Умение правильно вкладывать денежные средства всегда являлось ценным качеством. В настоящее время, многие пытаются инвестировать свои свободные денежные средства в различные коммерческие проекты с целью получения прибыли. Однако, среди инвесторов наибольшее предпочтение отдается государственным экономическим рынкам ценных бумаг. Обусловлено это тем, что государственные ценные бумаги имеют высокую надежность и повышенный доход.
Рынок ценных бумаг был разработан много лет назад, прошел немало изменений и доработок в правом аспекте. На практике, остаются много нерешенных и актуальных вопросов, особенно у предприятий и организаций, являющихся новичками или непрофессиональными участниками экономического рынка.
Выпуск самых первых ценных бумаг пришелся на начало девяностых годов, когда граждане были экономически не грамотны и не представляли, что может быть что-то более ценное, чем просто деньги.
Экономический рынок набирал стремительный подъем развития, что повлияло на создание нового обязательства в виде долга, именуемого — облигации государственного сберегательного займа, или иначе — ОГСЗ.
Задачей ОГСЗ являлось привлечение дополнительных средств в федеральный бюджет, способствующих стабилизации в нем дефицита денежных средств. По сути, это похоже на кредит, только заемщиком становится государство, берущее денежные средства у своего населения на определенный срок. Гарантией возврата денег как раз выступает облигация.
Денежные средства берутся под процент
Такой подход позволил изменить интересы населения страны. Граждане стали вкладывать деньги не в валюту, а именно в ценные бумаги, выпускаемые государством.
Облигации государственного займа выпускают не часто и происходит это только в случае возникновения определенных обстоятельств.
Форма облигаций является бумажной, что упрощает характер обращения. Нет необходимости составлять дополнительные акты купли-продажи или регистрировать передачу ценной бумаги. Это относится к еще одному плюсу облигации сберегательного займа, т.к. граждане привыкли доверять тому, что можно пощупать и увидеть на бумаге.
Достаточно высокий уровень доходов и мобильность облигации сберегательного займа, привлекают не только мелких инвесторов, но и достаточно опытных участников экономического рынка.
Формы выпуска облигаций сберегательного займа и их проценты
Предусмотрено несколько видов форм выпуска ОСБ:
1. Краткосрочные. Рассчитаны на выплаты от государства в течении ближайших пяти лет.
2. Долгосрочные (30 лет).
3. Бессрочные. Редко встречаются, в силу своей невыгодности.
Желающих получить прибыль, в первую очередь волнуют выплаты процентов, их порядок и сроки. Все будет зависеть от вида приобретенных облигаций и их условий.
Например, в стране стабильная экономическая ситуация, не происходит больших затрат. Государство будет выпускать небольшое количество ценных бумаг, а значит, будут низкие проценты. Связано это с тем, что не требуется дополнительных финансовых вливаний в бюджет.
Обратная ситуация будет когда в стране возможен экономический кризис, требуется пополнить казну. Государство начинает выпускать облигации с приличными размерами процентов. Для покупателей создаются идеальные условия. Например, увеличивается частота выплат или ежегодное увеличение процентов.
Надежность ценных бумаг
Следующим важным вопросом, волнующим большинство вкладчиков, является гарантия по возврату денежных средств. Понятно, что государство выдвигает заманчивые предложения, удобные сроки и проценты по вкладам. Но что ждет дальше? Как получить свои сбережения обратно?
Стоит сразу успокоить всех граждан, которых волнуюет данный вопрос. Как уже говорилось выше, облигации сберегательного займа, являются самыми надежными из видов ценных бумаг. Ведь гарантом возврата денег выступает само государство.
Конечно, многие помнят дефолт девяностых годов и последующие кризисы в стране, понимая, что от таких казусов не застрахован никто. Понятно, что в таких случаях, ни о каких выплатах и возвратах средств не может идти речи, т.к. государство становится банкротом.
Избежать возможных проблем поможет только внимательность самого вкладчика. Именно ему требуется самостоятельно вовремя произвести оценку возможной неплатёжеспособности компании, выдающей облигации и возможные риски. Многие организации, могут специально ссылаться на кризисное положение в стране, чтобы не производить выплат по облигациям.
Конечно, государство делает все возможное, чтобы минимизировать риски вкладчиков.
Процедура погашения облигаций
Порядок погашения облигаций четко сформулирован и закреплен в законодательстве.
По правилам, возврат осуществляется по истечении срока их действия. В период действия, на счет вкладчика идет начисление процентов, которые будут выплачены вместе с основной суммой долга.
По конверсионным облигациям, проценты начисляются раз в полгода.
Заключение
Облигации сберегательного займа выступают как вид самой молодой ценной бумаги. Приобрести облигации могут как физические, так и юридические лица.
Конечно, в нашей стране большинство граждан не доверяют чиновничьему аппарату, вспоминая события 90-х годов 20 века, когда граждане стояли в очередях, пытаясь получить свои вложения обратно. На тот момент, облигации уже полностью обесценились, превратившись в ненужные бумажки. Конечно, спустя года, многим вкладчикам удалось продать облигации коллекционерам, получив обратно хотя бы какие-то деньги. Такое недоверие обусловлено тем, что выплаты по облигациям и на сегодняшний день зависят от экономической стабильности страны. И многих пугает проблема сегодняшних дней, когда курс рубля ежедневно меняется по соотношению к доллару и выровнять ситуацию государству до сих пор не удалось.
Но если опустить все возможные риски, безусловным будет тот факт, что облигации сберегательного займа являются самым надежным из видов вкладов.
Источник
Банковский вклад – надежная инвестиция, поскольку денежные средства передаются на сохранение надежной компании. Однако уровень доходности критически мал. Иногда дивидендов не хватает даже для перекрытия инфляции. Поэтому сбережения граждан РФ продолжают постепенно обесцениваться, находясь при этом в банке. Отличной альтернативой банковскому депозиту станут облигации государственного займа.
Российский чиновник А. Кудрин, ранее занимавший должность министра финансов, считает, что ОФЗ – выгодный и надежный инвестиционный инструмент. Государственные облигации способны обеспечить минимальный уровень финансового риска. Однако действительно ли население сможет зарабатывать на ценных бумагах этого типа?
Понятие облигаций государственного займа
Облигации государственного или федерального займа – рублевые ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов России. ОФЗ принято считать одним из наиболее стабильных инвестиционных инструментов отечественного фондового рынка. Главная особенность облигаций, выпущенных государством, заключается в том, что они представлены в качестве документов. Тип хранения – централизованный.
Абсолютно все бумаги подкреплены специальными сертификатами. Они хранятся в Министерстве финансов или у депозитария (это профессиональный участник финансового рынка, оказывающий услугу хранения ценных бумаг). Облигации государственного займа выпускаются со сроком погашения от 1 до 50 лет. Дивиденды выплачиваются преимущественно один раз в год, но могут быть исключения.
Инвестирование в приобретение облигаций государственного займа заключается в том, что вкладчик передает денежные средства государству в долг на установленный срок. Министерство финансов выпускает долговые обязательства с целью урегулирования непредвиденных расходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Инвестор получает купонную прибыль до погашения ценной бумаги. Полная стоимость облигации возвращается после окончания срока действия актива.
Наглядный пример
Предположим, что Министерством финансов РФ выпущено долговое обязательство с номиналом 1000 рублей. Правительство устанавливает купонные выплаты в размере 8% годовых. Облигации попадают на фондовую биржу. Однако продажа осуществляется не по номинальной, а по рыночной цене. Это означает, что теоретически инвесторы смогут купить ОФЗ дешевле первоначальной стоимости, или же дороже.
Держатели государственных облигаций получают статус инвестора. Ценная бумага этого типа предполагает, что вкладчик будет получать купонные дивиденды – 8% в год. Во время наступления срока погашения, долговое обязательство продается по номинальной цене. В рамках нашего примера – 1000 рублей.
Первый источник прибыли – купонные выплаты. Второй – погашение или перепродажа. Например, вы сумели купить облигации государственного займа по более низкой рыночной стоимости – 800 рублей. Перепродайте актив, чтобы извлечь из него дополнительный профит.
Доходность облигаций государственного займа
Расчет прибыльности осуществляется на основе всего двух показателей – купонные выплаты и приобретение ценной бумаги ниже номинальной стоимости. В первом случае в учет берутся годовые дивиденды, актуальная цена актива. Второй вариант предполагает сопоставление стоимости покупки и продажи долгового обязательства, стоимости погашения.
На стоимость ОФЗ оказывает воздействие экономический климат в государстве и рыночная стоимость ценной бумаги.
Расчет доходности: наглядный пример
Номинал облигации – 1000 рублей. Рыночная и номинальная цена полностью совпадают. Годовые купонные выплаты – 8,6%. Инвестор за 12 месяцев получит 86 рублей прибыли. Теперь нужно поделить дивиденды на стоимость актива. Получаем 8% — это доходность облигации государственного займа.
Однако на практике не редко возникают дополнительные сложности. В процессе расчета доходности проявляются погрешности, поскольку в расчет берутся следующие показатели:
- налоговые издержки;
- номинальная купонная стоимость;
- разница прибыльности последней торговой операции и актуальной цены.
Чтобы определить доходность с минимальной погрешностью, воспользуйтесь специальным облигационным калькулятором. Например, доступ к такому сервису предоставляет портал Cbonds. Обязательно отслеживайте изменение актуальной цены ОФЗ в режиме online через программу SmartX, скачать которую можно абсолютно бесплатно.
Практика показывает, что зачастую годовая доходность федеральных облигаций варьируется в диапазоне 9-14%.
Классификация облигаций государственного займа
ОФЗ для розничных инвесторов подразделяются на несколько видов. Классификация может изменяться в зависимости от выбранного критерия. По способу выплат:
- Облигации с регулярным купонным доходом. Дивиденды выплачиваются один раз в течение 12 месяцев. Размер выплат не изменяется с момента выпуска ценной бумаги до наступления срока погашения. Покупайте активы этого вида, когда аналитики прогнозируют снижение процентных ставок.
- Облигации государственного займа с фиксированными купонными выплатами. Размер дивидендов определяется перед приобретением ценной бумаги. Однако с течением времени может изменяться. Например, изначально размер купона – 7% от номинальной стоимости, но уже спустя 2 года ставка снижается до 6%.
- Облигации с переменным купоном. Дивиденды привязаны к показателю плавающей ставки, например, к официальной инфляции. Ценные бумаги этого вида необходимо покупать, когда аналитики прогнозируют рост процентных ставок. Их повышение поспособствует максимизации прибыли.
Вторая классификация осуществляется в соответствии с номиналом облигации:
- Амортизация долга – погашение номинала осуществляется частями. Деньги выплачиваются по предварительно установленному графику, не исключено, что в нем будут предусмотрены перерывы.
- Индексируемый номинал – стоимость облигации индексируется в соответствии с показателем потребительской инфляции. Деньги выплачиваются 1 раз в 6 месяцев. Покупайте такие облигации в кризисные периоды, когда растет инфляция, ведь в это время повышаются процентные ставки.
ОФЗ могут также подразделяться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные виды. Критерием выступает срок погашения.
Инструкция по приобретению ОФЗ для розничных инвесторов
Купить облигации государственного займа намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Это доступная операция для всех розничных инвесторов. Первый шаг – выбор брокера. Затем необходимо зарегистрироваться на сайте компании и внести денежные средства на баланс торгового счета.
Сегодня торговля на фондовых рынках осуществляется в режиме online. Поэтому инвесторам необходимо установить на компьютер специальное ПО. Ссылки на скачивание, ключи активации, пользовательское руководство – все это предоставляет брокерская фирма. После инсталляции софта, нужно купить ценную бумагу. Выберите облигацию с выгодными для вас условиями, заполните ордер, кликните на кнопку «Купить».
Денежные средства будут списаны с баланса торгового счета. Инвестор станет официальным владельцем облигации. Продажа актива осуществляется по такому же принципу.
В России функционирует примерно 50 организаций, оказывающих брокерские услуги. Клиенты этих компаний смогут приобрести ОФЗ. Условия торговой операции во многом зависят от выбранного брокера. Брокерская фирма – посредник между розничным инвестором и биржей. Сотрудничайте исключительно с компаниями, получившими лицензию от ЦБ РФ.
Каждый розничный инвестор примет окончательное решение самостоятельно. Инвестиции в облигации государственного займа более чем оправданы. Держатель ценной бумаги получит гарантированный регулярный доход. Финансовые риски минимальны. Поскольку Министерство финансов РФ не обанкротится и не прекратит существование. Банковский депозит практически по всем статьям проигрывает инвестированию в ценные бумаги. ОФЗ – один из самых надежных и безопасных инструментов на современном фондовом рынке России.
Преимущества и недостатки государственных облигаций
ОФЗ доступны всем без исключения розничным инвесторам. Поэтому высокий уровень популярности этого финансового инструмента – вполне обоснованное явление. Статистика подтверждает рост интереса населения к государственным облигациям, который обуславливается широким спектром преимуществ:
- максимальный уровень надежности – в качестве эмитента выступает Правительство РФ, а именно Министерство финансов. Государственные институты абсолютно точно не обанкротятся, следовательно, инвесторы получат обратно свои деньги, а также прибыль в виде дивидендов;
- минимальная стоимость облигаций – сегодня можно приобрести одну ценную бумагу, потратив около 1000 рублей;
- высокий уровень ликвидности – дневной торговый оборот переваливает отметку в 1 000 000 рублей;
- большое количество уже готовых стратегий инвестирования в ценные бумаги, что значительно упрощает работу новичку;
- широкий выбор сроков погашения – от 12 месяцев и до 50 лет. Инвесторы смогут подобрать оптимальные облигации государственного займа;
- большое количество различных видов позволяет подобрать оптимальные ценные бумаги для своей стратегии и актуальной рыночной ситуации;
- льготное налогообложение – физ. лицам не придется платить налог с купонной прибыли. В стоимость ценной бумаги включены все расходы, связанные с заключением торговой операции.
Преимуществ действительно достаточно много. Однако вместе с этим, ОФЗ свойственны определенные недостатки, о которых также нельзя ни в коем случае умалчивать:
- с инвесторов взимается 13% налог с разницы между ценой покупки и продажи ценной бумаги;
- риск минимален, но он есть. Если произойдет дефолт, то инвестор не сможет вернуть свои деньги;
- есть вероятность, что рыночная стоимость облигации государственного займа снизится из-за масштабного финансового кризиса.
Сопоставив преимущества и недостатки ОФЗ, можно прийти к выводу, что положительных качеств у этого инструмента намного больше. Поэтому инвестирование в облигации федерального займа – оправданный шаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в облигации государственного займа на нашем форуме.
Источник
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 г. N 812
«О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
24 августа 2004 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Разрешить Министерству финансов Российской Федерации выпустить в 1995-1998 годах государственный сберегательный заем Российской Федерации в соответствии с Генеральными условиями выпуска облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации в объеме до 10 трлн. рублей десятью сериями по 1 трлн. рублей каждая. Обеспечить размещение облигаций первой серии указанного займа сроком обращения один год начиная с сентября 1995 года.
2. Утвердить Генеральные условия выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации согласно приложению.
3. Министерству финансов Российской Федерации:
разработать и утвердить образцы облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации;
обеспечить изготовление облигаций займа на предприятиях Объединения «Гознак» при Министерстве финансов Российской Федерации;
разработать и утвердить порядок использования средств, полученных от размещения государственного сберегательного займа Российской Федерации.
4. Предоставить право владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года добровольно обменивать их на облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации.
5. Государственным телерадиовещательным организациям обеспечить проведение широкой информационной кампании, направленной на популяризацию среди населения условий государственного сберегательного займа Российской Федерации.
Москва
10 августа 1995 г.
N 812
Генеральные условия
выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. N 812)
С изменениями и дополнениями от:
24 августа 2004 г.
1. В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» настоящие Генеральные условия определяют порядок выпуска и обращения долговых обязательств Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.
2. Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
3. Общий объем эмиссии облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Эмиссия облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации производится в форме отдельных выпусков.
4. Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя, предоставляют право их владельцам на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации, превышающего уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг, и получение номинальной стоимости облигаций при их погашении.
5. Владельцами облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков займа.
6. На основании настоящих Генеральных условий Министерство финансов Российской Федерации утверждает условия отдельных выпусков облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации, которые должны содержать периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигаций, порядок и форму выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации. Облигации займа в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав.
7. Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации свободно продаются и покупаются на территории Российской Федерации уполномоченными банками и другими финансовыми организациями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, на основании заключенных между Министерством финансов Российской Федерации соглашений с указанными банками.
Правительство РФ разрешило Министерству финансов выпустить в 1995 — 1998 годах государственный сберегательный заем в объеме до 10 трлн. рублей сериями по 1 трлн. рублей каждая. Облигации первой серии сроком обращения один год размещаются с сентября 1995 года.
Владельцам облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года предоставляется право обменивать собственные облигации на облигации государственного сберегательного займа РФ.
Облигации сберегательного займа выпускаются в соответствии с утверждаемыми Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ. Согласно Генеральным условиям эмитентом облигаций государственного сберегательного займа является Министерство финансов РФ. Общий объем эмиссии облигаций Минфин устанавливает в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Эмиссия производится в форме отдельных выпусков.
Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ признаются резидентами и нерезидентами.
Распространение облигаций осуществляется путем свободной продажи и покупки на территории РФ банками и иными финансовыми организациями на основании заключенных между Минфином соглашений с указанными банками
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 г. N 812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 25 августа 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34, ст. 3455
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433
Источник