К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
86.1 – Получение средств из бюджета.
86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Отчет о целевом использовании средств
Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.
Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Целевое финансирование: подробности для бухгалтера
- Гранты: как учитывать для целей исчисления налога на прибыль?
… полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как … рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации … помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В …
- Налоговые последствия нецелевого использования денежных средств дольщиков
… налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, … организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в виде … в рамках целевых поступлений, целевого финансирования.
К сведению
В указанном случае … были ли в итоге средства целевого финансирования использованы по целевому назначению, … организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования;
достигнута ли цель, на достижение … - Размещение унитарным предприятием свободных средств на депозите
… налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. И налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный … даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. Использование полученных … произведенные расходы условиям, установленным источником целевого финансирования.
Что касается полученных процентов … - Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России
… расходы условиям, установленным источником целевого финансирования. Что касается полученных процентов … (а также иных видов целевого финансирования, целевых поступлений) на создание … /57504
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет … у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как … производится компенсация ранее выделенных средств целевого финансирования, то казенное учреждение не … - Средства собственников помещений в МКД на ремонт: учет у УК
… полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. Таким имуществом … у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как … рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Согласно Порядку заполнения декларации, …
- Как автономному учреждению применять УСН в 2020 году?
… полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том … При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов … учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные субсидии рассматриваются как подлежащие …
- Подарки, пожертвования, спонсорская помощь: как учесть для целей налогообложения прибыли?
… благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств.
Налогоплательщики … благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют … рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль … заполняется организациями при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств … - Налоговые решения Судебной коллегии по экономическим спорам (практика 2018 года)
… . вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Определение от 18.09.2018 … , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … , определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде … - Споры по налогу на прибыль (Практика Верховного Суда РФ за 2018)
… , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … , определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде … . вне связи с использованием бюджетного целевого финансирования.
Определение от 16.07.2018 … - УСНО в 2018 году: правила перехода
… организаций. Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми … налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести … учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие … определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде … - Учетная политика для целей бухгалтерского учета: что учесть в 2020 году?
… бюджетных средств со счета учета целевого финансирования капитальных затрат.
Теперь это делается … , не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных … по отдельным статьям:
остаток средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных … - Налогообложение инвестиционной составляющей тарифа на ЖКУ
… только, признав инвестиционную составляющую тарифа целевым финансированием, которую следует выделять отдельной строкой … целевые средства (на счете 86 «Целевое финансирование»), не облагаемые НДС и налогом … средств.
Аналитика синтетического счета 86 «Целевое финансирование» предполагает учет инвесторов, то есть … корреспонденции с синтетическим счетом 86 «Целевое финансирование», в разрезе аналитических субсчетов.
Решение … - Субсидии лучшим сельским учреждениям культуры и их работникам
… , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество …
- Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2018
… , полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком … , определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде …
- Добавочный капитал: формирование, использование и порядок бухгалтерского учета
… -05-06/302***
Использование средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств … Плана счетов (описание счета 86 «Целевое финансирование»), письма Минфина России от 04 … социальную сферу» отражается использование средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств … записи по дебету счета 86 «Целевое финансирование» и по кредиту счета 83 …
Источник
Отчет о целевом использовании полученных средств или форма 6: как правильно?
В составе рекомендованных к применению актуальных форм годовой бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н) присутствует документ, названный отчетом о целевом использовании средств. Часто его также именуют формой 6, несмотря на то что порядковая нумерация форм для отчетов, приведенных в приказе № 66н, не применяется, да и бланков отчетов в этом документе дается всего пять. Откуда же взялось название, отсылающее к номеру формы, и правомерно ли его использование?
Происхождением названия форма 6 отчета о целевом использовании средств обязан приказу Минфина России от 22.07.2003 № 67н — не действующему ныне документу, которым до вступления в силу приказа № 66н (а он стал обязательным для применения с отчетности за 2011 год) утверждались рекомендуемые для использования формы бухотчетности. В приказе № 67н приводились бланки 6 отчетов, и в каждом из них под официальным текстовым наименованием присутствовало указание на порядковый номер формы. Распределялись номера так:
- № 1 — бухгалтерский баланс;
- № 2 — отчет о прибыли и убытках;
- № 3 — отчет об изменениях капитала;
- № 4 — отчет о движении денежных средств;
- № 5 — приложение к бухгалтерскому балансу;
- № 6 — отчет о целевом использовании полученных средств.
Бланки, утвержденные приказом № 66н, указания на номер формы не имеют, и самих форм в этом документе приводится всего пять: из их числа исключен бланк, соответствующий приложениям к бухбалансу. Однако для бухгалтеров, составлявших отчетность за годы, предшествовавшие 2011 году, привычным осталось применение нумерации составляемых форм, упрощающее указание на их наименование. Однако использоваться такая отсылка может только неофициально, поскольку в действующем документе, утверждающем бланки бухотчетности, номера отчетов отсутствуют.
ВАЖНО! С отчетности за 2019 год бухформы, в т. ч. форма 6, действуют в новой редакции. Подробнее об изменениях читайте здесь. Об изменениях в порядке сдачи отчетности в 2020 году узнайте из этой публикации.
Отчетность о целевом использовании средств: кто ее сдает?
Так кто же сдает отчет о целевом использовании средств обязательно?
В приказе № 67н ответ на этот вопрос был однозначным: форму 6 рекомендовалось составлять некоммерческим организациям (п. 4 указаний об объеме форм бухотчетности). Аналогичная рекомендация (правда, с несколько иной формулировкой, отсылающей к общественным организациям, не ведущим предпринимательскую деятельность) имелась и в исходной редакции приказа № 66н (подп. «в» п. 1). Но в настоящее время (приказ Минфина России от 04.12.2012 № 154н) указание на то, кого касается составление отчета о целевых средствах, в тексте приказа № 66н отсутствует. Таким образом, составлять эту форму надлежит всем получателям целевого финансирования, т. е. не только некоммерческим структурам, но и коммерческим организациям, получающим денежные средства целевого предназначения.
Организации, в адрес которых целевые средства не поступают, отчет о них не составляют, поскольку не имеют данных для его заполнения.
Варианты бланка отчета о целевом использовании денежных средств
Рекомендованный к применению бланк отчета об использовании целевых средств существует не в единственном варианте. Приказом № 66н утверждены две его формы:
- полная, приведенная в приложении № 2.1;
- упрощенная, содержащаяся в приложении № 5.
Упрощение подразумевает сокращение числа строк в отчете за счет объединения данных по ряду показателей (подп. «а» п. 6 приказа № 66н) и отсутствие в бланке графы, предназначенной для указания номера пояснений.
Применять упрощенную форму могут лица, имеющие право упростить ведение бухучета и формирование упрощаемой бухотчетности. К числу таких лиц отнесены (п. 4 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям, приведенным в законе «О развитии малого и среднего предпринимательства…» от 24.07.2007 № 209-ФЗ;
- организации некоммерческой направленности, подчиняющиеся закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- участники проекта «Сколково», получившие этот статус в соответствии с законом «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Недоступно упрощение отчетности (п. 5 ст. 6 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ):
- для юрлиц, обязанных проводить аудит своих бухотчетов;
- жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
- кредитных потребкооперативов и микрофинансовых организаций;
- организаций госсектора;
- политических партий;
- объединений адвокатов и нотариусов, юридических консультаций;
- структур некоммерческого характера, выступающих в роли иностранного агента.
Порядок заполнения отчета о целевом использовании
Порядок заполнения отчета о целевом использовании средств нигде отдельно не описан. Логика внесения данных в него вытекает из самого содержания отчета и примечаний, имеющихся под основной таблицей.
Основную таблицу предваряют данные об отчитывающемся лице (его наименование и коды, характеризующие основные сведения о нем: ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС), а также информация о годе, за который составляется отчет, дате создания и применяемой единице измерения вносимых показателей.
Целью заполнения основной таблицы является отражение с учетом аналитики поступлений-выбытий процесса изменения остатка средств целевого финансирования, учтенных в организации (при применении плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, они показываются на счете 86). При этом предусмотрено сравнение данных текущего и предшествующего ему года.
В верхней и в нижней строках таблицы указываются сведения об остатках средств, соответственно, на начало и на конец года. Промежуточные строки делятся на две группы: со сведениями о поступлениях и о расходовании полученных средств. Для каждой из групп приводимые в приказе № 66н бланки предлагают определенную разбивку строк по аналитике, ориентированную на наиболее часто возникающие основания для поступлений и расходования. В полной форме по этим соображениям выделены:
- в поступлениях — строки:
- для вступительных, членских и целевых взносов;
- добровольно вносимых средств;
- доходов, явившихся результатом деятельности отчитывающегося лица;
- прочих полученных средств;
- в расходной части — строчки для данных об использовании средств:
- на цели, ради которых юрлицом получено соответствующее финансирование, с выделением в них информации о расходах на благотворительность и социальную помощь, мероприятия информационного характера, иные процедуры;
- содержание самой отчитывающейся организации с выделением в них сведений о затратах на оплату труда, иные выплаты, командировки, содержание и ремонт имеющегося имущества, иные траты;
- покупку имущества;
- иные расходы.
В упрощенной форме в поступлениях объединены данные о взносах и добровольно вносимых средствах, а в расходной части отсутствует детализация четырех основных групп строк. Кроме того, упрощенную форму отличает отсутствие итоговых цифр, относящихся к поступлениям и расходам.
Вместе с тем при необходимости составитель отчета может дополнить предлагаемый приказом № 66н бланк нужным числом строк (п. 3 приказа № 66н).
Построчный порядок заполнения отчета вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.
Пример заполнения отчета о целевом использовании
Рассмотрим пример заполнения отчета о целевом использовании средств на конкретных цифрах.
Пример
Для благотворительного фонда «Надежда», занимающегося помощью лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, основным источником средств, позволяющим осуществлять предусмотренную уставом деятельность, являются добровольные пожертвования юридических и физических лиц. Остаток неиспользованных на начало года средств составил 30 000 руб. За 2019 год в качестве добровольных пожертвований фонд получил 7 000 000 руб.
Кроме того, фонд организует акции просветительского характера, приносящие ему доход от продажи входных билетов на них. Чистая прибыль от этой деятельности за 2019 год составила 1 000 000 руб.
Расходы, осуществленные фондом, в 2019 году оказались следующими:
- на благотворительные выплаты людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, — 6 400 000 руб.;
- на оплату труда с учетом страховых взносов, начисляемых на сумму дохода работника, — 1 400 000 руб.;
- на командировки с целью проверки реальности сложных жизненных обстоятельств у лиц, которым нужна помощь — 70 000 руб.;
- на косметический ремонт помещения, занимаемого фондом на правах аренды, — 100 000 руб.
Аналогичным образом складывалась ситуация и в 2018 году. Те есть имели место два вида поступлений: добровольно пожертвованные суммы (5 500 000 руб.) и прибыль от предпринимательства (900 000 руб.). Использовались средства на благотворительные выплаты нуждающимся в них лицам (5 200 000 руб.), оплату труда и страховые взносы (1 100 000 руб.) и поездки в командировки (80 000 руб.). Неиспользованные на начало года средства составляли сумму 10 000 руб.
В основной таблице отчета остатки средств на начало года будут показаны по строке с кодом 6100, а остатки на конец года — по строке 6400. При этом данные строки 6100 для 2019 года (на его начало) и строки 6400 для 2018 года (на его конец) должны быть одинаковыми.
Поступления найдут отражение в строках 6230 (добровольные пожертвования) и 6240 (прибыль от предпринимательства). Общая их сумма попадет в строку 6200.
В отношении расходов на целевые мероприятия окажутся задействованными строки 6310 (в ней будет показана общая их величина) и 6311 (она предназначена для расходов в виде благотворительной помощи).
В части расходов на содержание самого фонда будут использоваться строки 6320 (здесь отразится общая их сумма), 6321 (расходы, связанные с оплатой труда), 6323 (расходы на командировки) и 6325 (расходы на ремонт имущества).
Общая величина произведенных расходов, равная сумме строк 6310 и 6320, попадет в строку 6300.
Остаток средств на конец каждого года рассчитывается от суммы их остатка на его начало путем прибавления общей величины поступлений и вычитания из этого слагаемого общей суммы расходов, т. е. по формуле (если ее составить с использованием кодов строк отчета): 6100 + 6200 — 6300 = 6400.
Заполненный по приведенным данным отчет смотрите на нашем сайте.
Скачать образец
Итоги
Отчет, отражающий информацию о динамике средств целевого финансирования, формируется при наличии у отчитывающегося лица таких средств. При его создании обычно используется рекомендованный Минфином России бланк, который имеет две формы (полную и упрощенную) и при необходимости может дополняться нужными строками. Упрощение отчета достигается объединением показателей и доступно не всем пользователям этой формы. Специальных указаний по заполнению действующего бланка не существует, поэтому вносить данные в него нужно, опираясь на логику самой формы отчета.
Источники:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
- Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
- Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
Источник