозначно.
Многие экономисты по-разному оценивают его плюсы и минусы – от признания его вредных последствий для экономики до пользы для развития страны. Различные исследования темы госдолга приводят к разным выводам, что говорит лишь об обоснованности этих выводов только в отношении конкретных исследуемых и похожих стран с их особенностями в экономике и политике, но никак не об универсальном характере этих выводов и их применимости к странам с иной экономической и политической ситуацией.
Развитым странам проще накапливать госдолг и проще его возвращать – они проводят ответственную политику, в результате которой экономика растет, а у иностранных кредиторов есть уверенность в том, что долг будет выплачен.
Менее развитые страны сталкиваются с большими проблемами, к ним больше требований и проценты к выплате также выше. Они и являются менее развитыми потому, что их экономическая политика не ведет к росту или он незначителен.
Конечно, больше доверия у кредиторов к тем странам, где существует независимая судебная система и где велик шанс добиться выплаты долга.
Экономическое преимущество госдолга заключается в том, что он рано или поздно должен быть возвращен да еще с процентами, и это заставляет государство осторожничать. На этот счет удачно высказался в одной из своих статей в 1983 известный экономист Милтон Фридман: я скорее соглашусь на необоснованные госрасходы в $500 млрд. и госдолг в $100 млрд. нежели на обоснованные госрасходы в $800 млрд.
Поэтому несколько больше ясности появляется, если фокусироваться на экономической сути госдолга – это основной источник финансирования госрасходов наравне с налогами (и таможенными сборами).
Но в отличие от налогов у него есть некоторые выгодные преимущества для граждан, являющихся налогоплательщиками:
он не фиксирован, как налоги, и может то увеличиваться, то уменьшаться. В случае, когда доходная база госбюджета формируется преимущественно за счет налогов, размер которых практически неизменен и редко, когда уменьшается, государство всегда найдет расходы под собираемый объем налогов. Однако если бы большую часть своих расходов государство финансировало за счет госдолга, тогда такие расходы можно было бы сдерживать;
в отличие от налогов размер госдолга известен почти до копейки (цента и т.д.) и контролируется с двух сторон – кредитором и должником. По размерам же налогов информация, во всяком случае, в некоторых не очень прозрачных менее транспарентна, очень округлена и доступна только по данным министерства финансов (налоговой службы).
Есть и другой интересный аспект госдолга: госдолг может быть внешним и внутренним.
Источником внешнего долга являются международные финансовые организации (например, МВФ), иностранные банки, правительства, предоставляющие кредиты, а также частные компании и даже граждане, приобретающие облигации иностранного государства.
Кредиты более ограничены по срокам погашения при более высоких процентных ставках. Кроме того, и по кредитам, и по облигациям проценты выплачиваются за рубеж.
Если же долг является внутренним, тогда возникает иная ситуация:
во-первых, граждане (ну и, конечно, юридические лица) выступают уже в роли кредиторов собственного государства, своей власти — в этом случае государство оказывается напрямую заинтересованным в росте реальных доходов населения и прибыли бизнеса – больше источник кредитования;
во-вторых, проценты выплачиваются собственным гражданам, увеличивая их доход;
в-третьих, приобретение облигаций и получение по ним дохода увеличивает показатель экономических активов в собственности граждан – говоря проще, возрастает уровень богатства гражданина/домохозяйства, а значит, и национального богатства, которое суммирует индивидуальные показатели.
Именно так обстоит дело, например, в США, где госдолг примерно на три четверти является внутренним и его рост увеличивает национальное богатство.
Применительно опять же к США безосновательно утверждение, что внутренний госдолг нарушает распределение доходов в пользу богатых, поскольку, мол, дивиденды с гособлигаций получают богатые, а проценты по обслуживанию госдолга виде налогов платят все налогоплательщики.
Это не так. В силу прогрессивного налогообложения в США 1% налогоплательщиков, на которые приходится 20% совокупного дохода, выплачивают почти 40% всех налогов, а 50% всех налогоплательщиков выплачивают 97% всех налогов. Получается, что те, кто выплачивает больше всего налогов, еще и кредитуют государство, получая с этого дивиденды.
Вот такой круговорот денег в природе получается, если делать вещи по уму.
Вот какие преимущества есть у внутреннего госдолга. В одном флаконе государство получает надежный, долгосрочный и дешевый источник финансирования, а граждане — инструмент сохранения денег и накопления, а также рост богатства.
Алексей Вечерний · 18 декабря 2018
1,5 K
dreamfreedom.ru t.me/politdela
С госдолгом все очень неоднозначно.
Многие экономисты по-разному оценивают его плюсы и минусы – от признания его вредных последствий для экономики до пользы для развития страны. Различные исследования темы госдолга приводят к разным выводам, что говорит лишь об обоснованности этих выводов только в отношении конкретных исследуемых и похожих стран с их особенностями в экономике и политике, но никак не об универсальном характере этих выводов и их применимости к странам с иной экономической и политической ситуацией.
Развитым странам проще накапливать госдолг и проще его возвращать – они проводят ответственную политику, в результате которой экономика растет, а у иностранных кредиторов есть уверенность в том, что долг будет выплачен.
Менее развитые страны сталкиваются с большими проблемами, к ним больше требований и проценты к выплате также выше. Они и являются менее развитыми потому, что их экономическая политика не ведет к росту или он незначителен.
Конечно, больше доверия у кредиторов к тем странам, где существует независимая судебная система и где велик шанс добиться выплаты долга.
Экономическое преимущество госдолга заключается в том, что он рано или поздно должен быть возвращен да еще с процентами, и это заставляет государство осторожничать. На этот счет удачно высказался в одной из своих статей в 1983 известный экономист Милтон Фридман: я скорее соглашусь на необоснованные госрасходы в $500 млрд. и госдолг в $100 млрд. нежели на обоснованные госрасходы в $800 млрд.
Поэтому несколько больше ясности появляется, если фокусироваться на экономической сути госдолга – это основной источник финансирования госрасходов наравне с налогами (и таможенными сборами).
Но в отличие от налогов у него есть некоторые выгодные преимущества для граждан, являющихся налогоплательщиками:
он не фиксирован, как налоги, и может то увеличиваться, то уменьшаться. В случае, когда доходная база госбюджета формируется преимущественно за счет налогов, размер которых практически неизменен и редко, когда уменьшается, государство всегда найдет расходы под собираемый объем налогов. Однако если бы большую часть своих расходов государство финансировало за счет госдолга, тогда такие расходы можно было бы сдерживать;
в отличие от налогов размер госдолга известен почти до копейки (цента и т.д.) и контролируется с двух сторон – кредитором и должником. По размерам же налогов информация, во всяком случае, в некоторых не очень прозрачных менее транспарентна, очень округлена и доступна только по данным министерства финансов (налоговой службы).
Есть и другой интересный аспект госдолга: госдолг может быть внешним и внутренним.
Источником внешнего долга являются международные финансовые организации (например, МВФ), иностранные банки, правительства, предоставляющие кредиты, а также частные компании и даже граждане, приобретающие облигации иностранного государства.
Кредиты более ограничены по срокам погашения при более высоких процентных ставках. Кроме того, и по кредитам, и по облигациям проценты выплачиваются за рубеж.
Если же долг является внутренним, тогда возникает иная ситуация:
во-первых, граждане (ну и, конечно, юридические лица) выступают уже в роли кредиторов собственного государства, своей власти — в этом случае государство оказывается напрямую заинтересованным в росте реальных доходов населения и прибыли бизнеса – больше источник кредитования;
во-вторых, проценты выплачиваются собственным гражданам, увеличивая их доход;
в-третьих, приобретение облигаций и получение по ним дохода увеличивает показатель экономических активов в собственности граждан – говоря проще, возрастает уровень богатства гражданина/домохозяйства, а значит, и национального богатства, которое суммирует индивидуальные показатели.
Именно так обстоит дело, например, в США, где госдолг примерно на три четверти является внутренним и его рост увеличивает национальное богатство.
Применительно опять же к США безосновательно утверждение, что внутренний госдолг нарушает распределение доходов в пользу богатых, поскольку, мол, дивиденды с гособлигаций получают богатые, а проценты по обслуживанию госдолга виде налогов платят все налогоплательщики.
Это не так. В силу прогрессивного налогообложения в США 1% налогоплательщиков, на которые приходится 20% совокупного дохода, выплачивают почти 40% всех налогов, а 50% всех налогоплательщиков выплачивают 97% всех налогов. Получается, что те, кто выплачивает больше всего налогов, еще и кредитуют государство, получая с этого дивиденды.
Вот такой круговорот денег в природе получается, если делать вещи по уму.
Вот какие преимущества есть у внутреннего госдолга. В одном флаконе государство получает надежный, долгосрочный и дешевый источник финансирования, а граждане — инструмент сохранения денег и накопления, а также рост богатства.
Что такое государственный долг и есть ли страны, у которых его нет?
Ну если тупо давать дефиниции — сумма обязательств государства перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами и международными организациями.
Делится на внутренний и внешний, долгосрочный и краткосрочный, выраженный в ценных бумагах и целевых кредитах…
На вторую часть вопроса так просто не ответишь. Если формально, государств не имеющих госдолга не существует. Т.е., в каждый данный конкретный момент каждое государство имеет обязательства перед какими-то лицами или организациями.
Другой вопрос — те же (или другие) лица и организации также могут иметь долг перед государством. Если учитывать данный фактор — есть некоторые государства , имеющие положительное сальдо госдолга — к примеру, Бруней, Катар, Алжир, Финляндия… Их очень немного — никакого смысла в такой ситуации нет (с учетом непременного фактора современной экономики — инфляции).
Единственное, что имеет смысл учитывать, — не стоит оценивать госдолг в абсолютных цифрах. Для учета влияния этого параметра на экономику государства в целом — применяются в основном относительные единицы, а именно, соотношение госдолга к ВВП в %%. Если не вдаваться в подробности и очень грубо оценивать — госдолг в 100% и ниже к ВВП — вполне нормален; более 100% — нежелателен и ведет к дестабилизации.
Но и из этого правила есть исключения — к примеру, госдолг Ливии при Каддафи в последние 10 лет был в пределах 10-15% ВВП, а иногда снижался до 0-1% — однако рейтинги государства не корреспондировались с этой цифрой — высоки политические риски. С другой стороны, госдолг Японии уже больше 40 лет обычно превосходит 200% — однако японская экономика остается стабильной, а рейтинги — высокими; это можно объяснить с одной стороны — размерами экономики, с другой — структурой долга…
Как избавиться от долга в микрофинансовой компании?
Арбитражный управляющий +7 (911) 500-00-25. Опыт работы с 2010 года. Работаю…
Законно можно избавиться — через банкротство, но это в случае, если вы действительно не можете платить и так сложились ваши жизненные обстоятельства, т.к. всё это надо будет доказать в суде. Банкротство стоит около 120 тыс. Это единственный способ законного списания долгов. При этом будет реализовано всё ваше имущество, помимо единственного жилья, которое находится в вашей собственности (ипотечное жильё так же реализуется).
Прочитать ещё 2 ответа
Откуда у государств появляются внешние долги и почему их не стремятся отдавать?
CEU Master Student in Economics
Для многих развивающихся стран внешний долг является единственным способом для развития, так как внутренний рынок слишком мал для того, чтобы получить масштабные инвестиции и стимулировать экономический рост.
Касательно того, почему многие страны не спешат отдавать долги, на мой взгляд, есть две основные концепции. Макроэкономисты считают, что величина долга не играет значительной роли, пока приведенная стоимость обслуживания долга не превышает показатель экономического роста. То есть мы как государство можем брать сколько угодно, если в будущем сможем этот долг обслуживать (то есть выплачивать проценты по нему). Поэтому если кредиторы не требуют скорейшей расплаты по долгам, то спешить обычно некуда 🙂
Вторая концепция уже связана с Political Economy: есть модель стратегического накопления гос.долга, где у сегодняшних политиков есть стимул накапливать большой долг, чтобы ограничить расходы своего преемника. Также политики могут увеличить государственные расходы, выполняя популистские обещания, что также негативно влияет на гос.долг. В этой модели решение проблемы также может откладываться из-за того, что никто из политиков не хочет брать на себя бремя сокращения гос. долга и бюджетного дефицита, так как это равнозначно невозможности дальнейшего переизбрания. Вот так они скидывают друг на друга гос. долг, который все растет 🙂 Ярким примером может служить периодически возникающий вопрос увеличения границы долга в США, который превращается в предмет политического торга между демократами и республиканцами 🙂
Прочитать ещё 1 ответ
Каков государственный долг США, кому они должны и почему все не заберут его?
Госдолг США составляет на нынешний момент примерно 18 триллионов долларов и существует в виде долговых обязательств или облигаций с разными сроками платежей (от 3 месяцев до 30 лет).
Около 30% долга владеют различные правительственные организации (то есть, по сути, правительство должно самому себе; впрочем, из-за невероятно сложной внутренней структуры это не так уж бессмысленно как может показаться), причем больше половины этой суммы принадлежит Фонду социального страхования. Еще один большой держатель долга — 2,46 трлн долл — это ФРС, американский аналог Центробанка.
Еще около трети долга принадлежит иностранным государствам, которые используют облигации США как безрисковые вложения, которые дают минимальный доход. Китай владеет более 1,26 трлн долларов долга, Япония чуть меньше.
Остальная часть долга принадлежит американским компаниям (пенсионным фондам, банкам, страховым компаниям) и простым людям. Причем социальному страхованию и пенсионным фондам принадлежит в сумме почти половина всего долга.
Почему кто-то покупает облигации США? Потому что это практически безрисковые ценные бумаги с пусть и низкой, но доходностью. Среди инвесторов считается хорошим правилом вкладывать часть денег в высокорисковые активы (акции, фьючерсы и прочие деривативы), часть в надежные активы с малым риском (депозиты надежных банков, облигации), это называется диверсификация. Среди всех активов облигации правительства США заслуженно считаются самыми безопасными.
К тому же правительству США не грозит дефолт: почти весь их долг номинирован в долларах, в случае чего ФРС просто напечатает еще денег. Впрочем, политика ФРС обычно очень последовательна и консервативна, поэтому инвесторов такая перспектива не сильно пугает.
Источник