Москва, 24 ноября — «Вести. Экономика» Первый заем за границей в истории российского государства взяла Екатерина Великая — в Голландии на 10 лет под 5% годовых на сумму в 7,5 млн гульденов. Деньги были нужны для того, чтобы покрыть расходы на очередную Русско-турецкую войну. С этого времени начинается история внешних долгов Российской империи. Подробнее — в материале, подготовленном инвестиционной компанией «АТОН».
Санкт-Петербург, вид на Биржу. Художник— Б. Патерсен
Ушлые голландцы давали лишь 750 гульденов реальных денег на облигацию, которая по номиналу стоила 1000. Именно с полной суммы российское государство платило проценты. За годы своего правления Екатерина II назанимала более 40 млн рублей, но, с учетом вышеназванных особенностей, внешний долг достигал 55 млн рублей. Обращение к внешним займам было продиктовано необходимостью: неразвитость финансовых инструментов препятствовала привлечению средств внутри страны.
Сын Екатерины Великой — Павел I, как и ее внук — Александр I, шли уже проторенной тропой внешних займов, когда нужны были деньги на ведение войн. При Александре I в России появляются первые облигации внутренних государственных займов, но их размещение прошло неудачно. Звездный час наступит спустя полстолетия — с билетами выигрышных займов, которые стали «народными» бумагами и сыграли решающую роль в формировании массового облигационного рынка.
На протяжении всех царствований со времен Екатерины Россия продолжала накапливать и внутренние, и внешние долги. Механизмы государственного заимствования были разнообразны: так, во время бума железнодорожного строительства Россия размещала в странах Западной Европы облигации железнодорожных обществ. Их доходность, как правило, гарантировалась правительством, и они обращались на фондовых рынках фактически наравне с государственными бумагами. Когда в 1880-90-е годы многие частные железные дороги были выкуплены в казну, займы акционерных железнодорожных обществ стали частью российского государственного долга. Так, от «Генерального общества железных дорог» государству достался долг 142 млн рублей.
В состав госдолга входили также закладные листы и свидетельства казенных земельных банков — Дворянского и Крестьянского, размещение которых на европейском фондовом рынке началось в конце XIX века. Одновременно с ними в Европе появились и займы российских городов. К примеру, Санкт-Петербург в 1901 году разместил свои облигации на Парижской бирже, а позже — на Брюссельской и Лондонской (на последней, к слову несколько позже — в 1913 году — был размещен крупнейший займ имперской столицы на 66 млн рублей).
Основой внутренней экономической политики, начатой Иваном Александровичем Вышнеградским в 1880-е годы и продолженной Сергеем Юльевичем Витте, стала ликвидация бюджетного дефицита и покровительство отечественной промышленности. Частью этой политики было, по сути, рефинансирование долгов страны: 5% займы правительство смогло заменить на новые четырехпроцентные. После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888-1889 годах Франция стала крупнейшим кредитором Российской империи.
Настоящим испытанием для российской экономики стал выход из кризиса начала XX века. В 1897 году был введен «золотой стандарт» рубля, в последующие годы золотой запас заметно вырос. Однако ситуация изменилась в ходе неудачной русско-японской войны и революции 1905 года. Количество наличных рублей выросло, в то время как объем золота сократился и опустился ниже предела, установленного эмиссионным законом. Царским указом от 16 декабря 1905 года Минфину было предоставлено право выпустить до 150 миллионов рублей без золотого покрытия. Указ был секретным, а в 1908 году его подлинник был уничтожен.
В итоге правительство договорилось взять международный заём, который снял вопрос о прекращении золотого размена. Последовали тяжёлые переговоры с Францией, которая предоставила кредит на два миллиарда франков под 5% годовых. Именно про этот заём В. И. Ленин писал, что «Россию расстреливали не только треповские пулеметы, но и кадетско-французские миллионы». С началом Первой мировой войны фондовая биржа закрылась (она заработала ненадолго в начале 1917 года, после чего прекратила свое существование). Основным поставщиком новых кредитов во время войны стала Англия. Страну захлестнула гиперинфляция: если в начале 1917 года она составляла 300%, то к Октябрьской Революции достигла огромных 1600%. За время войны долг увеличился в 4 раза. Расчет был на то, что военные успехи смогут покрыть все издержки.
К началу XX века Россия считалась одним из наиболее надежных заемщиков. С приходом большевиков к власти ситуация резко поменялась. Декретом от 21 января 1918 года все государственные займы были аннулированы. Коммунисты не считали новую Советскую Россию правопреемницей царской. Такое решение спровоцировало целую волну банкротств по всей Европе: ещё перед войной сотни тысяч людей вложились в русские облигации, и получаемые по ним проценты были важным источником их дохода.
Например, более половины всех сбережений французов были вложены в российские ценные бумаги. Только вдумайтесь, в 1914 году во Франции было около 2 млн владельцев российских ценных на сумму 12 млрд франков золотом. А всего французские инвесторы обладали ценными бумагами на 22,5 млрд франков (это около 50% ВВП Франции). Кстати, торговля русскими ценными бумагами продолжалась на Парижской бирже до 1927 года, отражая надежду на то, большевики потеряют власть в России и все вернется на круги своя. Отказ большевиков от платы по старым долгам считают крупнейшим дефолтом в мировой истории, он являлся одной из важнейших причин, по которой Советскую Россию долгое время не признавало мировое сообщество.
[КАРТИНКА] Париж, 27 мая 1997 года: В. Черномырдин и А. Жюппе подписали соглашение между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года [/КАРТИНКА] В 1991 году новая Россия признала себя преемницей не только Советского Союза, но и Российской Империи. Российская Федерация выплатила $400 млн в пользу правительства Французской Республики — в качестве частичной компенсации держателям дореволюционных русских ценных бумаг, многие из которых обанкротились из-за отказа большевиков от обязательств царской России.
Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента РАН, профессора, д.и.н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ, к.и.н. Анны Дмитриевой.
Видео дня. Мошенники создали поддельные сайты для соцвыплат
Источник
Занимать деньги на стороне на Руси начали еще до образования Империи, со времен Великой Смуты. Первый российский император Петр I брать в долг у иностранных держав отказывался принципиально, чем гордился. Зато потом, начиная с правления Екатерины II и заканчивая периодом царствованием Николая II, Россия постоянно нуждалась во внешних займах.
«Боже сохрани от войны с Голландией!»
Первые займы в Российской империи были связаны с финансированием разного рода войн, в которые втягивалось государство. Последующие также в значительной степени были обусловлены военными расходами.
Во второй половине XVIII века Россия вступает в войну с турками. Нам требовались корабли, чтобы ударить по неприятелю со Средиземноморья, а денег на приобретение этой флотилии в Европе в российской казне не было. Заем пришлось делать в Амстердаме, в то время финансовом центре Европы. Голландский негоциант де Смет получил от России облигации на 7,5 миллионов гульденов, на которые выпустил ассигнации, впоследствии заверенные российским послом. Ассигнации реализовывались банкиром по рыночной цене, которая всегда была ниже номинала.
Часть доходов де Смет оставлял себе в качестве комиссионных, остальные средства направлялись в места, указанные российским правительством. Заем гарантировался таможенными пошлинами на товары, ввозимые в Россию.
Сын и старший внук Екатерины также неоднократно занимали деньги на военные нужды в Голландии, причем Павел I клятвенно заверял, что при любом раскладе долг должен быть возвращен, даже в случае войны с Голландией, «… чего Боже сохрани».
Новичкам не всегда везет
Российская империя только начинала нарабатывать свой внешний долг, поэтому кредитная политика в отношении государства была не слишком щадящей — на облигацию номиналом 1000 гульденов нам давали 750 гульденов реальных денег, а проценты приходилось платить со всей тысячи.
К концу правления Екатерины II Россия имела внешний долг, превышающий 41 миллион рублей серебром, с учетом процентов — 55 миллионов, тогда как доходы империи превышали 62 миллиона рублей. Последующая война с Францией, развязанная Павлом Алексеевичем, увеличила сумму внешнего долга до более чем 60 миллионов, сын Павла I Александр, продолживший воевать с французами, прибавил к этой сумме еще 10 миллионов. К 1824 году внешний долг Российской империи превышал 100 млн рублей серебром.
При царствовании Николая Павловича долги Российской империи перед остальными государствами выросли до 340 миллионов рублей (с учетом долга Польши) — в стране в эти годы проходила промышленная революция — строились железные дороги, заводы и фабрики. Занимаемые суммы расходовались главным образом на эти цели.
Частники «плюсуются» к долгу
Александр II в определенной степени либерализировал российскую экономику, что увеличило внешний долг Российской империи. Частное предпринимательс тво, получив некоторую свободу, начало брать кредиты в зарубежных банках (в отечественных это делать было невыгодно). Однако западные банкиры соглашались на выдачу кредитов только под гарантии государства. И оно их давало, особенно если речь шла о финансировании проектов по возведению железнодорожных магистралей. Соответственно, к общей сумме долга империи прибавлялись и долги частников.
Сумму внешнего долга Российской империи увеличила и Крымская кампания, в результате чего на начало 80-х годов XIX века государство было должно Западу уже более 2 млрд рублей.
Финансовые последствия войны с японцами
Правительства Александра III и Николая II (до начала Русско-Японской кампании) несколько стабилизировали тенденцию к росту внешнего долга государства — до начала ХХ века он составил «всего» 2,4 млрд рублей, вместе с тем, доходы у государства росли быстрее.
Война с Японией оказалась сильнейшим финансовым ударом для экономики страны — за неполные три года, с 1904-го по 1906-й, Российская империя разместила разного рода займы в Германии и Франции на общую сумму, превышающую 1,8 млрд рублей! Большая часть средств занималась на невыгодных для государства условиях.
Займы укрепляют систему, но не спасают от революции
Зарубежные аналитики накануне начала Первой мировой войны утверждали, что займы к 1910 году укрепили финансовую систему Российской империи, она к тому времени была вполне стабильной. На начало 1914 года внешний долг государства с учетом гарантированных обязательств частных компаний составлял 6,3 млрд рублей (доход бюджета — 3,4 млрд руб., 5,5% его уходили на обслуживание внешнего долга).
Относительно стабильная финансовая система пошатнулась с началом российско-герман ской войны и последующей за ней Февральской революцией — сложившаяся к тому времени социально-эконом ическая ситуация привела к эскалации революционных настроений в обществе, вылившихся в государственный переворот.
Большевики: «Шиш вам, а не долги»
Когда власть в России захватили большевики, у страны был десятимиллиардный внешний долг (золотом). Ленин поступил просто: он обнулил его, объявив специальным Декретом Пленума ВЦИК об аннулировании всех иностранных займов.
… За время существования СССР проблема возврата задолженности главами зарубежных государств перед советским правительством ставилась неоднократно. Платил ли Советский Союз по царским долгам — неведомо. Известно только, что лишь правительством В. С. Черномырдина в 1994 году было заплачено Франции 400 млн долларов в счет погашения французских займов.
Источник
Занимать деньги на стороне на Руси начали еще до образования Империи, со времен Великой Смуты. Первый российский император Петр I брать в долг у иностранных держав отказывался принципиально, чем гордился. Зато потом, начиная с правления Екатерины II и заканчивая периодом царствованием Николая II, Россия постоянно нуждалась во внешних займах.
«Боже сохрани от войны с Голландией!»
Первые займы в Российской империи были связаны с финансированием разного рода войн, в которые втягивалось государство. Последующие также в значительной степени были обусловлены военными расходами.
Во второй половине XVIII века Россия вступает в войну с турками. Нам требовались корабли, чтобы ударить по неприятелю со Средиземноморья, а денег на приобретение этой флотилии в Европе в российской казне не было. Заем пришлось делать в Амстердаме, в то время финансовом центре Европы. Голландский негоциант де Смет получил от России облигации на 7,5 миллионов гульденов, на которые выпустил ассигнации, впоследствии заверенные российским послом. Ассигнации реализовывались банкиром по рыночной цене, которая всегда была ниже номинала.
Часть доходов де Смет оставлял себе в качестве комиссионных, остальные средства направлялись в места, указанные российским правительством. Заем гарантировался таможенными пошлинами на товары, ввозимые в Россию.
Сын и старший внук Екатерины также неоднократно занимали деньги на военные нужды в Голландии, причем Павел I клятвенно заверял, что при любом раскладе долг должен быть возвращен, даже в случае войны с Голландией, «… чего Боже сохрани».
Новичкам не всегда везет
Российская империя только начинала нарабатывать свой внешний долг, поэтому кредитная политика в отношении государства была не слишком щадящей — на облигацию номиналом 1000 гульденов нам давали 750 гульденов реальных денег, а проценты приходилось платить со всей тысячи.
К концу правления Екатерины II Россия имела внешний долг, превышающий 41 миллион рублей серебром, с учетом процентов — 55 миллионов, тогда как доходы империи превышали 62 миллиона рублей. Последующая война с Францией, развязанная Павлом Алексеевичем, увеличила сумму внешнего долга до более чем 60 миллионов, сын Павла I Александр, продолживший воевать с французами, прибавил к этой сумме еще 10 миллионов. К 1824 году внешний долг Российской империи превышал 100 млн рублей серебром.
При царствовании Николая Павловича долги Российской империи перед остальными государствами выросли до 340 миллионов рублей (с учетом долга Польши) — в стране в эти годы проходила промышленная революция — строились железные дороги, заводы и фабрики. Занимаемые суммы расходовались главным образом на эти цели.
Частники «плюсуются» к долгу
Александр II в определенной степени либерализировал российскую экономику, что увеличило внешний долг Российской империи. Частное предпринимательс тво, получив некоторую свободу, начало брать кредиты в зарубежных банках (в отечественных это делать было невыгодно). Однако западные банкиры соглашались на выдачу кредитов только под гарантии государства. И оно их давало, особенно если речь шла о финансировании проектов по возведению железнодорожных магистралей. Соответственно, к общей сумме долга империи прибавлялись и долги частников.
Сумму внешнего долга Российской империи увеличила и Крымская кампания, в результате чего на начало 80-х годов XIX века государство было должно Западу уже более 2 млрд рублей.
Финансовые последствия войны с японцами
Правительства Александра III и Николая II (до начала Русско-Японской кампании) несколько стабилизировали тенденцию к росту внешнего долга государства — до начала ХХ века он составил «всего» 2,4 млрд рублей, вместе с тем, доходы у государства росли быстрее.
Война с Японией оказалась сильнейшим финансовым ударом для экономики страны — за неполные три года, с 1904-го по 1906-й, Российская империя разместила разного рода займы в Германии и Франции на общую сумму, превышающую 1,8 млрд рублей! Большая часть средств занималась на невыгодных для государства условиях.
Займы укрепляют систему, но не спасают от революции
Зарубежные аналитики накануне начала Первой мировой войны утверждали, что займы к 1910 году укрепили финансовую систему Российской империи, она к тому времени была вполне стабильной. На начало 1914 года внешний долг государства с учетом гарантированных обязательств частных компаний составлял 6,3 млрд рублей (доход бюджета — 3,4 млрд руб., 5,5% его уходили на обслуживание внешнего долга).
Относительно стабильная финансовая система пошатнулась с началом российско-герман ской войны и последующей за ней Февральской революцией — сложившаяся к тому времени социально-эконом ическая ситуация привела к эскалации революционных настроений в обществе, вылившихся в государственный переворот.
Большевики: «Шиш вам, а не долги»
Когда власть в России захватили большевики, у страны был десятимиллиардный внешний долг (золотом). Ленин поступил просто: он обнулил его, объявив специальным Декретом Пленума ВЦИК об аннулировании всех иностранных займов.
… За время существования СССР проблема возврата задолженности главами зарубежных государств перед советским правительством ставилась неоднократно. Платил ли Советский Союз по царским долгам — неведомо. Известно только, что лишь правительством В. С. Черномырдина в 1994 году было заплачено Франции 400 млн долларов в счет погашения французских займов.
Источник
Уже 25 лет Российская Федерация является членом Международного валютного фонда (МВФ). Первого июня 1992 года Россия вошла в состав одной из крупнейшей финансовых организация мира.
За это время Россия прошла путь от заемщика, получившего от МВФ примерно $22 млрд, до кредитора. История взаимоотношений России и МВФ — в материале ТАСС.
Официальной датой создания МВФ считается 27 декабря 1945 года. В этот день первые 29 государств подписали Хартию МВФ — главный документ фонда. На сайте организации указана главная цель ее существования: обеспечение стабильности международной валютной системы, то есть системы обменных курсов и международных расчетов, которая позволяет странам и их гражданам вести операции друг с другом.
Сегодня в МВФ входят 189 государств.
Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.
Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.
Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.
Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR («специальные права заимствования»). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по «безналу» — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.
Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою «резервную долю» (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.
Квота России составляет 2,7% — 12 903 млн SDR ($17 677 млн, или почти триллион рублей).
Некоторые эксперты считают, что это просчет руководства СССР. Например, нынешний дуайен Совета директоров фонда (термин МВФ, дословно переводящийся как «старейшина») Алексей Можин рассказал ТАСС, что советская делегация участвовала в Бреттон-Вудской конференции, на которой разрабатывалась Хартия МВФ. Ее участники обращались к руководству Советского Союза с рекомендацией вступить в МВФ, но тогдашний нарком иностранных дел Вячеслав Молотов написал отказную резолюцию. По мнению Можина, причиной были особенности советской экономики, иная статистика и нежелание властей выдавать иностранным государствам некоторые экономические данные, например размер золотовалютных резервов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Дмитрий Смыслов, автор книги «История отношений России с международными финансовыми организациями», приводит другое объяснение: «Догматические идеологические стереотипы, которые были присущи прежнему политическому руководству СССР».
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги, ликвидировать которые удалось только в этом году. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о «нулевом варианте», при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
МВФ и Соединенные Штаты (в качестве обладателя самой большой квоты в фонде) приветствовали это решение (по одной из версий — потому что другие республики попросту отказались возвращать займы и в 1992 году деньги отдала только Россия). Больше того, по версии Смыслова, МВФ едва ли не ставил подписание «нулевого варианта» условием вступления в фонд.
Фонд позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Таким образом, Россия «рефинансировала» долги перед кредиторами СССР: их «процентная ставка» была существенно выше. Обратной стороной медали были требования, которые МВФ выставлял к России.
Есть две цифры. Первая из них — размер одобренных кредитов, он составляет 25,8 млрд SDR. Однако по факту Россия получила только 15,6 млрд SDR. Эта существенная разница объясняется тем, что кредиты выдаются частями и с определенными условиями. В случае если, по мнению МВФ, Россия их не выполняла, дальнейшие транши просто не приходили.
Например, по итогам 1992 года Россия должна была обеспечить сокращение бюджетного дефицита до 5% ВВП. Но он оказался в два раза выше, и поэтому транш не был отправлен. В 1993 году МВФ должен был выдать кредит более чем на 1 млрд SDR, однако его руководство не было удовлетворено результатами проводимой в России финансовой и макроэкономической стабилизации. По этой причине, а также из-за перемен в составе правительства РФ вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена. Наконец, в 1998 году Россия объявила дефолт, и поэтому объем финансовой помощи в размере более $10 млрд предоставлен не был. В 1999–2000 годах МВФ должен был дать в кредит около $4,5 млрд, но перечислил только первый транш. Кредитование прекратилось по инициативе России — поднялась цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране и необходимость влезать в долги исчезла. После этого Россия вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства.
В любом случае Россия была крупнейшим заемщиком МВФ, и, например, в 1998 году количество выданных кредитов превышало квоту более чем в три раза.
Однозначного ответа нет. Часть из них шла на укрепление рубля, часть — в бюджет России. Очень много денег из кредитов МВФ ушло на погашение внешнего долга СССР перед другими кредиторами, в том числе Лондонским и Парижским клубами.
Нет. Фонд оказывал России и другим постсоветским странам комплекс экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время Россия и другие республики еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой. По мнению Алексея Можина, фонд сыграл решающую, ключевую роль в создании казначейской системы в России. Кроме того, взаимоотношения с МВФ помогали России получать и другие займы, в том числе от коммерческих банков и организаций.
«Россия участвует в финансировании наших усилий — будь то в африканских странах, где у нас сейчас много программ, или в некоторых европейских странах, где мы работаем. И деньги к ней вернутся, с процентами» — так охарактеризовала роль нашей страны директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в интервью ТАСС.
В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Источник