(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
2. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
3. Государственные внутренние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах федерального бюджета.
4. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
5. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимается привлечение от имени Российской Федерации заемных средств в федеральный бюджет путем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и в форме кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
6. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации, финансового обеспечения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.
7. Право осуществления государственных внешних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
8. Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации вправе осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период), а также с превышением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации и верхнего предела государственного долга Российской Федерации в случае, установленном пунктом 14 статьи 241 настоящего Кодекса.
Министерство финансов Российской Федерации вправе привлекать краткосрочные кредиты кредитных организаций от имени Российской Федерации на цели пополнения остатков средств на счетах федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Под государственными внутренними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, от кредитных организаций, международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
10. Под муниципальными внутренними заимствованиями понимается привлечение от имени муниципального образования заемных средств в местный бюджет путем размещения муниципальных ценных бумаг и в форме кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
11. Государственные внутренние заимствования субъекта Российской Федерации и муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования, пополнения в течение финансового года остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета соответственно.
12. Под государственными внешними заимствованиями субъекта Российской Федерации понимается привлечение от имени субъекта Российской Федерации заемных средств в бюджет субъекта Российской Федерации путем размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и в форме кредитов из федерального бюджета в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, а также от международных финансовых организаций и иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в иностранной валюте.
13. Под муниципальными внешними заимствованиями понимается привлечение кредитов в местный бюджет из федерального бюджета от имени муниципального образования в рамках использования Российской Федерацией целевых иностранных кредитов, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования перед Российской Федерацией, выраженные в иностранной валюте.
14. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, а также погашения государственных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.
15. Муниципальные внешние заимствования осуществляются в целях финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
16. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит одному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации).
17. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с настоящим Кодексом и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации (исполнительно-распорядительному органу муниципального образования).
18. Размещение государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) осуществляется субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при соблюдении следующих условий:
1) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
КонсультантПлюс: примечание.
Действие пп. 2 п. 18 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
2) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) получен кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 19 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
19. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса, до уровней, позволяющих отнести субъект Российской Федерации (муниципальное образование) к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 20 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
20. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 21 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
21. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних и внешних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 3 статьи 106 и пункта 11 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 22 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
22. Основанием для отказа в согласовании программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий муниципального образования, отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение муниципальным образованием требований пункта 19 настоящей статьи, пунктов 2 и 4 статьи 106 и пункта 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 23 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
23. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в объемах, приводящих к увеличению значений показателей долговой устойчивости субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренных пунктом 5 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 24 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
24. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования в форме кредитов от кредитных организаций и путем размещения ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципального образования) только в целях рефинансирования долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также в форме целевых бюджетных кредитов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 25 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
25. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, не вправе осуществлять государственные (муниципальные) внешние заимствования и предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в иностранной валюте.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 26 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
26. Субъект Российской Федерации (муниципальное образование), отнесенный в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, вправе осуществлять государственные (муниципальные) внутренние заимствования, предоставлять государственные (муниципальные) гарантии в валюте Российской Федерации только в случае согласования с Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации) программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 27 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
27. Основанием для отказа в согласовании программ государственных внутренних заимствований, государственных гарантий субъекта Российской Федерации в валюте Российской Федерации (программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), отнесенного в соответствии со статьей 107.1 настоящего Кодекса к группе заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости, а также изменений в указанные программы является несоблюдение субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) требований пунктов 23 — 25 настоящей статьи, пунктов 2 — 4 статьи 106 и пунктов 11, 12 статьи 107.1 настоящего Кодекса.
КонсультантПлюс: примечание.
Действие п. 28 ст. 103 приостановлено с 01.01.2021 до 01.01.2022 (ФЗ от 15.10.2020 N 327-ФЗ).
28. Проведение реструктуризации обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по целевым бюджетным кредитам из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленным в рамках плана восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), предусмотренного пунктом 9 статьи 107.1 настоящего Кодекса, не допускается.
Источник
17.1. Основные принципы
Государственные
и муниципальные займы
— это денежные ресурсы, привлекаемые
для покрытия дефицита соответствующего
бюджета от физических и юридических
лиц, иностранных государств, международных
финансовых организаций на основании
заключаемых договоров, по которым
возникают долговые обязательства РФ,
субъекта РФ, муниципального образования
как заемщиков или гарантов.
В
зависимости от валюты заимствования
различают государственные
внутренние и внешние заимствования.
Право
осуществления государственных
внешних заимствований РФ и
субъектов РФ и заключения договоров о
предоставлении государственных
гарантий, договоров поручительства
другим заемщикам для привлечения
внешних кредитов принадлежит РФ,
субъекту РФ. От имени РФ внешние
заимствования осуществляет Правительство
РФ от имени субъекта РФ — правительство
субъекта РФ. Право осуществлять
государственные внешние заимствования
в соответствии с законодательством РФ
имеют субъекты РФ, бюджеты которых не
получают финансовую помощь на выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности.
Предельный объем
государственных внешних заимствований
РФ установлен на уровне годового объема
платежей по обслуживанию и погашению
государственного внешнего долга РФ.
Правительство РФ осуществляет внешние
заимствования в объеме сверх
установленного федеральным законом о
федеральном бюджете предельного объема,
если оно осуществляет реструктуризацию
государственного внешнего долга, которая
приводит к снижению расходов на его
обслуживание, в рамках установленного
предельного объема государственного
внешнего долга.
От
имени РФ право осуществления государственных
внутренних заимствований и
выдачи государственных гарантий другим
заемщикам для привлечения кредитов
принадлежит Правительству РФ. От
имени субъекта РФ такое право принадлежит
уполномоченному органу исполнительной
власти субъекта РФ. От имени муниципального
образования это право реализует
уполномоченный орган местного
самоуправления.
Правительство РФ
осуществляет внутренние и внешние
заимствования с превышением
установленного федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год предельного объема
государственного внутреннего и внешнего
долга вместо внешних заимствований,
если это снижает расходы на обслуживание
государственного долга в рамках
установленного федеральным законом
объема долга.
Государственные
и муниципальные займы осуществляются
путем выпуска ценных бумаг от
имени РФ, субъекта РФ или муниципального
образования. Таким образом, по договору
государственного и муниципального
займа заемщиком и эмитентом выступает
РФ, субъект РФ или муниципальное
образование, а инвестором — гражданин
или юридическое лицо-резидент или
нерезидент.
Договор
государственного
или муниципального займа заключается
путем приобретения инвестором выпущенных
государственных либо муниципальных
облигаций или других государственных
либо муниципальных ценных бумаг,
удовлетворяющих право инвестора на
получение от заемщика предоставленных
ему взаймы денежных средств или, в
зависимости от условий займа, другого
имущества, установленных процентов
либо других имущественных прав в
сроки, предусмотренные условиями выпуска
займа в обращение. Изменение условий
выпущенного в обращение займа не
допускается. Государственные и
муниципальные займы являются
добровольными.
Договоры о
государственных внешних заимствованиях,
исполнение которых требует увеличения
их предельных объемов, утвержденных
федеральным законом о федеральном
бюджете, включаются только после внесения
соответствующих изменений в федеральный
бюджет на очередной финансовый год.
Договоры
о государственных внешних заимствованиях
РФ, о предоставлении гарантий по внешним
займам подлежат ратификации
при
следующих обстоятельствах:
1)
если предусмотренные этими договорами
займы или гарантии не включены в
программу государственных внешних
заимствований
РФ или привлекаемые по ним финансовые
средства превышают сумму, эквивалентную
10 млн. долл. США, на весь срок займа;
2) если исполнение
таких договоров требует увеличения
предельных объемов государственных
внешних заимствований, утвержденных
федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год;
3) другим основаниям,
предусмотренным законодательством
РФ.
Государственные
внутренние и внешние заимствования
осуществляются в соответствии с
программами,
утверждаемыми
на очередной финансовый год.
Ежегодно
разрабатываются и утверждаются программы
государственных внешних заимствований
РФ и предоставляемых РФ государственных
кредитов, отражающие перечень внешних
заимствований федерального бюджета
на очередной финансовый год с указанием
цели, источников, сроков возврата, общего
объема заимствований, объема
использованных средств по займу до
начала финансового года и объема
заимствований в данном финансовом
году.
В
программе государственных внешних
заимствований РФ отдельно
предусматриваются все займы и
государственные гарантии, величина
которых превышает сумму, эквивалентную
10 млн. долл. США, на весь срок займа.
Правительство РФ имеет право на
осуществление внешних заимствований,
не включенных в программу государственных
внешних заимствований РФ, если они
осуществляются в процессе реструктуризации
государственного внешнего долга РФ,
которая приводит к снижению расходов
на обслуживание государственного
внешнего долга в рамках его предельного
объема. Такое право распространяется
только на несвязанные
государственные
внешние заимствования.
Программы
государственных внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
представляют собой перечень внутренних
заимствований РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований на очередной
финансовый год по формам и видам
заимствований, общий объем заимствований,
направляемых на покрытие дефицита
бюджета. В программы включаются соглашения
о займах, заключенные в предыдущие годы,
если такие соглашения не утратили силу.
При
выпуске долговых обязательств РФ,
субъектов РФ, муниципальных образований
с обеспечением исполнения обязательств
в виде обособленного имущества программы
государственных внутренних заимствований
РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований содержат количественные
данные об эмиссии таких обязательств,
выраженные в национальной валюте, а
также примерный перечень имущества,
которое может служить обеспечением
исполнения этих обязательств в течение
срока заимствования.
При выпуске
государственных или муниципальных
ценных бумаг под обособленное имущество,
находящееся в государственной или
муниципальной собственности, в
соответствии с условиями эмиссии
исполнение обязательств по таким ценным
бумагам может осуществляться путем
передачи в собственность владельцев
этих государственных или муниципальных
ценных бумаг имущества, явившегося
обеспечением их выпуска.
В случае исполнения
обязательств по государственным или
муниципальным ценным бумагам путем
передачи имущества размер государственного
или муниципального долга уменьшается
на величину стоимости переданного
имущества, а расходы на погашение долга
учитываются в размере стоимости
переданного имущества.
Решение
об эмиссии
государственных
ценных бумаг РФ, субъектов РФ или
муниципальных ценных бумаг принимается
соответственно Правительством РФ,
органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления
в соответствии с предельными объемами
дефицита бюджета и государственного
или муниципального долга.
В решении об эмиссии
государственных или муниципальных
ценных бумаг отражаются:
• сведения об
эмитенте ценных бумаг;
• объем и условия
эмиссии;
• способ исполнения
обязательств по ценным бумагам.
Порядок выпуска,
обращения и погашения государственных
ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также
муниципальных ценных бумаг регулируется
федеральным законом об особенностях
эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг.
Заимствования,
осуществляемые путем предоставления
государственных или муниципальных
гарантий, учитываются в составе
государственного или муниципального
долга. Они не являются источником
финансирования дефицита бюджета. В
расходы на обслуживание государственного
или муниципального долга закладывается
резерв на исполнение обязательств по
гарантиям при наступлении гарантийного
случая.
В
Российской Федерации действует единая
система учета и регистрации государственных
заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные
образования регистрируют свои
заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ
ведет государственные книги внутреннего
и внешнего долга РФ. Информация о
заимствованиях и других обязательствах
вносится эмитентом в Государственную
долговую книгу РФ, субъекта РФ или
муниципальную долговую книгу в течение
3 дней с момента возникновения
соответствующего обязательства.
Информация,
внесенная в муниципальную долговую
книгу, передается органу, ведущему
государственную долговую книгу
соответствующего субъекта РФ, затем
данная информация передается органу,
ведущему Государственную долговую
книгу РФ.
В Государственную
долговую книгу РФ вносятся сведения об
объеме долговых обязательств РФ,
субъектов РФ и муниципальных образований
по эмитированным ценным бумагам, о дате
эмиссии ценных бумаг, об исполнении
обязательств полностью или частично,
а также другая информация, состав которой
устанавливается органом, осуществляющим
ведение Государственной долговой книги
РФ.
Соседние файлы в папке ГМФ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник