Продукты и услуги
Информационно-правовое обеспечение
ПРАЙМ
Документы ленты ПРАЙМ
Письмо Минфина России от 27 марта 2020 г. N 09-05-05/24837 Об использовании АО средств, полученных от уплаты процентов по займам, выдаваемым Обществом, возвращенных в результате реализации инвестиционных проектов, если источником предоставления указанных займов являлись бюджетные инвестиции, предоставленные АО из федерального бюджета
Обзор документа
Письмо Минфина России от 27 марта 2020 г. N 09-05-05/24837 Об использовании АО средств, полученных от уплаты процентов по займам, выдаваемым Обществом, возвращенных в результате реализации инвестиционных проектов, если источником предоставления указанных займов являлись бюджетные инвестиции, предоставленные АО из федерального бюджета
Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) рассмотрело обращение по вопросу использования акционерным обществом (далее — Общество) средств, полученных от уплаты процентов по займам, выдаваемым Обществом, возвращенных в результате реализации инвестиционных проектов, если источником предоставления указанных займов являлись бюджетные инвестиции, предоставленные Обществу из федерального бюджета в соответствии со статьёй 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 1765 (далее — Правила N 1765), при казначейском сопровождении запрещается перечисление юридическим лицом, получающими бюджетные инвестиции из федерального бюджета, средств в целях их размещения на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, за исключением случаев, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае осуществление Обществом операций по выдаче займов и участию в уставных капиталах юридических лиц, непосредственно реализующих инвестиционные проекты, служит инструментом достижения целей предоставления Обществу бюджетных инвестиций, по мнению Минфина России, Общество вправе осуществлять указанные операции.
При этом в силу положений пункта 7 Правил N 1765 средства от возврата выданных Обществом целевых займов и от выхода Общества из уставных капиталов юридических лиц, включая проценты и иные средства, получаемые Обществом в результате совершения соответствующих операций, в указанном случае подлежат возврату на соответствующий лицевой счет, с которого они ранее были перечислены, для их последующего использования на цели, соответствующие целям, установленным при их предоставлении.
В соответствии с положениями статьи 80 БК РФ предоставление юридическим лицам бюджетных инвестиций из федерального бюджета осуществляется на основании договоров, требования к которым установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Требований к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190, в договор о предоставлении бюджетных инвестиций в дополнение к положениям, установленным указанным нормативным правовым актом, также включаются положения, содержащие условия, определенные иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В этой связи, по мнению Минфина России, вопрос дальнейшего использования Обществом поступающих ему доходов (процентов) от совершения операций по инвестированию средств, соответствующих целям предоставления Обществу бюджетных инвестиций из федерального бюджета, может быть урегулирован в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации, устанавливающем дополнительные требования к договору о предоставлении указанных бюджетных инвестиций (по аналогии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N 919 «О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставный капитал его дочерних обществ, являющихся российскими лизинговыми компаниями (фирмами), в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого предпринимательства»).
Обзор документа
Минфин рассмотрел обращение об использовании АО средств, полученных от уплаты процентов по выданным займам, возвращенных в результате реализации инвестиционных проектов, если источником предоставления указанных займов являлись бюджетные инвестиции из федерального бюджета.
По мнению Минфина, вопрос дальнейшего использования АО поступающих ему доходов (процентов) от совершения операций по инвестированию средств, соответствующих целям предоставления бюджетных инвестиций, может быть урегулирован в нормативном правовом акте Правительства, устанавливающем дополнительные требования к договору о предоставлении указанных бюджетных инвестиций.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2018 г. N 03-03-06/2/71378 Об определении даты привлечения денежных средств по договору займа
Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России при участии Банка России рассмотрел обращение по вопросу определения даты привлечения денежных средств по договору займа для целей применения положений статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и сообщает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1.3 статьи 269 НК РФ установлено, что в целях применения пункта 1.2 статьи 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства.
Таким образом, для целей применения статьи 269 НК РФ при наличии в договоре займа условия о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации (ставка ЛИБОР, ставка EURIBOR, ставка SHIBOR), действовавшая на дату привлечения денежных средств.
Учитывая положения статьи 11 НК РФ, при толковании «даты привлечения денежных средств» для целей статьи 269 НК РФ следует руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Из системного толкования статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьи 807 ГК РФ, пункта 2 статьи 433 ГК РФ следует, что момент заключения договора займа непосредственно связан с исполнением кредитором обязательств по договору займа, то есть с моментом фактической передачи (предоставления) суммы займа (кредита) заемщику, который, по нашему мнению, соответствует пониманию «даты привлечения денежных средств» в контексте статьи 269 НК РФ.
Следовательно, в случае выдачи займа частями (траншами) каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, необходимо рассматривать как новое возникшее долговое обязательство. К каждому такому новому траншу необходимо применять ту ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, которая действовала на дату получения денежных средств по конкретному траншу.
Обзор документа
Минфин разъяснил, что понимается под ключевой ставкой ЦБ РФ, ставками ЛИБОР, EURIBOR, SHIBOR и указал:
— если в договоре займа есть условие о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству, то применяется ключевая ставка, действовавшая на дату привлечения средств;
— момент заключения договора займа непосредственно связан с исполнением кредитором обязательств, т. е. с моментом фактической передачи суммы займа заемщику, который соответствует понятию «дата привлечения денежных средств»;
— при выдаче займа частями каждый новый транш нужно рассматривать как новое обязательство и применять ту ключевую ставку, которая действовала на дату привлечения средств.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики
от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846
«О налоговых последствиях предоставления (получения) беспроцентного займа»
Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено статьей 269 Кодекса.
По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 Кодекса, если иное не установлено статьей 269 Кодекса (абзац третий пункта 1 статьи 269 Кодекса).
Так, согласно абзацам первому — третьему пункта 1.1 статьи 269 Кодекса по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с Кодексом контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе:
признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса;
признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 статьи 269 Кодекса.
При несоблюдении условий, установленных абзацами первым — третьим пункта 1.1 статьи 269 Кодекса, по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с Кодексом контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 Кодекса.
Необходимо отметить, что с 01.01.2017 сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 статьи 105.14 Кодекса, не признаются контролируемыми (подпункт 7 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса).
Таким образом, в случае совершения сделки по предоставлению (получению) беспроцентного займа (исходя из ставки 0 процентов), не признаваемой контролируемой в соответствии с Кодексом, положения абзаца третьего пункта 1 и пункта 1.1 статьи 269 Кодекса не применяются.
Что касается дохода от беспроцентного пользования заемными средствами, то необходимо отметить, что в соответствии со статьей 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
Порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса не установлен.
Следовательно, материальная выгода, полученная организацией от беспроцентного пользования заемными средствами, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Директор Департамента А.В. Сазанов
Источник
Письмо Минфина России от 26.12.2018 N 01-02-03/03-94943 «О применении контрольно-кассовой техники»
При предоставлении и погашении займов не для оплаты товаров, работ, услуг (нецелевых займов) у организаций отсутствует обязанность применять ККТ.
Сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона — это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Таким образом, при предоставлении и погашении займов не для оплаты товаров, работ, услуг (нецелевых займов) у организаций отсутствует обязанность применять ККТ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 декабря 2018 г. N 01-02-03/03-94943
О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Минфин России, рассмотрев обращение, по вопросу о применении контрольно-кассовой техники сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона — это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
В этой связи, при предоставлении и погашении займов не для оплаты товаров, работ, услуг (нецелевых займов) у организаций отсутствует обязанность применять ККТ.
И.В.ТРУНИН
Источник
23 августа, 23:49 / Экономика
Эксклюзивно по подписке
Эксперты отмечают, что возможности для отказа в кредитах существенно расширились
Получать российские кредиты теперь будет труднее /Евгений Разумный / Ведомости
Социально-политические кризисы наряду с военными конфликтами и высокими кредитными рисками станут причинами для отказа Россией в предоставлении займов другим государствам. Соответствующие предложения содержатся в проекте постановления правительства «Об утверждении порядка предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам», подготовленном Минфином.
Документ устанавливает восемь категорий стран, которые не будут рассматриваться в качестве потенциальных заемщиков. Соответствие хотя бы одной из них может стать причиной для отказа в кредите. Первая категория – это страны, участвующие или завершившие участие в международной расширенной Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (в основном это африканские государства).
Вторая категория – страны, столкнувшиеся с военными конфликтами и социально-политическими кризисами. Третья – государства, в отношении которых действуют поддержанные Россией международные санкции, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования. Четвертая категория – это страны, причастные к финансированию террористических и иных организаций, деятельность которых запрещена в России и мире. Далее следуют государства, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, и страны, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к шестой и ниже группам странового кредитного риска.
К седьмой группе предлагается отнести страны с рейтингом долгосрочной кредитоспособности ниже уровня В- по классификации агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s или ниже уровня В3 по классификации Moody’s Investors Service. И наконец, последняя категория – это государства, по которым средняя за предыдущие три месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов (CDS) в долларах США на срок 10 лет превышает 800 б. п. по данным Bloomberg.
Удовлетворяют новым требованиям около 110 стран мира – например, Бразилия, Индонезия, Египет, Вьетнам, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «Из них 40–45 богаче России, если измерять по ВВП на душу населения, так что в наших кредитах они особо не нуждаются», – говорит Куликов. Зато многим странам, которым Россия традиционно оказывает финансовую помощь, доступ к финансированию может быть перекрыт.
По оценкам ЦБ и Минфина, на 1 января 2020 г. Россия выдала ссуд и займов примерно на $40 млрд. Из них $15,8 млрд – бывшим странам СССР, «и по большей части это невозвратные долги», подчеркивает руководитель направления «Финансовые рынки» Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Теперь щедрость Москвы заканчивается. «Самым жестким из новых критериев является категория риска ОЭСР, – отмечает Беляков. – Он отсекает от российского финансирования порядка 80 стран по данным на июнь, включая, например, Армению и Киргизию».
Серьезными проблемами новые российские требования могут обернуться для Венесуэлы. У нее наиболее значительный долг перед Россией по вооружениям – около $3,5 млрд – и к тому же дефолтный рейтинг, отмечает Беляков. Под угрозой потери финансовой поддержки от Москвы оказывается и Белоруссия. По информации белорусского минфина, долг этой страны перед Россией на июнь 2019 г. составил $7,6 млрд. «Перспектива новых российских кредитов Минску теперь будет зависеть от того, подпадет ли Беларусь под определение страны с социально-политическим кризисом в момент принятия решения о таком кредите», – подчеркивает Беляков.
В целом новые условия создают более ясные формальные рамки, показывающие в условиях мировой рецессии, по каким правилам мы готовы работать, считает научный руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев. «И это позитивно, так как предотвращаются чрезмерные ожидания мирового сообщества от РФ, – говорит он. – Также эти условия работают на снижение возможной (так было в прошлом) «домашней» тревоги граждан, которые опасаются, что при наших ограниченных ресурсах может быть значительное кредитование иностранных государств».
Однако выдача займов во многом зависит не от реального экономического положения страны, а от того, насколько данное государство вписывается во внешнеполитическую стратегию России, указывает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова. «По этой причине такие государства, как Сирия или Венесуэла, вряд ли лишатся российской поддержки, – считает она. – В целом в антирейтинг Минфина попадают многие государства Африки и Азии, однако опять же финальное решение будет иметь выраженную политическую составляющую».
По ее словам, вызывает интерес пункт про государства, финансирующие террористические организации. «Дело в том, что списки террористических организаций в разных странах, например в России и США, существенно отличаются, – замечает Сазонова. – При этом отказ в предоставлении кредита со ссылкой на один из пунктов проекта фактически будет означать обвинение в государственном финансировании терроризма. Поэтому Минфину нужно будет как-то учитывать этот момент».
В Министерстве финансов «Ведомостям» заявили, что речь идет не об ужесточении критериев выдачи кредита, а об унификации в одном документе правил, которые работали и раньше. В ведомстве подчеркивают, что принятие нового документа «не ведет к автоматическому пересмотру положений межправсоглашений о предоставлении иностранным государствам-заемщикам государственных кредитов».
Источник