К категории государственных,
относят все ценные бумаги эмитированные
государственными структурами. Все
бумаги данного типа являются долговыми,
то есть, выпускаются с целью займа
средств у инвесторов (в том числе и у
рядового населения страны). Денежные
средства занимаемые таким образом, идут
на государственные нужды (покрытие
долговых обязательств, устранение
дефицита бюджета и т.п.), на осуществление
разного рода социальных проектов, на
развитие инфраструктуры городов (в
случае с муниципальными облигациями).
А кроме этого, вот
перечень основных вопросов, решению
которых может способствовать выпуск
государственных ценных бумаг (ГЦБ):
- Возможность регулирования денежной массы находящейся в обращении;
- Регулирование уровня инфляции в стране;
- Возможность оказания влияния на текущий курс национальной валюты;
- Переброска капитала между различными сегментами рынка.
Виды государственных ценных бумаг и преимущества инвестирования в них
В настоящее время
существует два основных вида бумаг
данного типа:
- Облигации;
- Казначейские векселя.
В России, в настоящее
время, в ходу лишь облигации. К их основным
видам относятся федеральные, региональные
и муниципальные облигации с различными
сроками погашения.
Основными преимуществами
ГЦБ для инвестора являются:
- Повышенная надёжность. Если сравнивать инвестиции в государственные облигации с любыми другими формами размещения денежных средств, то они, как правило, окажутся на порядок надёжнее. Эта надёжность является следствием того, что причиной невыполнения обязательств по ним, может быть разве что дефолт. Ну а вероятность банкротства любого другого эмитента (в пределах одной страны) всегда гораздо выше, чем вероятность дефолта экономики страны в целом;
- Налоговые преференции. Дело в том, что ставка налога на купонный доход получаемый по государственным облигациям относительно мала, а зачастую вообще равна нулю. Поэтому, вкладывая деньги в государственные ценные бумаги можно обзавестись источником дохода не облагаемого налогами.
Классификация ГЦБ
По уровню эмитента, все
ГЦБ можно разделить на три основных
вида:
- Бумаги выпускаемые непосредственно от имени государства. В нашей стране их эмитентом является Минфин РФ. Ярким примером таких бумаг являются облигации федерального займа (ОФЗ);
- Бумаги выпускаемые отдельными регионами страны и способствующие пополнению региональных бюджетов. Это, так называемые, региональные облигации;
- Ну и самый низший уровень, на котором возможен выпуск государственных ценных бумаг, это — администрация отдельного города или населённого пункта. Эти бумаги носят название муниципальных облигаций и созданы они для привлечения денежных средств в городской бюджет. Расходуются они на текущие городские нужды, развитие инфраструктуры, разного рода проекты социальной направленности.
Все долговые ценные
бумаги выпускаемые государством,
относятся к категории срочных, то есть,
все они имеют определённый конечный
срок своего существования. В зависимости
от этого срока, их можно подразделить
на:
- Краткосрочные.
Погашение таких бумаг обычно происходит
в течении одного года с момента их
выпуска; - Среднесрочные. Такие
бумаги подлежат исполнению в сроки от
одного года до пяти лет; - Долгосрочные. Эти
бумаги могут существовать от пяти лет
и более.
В зависимости от того,
на каких рынках выпускаются бумаги и
от того, могут ли они свободно переходить
из рук в руки (посредством сделок
купли-продажи), все ГЦБ можно классифицировать
следующим образом:
- Рыночные. К ним
относятся ГЦБ свободно обращающиеся
на рынке, купить и продать которые может
каждый желающий; - Нерыночные. Такие
бумаги реализуются только один раз
своим первичным владельцам, после этого
они не могут быть перепроданы кому-либо
и находятся в одних руках вплоть до
наступления срока своего погашения; - Целевого размещения.
Эти бумаги реализуются только среди
определённого, установленного правилами,
круга лиц. Их можно перепродавать, но
только лицам из обозначенного круга.
Получать доход от
владения ГЦБ тоже можно по разному (в
зависимости от той формы, которая была
установлена при выпуске соответствующих
бумаг):
- Можно получать его в виде фиксированного процента, установленного в момент эмиссии ценных бумаг;
- А можно и по плавающей процентной ставке, это когда процент привязывается к какой либо другой величине (к темпу инфляции или к межбанковской ставке LIBOR например);
- Можно получать доход в виде дисконта. Это когда изначально, облигации реализуются по цене ниже своего номинала (как раз на величину дисконта), а их погашение происходит уже по номиналу. Соответственно, чем ближе момент погашения, тем ближе их цена к номинальной;
- Существует ещё такая категория государственных облигаций, выплата дохода по которым осуществляется посредством выигрыша. Эта категория именуется — облигации выигрышного займа.
Кроме этого, выплата
дохода по ГЦБ, может осуществляться
посредством комбинации нескольких
перечисленных выше способов.
В настоящее время
возможен выпуск государственных ценных
бумаг как на бумаге, так и в электронном
виде. В зависимости от этого их можно
подразделить на:
- Документарные ГЦБ.
Выпускаются в классическом своём виде,
на специальной бумаге снабжённой всеми
необходимыми степенями защиты; - Бездокументарные
ГЦБ. Выпускаются в электронном виде и
существуют исключительно в форме
записей в компьютеризированных реестрах.
Эти записи, как и записи в обычных
реестрах, отражают все обязательные
реквизиты ценной бумаги (серию, номер,
даты выпуска и погашения, имя текущего
владельца и т.п.).
Наконец, в зависимости
от рынка сбыта, государственные облигации
делятся на:
- Обычные. Предназначенные для инвесторов на внутрироссийском рынке;
- Еврооблигации. Номинированные в иностранной валюте и предназначенные для сбыта зарубежным инвесторам.
Государственные ценные
бумаги в России
Государственные
облигации выпускались ещё в дореволюционной
России. Заёмные средства шли на развитие
промышленности и торговли, на строительство
железных дорог и другие насущные
государственные нужды.
Существовали даже
аналоги современных еврооблигаций.
Так, например, на фондовом рынке Франции
были представлены бумаги Российской
империи номинированные во франках. Они
имели хождение с 1880 года вплоть до того,
как в 1917 году (когда на смену царской
власти пришло правительство большевиков)
не превратились из ценных бумаг в
красивые фантики.
Интересен тот факт, что
после развала СССР и очередной смены
государственного строя, новое правительство
страны взяло на себя обязательство по
выплате этих долгов. Номинал одной такой
облигации составлял 500 золотых франков,
а всего за период с 1880 по 1917 их было
выпущено порядка тридцати миллионов
штук. В 1996 году, в переводе на современные
деньги их общая стоимость (включая
набежавшие проценты) оценивалась в
сорок миллиардов долларов.
Правительство Виктора
Черномырдина договорилось о снижении
суммы выплат в 100 раз — с сорока миллиардов
до четырёхсот миллионов долларов.
Выплаты должны были производиться
равными долями в течении четырёх лет.
Достоверной информацией о том выплатили
ли в итоге всю сумму долга, у меня нет.
Если вы в курсе дела, то можете отписаться
в комментариях.
Возникшая в 1917 году
молодая советская республика естественно
тоже нуждалась в деньгах, а потому
наркому финансов в срочном порядке было
поручено разработать порядок эмиссии
новых облигаций страны. Большинство
облигаций были внутреннего займа, то
есть они распространялись среди населения
страны. Ну и, естественно, все они без
исключения относились к государственным
ценным бумагам (другого варианта при
административно-командной экономике
советского типа просто быть не могло).
Существовали такие
основные их виды как:
- Займы для развития
и восстановления народного хозяйства
страны; - Военные займы (в
период ВОВ 1941-45 гг); - Выигрышные займы
облигаций.
В современной России
(после 1991 года) выпускался целый спектр
ГЦБ. Среди них были и пресловутые ваучеры,
и ГКО, и золотые сертификаты. Названия
многих из этих бумаг стали нарицательными:
Ваучер (приватизационный
чек) — официально предназначался для
того, чтобы справедливо разделить все
активы огромной страны среди её населения
в период перехода к рыночной экономике.
Но почему-то в итоге для одних (сейчас
они живут в Лондоне или ещё где-нибудь
подальше от родной страны так щедро
одарившей их своими благами) получилось
справедливее чем для других (остального
населения России).
ГКО — изначально
выпускались с исключительно благими
намерениями (обеспечить поддержку
экономики страны в столь трудные для
неё годы), но в итоге стали ещё одним
инструментом для околпачивания широких
масс населения. Они выпускались в 90-х
годах прошлого столетия (вполне в духе
того времени) и служили весьма удобным
средством поступления средств в бюджет
страны. В то время, в России были жуткие
темпы инфляции и доходность ГКО должна
была им соответствовать (слегка перекрывая
их, дабы обеспечить определённую
доходность и создать спрос).
В итоге получилось так,
что инфляция в итоге снизилась и
стабилизировалась на уровне около 20%
(1996 год), а процент по ГКО так и остался
очень высоким (до 250%). К 1998 году сложилась
такая ситуация, что доля всех выпущенных
бумаг по своей стоимости превышала
половину бюджета страны. Естественно,
что выполнить взятые на себя обязательства,
государство попросту не сумело и пришлось
объявить дефолт.
Выпускались также и
другие типы государственных ценных
бумаг:
Казначейские
обязательства — применялись, в
основном, для взаимозачёта между
государством и предприятиями. В 1994 году
долги по госзакупкам перед различными
предприятиями страны достигли критической
отметки и нужно было как-то расплачиваться.
Прибегать к новой эмиссии денег не стали
дабы не подстегнуть и без того бушующую
инфляцию, а вместо этого выпустили
казначейские обязательства. Ими и
расплатились по долгам с предприятиями,
а тем, в свою очередь разрешили уплачивать
ими налоги.
Золотые сертификаты
— использовались для покрытия бюджетных
расходов страны в период с 1993 по 1994 годы.
Бумаги были обеспечены золотом и номинал
каждой из них соответствовал 10 килограммам
этого благородного металла. Доходность
по ним исчислялась относительно ставки
LIBOR (+0,75%),
а погасить их можно было
наличными (в российских рублях),
российскими ценными бумагами или
слитками золота.
Облигации
внутреннего государственного валютного
займа (ОВГВЗ) — были
номинированы в долларах США и выпускались
в счёт долгов ВЭБ с 1993 года. Были выпущены
транши облигаций с различными сроками
погашения (от одного года до пятнадцати
лет).
Облигации
государственного сберегательного займа
(ОГСЗ) — позволяли
получать по ним доход выше чем по другим
ценным бумагам выпущенным государством.
Выпускались с 1995 по 1998 годы в документарной
форме на предъявителя. Доход по ним
выплачивался Сбербанком в конце каждого
очередного квартала и не облагался
никакими налогами.
В настоящее
время, из государственных ценных бумаг
в нашей стране выпускаются только лишь
облигации.
Источник
Государственный займ — это ключевая форма государственного кредита. Она осуществляются посредством выпуска гос. долговых обязательств (по-другому их называют казначейскими), гарантированных правительством. В нашей статье речь пойдет о видах государственного займа и иных, не менее важных аспектах вопроса.
Классификация по методу обращения
Стоит отметить, что правом на привлечение заемных денежных средств от имени Правительства РФ обладает исключительно Министерство финансов. Понятие государственного займа предполагает наличие достаточно обширной классификации. Так, в соответствии с таким критерием, как способ обращения, они подразделяются на рыночные и нерыночные.
Вам будет интересно:Производительность труда: измеряется отношением реального объема продукта и эффективности труда человека
Рыночные государственные займы — это те, которые оформлены в виде определенных ценных бумаг. Последние отличает свободное обращение после первичного размещения на соответствующем рынке. Под нерыночными займами необходимо понимать займы, которые оформлены в фондовые инструменты, приобретаемые инвестором у Правительства. Стоит отметить, что они могут быть реализованы исключительно Правительству.
По периоду заимствования
Государственный займ — это категория, которая классифицируется также по сроку заимствования. Так, займы могут быть краткосрочными (в данном случае период погашения не должен превышать 1 года), среднесрочными (срок погашения варьируется от 1 до 5 лет) и долгосрочными (период погашения может превышать 5 лет). Согласно бюджетному законодательству РФ, долговые обязательства бывают краткосрочными (до 1 года) и долгосрочными (более 1 года).
По месту размещения и обеспеченности
В соответствии с таким критерием, как место размещения, займы в государственной экономике могут подразделяться на внешние и внутренние. Первая категория представляет собой государственные обязательства перед нерезидентами. Речь идет о зарубежных кредиторах. Внутренние займы — не что иное, как займы перед резидентами страны.
В зависимости от критерия обеспеченности долговых обязательств гос. займы бывают закладными и беззакладными. Первые обеспечиваются конкретным залогом, к примеру, определенным имуществом. В свою очередь, беззакладные займы отличаются тем, что они не обеспечиваются ничем конкретным. В данном случае в роли обеспечения выступает все государственное имущество.
По форме выплаты
Вам будет интересно:Изменение доли стран в мировом ВВП
Государственный займ — это основная форма гос. кредита, у которой достаточно разветвленная классификация. Так, по методу выплаты дохода займы бывают следующих разновидностей:
- Процентные займы. В данном случае доход устанавливается как фиксированный процент от номинала.
- Дисконтные займы. Инвестор получает доходную часть за счет покупки долговых обязательств с дисконтом, а также последующим их погашением в соответствии с номинальной стоимостью по окончании фока, на который денежные средства предоставлялись заемщику (государству).
- Выигрышные займы. Доход по такой форме государственного внутреннего кредита осуществляется на базе тиражей выигрышей.
- Индексационные займы. В данном случае доход выплачивается через индексирование номинальной стоимости изначально приобретенных инвестором ЦБ.
Другие классификации
По обязанности со стороны заемщика полностью соблюдать сроки, связанные с погашением займа и определенные при его выпуске, принято выделять обязательства с правом погашения досрочно и без этого права.
В соответствии с признаком держателей ЦБ, различают займы, которые реализуются исключительно среди юридических лиц, среди физических лиц, а также универсальные, иными словами, размещаемые как среди юридических, так и среди физических лиц.
По эмитентам гос. займы классифицируются, к примеру, на обязательства, выпускаемые Правительством РФ и местными структурами управления.
По направлениям применения заемных денежных средств государственные займы могут быть классифицированы на целевые и нецелевые. Стоит заметить, что деньги, привлеченные в соответствии с целевыми займами, должны использоваться лишь в целях финансирования конкретных, заранее определенных программ, для осуществления которых и производится их размещение. Денежные средства, вырученные от размещения государственных займов нецелевого плана, бывают направленными на покрытие текущих расходов бюджета, рефинансирование актуальной задолженности или же на иные нужды. Их использование уместно в случае дефицита бюджета (это превышение расходной части государственного бюджета над доходной).
Правила государственных заимствований
Вам будет интересно:Минимальная зарплата в Крыму: новый размер МРОТ с 1 января 2019 года
На территории РФ право осуществлять гос. заимствования принадлежит РФ, Правительству РФ, а также резидентам страны под гарантии Правительства. От имени РФ государственные заимствования (например, выпуск облигаций государственного займа) реализует Правительство РФ.
Государственные заимствования производится в пределах границ внутреннего и внешнего государственного долга. Стоит отметить, что они установлены законом касательно республиканского бюджета на очередной финансовый год. Суммарный объем гос. заимствований ни при каких обстоятельствах не должен быть больше объема капитальных расходов государственного бюджета в соответствующий финансовый год.
Формы долговых обязательств
Долговые обязательства РФ могут быть реализованы в следующих формах:
- Кредитное соглашение, иными словами, договор государственного займа. Он заключается от имени РФ, выступающей заемщиком, с организациями кредитного плана, международными структурами, иностранными государствами и другими нерезидентами и резидентами страны. Сюда же целесообразно отнести соглашения (договора), заключенные от имени Федерации касательно реструктуризации и пролонгации долговых обязательств страны, оставшихся с прошлых лет.
- Государственные займы, которые осуществляются посредством выпуска ЦБ от имени Российской Федерации.
- Договоров о предоставлении соответствующих гарантий Правительства РФ.
- Государственные займы, реализуемые посредством выпуска ЦБ местными распорядительными и исполнительными органами.
- Договор касательно предоставления гарантий местных распорядительных и исполнительных. Это относится к областным, районным и городским исполнительным комитетам.
- Договор о получении бюджетного кредита.
Стоит заметить, что сегодня обязательства в форме договоров (кредитных соглашений) используются активнее всего по причине необходимости формирования соответствующих условий для того, чтобы преодолеть кризисные явления в экономике и справиться с дефицитом бюджета (это превышение расходов над доходами). Именно поэтому целесообразно рассмотреть данную форму подробнее.
Договор займа. Заемщик и заимодавец
Как выяснилось, основной формой долговых обязательств является кредитное соглашение. Данная категория регулируется ст. 817 ГК РФ. По договору гос. займа, заемщик — это Российская Федерация или ее субъект, а займодавец — это физическое или юридическое лицо. Государственный займ — это в любом случае добровольное решение. Соответствующий договор заключается посредством покупки займодавцем выпущенных гос. облигаций или других гос. ценных бумаг, которые удостоверяют право займодавца получить от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства или, в зависимости от определенных заранее условий займа, другого имущества, конкретных процентов либо иных прав имущественной природы в сроки, которые предусмотрены условиями выпуска займа в обращение.
Необходимо отметить, что договор гос. займа может заключаться также в других формах, охарактеризованных в предыдущей главе и предусмотренных бюджетным законодательством страны (абзац введен ФЗ от 26.07.2017 N 212-ФЗ). Изменение установленных условий выпущенного в обращение государственного займа недопустимо. Правила касательно договора гос. займа соответственно применимы к займам, которые выпускаются муниципальным образованием.
Отношения по заключению договоров
В отношениях, связанных с заключением кредитных соглашений (иными словами, договоров), в роли заемщика, как выяснилось, выступает РФ в лице соответствующих структур. Эти отношения вместе с нормами финансовой правовой отрасли регулируются посредством международного права, в рамках которого определяется в том числе правовой статус финансовых организаций международного уровня, условия, порядок предоставления, применения и погашения денежных средств, которые выданы этими организациями. Важно отметить, что привлечение внешних гос. займов от имени Федерации реализуется правительством исключительно по решению президента страны.
Внешние гос. займы, которые предоставлены резидентам РФ на условиях переуступки, в любом случае приравниваются к внешним гос. займам, которые получены под гарантии Правительства. Цель привлечения государственных займов внешнего типа обязательно указывается в решении о его привлечении согласно основным целям заимствований, которые предусмотрены Президентом РФ и соответствующими законодательными актами.
Цели привлечения внешних займов
Далее целесообразно рассмотреть основные цели привлечения внешних государственных займов:
- Федерацией — для того, чтобы покрыть дефицит республиканского бюджета, а также для иных целей, которые предусмотрены президентом РФ и законодательными актами, действующими на территории страны.
- Правительством РФ — чтобы заниматься решением экологических и социальных проблем, ликвидировать последствия стихийных бедствий и поддерживать экономические реформы. В данную категорию входят и другие цели, предусмотренные президентом РФ, а также действующими на территории страны законодательными актами.
- Резидентами РФ под гарантии правительства, а также правительством и резидентами под гарантии правительства — для того, чтобы предоставлять займы заемщикам-резидентам в соответствии с условиями переуступки, то есть для импорта энергоресурсов, сырья, иной необходимой товарной продукции, а также продуктов при критическом положении в целях обеспечения ими республики; для осуществления государственных программ и инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями развития государственной экономики; для других целей согласно законодательным актам, функционирующим на территории страны.
Вам будет интересно:Экономическое поведение: понятие, виды и сущность
Стоит отметить, что решение касательно привлечения государственного займа принимается президентом. Помимо этого, оно может быть принято Правительством, в том числе в соответствии с условиями переуступки (правительством страны после согласования с президентом); резидентами Федерации под гарантии правительства, в том числе согласно условиям переуступки (правительством страны после согласования с президентом).
Выпуск ценных бумаг
Важно иметь в виду, что немаловажную роль в обеспечении государственного бюджета играют и государственных займы, которые осуществляются посредством выпуска ценных бумаг от имени Федерации. Данная форма долговых обязательств страны также достаточно распространена. Под государственными ценными бумагами необходимо понимать ЦБ, которые выпускаются Министерством финансов от имени Российской Федерации.
Ценные бумаги государственного значения могут выпускаться в виде:
- Государственных облигаций краткосрочного типа, срок обращения которых составляет до 1 года (ГКО).
- Государственных облигаций долгосрочного типа, срок обращения который варьируется от 1 года и более (ГДО).
Выпуск государственных облигаций производится с целью привлечения средств граждан и юридических лиц, которые являются временно свободными, в том числе иностранных, как правило, для финансирования дефицита государственного бюджета (как отмечено выше, под дефицитом следует понимать превышение расходной части над доходной).
Эмиссия облигаций осуществляется от имени Министерством финансов. Объем эмиссии ценных бумаг определяется данной структурой при формировании проекта республиканского бюджета, как правило, на очередной бюджетный (финансовый) год. В любом случае объем уточняется в процессе его исполнения в установленном действующим на территории страны законодательством порядке.
В соответствии с каждым выпуском облигаций Министерство финансов страны принимает решение, содержащее информацию об их виде, сроке обращения, дате и объеме выпуска, дате погашения, номинальной стоимости, актуальных условиях их размещения, досрочном погашении, выплатах процентного дохода (данный пункт касается лишь процентных облигаций), а также об обмене облигаций.
Размещение ценных бумаг среди организаций производится следующими методами:
- Реализация на аукционе, который проводится в соответствии с определенными правилами, утверждаемыми банком, однако по согласованию с Министерством финансов.
- Прямая продажа Министерством финансов организациям на условиях, которые утверждены данным министерством.
- Передача или продажа облигаций банкам для последующей перепродажи.
Среди физических лиц облигации размещаются в порядке, который установлен Министерством финансов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие и классификацию государственного займа, более подробно остановились на самых важных аспектах темы. В заключение целесообразно рассмотреть категорию гарантии правительства. Это обязательство Федерации, от имени которой выступает правительство, как гаранта взять на себя полную или частичную ответственность перед кредитором за погашение заемщиком (им выступает резидент страны) обязательств, связанных с договором займа, который заключен этим резидентом.
Государственная гарантия в качестве формы государственного долга, используемая в финансовом праве и даже регулируемая им, базируется в первую очередь на общих нормах гражданского права РФ, которые контролируют отношения, связанные с обеспечением исполнения обязательств. В то же время нормы финансовой отрасли права играют ключевую роль в регулировании государственных гарантий.
Источник