Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 4 октября 2018 г. N 03-03-06/2/71378 Об определении даты привлечения денежных средств по договору займа
Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России при участии Банка России рассмотрел обращение по вопросу определения даты привлечения денежных средств по договору займа для целей применения положений статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и сообщает следующее.
Подпунктом 1 пункта 1.3 статьи 269 НК РФ установлено, что в целях применения пункта 1.2 статьи 269 НК РФ в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации (ставкой ЛИБОР, ставкой EURIBOR, ставкой SHIBOR) понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств или иного имущества в виде долгового обязательства.
Таким образом, для целей применения статьи 269 НК РФ при наличии в договоре займа условия о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации (ставка ЛИБОР, ставка EURIBOR, ставка SHIBOR), действовавшая на дату привлечения денежных средств.
Учитывая положения статьи 11 НК РФ, при толковании «даты привлечения денежных средств» для целей статьи 269 НК РФ следует руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Из системного толкования статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), статьи 807 ГК РФ, пункта 2 статьи 433 ГК РФ следует, что момент заключения договора займа непосредственно связан с исполнением кредитором обязательств по договору займа, то есть с моментом фактической передачи (предоставления) суммы займа (кредита) заемщику, который, по нашему мнению, соответствует пониманию «даты привлечения денежных средств» в контексте статьи 269 НК РФ.
Следовательно, в случае выдачи займа частями (траншами) каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, необходимо рассматривать как новое возникшее долговое обязательство. К каждому такому новому траншу необходимо применять ту ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, которая действовала на дату получения денежных средств по конкретному траншу.
Обзор документа
Минфин разъяснил, что понимается под ключевой ставкой ЦБ РФ, ставками ЛИБОР, EURIBOR, SHIBOR и указал:
— если в договоре займа есть условие о фиксированности и неизменности ставки по долговому обязательству, то применяется ключевая ставка, действовавшая на дату привлечения средств;
— момент заключения договора займа непосредственно связан с исполнением кредитором обязательств, т. е. с моментом фактической передачи суммы займа заемщику, который соответствует понятию «дата привлечения денежных средств»;
— при выдаче займа частями каждый новый транш нужно рассматривать как новое обязательство и применять ту ключевую ставку, которая действовала на дату привлечения средств.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник
Долг по займу, купленному по договору уступки, погашен: при обложении НДФЛ можно учесть расходы.
Минфин указал, что ст. 220 НК РФ не предусматривает возможность применить имущественный налоговый вычет или уменьшить доходы от погашения ранее приобретенного права требования по договору займа на сумму понесенных расходов. Однако, учитывая сложившуюся судебную практику, при определении налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик вправе уменьшить такие доходы на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением этого права требования по договору уступки.
Следует отметить: ранее ведомство считало, что НДФЛ следует уплачивать с полной суммы дохода.
Вопрос: Физлицо приобрело право требования по договору рублевого займа к организации. В дальнейшем должник по договору займа осуществил возврат суммы долга в полном размере.
Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход. На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Поскольку в гл. 23 НК РФ не установлен порядок определения дохода при погашении займа (кредита), приобретенного по договору уступки права требования, указанный доход должен определяться в размере экономической выгоды в соответствии со ст. 41 НК РФ. Аналогичный подход подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума Верховного Суда от 22.07.2015 N 8-ПВ15).
Экономическая выгода физлица в данном случае составляет разницу между величиной суммы долга и процентов, полученной от должника, и суммой, фактически переданной в оплату по договору уступки права требования по займу цеденту (первоначальному кредитору).
Каков порядок определения дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ, полученного физлицом при погашении должником задолженности, приобретенной физлицом по договору уступки права требования?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2018 г. N 03-04-05/76618
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 3 октября 2018 года по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности, имущественного налогового вычета, предусмотренного статьей 220 Кодекса.
При этом на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса при продаже имущества вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 указанного пункта налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Следует учитывать, что статьей 220 Кодекса не предусматривается возможность применения имущественного налогового вычета или уменьшения суммы облагаемых налогом доходов от погашения ранее приобретенного права требования по договору займа на сумму понесенных расходов.
Вместе с тем, учитывая сложившуюся судебную практику, по мнению Департамента, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик вправе доходы, полученные от погашения ранее приобретенного права требования по договору займа, уменьшить на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого права требования по договору уступки права требования.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
Источник
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 июля 2018 г. N 03-04-06/47916 Об исчислении НДФЛ при уступке физическим лицом прав требования по договору займа к организации другому физическому лицу
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления налога на доходы физических лиц при уступке физическим лицом прав требования по договору займа к организации другому физическому лицу и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.
При этом согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
При уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) у физического лица — цедента возникает доход в размере полученных от цессионария денежных средств, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При безвозмездной уступке прав требования по договору займа дохода у цедента не возникает.
Права требования по договору займа, полученные физическим лицом — цессионарием при безвозмездной уступке, в соответствии с пунктом 3 статьи 576 Гражданского кодекса Российской Федерации будут признаваться даром при соблюдении правил, предусмотренных статьями 382-386, 388 и 389 указанного кодекса.
В этом случае доход, полученный при безвозмездной уступке прав требования по договору займа, осуществлённой между физическими лицами, будет освобождаться от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 18.1 статьи 217 Кодекса.
Вместе с тем, у физического лица — нового кредитора возникает доход при погашении организацией-должником задолженности по договору займа, в том числе задолженности по уплате процентов по займу.
Налог с дохода, выплачиваемого указанной организацией физическому лицу — новому кредитору, исчисляется и уплачивается указанной организацией, признаваемой на основании пункта 1 статьи 226 Кодекса налоговым агентом.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Обзор документа
При уступке прав требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) у физического лица — цедента возникает доход в размере полученных от цессионария денежных средств, облагаемый НДФЛ.
При безвозмездной уступке прав требования по договору займа дохода у цедента не возникает.
Права требования по договору займа, полученные физлицом — цессионарием при безвозмездной уступке, будут признаваться даром при соблюдении правил, предусмотренных ГК РФ.
В этом случае доход, полученный при безвозмездной уступке прав требования по договору займа, осуществленной между физлицами, освобождается от НДФЛ.
Вместе с тем, у физлица — нового кредитора возникает доход при погашении организацией-должником задолженности по договору займа, в т. ч. задолженности по уплате процентов по займу.
Налог с дохода, выплачиваемого указанной организацией физлицу — новому кредитору, исчисляется и уплачивается этой организацией, признаваемой налоговым агентом.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает следующее.
Для осуществления предпринимательской деятельности физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица с указанием видов деятельности, которые он собирается осуществлять, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и формой заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р21001), утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, определение кода вида деятельности, подлежащего указанию при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, возлагается на физическое лицо.
Согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее — Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики — в отношении всех общероссийских классификаторов.
Таким образом, по вопросам, касающимся применения классификаторов, следует обращаться в Росстандарт.
Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, должен осуществляться индивидуальным предпринимателем отдельно от доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
Таким образом, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения, денежные средства в виде процентов, полученные по договору займа, могут учитываться у заимодавца в составе внереализационных доходов.
В случае, когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 24 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором (пункт 1 статьи 809 ГК РФ).
При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.
Исходя из этого, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе предоставлять займы как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ему на праве собственности.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Физлицо, желающее заняться бизнесом, обязано зарегистрироваться в качестве ИП. Оно должно определить вид деятельности по общероссийским классификаторам. По вопросам применения последних можно обратиться в Росстандарт.
Доходы от предпринимательской деятельности следует учитывать от иных.
В рамках УСН признаются доходы от реализации и внереализационные. К последним, например, относятся проценты по договорам займа. Доходы ИП, полученные в рамках УСН, не облагаются НДФЛ.
Отмечено, что действующим законодательством не определены источники средств, которые можно использовать при предоставлении займов. ИП, применяющий УСН, вправе выделять их как за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других собственных средств.
Источник