Российская империя
История российских облигационных займов восходит к эпохе Екатерины II. В 1769 году Россия разместила облигации первого внешнего займа в Голландии в банкирском доме «Гопе и Ко». На вторичном рынке эти облигации не обращались. Они были погашены в 1891 году.
Первые российские государственные облигации внутреннего займа были выпущены в 1810 году со сроком обращения 7 лет на сумму 100 млн рублей. Номинал каждой облигации составлял 1000 рублей ассигнациями, доходность — 6% годовых. Разместить эти облигации предполагалось на открытом рынке, который, однако, оказался не готов к такой операции. Размещено было лишь 3% облигаций.
Для финансирования поставок в армию в период войны с Наполеоном использовались краткосрочные облигации внутреннего займа с доходностью 6% годовых.
Весьма популярными у инвесторов были облигации внутреннего займа 1831 года, выпущенного в виде трёх серий билетов Государственного казначейства. Номинал билета составлял 250 рублей, доходность — 4,32 % годовых, срок обращения — 4 года. Этими билетами можно было расплачиваться по всем платежам и залогам, кроме платежей по кредитам.
Заметный интерес для публики представляли выигрышные займы. Первый такой заём со сроком обращения облигаций 60 лет и доходностью 5% годовых был выпущен в 1864 году на сумму 100 млн руб. Тиражи выигрышей и тиражи погашения проводились два раза в год. По мере приближения срока погашения облигаций их рыночная котировка росла, поскольку их количество уменьшалось, а следовательно, возрастала вероятность выигрыша. В 1866 году был выпущен второй такой же выигрышный заём, который также вызвал большой интерес.
В 1883 году в России были впервые выпущены «вечные» облигации — государственные ценные бумаги, по которым держатель получал доход один раз в год в течение неопределённого времени. Момент погашения этих бессрочных облигаций определяло само государство, причём при погашении выплачивался лишь номинал. В 1889 году бессрочные облигации прежних выпусков были обменены на новые, обеспеченные золотом. «Золотые» облигации успешно продавались как в России, так и во Франции. Их необычные номиналы (125, 625, 3125 рублей) объясняются ориентированностью эмиссии на французских инвесторов. При конвертации этих сумм во французские франки получались вполне круглые величины.
Во время крестьянской реформы 1861 году появилась новая категория государственных облигаций — выкупные свидетельства, приносившие их держателям ежегодный доход в 5% годовых. Эти ценные бумаги были именными и выдавались помещикам в качестве части выкупной ссуды, превышавшей 1 тыс. рублей. Другая, меньшая часть ссуды выплачивалась 5-процентными банковскими билетами второго выпуска. Принимая выкупные свидетельства вместо наличных денег, помещики фактически кредитовали государство. Оборот выкупных свидетельств был ограничен и аналогичен обороту недвижимости, то есть осуществлялся крепостным путём. Ими можно было вносить и платежи в казначейство. Срок обращения выкупных свидетельств был определён в 15 лет, причём каждые 5 лет 1/3 свидетельств погашалась банковскими билетами. Проценты по выкупным свидетельствам выплачивались в уездных казначействах.
В годы Первой мировой войны внутренними облигационными займами покрывался дефицит государственного бюджета. Так, в 1915 году было выпущено три займа на сумму в 2,5 млн рублей, а также эмитированы 4-процентные билеты Государственного казначейства на сумму 2500 млн. В 1916 году выпущены облигационные займы на сумму 2000 млн рублей.
Российская республика
Крупным мероприятием Временного правительства в области заимствований на внутреннем рынке был выпуск Заём Свободы. Облигации первой серии имели номиналы 50, 100, 500, 1000, 5000, 10 000 и 25 000 рублей. В облигациях второй, третьей и четвёртой серий были также номиналы в 20 и 40 рублей. На лицевой стороне облигаций было изображено здание Государственной думы (Таврический дворец). Бланки облигаций печатались в США.
Заём Свободы выпускался на 49 лет. Его погашение должно было начаться в декабре 1922 года. Облигации принимались к оплате в течение 30 лет со дня объявленного срока.
Заём размещался синдикатом, в который входили Государственный банк и крупнейшие частные банки. Условия подписки, которая началась 6 апреля 1917 года, были довольно привлекательными. Облигации продавались по цене 85% от номинала, причём при приобретении их в учреждениях Государственного банка и казначейства предоставлялись ссуды. Облигации займа можно было приобретать и на краткосрочные облигации Государственного казначейства.
Доходность по облигациям Займа Свободы официально устанавливалась в 5% годовых, но с учётом льготности подписки фактически могла быть в начале периода обращения несколько выше. Доход выплачивался два раза в год по купонам, лист с которыми прилагался к каждой бумаге. Предъявить купоны к оплате можно было в течение 10 лет после установленного срока оплаты. Доход по облигациям займа налогом не облагался.
Размещение Займа Свободы сопровождалось активной пропагандистской кампанией (митингами, шествиями, концертами, распространением рекламных материалов, выступлениями видных экономистов и представителей творческой интеллигенции, конкурсами рисунков и плакатов и т. п.). Агитационная деятельность координировалась Всероссийским комитетом общественного содействия государственным займам. Заём Свободы получил поддержку Святейшего синода, столичных и местных Советов, других представительных органов, а также политических партий (за исключением РСДРП (б)). При этом в резолюциях в поддержку займа часто содержались требования обеспечить его погашение за счёт усиленного налогообложения имущих классов, сокращения пенсий высокопоставленных чиновников, прекращения финансирования войны и т. д.
Подписка на заём продолжалась до Октябрьской революции. Считается, что на него подписались около 1 млн человек на сумму, несколько большую 4 млрд рублей. Тем не менее эффективность Займа Свободы как инструмента покрытия текущих расходов и снижения инфляции оказалась меньше ожидавшейся, поскольку значительная часть облигаций была приобретена за казначейские обязательства.
Срок выплаты по первым купонам займа наступил в сентябре 2017 года. Министерство финансов смогло обеспечить эти выплаты не только предъявителям купонов, но и тем, кто подписался на заём, но не успел получить облигации. Однако вскоре выплаты прекратились в соответствии с декретами СНК РСФСР от 29 декабря 1917 года «О прекращении оплаты купонов по облигациям и выплаты дивидендов по акциям» и «О воспрещении сделок с ценными бумагами».
Советская Россия и СССР
К октябрю 1917 года сумма внутреннего и внешнего государственного долга составляла 15 млрд золотых рублей. Декретом ВЦИК от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов» выплаты по купонам были запрещены, а сами займы — как внутренние, так и внешние — объявлены ликвидированными с 1 декабря 1917 года. Малоимущим гражданам, являвшимся держателями государственных бумаг аннулируемых внутренних займов на сумму не свыше 10 тыс. рублей, выдавались «именные свидетельства нового займа» на сумму не более 10 тыс.
Аннулированию не подлежали лишь краткосрочные обязательства и серии Государственного казначейства. Согласно декрету от 21 января 1918 года, проценты по ним не выплачивались, но сами облигации имели хождение наряду с кредитными билетами. 16 февраля 1918 года декрет СНК РСФСР узаконил использование в обращении наравне с кредитными билетами облигаций Займа Свободы с номиналами 20, 40, 50 и 100 руб. без купонных листов. 30 мая 1918 г. Наркомфин РСФСР разрешил использовать в качестве средства платежа купоны ряда государственных ценных бумаг со сроком погашения до 1 декабря 1917 года. Это распространялось и на купоны облигаций Займа Свободы со сроком предъявления до 16 сентября 1917 года.
Региональные власти допускали к использованию в качестве денег облигации других номиналов и купоны с более поздними сроками погашения. Эти денежные суррогаты были изъяты из обращения при деноминации 1922 года.
С переходом к новой экономической политике внутренние облигационные займы вновь стали актуальными. Более того, с закрытием для СССР внешних рынков заимствований процентные и выигрышные внутренние займы, размещаемые среди населения, стали важнейшим источником средств для покрытия дефицита государственного бюджета. В советский период произошло 60 различных выпусков государственных займов. Многие займы, размещавшиеся среди населения, были выигрышными. Но, в отличие от займов дореволюционной эпохи, целый ряд советских займов оказался скорее принудительным, чем добровольным.
В советский период существовали и другие виды государственного кредита. Государственные ценные бумаги принудительно включались в запасные и резервные капиталы хозяйственных организаций, составляя значительную часть государственного внутреннего долга. Этот долг существовал также в виде правительственных гарантий по кредитам, предоставляемых государственным учреждениям и местным органам власти. В займы переводилась часть вкладов населения в сберегательных кассах. Дефицит государственного бюджета покрывался и за счёт кредитов Госбанка.
Первый советский государственный заём был выпущен в 1922 году на срок 10 лет под 6% годовых. Каждая его облигация имела 19 купонов. Тогда же были выпущены облигации первого хлебного займа номиналом каждая в 400 млн рублей (400 рублей образца 1922 года). Облигации были номинированы в пудах зерна на общую сумму 10 млн пудов. Государство брало на себя обязательство при погашении каждой облигации уплатить по одному пуду ржи после получения продовольственного налога. В то же время крестьяне могли уплачивать этими облигациями продналог. Средства, полученные государством от реализации займа, составляли около четвёртой части денежного обращения.
В 1923 году были успешно реализованы второй хлебный заём и сахарный заём. В этом же году был выпущен первый принудительный облигационный заём, размещавшийся среди предпринимателей. С 1924 года облигации всех займов стали номинироваться в деньгах. В 1926 году был выпущен первый советский выигрышный заём. Средний доход, который приносили государству займы в период нэпа, оценивается в 12%.
С 1927 года облигационные займы стали принудительными и для трудящихся и распространялись среди трудовых коллективов по подписке. Так, были выпущены займы индустриализации, займы второй и третьей пятилеток, займы «укрепления обороны СССР». На покупку облигаций работникам государственного сектора экономики приходилось тратить от 6 до 8 процентов своего годового заработка. С 1938 года займы стали принудительно размещать и среди колхозников.
В 1930-е годы формировалась тенденция государства ограничивать свои обязательства по займам и отсрочивать их выполнение. Так, в 1930 году была понижена доходность по купонам, а срок погашения установлен в 10 лет. В 1936 году проведён принудительный обмен ранее выпущенных 8-процентных займов на 3-процентные, а срок погашения увеличен до 20 лет.
В годы Великой Отечественной войны были выпущены четыре военных займа, на которые приходилось до 10% доходной части бюджета. Для повышения привлекательности займов использовалась система выигрышей по облигациям, в том числе довольно крупных. Среди населения размещались выигрышные облигации с номиналами от 25 до 500 рублей, среди артелей и товариществ — от 100 до 1000 рублей с купонам в 2% годовых. Займы выпускались на срок в 20 лет. За четыре года войны общая их сумма составила 81 млн рублей, в том числе 76 млн — сумма займов, размещённых среди населения.
После войны на смену военным пришли подписные выигрышные займы «восстановления и развития народного хозяйства». В ходе денежной реформы 1947 года облигации выпусков 1936—1938 годов были обменены на 3-процентные облигации образца 1947 года по курсу 5:1, а облигации 1939—1947 годов — на облигации 2-процентного займа 1947 года. Срок обращения облигаций обоих займов был установлен в 20 лет.
В 1951—1957 годах выпускались массовые выигрышные облигационные займы развития народного хозяйства СССР со сроком в 20 лет. Номиналы облигаций (от 10 до 500 руб.) были рассчитаны на размещение их среди населения. В 1957 году общая сумма задолженности государства населению по займам составила около 300 млрд рублей.
19 апреля 1957 года принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза». С этого времени выпуск новых займов был приостановлен, а выплаты процентов и выигрышей отсрочены на 20 лет. Фактически это был технический дефолт по облигациям, хотя власти утверждали, что решение о замораживании всех выплат и выигрышей по ранее размещённым облигациям принято по просьбе трудовых коллективов.
В 1966 году после длительного перерыва начали продаваться облигации 3-процентного выигрышного займа с номиналами 10 и 20 рублей. Это был свободный заём сроком на 20 лет с добровольным участием. К этому времени у населения скопились денежные средства, которые в условиях дефицита товаров стали использовались для приобретения облигаций. Покупка этих облигаций была привлекательной прежде всего для тех, у кого не хватало денег на крупные покупки.
Однако объём внутреннего государственного долга СССР непрерывно рос. В 1975 году он составлял 62,4 млрд рублей, в 1980-м — 156 млрд, в 1992-м — 940 млрд. В это время обычной практикой стало покрытие дефицита государственного бюджета за счёт кредитов Государственного банка. Первоначально они предоставлялись под очень низкий процент на определённый срок, а потом — на бессрочной и беспроцентной основе.
В 1982 году началось размещение облигаций последнего советского государственного внутреннего выигрышного займа («брежневского»). Он позволил сформировать в финансовой системе дополнительные резервы, уменьшить денежную массу и поддержать рубль. Облигации выпускались в трёх номиналах (25, 50 и 100 рублей) на срок в 20 лет. На момент выставления они представляли значительную стоимость (в то время 100 рублей по стоимости соответствовали примерно 150 долларам США). Таким образом, реализация облигаций этого займа означала увеличение внутреннего долга государства на весомую сумму. В 1990 году «брежневский заём» был дополнен новым займом с купонами в 5% сроком на 12 лет.
Российская Федерация
После распада СССР перспективы выплат по облигациям советского периода стали ещё более неопределёнными. Облигации 1982 и 1990 годов были обменены на новые, образца 1992 года. В 1992-м Банк России заявил о готовности выкупить их у населения по цене 160 рублей за 100-рублевую облигацию. С учётом сильного обесценения рубля эта цена была очень низкой, и на предложение ЦБ откликнулись немногие. В 1998 году в ходе деноминации рубля облигации образца 1992 года были заменены новыми — с номиналами, уменьшенными в 1000 раз.
В мае 1995 года вышел Федеральный закон №73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Гарантированные денежные сбережения населения, осуществлённые в период до 1 января 1992 года, были признаны внутренним долгом РФ. Их ценность определялась покупательной способностью денежных средств на момент их вложения. Для сбережений, созданных до 1 марта 1991 года, покупательная способность была признана постоянной и соответствующей покупательной способности валюты СССР в 1990 году. Гарантированные сбережения переводились в «целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами», причём величина новых обязательств по номиналу (сумма долговых рублей) приравнивалась к «первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств».
В то же время не заканчивалась жизнь облигаций выпуска 1982 года. В средствах массовой информации сообщалось, что Европейский суд по правам человека в 2012 году обязал РФ выплатить пенсионеру Ю. Лобанову (Ивановская область) 37 150 евро в качестве компенсации за принадлежащие ему облигации 1982 года. Выкуп этих облигаций продолжался до 2013 года. Известно, что государственная корпорация АСВ («Агентство по страхованию вкладов») 2 июля 2013 года проводило электронные торги в форме открытого аукциона в целях реализации имущества ООО «Витас Банк». На этих торгах начальная цена одной облигации внутреннего выигрышного займа 1982 года номиналом в 50 рублей составляла 24 679 рублей.
В 1993—1998 годах выпускались государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации (ГКО). Эти именные дисконтные облигации, эмитировавшиеся Министерством финансов РФ в бездокументарной форме (в виде записей на лицевых счетах) на срок от нескольких месяцев до одного года, имели высокую доходность (до 140% годовых). На 1 января 1998 года в обращении находились ГКО на общую сумму 272 612 млрд рублей. Населению ГКО стали продавать через коммерческие банки с весны 1998 года. Популярностью среди простых граждан ГКО не пользовались, поскольку имели высокий номинал (с января 1998 года — 1000 деноминированных рублей) и при продаже взималась комиссия до 6%. Очень скоро экономической моделью ГКО стала финансовая пирамида. 17 августа 1998 года по ГКО был объявлен дефолт.
С 1995 года Министерством финансов РФ выпускаются бездокументарные рублёвые купонные облигации федерального займа (ОФЗ). В апреле 2017 года состоялся первый выпуск этих облигаций для физических лиц, являющихся гражданами РСФСР. Объявленный объём эмиссии ОФЗ для населения в период с 26 апреля по 25 октября 2017 года — 15 млрд рублей. Номинал облигаций составляет 1000 рублей, минимальная сумма покупки — 30 штук, срок до погашения — 3 года. Доходность к погашению — 9,02% годовых, то есть выше, чем максимальная ставка по рублёвым депозитам (7,9 %). ОФЗ полностью обеспечены и защищены государством. Их можно передавать по наследству и предъявлять банку-агенту для выкупа. Их обращение на вторичном рынке не допускается.
По состоянию на 1 октября 2017 года объём государственного внутреннего долга РФ составляет 8 881 996,0 млн рублей. Государство по-прежнему нуждается в средствах населения для финансирования экономики, в том числе для обеспечения обязательств по предыдущим заимствованиям и финансирования масштабных проектов. Однако основным каналом привлечения средств физических лиц в экономику в настоящее время являются коммерческие банки.
Источник
Банковский вклад – надежная инвестиция, поскольку денежные средства передаются на сохранение надежной компании. Однако уровень доходности критически мал. Иногда дивидендов не хватает даже для перекрытия инфляции. Поэтому сбережения граждан РФ продолжают постепенно обесцениваться, находясь при этом в банке. Отличной альтернативой банковскому депозиту станут облигации государственного займа.
Российский чиновник А. Кудрин, ранее занимавший должность министра финансов, считает, что ОФЗ – выгодный и надежный инвестиционный инструмент. Государственные облигации способны обеспечить минимальный уровень финансового риска. Однако действительно ли население сможет зарабатывать на ценных бумагах этого типа?
Понятие облигаций государственного займа
Облигации государственного или федерального займа – рублевые ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов России. ОФЗ принято считать одним из наиболее стабильных инвестиционных инструментов отечественного фондового рынка. Главная особенность облигаций, выпущенных государством, заключается в том, что они представлены в качестве документов. Тип хранения – централизованный.
Абсолютно все бумаги подкреплены специальными сертификатами. Они хранятся в Министерстве финансов или у депозитария (это профессиональный участник финансового рынка, оказывающий услугу хранения ценных бумаг). Облигации государственного займа выпускаются со сроком погашения от 1 до 50 лет. Дивиденды выплачиваются преимущественно один раз в год, но могут быть исключения.
Инвестирование в приобретение облигаций государственного займа заключается в том, что вкладчик передает денежные средства государству в долг на установленный срок. Министерство финансов выпускает долговые обязательства с целью урегулирования непредвиденных расходов, которые не были предусмотрены бюджетом. Инвестор получает купонную прибыль до погашения ценной бумаги. Полная стоимость облигации возвращается после окончания срока действия актива.
Наглядный пример
Предположим, что Министерством финансов РФ выпущено долговое обязательство с номиналом 1000 рублей. Правительство устанавливает купонные выплаты в размере 8% годовых. Облигации попадают на фондовую биржу. Однако продажа осуществляется не по номинальной, а по рыночной цене. Это означает, что теоретически инвесторы смогут купить ОФЗ дешевле первоначальной стоимости, или же дороже.
Держатели государственных облигаций получают статус инвестора. Ценная бумага этого типа предполагает, что вкладчик будет получать купонные дивиденды – 8% в год. Во время наступления срока погашения, долговое обязательство продается по номинальной цене. В рамках нашего примера – 1000 рублей.
Первый источник прибыли – купонные выплаты. Второй – погашение или перепродажа. Например, вы сумели купить облигации государственного займа по более низкой рыночной стоимости – 800 рублей. Перепродайте актив, чтобы извлечь из него дополнительный профит.
Доходность облигаций государственного займа
Расчет прибыльности осуществляется на основе всего двух показателей – купонные выплаты и приобретение ценной бумаги ниже номинальной стоимости. В первом случае в учет берутся годовые дивиденды, актуальная цена актива. Второй вариант предполагает сопоставление стоимости покупки и продажи долгового обязательства, стоимости погашения.
На стоимость ОФЗ оказывает воздействие экономический климат в государстве и рыночная стоимость ценной бумаги.
Расчет доходности: наглядный пример
Номинал облигации – 1000 рублей. Рыночная и номинальная цена полностью совпадают. Годовые купонные выплаты – 8,6%. Инвестор за 12 месяцев получит 86 рублей прибыли. Теперь нужно поделить дивиденды на стоимость актива. Получаем 8% — это доходность облигации государственного займа.
Однако на практике не редко возникают дополнительные сложности. В процессе расчета доходности проявляются погрешности, поскольку в расчет берутся следующие показатели:
- налоговые издержки;
- номинальная купонная стоимость;
- разница прибыльности последней торговой операции и актуальной цены.
Чтобы определить доходность с минимальной погрешностью, воспользуйтесь специальным облигационным калькулятором. Например, доступ к такому сервису предоставляет портал Cbonds. Обязательно отслеживайте изменение актуальной цены ОФЗ в режиме online через программу SmartX, скачать которую можно абсолютно бесплатно.
Практика показывает, что зачастую годовая доходность федеральных облигаций варьируется в диапазоне 9-14%.
Классификация облигаций государственного займа
ОФЗ для розничных инвесторов подразделяются на несколько видов. Классификация может изменяться в зависимости от выбранного критерия. По способу выплат:
- Облигации с регулярным купонным доходом. Дивиденды выплачиваются один раз в течение 12 месяцев. Размер выплат не изменяется с момента выпуска ценной бумаги до наступления срока погашения. Покупайте активы этого вида, когда аналитики прогнозируют снижение процентных ставок.
- Облигации государственного займа с фиксированными купонными выплатами. Размер дивидендов определяется перед приобретением ценной бумаги. Однако с течением времени может изменяться. Например, изначально размер купона – 7% от номинальной стоимости, но уже спустя 2 года ставка снижается до 6%.
- Облигации с переменным купоном. Дивиденды привязаны к показателю плавающей ставки, например, к официальной инфляции. Ценные бумаги этого вида необходимо покупать, когда аналитики прогнозируют рост процентных ставок. Их повышение поспособствует максимизации прибыли.
Вторая классификация осуществляется в соответствии с номиналом облигации:
- Амортизация долга – погашение номинала осуществляется частями. Деньги выплачиваются по предварительно установленному графику, не исключено, что в нем будут предусмотрены перерывы.
- Индексируемый номинал – стоимость облигации индексируется в соответствии с показателем потребительской инфляции. Деньги выплачиваются 1 раз в 6 месяцев. Покупайте такие облигации в кризисные периоды, когда растет инфляция, ведь в это время повышаются процентные ставки.
ОФЗ могут также подразделяться на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные виды. Критерием выступает срок погашения.
Инструкция по приобретению ОФЗ для розничных инвесторов
Купить облигации государственного займа намного проще, чем может показаться с первого взгляда. Это доступная операция для всех розничных инвесторов. Первый шаг – выбор брокера. Затем необходимо зарегистрироваться на сайте компании и внести денежные средства на баланс торгового счета.
Сегодня торговля на фондовых рынках осуществляется в режиме online. Поэтому инвесторам необходимо установить на компьютер специальное ПО. Ссылки на скачивание, ключи активации, пользовательское руководство – все это предоставляет брокерская фирма. После инсталляции софта, нужно купить ценную бумагу. Выберите облигацию с выгодными для вас условиями, заполните ордер, кликните на кнопку «Купить».
Денежные средства будут списаны с баланса торгового счета. Инвестор станет официальным владельцем облигации. Продажа актива осуществляется по такому же принципу.
В России функционирует примерно 50 организаций, оказывающих брокерские услуги. Клиенты этих компаний смогут приобрести ОФЗ. Условия торговой операции во многом зависят от выбранного брокера. Брокерская фирма – посредник между розничным инвестором и биржей. Сотрудничайте исключительно с компаниями, получившими лицензию от ЦБ РФ.
Каждый розничный инвестор примет окончательное решение самостоятельно. Инвестиции в облигации государственного займа более чем оправданы. Держатель ценной бумаги получит гарантированный регулярный доход. Финансовые риски минимальны. Поскольку Министерство финансов РФ не обанкротится и не прекратит существование. Банковский депозит практически по всем статьям проигрывает инвестированию в ценные бумаги. ОФЗ – один из самых надежных и безопасных инструментов на современном фондовом рынке России.
Преимущества и недостатки государственных облигаций
ОФЗ доступны всем без исключения розничным инвесторам. Поэтому высокий уровень популярности этого финансового инструмента – вполне обоснованное явление. Статистика подтверждает рост интереса населения к государственным облигациям, который обуславливается широким спектром преимуществ:
- максимальный уровень надежности – в качестве эмитента выступает Правительство РФ, а именно Министерство финансов. Государственные институты абсолютно точно не обанкротятся, следовательно, инвесторы получат обратно свои деньги, а также прибыль в виде дивидендов;
- минимальная стоимость облигаций – сегодня можно приобрести одну ценную бумагу, потратив около 1000 рублей;
- высокий уровень ликвидности – дневной торговый оборот переваливает отметку в 1 000 000 рублей;
- большое количество уже готовых стратегий инвестирования в ценные бумаги, что значительно упрощает работу новичку;
- широкий выбор сроков погашения – от 12 месяцев и до 50 лет. Инвесторы смогут подобрать оптимальные облигации государственного займа;
- большое количество различных видов позволяет подобрать оптимальные ценные бумаги для своей стратегии и актуальной рыночной ситуации;
- льготное налогообложение – физ. лицам не придется платить налог с купонной прибыли. В стоимость ценной бумаги включены все расходы, связанные с заключением торговой операции.
Преимуществ действительно достаточно много. Однако вместе с этим, ОФЗ свойственны определенные недостатки, о которых также нельзя ни в коем случае умалчивать:
- с инвесторов взимается 13% налог с разницы между ценой покупки и продажи ценной бумаги;
- риск минимален, но он есть. Если произойдет дефолт, то инвестор не сможет вернуть свои деньги;
- есть вероятность, что рыночная стоимость облигации государственного займа снизится из-за масштабного финансового кризиса.
Сопоставив преимущества и недостатки ОФЗ, можно прийти к выводу, что положительных качеств у этого инструмента намного больше. Поэтому инвестирование в облигации федерального займа – оправданный шаг.
Все тексты с нашего сайта Школа Инвестора.
Поделитесь своим опытом инвестирования в облигации государственного займа на нашем форуме.
Источник