Москва, 24 ноября — «Вести. Экономика» Первый заем за границей в истории российского государства взяла Екатерина Великая — в Голландии на 10 лет под 5% годовых на сумму в 7,5 млн гульденов. Деньги были нужны для того, чтобы покрыть расходы на очередную Русско-турецкую войну. С этого времени начинается история внешних долгов Российской империи. Подробнее — в материале, подготовленном инвестиционной компанией «АТОН».
Санкт-Петербург, вид на Биржу. Художник— Б. Патерсен
Ушлые голландцы давали лишь 750 гульденов реальных денег на облигацию, которая по номиналу стоила 1000. Именно с полной суммы российское государство платило проценты. За годы своего правления Екатерина II назанимала более 40 млн рублей, но, с учетом вышеназванных особенностей, внешний долг достигал 55 млн рублей. Обращение к внешним займам было продиктовано необходимостью: неразвитость финансовых инструментов препятствовала привлечению средств внутри страны.
Сын Екатерины Великой — Павел I, как и ее внук — Александр I, шли уже проторенной тропой внешних займов, когда нужны были деньги на ведение войн. При Александре I в России появляются первые облигации внутренних государственных займов, но их размещение прошло неудачно. Звездный час наступит спустя полстолетия — с билетами выигрышных займов, которые стали «народными» бумагами и сыграли решающую роль в формировании массового облигационного рынка.
На протяжении всех царствований со времен Екатерины Россия продолжала накапливать и внутренние, и внешние долги. Механизмы государственного заимствования были разнообразны: так, во время бума железнодорожного строительства Россия размещала в странах Западной Европы облигации железнодорожных обществ. Их доходность, как правило, гарантировалась правительством, и они обращались на фондовых рынках фактически наравне с государственными бумагами. Когда в 1880-90-е годы многие частные железные дороги были выкуплены в казну, займы акционерных железнодорожных обществ стали частью российского государственного долга. Так, от «Генерального общества железных дорог» государству достался долг 142 млн рублей.
В состав госдолга входили также закладные листы и свидетельства казенных земельных банков — Дворянского и Крестьянского, размещение которых на европейском фондовом рынке началось в конце XIX века. Одновременно с ними в Европе появились и займы российских городов. К примеру, Санкт-Петербург в 1901 году разместил свои облигации на Парижской бирже, а позже — на Брюссельской и Лондонской (на последней, к слову несколько позже — в 1913 году — был размещен крупнейший займ имперской столицы на 66 млн рублей).
Основой внутренней экономической политики, начатой Иваном Александровичем Вышнеградским в 1880-е годы и продолженной Сергеем Юльевичем Витте, стала ликвидация бюджетного дефицита и покровительство отечественной промышленности. Частью этой политики было, по сути, рефинансирование долгов страны: 5% займы правительство смогло заменить на новые четырехпроцентные. После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888-1889 годах Франция стала крупнейшим кредитором Российской империи.
Настоящим испытанием для российской экономики стал выход из кризиса начала XX века. В 1897 году был введен «золотой стандарт» рубля, в последующие годы золотой запас заметно вырос. Однако ситуация изменилась в ходе неудачной русско-японской войны и революции 1905 года. Количество наличных рублей выросло, в то время как объем золота сократился и опустился ниже предела, установленного эмиссионным законом. Царским указом от 16 декабря 1905 года Минфину было предоставлено право выпустить до 150 миллионов рублей без золотого покрытия. Указ был секретным, а в 1908 году его подлинник был уничтожен.
В итоге правительство договорилось взять международный заём, который снял вопрос о прекращении золотого размена. Последовали тяжёлые переговоры с Францией, которая предоставила кредит на два миллиарда франков под 5% годовых. Именно про этот заём В. И. Ленин писал, что «Россию расстреливали не только треповские пулеметы, но и кадетско-французские миллионы». С началом Первой мировой войны фондовая биржа закрылась (она заработала ненадолго в начале 1917 года, после чего прекратила свое существование). Основным поставщиком новых кредитов во время войны стала Англия. Страну захлестнула гиперинфляция: если в начале 1917 года она составляла 300%, то к Октябрьской Революции достигла огромных 1600%. За время войны долг увеличился в 4 раза. Расчет был на то, что военные успехи смогут покрыть все издержки.
К началу XX века Россия считалась одним из наиболее надежных заемщиков. С приходом большевиков к власти ситуация резко поменялась. Декретом от 21 января 1918 года все государственные займы были аннулированы. Коммунисты не считали новую Советскую Россию правопреемницей царской. Такое решение спровоцировало целую волну банкротств по всей Европе: ещё перед войной сотни тысяч людей вложились в русские облигации, и получаемые по ним проценты были важным источником их дохода.
Например, более половины всех сбережений французов были вложены в российские ценные бумаги. Только вдумайтесь, в 1914 году во Франции было около 2 млн владельцев российских ценных на сумму 12 млрд франков золотом. А всего французские инвесторы обладали ценными бумагами на 22,5 млрд франков (это около 50% ВВП Франции). Кстати, торговля русскими ценными бумагами продолжалась на Парижской бирже до 1927 года, отражая надежду на то, большевики потеряют власть в России и все вернется на круги своя. Отказ большевиков от платы по старым долгам считают крупнейшим дефолтом в мировой истории, он являлся одной из важнейших причин, по которой Советскую Россию долгое время не признавало мировое сообщество.
[КАРТИНКА] Париж, 27 мая 1997 года: В. Черномырдин и А. Жюппе подписали соглашение между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года [/КАРТИНКА] В 1991 году новая Россия признала себя преемницей не только Советского Союза, но и Российской Империи. Российская Федерация выплатила $400 млн в пользу правительства Французской Республики — в качестве частичной компенсации держателям дореволюционных русских ценных бумаг, многие из которых обанкротились из-за отказа большевиков от обязательств царской России.
Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента РАН, профессора, д.и.н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ, к.и.н. Анны Дмитриевой.
Видео дня. Названы самые бедные регионы России
Источник
Подписывайся на наш канал и ставь лайк, чтобы видеть похожие публикации в своей ленте.
Почти четверть тысячелетия прошла с первого в истории России зарубежного займа
В разгар войны с Турцией Екатерина II решила 2 апреля 1769 года взять кредит за границей. Это был первый в истории страны прецедент внешнего займа. «Сколько потребно денег набрать вне государства и для того адресоваться к одному или более банкирам в Голландии», – гласил подписанный императрицей указ.
Стоит отметить, что императрица решилась на такой шаг не сразу. В связи с войной все налоги выросли на 20%, ввели ассигнации — бумажные деньги, которыми стремились компенсировать дефицит золотой и серебряной монеты.
Меры помогли, но ненадолго. Деньги были нужны. Кроме того, именно в 1769 году командование задумало грандиозную операцию – удар по туркам с тыла. Для этого требовалась переброска всего российского флота с Балтики в Средиземное море. Это были 5 эскадр, в которые входили 20 линейных кораблей ударной силы тогдашних флотов, стоимостью с современный атомный авианосец.
Операция требовала экстраординарных расходов в золотой и серебряной монете. Вывоз капитала за рубеж создал бы необратимые последствия для экономики страны. Оставался внешний займ.
Выбор пал на голландских банкиров не случайно. Нидерланды считались богатейшей страной Европы, а золотой голландский гульден был, своего рода, резервной мировой валютой, в том числе широко ходившей в Средиземноморье, где предстояло действовать русскому флоту.
С русской стороны размещением займа в Амстердаме занимался российский посол, граф Алексей Мусин-Пушкин. С голландской – банкиры, братья Раймонд и Теодор де Смет. Банкиры получили комиссионные в 8% от полученных сумм, и им даровали баронский титул.
Всего планировалось занять 7,5 млн гульденов (примерно 2635 кг чистого золота) сроком на 10 лет под 5% годовых. Займы оформлялись облигациями по 500 тыс. гульденов. От имени российской монархии каждую облигацию подписывали президент Военной коллегии — граф Захар Чернышев, вице-канцлер — князь Александр Голицын — и генеральный прокурор — князь Александр Вяземский.
Для обеспечения займа Россия предоставляла таможенные пошлины с прибалтийских городов: Риги, Пернова (Пярну), Ревеля (Таллина) и Нарвы. Это был необычный залог, но банкиры пошли на финансовую инновацию.
Правда, сначала размещение займа шло со скрипом – у России не было кредитной истории, и связываться с «тёмной лошадкой» мало кто хотел. В итоге удалось разместить облигаций только на 4 млн гульденов. Бодрости займу прибавили военные победы русских при Кагуле и Чесме, после чего Россия получила ещё 6 млн золотых гульденов.
Турция проиграла войну, подписав летом 1774 года мирный договор. По нему Кубань и Крым становились российскими, а Турция ещё и выплачивала контрибуцию. Первый транш в миллион рублей императрица распорядилась направить прямо из Турции в Голландию, чем положила начало погашения первого в русской истории внешнего займа. Затем их было немало. Последние внешние займы Российская империя получила в ходе Первой мировой войны. Большевики отказались платить долги, и их погасил только Борис Ельцин.
ЧИТАЙТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ:
Союз двух императоров, или другая сторона русского царя
Автор: Константин Барановский
Гуманитарный технолог. Управляющий партнёр консалтинговой группы «Консильери». Главный редактор сайта деловой информации «Бизнеспортал
Источник
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817—1818 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн руб., а непогашенная часть к 1 января 1913 г. равнялась 38 млн руб.
На протяжении всего XIX в.
и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятной ситуации в стране часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
За новые займы отвечали царь и министерство финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства.
По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд золотых рублей — около 2/3 всего рынка.
Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на три категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные.
Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и колебался от трех месяцев до года. Купюры выпуска не должны были превышать 500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый момент не превысит 50 млн руб. В 1905 г. права министра были расширены до 200 млн руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в виде дисконта.
Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50—80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и иностранцев не существовало.
В 1906 г.
в российском законодательстве имелась статья о том, что при обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским государством обязательствам. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить вовремя и полностью.
Российское правительство в результате значительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто бумажками. После распада СССР в конце 1991 г. России пришлось взять на себя долговые обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд долл. в 1985 г. до 98 млрд долл. в 1992 г.
За четыре дня до подписания в декабре 1991 г. в Минске Беловежского соглашения, в соответствии с которым СССР официально прекратил свое существование, восемь из пятнадцати союзных республик подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР.
Согласно этому договору первоначально доля России как в зарубежных активах, так и во внешнем долге Советского Союза составляла лишь 61,34%. Однако спустя два года Россия, подписав соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР. Если стоимость унаследованных активов, включающих имущество за рубежом и долговые обязательства третьих стран, оценить не представляется возможным, то общий объем унаследованных долговых обязательств четко определен — 98 млрд долл. В настоящее время более 32% этой суммы составляют долги Лондонскому клубу.
Так как никакой координированной политики по заимствованиям не было, доля краткосрочного долга в общем объеме оказалась очень большой. Сроки возврата этих долгов были крайне неудачными: примерно 2/3 приходилось на период 1992—1995 гг., из них более чем половина — на 1992—1993 гг. В 1992—1993 г. выплаты по этим кредитам должны были составить 20 млрд долл., в 1994 г. — 13 млрд долл. Выплатить их было невозможно. И вот тогда 19 ноября 1991 г. был объявлен дефолт по долгам СССР. Соответственно в дефолте по ним оказалась и Россия как наследник всех активов и долгов СССР.
Из-за столь короткого срока погашения большинства названных обязательств и отсутствия достаточного количества валюты для их обслуживания в соответствии с платежным графиком правительство было вынуждено добиваться их реструктуризации. Основная цель политики, проводимой Правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состояла в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В январе 1992 г. правительство заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее последовало три его пересмотра в 1993, 1994, 1995 гг., связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г.
по конец 1995 г. Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. с Парижским клубом была согласована всеобъемлющая реструктуризация задолженности, охватывающая 38 млрд долл. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет, а оставшиеся 55%, включающие краткосрочные долги Парижскому клубу, будут выплачиваться в течение 21 года. Неструктурированная капитальная сумма долга ежегодно выплачивается возрастающими частями начиная с 2002 г.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 г. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета (это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР или России за рубежом). Осенью 1994 г. на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролловеры). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролловер. В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне Правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР Лондонскому клубу на общую сумму 32,3 млрд долл., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом.
После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 423 бан- кам-кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским клубом, а это около 27 тыс. отдельных долговых требований в 15 валютах (сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории клуба). По состоянию на 3 октября 1997 г. объем выверенной и подтвержденной в официальных протоколах задолженности составил 21,9 млрд долл., или более 91% требований, заявленных кредиторами.
Помимо долгов бывшего СССР с 1991 г. Российская Федерация произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена в первую очередь проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой.
В соответствии с ней объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только неэмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что в период с 1992 по 1998 г. дефицит федерального бюджета был очень значителен и составлял не менее 18% от расходов. Общий объем бюджетного дефицита за 1992—1998 гг. превысил 1,3 трлн руб. (в ценах 1998 г.). Внешние заимствования были предоставлены России международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР), иностранными государствами (Германией, США, Францией) и частными иностранными компаниями. Часть валютных кредитов была получена от Центрального банка РФ за счет сокращения его золотовалютных резервов. Помимо этого Министерство финансов РФ выпустило и разместило несколько траншей еврооблигаций и облигаций внутреннего валютного займа.
Внешний государственный долг России на 1 января 2007 г. в долларовом выражении составлял 52 млрд долл. США и уменьшился с начала 2006 г. на 32,03% (на 1 января 2006 г. 76,5 млрд долл.), а в евро внешний долг составлял 39,5 млрд евро и снизился с начала года на 38,6%. Задолженность странам — участницам Парижского клуба на 1 января 2007 г. составляла 3,1 млрд долл. по сравнению с 25,2 млрд долл. на 1 января 2006 г. Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, составляла 3,3 млрд долл.; задолженность бывшим странам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — 1,9 млрд долл. Коммерческая задолженность — 0,8 млрд долл. Задолженность перед международными финансовыми организациями составляла млрд долл. Еврооблигационные займы на 1 января 2007 г. составляли 31,9 млрд долл. по сравнению с 31,5 млрд долл. на начало 2006 г. Задолженность в виде облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) составляла 4,9 млрд долл., предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте — 0,6 млрд долл.
Еще по теме История возникновения внешнего долга России:
- 5.4. Современные тенденции формирования внешнего долга России
- Влияние США на возможности сокращения внешнего долга России
- 3.1. История возникновения и развития института банкротства в России
- Государственный долг: внутренний и внешний. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
- Состояние внешнего долга
- Г л а в а 22
Кризис внешнего долга развивающихся стран - 22-1. Кризис внешнего долга
- Состав и структура внешнего государственного долга
- Понятие внешних государственных заимствований и государственного долга, их формы
- 8. ИСТОРИЯ БАНКОВСКОГО ДЕЛА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
- Особенности рынка внутреннего долга субъектов России (муниципальные бумаги)
- История возникновения этикета
- 13.1. История возникновения аудита
- 6.1.1. История возникновения векселя
- 8.1 История возникновения перестрахования
- ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и история возникновения государственных и муниципальных финансов
- 3. Понятие биржи и история ее возникновения
- 3. Понятие биржи и история ее возникновения
Источник