Основными способами установления обязательств были заключение договора или причинение вреда (деликт). Лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывалось совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Но в Русской Правде еще не существовало отличия гражданско-правового деликта от уголовно-правового. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекли ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Краткой Правды). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12—13 Краткой Правды).
Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, хотя еще не существует ни термина «договор», ни определения его понятия. Очевидно, что под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникали юридические права и обязанности. Для заключения договора стороны должны были отвечать следующим требованиям: возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли). Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы.
Поначалу договоры заключались, как правило, в устной форме, с соблюдением символических обрядов (магарыч, рукобитье) и обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма.
Договор мены — один из самых древних. Из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было недостаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собственности на проданную вещь.
Весьма распространен был договор займа. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и другие вещи. Заем на сумму более трех гривен заключался с обязательным присутствием свидетелей. Заем на меньшую сумму свидетелей не требовал и мог быть подтвержден клятвой кредитора. Русская Правда знает несколько видов займа:
1) простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которые назывались резом (с занятых денег), наставим (с меда), при-сопом (с жита). Проценты делились на годовые, третные и месячные. Размер годовых равнялся 20%, третные и месячные были еще выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств вели к потере свободы;
2) торговый заем или заем, совершаемый между купцами. Он заключался в упрощенной форме, не требовал свидетелей и мог быть подтвержден клятвой. Если товар погибал в результате несчастного случая (кораблекрушение, пожар, действия неприятеля), должнику должны были предоставить рассрочку для выплаты долга. Но если неплатежеспособность была результатом небрежности или порочности (например, пьянства) должника, кредитор мог или предоставить отсрочку, или обратить взыскание на имущество и личность должника. Если имущества не хватало, должник был обязан отработать долг. При этом в первую очередь и в полном объеме удовлетворялись требования князя и иностранных кредиторов, требования местных кредиторов удовлетворялись пропорционально выданным средствам;
3) своеобразной формой займа было закупничество, или самозаклад, заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора. Он оформлял право заимодавца на личность должника вплоть до продажи неисправного должника в рабство.
Поклажа — передача вещей на хранение. Передача вещей на хранение могла совершаться без свидетелей. Русская Правда предполагала, что в случае обвинения хранителя в утаивании какой-то части вещей он очищался от него принятием присяги (клятвы).
Договор личного найма в Русской Правде упоминался только в отношении тиунства и ключничества и влек за собой право нанимателя на личность наемного работника, что в конечном счете приводило к холопству. Наем в услужение, по Русской Правде, не приводил к холопству только в случае, если это специально было оговорено в договоре.
Источник
Íå âûçûâàåò ñïîðîâ ìíåíèå, ÷òî ñîâðåìåííîå ðîññèéñêîå ãðàæäàíñêîå ïðàâî áîëüøåé ñâîåé ÷àñòüþ ÿâëÿåòñÿ ðåöåïöèåé ðèìñêîãî ïðàâà, ïîýòîìó ðàññìàòðèâàÿ èíñòèòóò çàéìà çàêîíîìåðíî áóäåò îáðàòèòüñÿ ê èññëåäîâàíèÿì ðèìñêèõ þðèñòîâ ñ òåì, ÷òîáû ïîíÿòü ïðèðîäó, ïðîñëåäèòü ñòàäèè ôîðìèðîâàíèÿ êîíñòðóêöèè çàéìà.
Ðèìñêîå ïðàâî è, â ÷àñòíîñòè, Äèãåñòû Þñòèíèàíà (533 ãîä í.ý.) ñîäåðæàò ñëåäóþùåå îïðåäåëåíèå çàéìà: «Çàåì (mutuum) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé äîãîâîð, ïî êîòîðîìó îäíà ñòîðîíà (çàéìîäàâåö) ïåðåäàåò â ñîáñòâåííîñòü äðóãîé ñòîðîíå (çàåìùèêó) äåíåæíóþ ñóììó èëè èçâåñòíîå êîëè÷åñòâî èíûõ âåùåé, îïðåäåëåííûõ ðîäîâûìè ïðèçíàêàìè (çåðíî, ìàñëî, âèíî), ñ îáÿçàòåëüñòâîì çàåìùèêà âåðíóòü ïî èñòå÷åíèè óêàçàííîãî â äîãîâîðå ñðîêà ëèáî ïî âîñòðåáîâàíèþ òàêóþ æå äåíåæíóþ ñóììó èëè òàêîå æå êîëè÷åñòâî âåùåé òîãî æå ðîäà, êàêèå áûëè ïîëó÷åíû»[1].
Ñìûñë äîãîâîðà çàéìà, êàê âèäíî èç îïðåäåëåíèÿ, ñîñòîèò â òîì, ÷òî îäíà ñòîðîíà ïåðåäàåò äðóãîé ïðàâî ñîáñòâåííîñòè íà âåùè, ïðè÷åì íåîáõîäèìà ðåàëüíàÿ ïåðåäà÷à âåùè â ïðÿìîå îáëàäàíèå è ñïåöèàëüíîå ñîãëàñèå îá óñëîâèÿõ çàéìà. Ïåðâîíà÷àëüíî, â äðåâíåéøèé ïåðèîä ýòî ñîãëàñèå âûðàæàëîñü â âåñüìà ñïåöèôè÷åñêîé ôîðìå ñòèìóëÿöèè (âçàèìíîãî îáìåíà òîðæåñòâåííûìè îáåùàíèÿìè), ïîçäíåå — îáûêíîâåííîé ïèñüìåííîé ôîðìå. Ïðåäìåòîì äîãîâîðà çàéìà (â åãî ñïåöèôè÷åñêè ðèìñêîé êîíñòðóêöèè) ïðèçíàâàëàñü íå ëþáàÿ âåùü, à òîëüêî òåëåñíàÿ, íàõîäÿùàÿñÿ â îáîðîòå, îòìå÷åííàÿ òîëüêî ðîäîâûìè ïðèçíàêàìè (íå ïðèçíàâàëñÿ çàåì, íàïðèìåð, â îòíîøåíèè îáÿçàòåëüñòâ, ñåðâèòóòîâ, èíäèâèäóàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèõ âåùåé: êàðòèíû îïðåäåëåííîãî ìàñòåðà èëè ñîäåðæàíèÿ è ò.ï.); ïðè îïåðàöèÿõ ñ äðóãèìè ïî âèäó âåùàìè êà÷åñòâî çàéìà íå ñîõðàíÿëîñü.
Îáÿçàòåëüñòâî, âîçíèêàþùåå èç çàéìà, ñòðîãî îäíîñòîðîííåå: çàèìîäàâåö èìååò ïðàâî òðåáîâàòü îò çàåìùèêà âîçâðàòà òàêîãî æå êîëè÷åñòâà âåùåé òàêîãî æå ðîäà è êà÷åñòâà, êàêîå áûëî ïîëó÷åíî; íà çàåìùèêå æå ëåæèò ñîîòâåòñòâóþùàÿ îáÿçàííîñòü. Çàèìîäàâåö óæå ïðè ñàìîì çàêëþ÷åíèè äîãîâîðà, òàê ñêàçàòü, ñäåëàë ñâîå äåëî, ïåðåäàâ â ñîáñòâåííîñòü çàåìùèêà îïðåäåëåííóþ öåííîñòü è óñòàíîâèâ òàêîé ïåðåäà÷åé äîãîâîð. Ïîýòîìó èç äîãîâîðà îí ïîëó÷àåò òîëüêî ïðàâî òðåáîâàíèÿ è íå íåñåò áîëåå íèêàêîé îáÿçàííîñòè; äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ýòîãî ïðàâà â ðàñïîðÿæåíèè çàèìîäàâöà èìåþòñÿ èñêè ñòðîãîãî ïðàâà (actions stricti iuris) action certae creditae pecuniae, condictio certi, conducto triticaria. Íàîáîðîò, çàåìùèê ïðè çàêëþ÷åíèè äîãîâîðà óæå ïîëó÷èë äåíüãè èëè èíûå çàìåíèìûå âåùè è ïîýòîìó íå èìååò ïðàâà íà îñíîâàíèè äîãîâîðà òðåáîâàòü ÷åãî-ëèáî, à òîëüêî íåñåò îáÿçàííîñòü âîçâðàòà òàêîé æå äåíåæíîé ñóììû èëè òàêîãî æå êîëè÷åñòâà äðóãèõ çàìåíèìûõ âåùåé, êàêîå áûëî ïîëó÷åíî îò çàèìîäàâöà.[2]
Îáÿçàííîñòè äîëæíèêà ðîæäàëèñü òîëüêî ñ ðåàëüíîé ïåðåäà÷åé åìó ïðåäìåòà (res) — (âàëþòû çàéìà); ñàìî ïî ñåáå ñîãëàøåíèå î çàéìå (consensus) íèêàêîé þðèäè÷åñêîé ñèëû íå èìåëî. Ìîìåíò ïåðåäà÷è âåùè è áûë íà÷àëîì ìîìåíòà îòâåòñòâåííîñòè äîëæíèêà, ïîýòîìó äîãîâîð çàéìà îòíîñèëñÿ ê îáùåìó ïîäâèäó ðåàëüíûõ êîíòðàêòîâ.[3]
Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè äîãîâîðà mutuum:
à) ïðåäìåò äîãîâîðà — äåíåæíàÿ ñóììà èëè èçâåñòíîå êîëè÷åñòâî äðóãèõ âåùåé, îïðåäåëåííûõ ðîäîâûìè ïðèçíàêàìè (âåñîì, ÷èñëîì, ìåðîé);
á) âåùè ïåðåäàþòñÿ ñ îáÿçàòåëüñòâîì äëÿ çàåìùèêà âåðíóòü çàéìîäàâöó òàêóþ æå äåíåæíóþ ñóììó èëè òàêîå æå êîëè÷åñòâî âåùåé òàêîãî æå ðîäà, êàêèå áûëè ïîëó÷åíû.
Èç äîãîâîðà çàéìà íå âûòåêàëà îáÿçàííîñòü çàåìùèêà ïëàòèòü ïðîöåíòû ñ çàíÿòîé ñóììû, îäíàêî øèðîêî ïðèìåíÿëîñü â ïðàêòèêå çàêëþ÷åíèå îñîáîãî ñîãëàøåíèÿ î ïðîöåíòàõ. Äðåâíåéøàÿ ôîðìà ïðîöåíòíîãî çàéìà fenus; íàïðèìåð, êðåñòüÿíèíó äàâàëè âçàéìû ñåìåíà ñ òåì, ÷òîáû îí âåðíóë ÷àñòü óðîæàÿ, ïîêðûâàþùóþ íå òîëüêî ñòîèìîñòü äàííûõ ñåìÿí, íî è íåêîòîðóþ íàäáàâêó, ò.å. ïðîöåíòû. Fenus âûçûâàë ñðåäè áåäíîòû âîçìóùåíèÿ êàê ôîðìà áåççàñòåí÷èâîé ýêñïëóàòàöèè. Ê êîíöó ðåñïóáëèêè fenus ñòàë âûõîäèòü èç óïîòðåáëåíèÿ. Íî ýòî íå çíà÷èò, ÷òî èñ÷åçëè ïðîöåíòíûå çàéìû; èçìåíèëàñü òîëüêî ôîðìà: â äîïîëíåíèå ê äîãîâîðó çàéìà (mutuum) çàêëþ÷àëîñü îñîáîå ñîãëàøåíèå î ïðîöåíòàõ.
Ìàêñèìàëüíûé ðàçìåð ïðîöåíòîâ â ðàçíûå ïåðèîäû âàðüèðîâàëñÿ: â êëàññè÷åñêîì ïðàâà 1% â ìåñÿö, â ïðàâå Þñòèíèàíà 6% â ãîä (äëÿ òîðãîâöåâ 8% â ãîä).
Íà÷èñëåíèå ïðîöåíòîâ íà ïðîöåíòû áûëî âîñïðåùåíî.
 îáùåì-òî, íóæíî êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî ñîâðåìåííîå ïîíèìàíèå çàéìà íå äàëåêî óøëî îò äðåâíåðèìñêîãî îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ ñîõðàíåíû, îäíàêî ðàññìîòðèì áîëåå ïîçäíèå â õðîíîëîãè÷åñêîì ïëàíå âçãëÿäû íà äîãîâîð çàéìà.
Ïåðâîå óïîìèíàíèå â îòå÷åñòâåííîì îáÿçàòåëüñòâåííîì ïðàâå î äîãîâîðå çàéìà, ðàçëè÷àâøåãî çàåì âåùåé è äåíåã, è äîãîâîðå êðåäèòîâàíèÿ (ïîä ïðîöåíòû è áåç), âñòðå÷àåòñÿ óæå â Ðóññêîé Ïðàâäå (XI â.). Îäíàêî â ýòîì èñòî÷íèêå ïðàâà íåò îòäåëüíîãî ðàçäåëà, ïîñâÿùåííîãî êðåäèòîâàíèþ, íåò îïðåäåëåíèÿ è îáùèõ ïîëîæåíèé î êðåäèòå, óêàçûâàþòñÿ ëèøü òîëüêî îòäåëüíûå óñëîâèÿ è îáÿçàòåëüñòâà äîëæíèêà ïî îòíîøåíèþ ê êðåäèòîðó, à òàêæå óñëîâèÿ ðàçðåøåíèÿ âîçìîæíûõ ñïîðîâ. Ïðèâåäåì äëÿ ïðèìåðà, êàê ýòî âûãëÿäåëî â Ðóññêîé Ïðàâäå:
«Åñëè êðåäèòîð ïîòðåáóåò óïëàòû äîëãà, à äîëæíèê íà÷íåò îòïèðàòüñÿ, òî êðåäèòîð îáÿçàí ïðåäñòàâèòü ñâèäåòåëåé, êîòîðûå ïîéäóò ê ïðèñÿãå, è òîãäà îí ïîëó÷èò ñâîè äåíüãè. Åñëè äîëæíèê íå îòäàâàë åìó ìíîãî ëåò, òî ïëàòèòü åìó åùå 3 ãðèâíû çà îáèäó» (ñò. 47); «Ìåñÿ÷íûé ðîñò ïðè êðàòêîñðî÷íîì çàéìå áðàòü êðåäèòîðó ïî óãîâîðó; åñëè æå äîëã íå áóäåò óïëà÷åí â òå÷åíèå öåëîãî ãîäà, òî ñ÷èòàòü ðîñò ñ íåãî 50%, à ìåñÿ÷íûé ðîñò îòâåðãíóòü» (ñò. 51); «Åñëè íå áóäåò ñâèäåòåëåé, à äîëã íå ïðåâûøàåò 3 ãðèâíû êóí, òî êðåäèòîð äîëæåí èäòè ê ïðèñÿãå äëÿ ñâîèõ äåíåã; åñëè æå äîëã áîëüøå 3 ãðèâåí êóí, òî ñêàçàòü êðåäèòîðó «ñàì âèíîâàò, ÷òî íå ñòàâèë ñâèäåòåëåé, êîãäà äàâàë» (ñò.52).
Èç ýòîãî çàêîíîäàòåëüñòâà ìîæíî âûâåñòè îòãîëîñêè ñîâðåìåííûõ ïîëîæåíèé î êðåäèòå è çàéìå ïðîöåíòíàÿ ñòàâêà, íåîáõîäèìîñòü ñîñòàâëåíèÿ ïèñüìåííîãî äîãîâîðà (êàê ôîðìó ñâèäåòåëüñòâîâàíèÿ) â çàâèñèìîñòè îò ñóììû çàéìà (ñåé÷àñ ýòî èñ÷èñëÿåòñÿ â ÌÐÎÒ); Ïðàâäà äàåò îïðåäåëåííûé ïîðÿäîê âçûñêàíèÿ äîëãîâ ñ íåñîñòîÿòåëüíîãî äîëæíèêà è äðóãèå òîíêîñòè.
Îäíàêî íåëüçÿ íåäîîöåíèâàòü çíà÷åíèå Ðóññêîé Ïðàâäû ïðè ðàññìîòðåíèè çàéìà è êðåäèòà. Êàê âåðíî îòìåòèë èñòîðèê Â. Î. Êëþ÷åâñêèé[4], «Ïðàâäà — ñòðîãî îòëè÷àåò îòäà÷ó èìóùåñòâà íà õðàíåíèå «ïîêëàæó» îò «çàéìà», ïðîñòîé çàåì, îäîëæåíèå ïî äðóæáå, îò îòäà÷è äåíåã â ðîñò èç îïðåäåëåííîãî óñëîâëåííîãî ïðîöåíòà, ïðîöåíòíûé çàåì êðàòêîñðî÷íûé îò äîëãîñðî÷íîãî, è, íàêîíåö, çàåì — îò òîðãîâîé êîìèññèè è âêëàäà â òîðãîâîå êîìïàíåéñêîå ïðåäïðèÿòèå èç íåîïðåäåëåííîãî áàðûøà èëè äèâèäåíäà. ×òî òàêîå òîðãîâûé êðåäèò è îïåðàöèè â êðåäèò õîðîøî èçâåñòíî Ðóññêîé Ïðàâäå».
Îáðàòèìñÿ òåïåðü ê èçëîæåíèþ èíñòèòóòà çàéìà, äàííîìó äîðåâîëþöèîííûì îòå÷åñòâåííûì ïðàâîâåäîì Ãàáðèýëåì Ôåëèêñîâè÷åì Øåðøåíåâè÷åì.
Òàê, ñîãëàñíî Ã.Ô.Øåðøåíåâè÷ó[5], äîðåâîëþöèîííîå ðóññêîå ãðàæäàíñêîå ïðàâî (ïîñëåäíÿÿ ÷åòâåðòü XIX — íà÷àëî ÕÕ ââ.) çàéìîì íàçûâàåò äîãîâîð, â ñèëó êîòîðîãî îäíî ëèöî îáÿçûâàåòñÿ âîçâðàòèòü âçÿòûå ó äðóãîãî â ñîáñòâåííîñòü çàìåíèìûå âåùè â òîì æå êîëè÷åñòâå è òîãî æå êà÷åñòâà. Èç ýòîãî îïðåäåëåíèÿ îáíàðóæèâàþòñÿ ñóùåñòâåííûå ýëåìåíòû äîãîâîðà çàéìà: îäíîñòîðîííîñòü äîãîâîðà, ïåðåäà÷à çàìåíèìûõ âåùåé â ñîáñòâåííîñòü, îáÿçàííîñòü âîçâðàùåíèÿ. Êðîìå òîãî, â äîãîâîðå çàéìà âîçìîæíû è ñëó÷àéíûå ýëåìåíòû, èç êîòîðûõ îáðàùàþò íà ñåáÿ âíèìàíèå óñëîâèå î ñðîêå è î ïðîöåíòàõ.
 ðóññêîé öèâèëèñòèêå ñóùåñòâîâàëî äâà ìíåíèÿ êàñàòåëüíî îäíîñòîðîííîñòè (äâóñòîðîííîñòè) äîãîâîðà çàéìà. Òàê, âûøåóïîìÿíóòûé Ã.Ô.Øåðøåíåâè÷ ñ÷èòàë, ÷òî çàåì ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îäíîñòîðîííèé äîãîâîð: â íåì ëèøü îäíà ñòîðîíà îáÿçûâàåòñÿ ê ñîâåðøåíèþ äåéñòâèÿ, ê âîçâðàùåíèþ âçÿòîãî, òîãäà êàê äðóãàÿ ñòîðîíà èìååò òîëüêî ïðàâî, ïîòîìó ÷òî îíà ñîâåðøèëà äåéñòâèå îäíîâðåìåííî ñ ñîâåðøåíèåì äîãîâîðà, ïåðåäàëà èçâåñòíóþ ñóììó äåíåã èëè äðóãèõ çàìåíèìûõ âåùåé. Äðóãîé îòå÷åñòâåííûé öèâèëèñò Ä.È. Ìåéåð, íàïðîòèâ, ñ÷èòàë çàåì äâóñòîðîííèì äîãîâîðîì (âïðî÷åì, êàê è âñå äîãîâîðà). Ñäåëêè äâóñòîðîííèå (ìíîãîñòîðîííèå) ïðåäïîëàãàþò äåéñòâèå äâóõ èëè íåñêîëüêèõ ëèö äëÿ èçìåíåíèÿ ñóùåñòâóþùèõ þðèäè÷åñêèõ îòíîøåíèé, è çàåì ó íåãî ýòî äîãîâîð, «â ñèëó êîòîðîãî îäíî ëèöî îáÿçûâàåòñÿ ïåðåäàâàòü çàìåíèìûå âåùè, à äðóãîå âîçâðàòèòü ðàâíóþ öåííîñòü»[6].
Îñíîâàíèå îáÿçàòåëüñòâà, âûòåêàþùåãî èç çàéìà, ïî Ã.Ô.Øåðøåíåâè÷ó, çàêëþ÷àåòñÿ â ïåðåäà÷å çàìåíèìûõ âåùåé. Èíòåðåñåí òîò ôàêò, ÷òî ðóññêàÿ ïðàêòèêà êàññàöèîííûõ ðåøåíèé ðàññìàòðèâàåìîãî ïåðèîäà, äåðæàëàñü òîãî âçãëÿäà, ÷òî çàíèìàåìû ìîãóò áûòü òîëüêî äåíüãè.
Öåëü çàéìà — ïðèîáðåñòè ïðàâî ñîáñòâåííîñòè íà çàìåíèìûå âåùè. Ñîîòâåòñòâåííî òîìó âçÿâøèé èõ, èìååò ïîëíîå ïðàâî ðàñïîðÿæàòüñÿ èìè ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ, è äàâøèé èõ íå âïðàâå ïîòðåáîâàòü èõ îáðàòíî, íàïðèìåð, â ñëó÷àå íåïëàòåæà â ñðîê ïðîöåíòîâ.
Äåéñòâèå, êîòîðîå ñîñòàâëÿåò ñîäåðæàíèå îáÿçàòåëüñòâà, îñíîâàííîãî íà çàéìå, çàêëþ÷àåòñÿ â âîçâðàùåíèè öåííîñòè. Âîçâðàùåíû äîëæíû áûòü íå òå âåùè, ÷òî áûëè âçÿòû, à òîëüêî ïîäîáíûå, òîãî æå ðîäà è â òîì æå êîëè÷åñòâå. Ýòî âûòåêàåò èç òîãî, ÷òî ïåðåäàíû áûëè âåùè çàìåíèìûå, à íå èíäèâèäóàëüíûå è ÷òî ïðàâî ñîáñòâåííîñòè çà íèõ ïåðåøëî ê äîëæíèêó. Òàê êàê çàåì íàïðàâëåí ê óñòàíîâëåíèþ îáÿçàííîñòè âîçâðàòèòü âçÿòîå, òî íåò çàéìà, ãäå íå áûëî ïðåäâàðèòåëüíî âçÿòî, ïîòîìó ÷òî òîãäà íå ìîæåò áûòü è ðå÷è î âîçâðàùåíèè, â âèäó ÷åãî çàêîíîäàòåëüñòâî ñïðàâåäëèâî ïðèçíàåò íè÷òîæíûì çàåì, åñëè îáíàðóæèòñÿ åãî áåçäåíåæíîñòü, òî åñòü åñëè îêàæåòñÿ, ÷òî äîëæíèê âçÿë íà ñåáÿ îáÿçàòåëüñòâî âîçâðàòèòü, íå âçÿâ íè÷åãî îò êðåäèòîðà. Åñëè áåçäåíåæíîñòü çàåìíîãî îáÿçàòåëüñòâà áóäåò äîêàçàíà, òî îíî ïðèçíàåòñÿ íåäåéñòâèòåëüíûì.
Äîãîâîð çàéìà ñîâåðøàëñÿ ïåðåäà÷åé äåíåã èëè äðóãèõ çàíèìàåìûõ âåùåé îò êðåäèòîðà äîëæíèêó. Íî, êðîìå òîãî, äëÿ äîêàçàòåëüíîñòè äîãîâîðà çàêîí ïðåäïèñûâàåò îáëå÷ü åãî â ïèñüìåííóþ ôîðìó. Ýòà ïîñëåäíÿÿ íåîáõîäèìà òîëüêî äëÿ äîêàçàòåëüñòâà, íî íå äëÿ äåéñòâèòåëüíîñòè çàéìà, êîòîðûé ìîæåò áûòü çàêëþ÷åí çíà÷èòåëüíî ðàíåå îáëå÷åíèÿ åãî â ïèñüìåííóþ ôîðìó. Äîãîâîð çàéìà ìîæåò áûòü ñîâåðøåí èëè íîòàðèàëüíûì, èëè äîìàøíèì ïîðÿäêîì, íî äîëæåí áûòü îáëè÷åí â ïèñüìåííóþ ôîðìó, õîòÿ áû â âèäå ÷àñòíûõ ïèñåì, è íå ìîæåò áûòü äîêàçûâàåì ñâèäåòåëüñêèìè ïîêàçàíèÿìè.
Çàñëóæèâàåò âíèìàíèÿ ïîäðîáíî ðàçðàáîòàííûé çàêîíîäàòåëüñòâîì ïîðÿäîê çàêëþ÷åíèÿ äîãîâîðà çàéìà, ðàçëè÷àâøèé îáÿçàòåëüñòâî ïî çàéìó, ñîñòàâëåííîå ó íîòàðèóñà (êðåïîñòíîå çàåìíîå ïèñüìî), è îáÿçàòåëüñòâî ïî çàéìó, ñîñòàâëåííîå äîìà (äîìàøíåå èëè äîìîâîå çàåìíîå ïèñüìî). Ïåðâîå ñîñòàâëÿëîñü â ïðèñóòñòâèè íå ìåíåå äâóõ ñâèäåòåëåé; âòîðîå — áåç ñâèäåòåëåé, ÿâëÿëîñü ìàëî íàäåæíûì îáåñïå÷åíèåì êðåäèòîðà. Òåì íå ìåíåå, äàííîå ïîëîæåíèå áûëî ó÷òåíî çàêîíîäàòåëåì è ðàçðàáîòàí ìåõàíèçì (ðàññìîòðåòü êîòîðûé íå ïîçâîëÿåò îáúåì íàñòîÿùåé ðàáîòû), ïîçâîëÿþùèé çàùèòèòü íåîáåñïå÷åííîãî íè÷åì êðåäèòîðà. Íî, êàê ïèøåò Øåðøåíåâè÷ Ã.Ô., ââèäó ýòèõ ôîðìàëüíîñòåé è ïîñëåäñòâèé èõ óïóùåíèÿ çàåìíîå ïèñüìî â íàøåì áûòó ñîâåðøåííî âûòåñíåíî ïðîñòûì âåêñåëåì.
Ñîâðåìåííîå îòå÷åñòâåííîå îáÿçàòåëüñòâåííîå ïðàâî ñ íåçíà÷èòåëüíûìè ðåäàêöèîííûìè èçìåíåíèÿìè âîñïðîèçâîäèò îïðåäåëåíèå äîãîâîðà çàéìà, ðàíåå çàêðåïëåííîå â ñòàòüå 269 ÃÊ ÐÑÔÑÐ 1964 ã[7]. è ïóíêòå 1 ñòàòüè 113 Îñíîâ ãðàæäàíñêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà 1991 ã[8]., à ïðîâåäåííûé àíàëèç ñîäåðæàíèÿ 42 ãëàâû äåéñòâóþùåãî Ãðàæäàíñêîãî êîäåêñà ÐÔ, ïîçâîëÿåò ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî çàåì, âîçíèêíóâ èç ðèìñêîãî êîíòðàêòà mutuum, è ñåãîäíÿ ñîõðàíÿåò çíà÷åíèå îáùåé ìîäåëè, ïî êîòîðîé ñòðîèòñÿ ðåãóëèðîâàíèå âñåõ çàåìíî-êðåäèòíûõ îòíîøåíèé.[9]
[1] Çàêîíû XII òàáëèö. Èíñòèòóöèè Ãàÿ. Äèãåñòû Þñòèíèàíà (Ïàìÿòíèêè ðèìñêîãî ïðàâà). — Ì.: Çåðöàëî, 1997.
[2] Ðèìñêîå ÷àñòíîå ïðàâî: Ó÷åáíèê / Ïîä ðåä. ïðîô. È.Á.Íîâèöêîãî è ïðîô. È.Ñ. Ïåðåòåðñêîãî. Ì.: Þðèñòú, 1996.- ñ. 396.
[3] Ðîìàíîâñêàÿ Â.Á., Êóðçåíèí Ý.Á. Îñíîâû ðèìñêîãî ÷àñòíîãî ïðàâà. — Íèæíèé Íîâãîðîä. 2000ã. ñ.85-86
[4] Êëþ÷åâñêèé Â.Î. Ðóññêàÿ èñòîðèÿ. Ïîëíûé êóðñ ëåêöèé â 3-õ êíèãàõ. Êíèãà ïåðâàÿ. Ì.: Ìûñëü. 1995.
[5] Øåðøåíåâè÷ Ã.Ô. Ó÷åáíèê ðóññêîãî ãðàæäàíñêîãî ïðàâà. Ì.: Èçä-âî «Ñïàðê» — 1995.
[6] Ìåéåð Ä.È. Ðóññêîå Ãðàæäàíñêîå ïðàâî. ×àñòü 1. Ì.: Ñåðèÿ «Êëàññèêà ðîññèéñêîé öèâèëèñòèêè». 1998.
[7] . Ãðàæäàíñêèé êîäåêñ ÐÑÔÑÐ îò 11.06.84ã. // Âåäîìîñòè Âåðõîâíîãî Ñîâåòà ÐÑÔÑÐ. 1964. — ¹24. — Ñò. 406; 1966. — ¹32. — Ñò. 771; 1973. — ¹51. — Ñò. 1114; 1974. — ¹51. — Ñò.1346; 1986. — ¹ 23. — Ñò. 638; 1987. — ¹9. — Ñò. 250; 1988. — ¹1. — Ñò. 1; 1991. — ¹15. — Ñò. 494; 1992. — ¹15. — Ñò. 768; — ¹29. — Ñò. 1689; — ¹34. — Ñò. 1966.
[8] Îñíîâû Ãðàæäàíñêîãî Çàêîíîäàòåëüñòâî Ñîþçà ÑÑÐ è ðåñïóáëèê îò 31 ìàÿ 1991 ãîäà. // Âåäîìîñòè ÂÑ ÑÑÑÐ, — 1991, — ¹26.
[9] Åïèøåíêîâ Ñ.Â.. Çàåì è êðåäèò êàê ñàìîñòîÿòåëüíûå èíñòèòóòû ãðàæäàíñêîãî ïðàâà Ðîññèè. // Áàíêèð. 9 îêòÿáðÿ 2001.
Источник
ТОП 10:
Обязательственное право
Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной ноли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Но в Русской Правде ещё не существовало отличия гражданско-правового обязательства от уголовно-правового. Четкие границы между ними будут определены позднее в процессе формирования отраслей гражданского и уголовного права. В древнерусском законодательстве обязательства из деликтов влекут ответственность в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и заплатить штраф (ст. 11 Кр. Пр.). Взявший чужое имущество (коня, одежду) должен вернуть его и заплатить 3 гривны штрафа (ст. 12–13 Кр. Пр.).
Договорные обязательства оформляются в систему при становлении частной собственности, хотя ещё не существует ни самого термина «договор», на определения его понятия. Очевидно, что под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц (контрагентов), в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. Для заключения договора стороны (субъекты) должны были отвечать следующим требованиям: возраста, правоспособности (умалишенный или раб не имели ее) и свободы (или доброй воли). Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы.
Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). Система договоров была простой и предусматривала следующие их виды: мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договор мены – один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. Русская Правда знает лишь сделки с движимым имуществом, к которому принадлежали и холопы. Сделки с холопами заключались при обязательном их присутствии (послухов было не достаточно). Договор мены или купли-продажи мог быть расторгнут, если обнаруживалось, что продавец ввел в заблуждение покупателя насчет качества вещи, или признан несостоявшимся, если обнаруживалось, что продавец не имел права собственности на проданную вещь.
Заем – следующий вид договора, он оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть до продажи неисправного должника в рабство. Предметом займа могли быть деньги (куны), мед, жито, семена, скот и др. вещи. Русская Правда знает несколько видов займа: 1) Простой заем, предполагавший возврат долга с процентами, которые назывались резо.м (с занятых денег), наставим (с меда), присопом (с жита). Проценты были велики и делились на годовые, третные и месячные. Размер годовых равнялся 20 (1 к 5), третные и тем более месячные были ещё выше. Нарушение договора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. 2) Своеобразной формой займа было закупничество или так называемый самозакладный заем и заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора.
Поклажа – передача вещей на хранение. Русская Правда предполагала, что в случае утайки какой-то их части и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги (клятвы).
Договор личного найма влёк за собой право нанимателя на личность наймита, что, в конечном счете, приводило к холопству. Это разновидность самозакладного займа, в котором имеет место задаток, некая сумма найма, уплачиваемая в двойном размере в случае, если наймит захочет оставить своего хозяина до срока («Правосудие Митрополичье»).
3. Гораздо более развита в ПСГ и система договоров (обязательственное право). Мы находим в ней, во-первых, богатое видовое разнообразие договоров. Кроме известных нам мены, купли-продажи, личного найма, займа, появляются дарение, наем помещений, изорничесгво (приходит на смену закупничеству). Во-вторых, меняется форма заключения договора, на смену устной форме приходит письменная.
Письменная грамота оформляется при купле-продаже, мене, поклаже, займе и других видах договоров. Разве что дарение, чтобы быть действительным, достаточно было засвидетельствовать перед попом или другими «сторонними» людьми. Причем для ряда договоров грамоту нужно было писать обязательно на пергамене или бумаге, а не на диске (поклажи, займа на сумму свыше 1 рубля, доски признавались недействительными). Интересно отметить, что ПСГ признает недействительными договоры купли-продажи или мены, если они заключены в пьяном виде («во время пирушки») и если последовал протест одной из сторон.
4. В Пскове гораздо жестче закон о росте (процентах) на заем. ПСГ называет его гостинцем. Взыскание гостинца допускается лишь тогда, когда требование уплаты долга предъявлено в срок, а не по истечении срока. Не уплачиваются проценты и при требовании долга до окончания срока. А вот должник, предложивший уплату денег до срока, получает право на снижение процентов, он платит их по расчету времени (ст. ст. 73–74). Эти статьи ограничивали самоуправство ростовщиков-банкиров.
5. Две статьи (40 и 41) ПСГ посвящены яичному найму. Первая разрешает дворному наймиту уйти от своего государя до срока, установленного договором (урока), при этом государь вправе заплатить ему заработанное лишь за последний год. Все остальные не в счет, даже если их было 5 или 10. Но не это главное. Главное, что наймит имеет право оформить такой иск, а следовательно, наем не ведет к холопству. А вот плотник (ст. 41), нанявшийся на работу, обязан завершить свой «урок» (ибо у него есть конец, тогда как дворовое дело бесконечно), причем и в том случае, если нет письменного договора. Чтобы плотник доделал свое дело, «государю» достаточно поцеловать крест.
6. В ПСГ, регулирующей отношения в крупном торговом центре, появляется договор найма помещений (аренды) – складов, амбаров, квартир и пр. Для обозначения нанимателя используется термин подсуседник (ст. 103).
Основные черты уголовного права по «Русской правде». Преступление и наказание.
Уголовное право
Как уже отмечалось, Русская Правда не отделяет гражданско-правовые нарушения от уголовных. Не знает она и термина «преступление», хотя этот термин из переводной греческой литературы был известен на Руси. Нарушение закона, преступление, носит в ней название обиды, под чем понимается причинение лицу или группе лиц физического, материального или морального ущерба. Не выделяя особо государственного преступления, защищая права частных лиц, Русская Правда, однако, обнаруживает и полное понимание государственных интересов: все штрафы за «обиду» поступают не в карман потерпевшего, а в пользу общественной власти (князя). Этот уголовный штраф Русская Правда называет продал/сей.
Субъектами преступления, т.е. лицами, способными отвечать за криминальные действия, могли быть все свободные люди при наличии у них ясного сознания. Злодеяния, совершенные холопами, преступлениями не считались и не влекли за собой уголовных взысканий. За их деяния отвечали их хозяева, которые либо выкупали провинившегося, либо выдавали его «лицом» потерпевшему. По Правде Ярослава, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, но сыновья Ярослава это наказание «установили на куны», т.е. перевели на денежный выкуп, разрешив при этом побить холопа.
О возрасте при уголовном вменении ни Русская Правда, ни другие памятники публичного права не содержат данных вплоть до середины XVII в. Очевидно, им было время, когда дети начинали «сами себя печаловати». Зато Русская Правда знает о субъективной стороне преступления, относя к ней умысел или неосторожность. И хотя четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности ещё не существует, они уже намечаются в законе. Так, ст. 6 Пространной Правды говорит об убийстве «в сваде или на пиру», по которому виновный наказывается штрафом. Другое дело, если убийство произошло в разбое, во время грабежа. Тогда преступник вместе с семьей подвергается самому тяжкому наказанию – отдается на поток и разграбление. К отягчающим вину обстоятельствам закон относит корыстный умысел, а к смягчающим вину, кроме опьянения («на пиру»), – состояние аффекта («если кто ударит кого батогом, а тот, не стерпевши, ткнет мечом, то вины ему в этом нет»).
Объекты преступления – это личность и имущество. Среди преступлений против личности Русская Правда знает убийство, телесные повреждения, побои, оскорбления (преступления против чести). Преступления имущественные (против собственности) – это разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное завладение или пользование чужим имуществом. Государственные преступления в Русской Правде не просматриваются и скорее всего потому, что абстрактного понятия «государство» ещё не существовало, и интересы государства отождествлялись с интересами князя. Поэтому жизнь представителей княжеской администрации (княжих мужей, огнищан, конюхов и других тиунов) защищена двойной вирой.
Но история Киевской Руси знает государственные преступления, такие, как восстания горожан, к участникам которых применялась смертная казнь. Существовали и междукняжеские споры, завершавшиеся нередко весьма жестоко. Но все это ещё не отражено в законодательстве.
Не из Русской Правды, а из церковных уставов известно, что имели место и преступления против церкви: зелейничество и ведовство (т.е. чародеяние и волхование – знахарство и колдовство) остатки язычества. Кроме них преследовались моления в рощах и у воды, под овином, ограбления трупов, введение в церковь собак и птиц и т.п.
Объективная сторона преступления распадалась на 2 стадии: покушение на преступление (вынул меч, но не ударил) и оконченное преступление – действие (вынул меч и ударил). Наказание, естественно, разное (1 и 3 гривны кун). Знает Русская Правда и такое понятие как соучастие, но роли соучастников в преступлении ещё не разделяет (ст. 40 Кр. Пр.). Закон требовал привлечения к одинаковой ответственности всех лиц, совершивших его (если 10 человек украли 1 овцу, то каждый платит по 60 резан продажи).
Существует в Русской Правде и представление о превышении пределов необходимой самообороны (нельзя убивать вора, если в его действиях нет непосредственной опасности).
Наказания за уголовные преступления. Русская Правда употребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Начнем их характеристику с мести. Это возмездие за деяние, совершаемое руками потерпевшего или его родичей. В Краткой Правде она не только признана, но и предписана, однако только в соединении с судом (нужна санкция суда, разрешающая месть или оправдывающая акт мести). Раненный, к примеру, должен доказать на суде справедливость обвинения и только после этого может мстить или взять за обиду 3 гривны.
Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или нападение на здоровье и честь. Очевидно, месть не означала отдачу преступника на полный произвол мстителя. Термин смирять, употреблявшийся для обозначения акта мести, означал, скорее всего, не только лишение жизни, но и простое телесное наказание. Под влиянием христианства, в условиях дальнейшего оформления государственных структур, месть постепенно вымирала. Уже сыновья Ярослава отменили «убиение за голову», т.е. месть за убийство, и ввели денежный штраф.
Именно штрафы доминируют в системе наказаний Русской Правды как своеобразный денежный эквивалент причиненного ущерба. Штрафы делятся на уголовные (в пользу общественной власти) и частное вознаграждение потерпевшему. За убийство уплачивается вира (в пользу князя) и половничество (родственникам потерпевшего). За прочие преступления – продажа (князю) и урок (потерпевшему). Уголовные штрафы за посягательство на личность, как уже отмечалось, носят ярко выраженный сословный характер, при посягательстве на имущество это проявляется менее резко. Вира, взыскиваемая с общины – верви (мира), — это дикая вира (в случае, когда совершено непредумышленное убийство, и преступник защищен круговой порукой общины, или когда убийство умышленное, но община не ищет и не выдает преступника).
Третий вид наказания – поток и разграбление. Он назначался в 3 случаях: за кражу коня, поджег дома или гумна, профессиональный разбой. Поток и разграбление – не что иное, как лишение всех прав, как личных, так и имущественных, которое в условиях дикой природы обрекало человека на неминуемую смерть. Известны также случаи убийства и полного уничтожения имущества, отданных на поток и разграбление людей. «Заутра убиша Семена Борисовца, – говорит источник, – и дом его весь разграбиша и села и жену его яша». Имущество осужденного делилось между общинниками либо отходило к князю. Во времена Русской Правды возможно было и обращение такого человека в рабство.
Из других видов наказаний известны также наказания, обращенные на свободу, и наказания, обращенные на здоровье. К первым относились: изгнание, ссылка, заключение (в железо – цепи, и более тяжёлое – в погребе), заточение (заключение, соединённое со ссылкой), обращение в рабство. Ко вторым – членовредительство (битье кнутом, вырывание ноздрей), широко распространившееся позднее как заменяющее денежные выкупы в случае имущественной несостоятельности виновного.
Источник