Цитата (Георгий _юрист):Добрый день.Деньги руководитель брал подотчет. На форуме встречается мнение, что это надо переоформлять в договор займа- отсюда вопрос: Как это документально переоформить в договор займа?
Доброго времени суток!
Т.е. Вы твердо решили, что будете составлять договор займа?
Или пока в раздумьях?
На мой взгляд, проще будет удерживать не возвращенную в срок подотчетную сумму из заработной платы. Почему? Да потому что дополнительных обязательств у Вашего директора не возникнет.
А вот если Вы переквалифицируете в договор беспроцентного займа, вот здесь у Вашего директора появится материальная выгода от экономии на процентах, которая облагается НДФЛ.
Приведу несколько материалов из СПС «КонсультантПлюс».
«
Вопрос
: Организация предоставляет своим работникам беспроцентные займы (заемные средства выражены в рублях). Необходимо ли рассчитывать и удерживать НДФЛ с материальной выгоды? Если необходимо, то в каком порядке?
Ответ
: В этом случае необходимо рассчитывать и удерживать НДФЛ с материальной выгоды.
Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном НК РФ (пп. 2 п. 2 ст. 212 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций.
При этом налоговая база определяется как превышение суммы процентов по займу, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, что можно представить в виде следующей формулы:
Налоговая база в виде материальной выгоды = Сумма процентов, исчисленная исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, — Сумма процентов, исчисленная исходя из условий договора займа.
В отношении доходов в виде материальной выгоды за пользование беспроцентными займами для целей расчета налоговой базы по НДФЛ применяется ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ на каждую дату возврата заемных средств (Письмо Минфина России от 17.07.2009 N 03-04-06-01/174).
Т.М.Лукьянчикова
ООО «ЭЛКОД-АУДИТ»
25.01.2011″
«
Вопрос
: Организация предоставляет своим работникам беспроцентные займы. Какую дату считать датой получения доходов в виде материальной выгоды, связанной с получением беспроцентного займа? С какой суммы нужно исчислить НДФЛ: с суммы возвращенной части долга или с суммы, которая числилась за заемщиком до погашения?
Ответ
: Фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды работниками организации, которая выдала им беспроцентные займы, следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Налоговая база налогоплательщика определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России и оставшейся части долга по займу.
Обоснование
: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Налогового кодекса РФ дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. В случае если организацией выдан беспроцентный заем, налоговая база налогоплательщика определяется как сумма процентов, исчисленная исходя из трех четвертых действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России и оставшейся части долга по займу. Фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. Аналогичной позиции придерживается и Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (Письмо Минфина России от 11.04.2008 N 03-04-06-01/83).
К.В.Котов
Советник отдела
налогообложения физических лиц
Управления налогообложения
ФНС России
20.08.2012″
Если Вы удерживаете не возвращенную в срок подотчетную сумму, то здесь всего-лишь необходимо издать приказ об удержании из з/платы и отразить не возвращенную в срок подотчетную сумму проводками: Д-т 94 К-т 71, а затем удерживать постепенно из з/п директора (проводки: Д-т 70 К-т 94).
P.S. Вы все еще хотите оформлять договор займа?
Источник
Как грамотно обнулить подотчет директора?
Подотчет директора, как и любого другого подотчетного сотрудника, можно в любом объеме списывать на уменьшение налога на прибыль (относить на расходы по УСН) и при этом не платить с него НДФЛ и/или взносы в бюджет. Но такое возможно при условии, что выданный подотчет тратится только на нужды фирмы, а бухгалтерия своевременно получает документы, подтверждающие целевое использование подотчетных сумм (кассовые и товарные чеки, накладные и т. п.).
Посмотрите, что в подотчете изменилось с 30.11.2020.
Предположим, что по Дт 71 на конец очередного месяца накопилась сумма, выданная директору под отчет, в размере 700 000 руб. Оправдательные документы и авансовые отчеты под эту сумму отсутствуют и их появление маловероятно.
Если действовать по правилам НК РФ, то эта сумма должна быть учтена как доход директора с уплатой по ней следующих налогов и взносов:
- НДФЛ — 91 000 руб. (700 000 × 13%);
- страховые взносы — 211 400 руб. (700 000 × [22% + 5,1% + 2,9% + 0,2%]).
Итого в бюджет с полученного директором дохода придется заплатить 302 400 руб.
К уменьшению по налогу на прибыль можно поставить сумму в 911 400 руб. (700 000 + 211 400). Значит, налога на прибыль к уплате будет меньше на 182 280 руб. (911 400 × 20%).
В целом с подотчетной суммы в 700 000 руб. вы заплатите налогов и сборов на сумму 120 120 руб. (302 400 – 182 280). А если у организации нет прибыли, то придется все 302 400 руб.
Подробнее о налогообложении невозвращенных подотчетных сумм рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Рассмотрим теперь, сколько же налогов надо будет заплатить, если применить иные способы обнуления подотчета.
Способ 1. Начисление дивидендов
Кто может применять: организации, у которых по итогам отчетного периода есть прибыль.
Процедура обнуления подотчета: после окончания квартала, полугодия или года составляем протокол учредителей и справку о начислении промежуточных (или годовых) дивидендов. Проводим следующие операции:
Сумма налогов и взносов к уплате: 91 000 руб. (НДФЛ). Страховые взносы уплачивать не нужно (письмо ФСС от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985). На уменьшение налога на прибыль дивиденды поставить нельзя (п. 1 ст. 270 НК РФ).
ВАЖНО! Выплачивать дивиденды наличными могут только ООО и только из сумм, которые не являются выручкой от реализации товаров, услуг (п. 2 указания Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У). Например, из возвращенных подотчетных сумм. В АО выплата дивидендов должна производиться строго в безналичной форме (п. 8 ст. 42 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Совет: при начислении и выплате дивидендов не забывайте про сроки.
О подробностях читайте в статье «Какие сроки выплаты дивидендов в 2020 году?».
Способ 2. Начисление компенсации за использование имущества директора
Кто может применять: ограничений нет.
Процедура обнуления подотчета: составьте обоснованный расчет размера компенсации за использование имущества директора, расходы по которому можно учесть в деятельности фирмы. Например, его автомобиля. Для этого запросите у директора документы, показывающие, сколько он тратит на обслуживание своего авто в год (месяц, квартал). Затем оформите от имени директора заявление на компенсирование расходов по использованию автомобиля и впишите в него рассчитанную сумму по обслуживанию машины. В бухучете фиксируете следующие операции:
Сумма налогов и взносов к уплате: 0,00 руб. НДФЛ и страховые взносы уплачивать не нужно. Но только при условии достаточного документального обоснования выплаты компенсации за имущество (ст. 188 ТК РФ, п. 3 ст. 217 НК РФ). На уменьшение налога на прибыль траты на компенсацию за использование личного транспорта можно отнести только в размере от 600 до 1 500 руб. в месяц (постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов на компенсацию за использование личного транспорта» от 08.02.2002 № 92).
Совет: размеры компенсации должны быть реальными, т. е. соразмерными с рыночными. При оформлении документов следите за тем, чтобы в них отсутствовало слово «аренда». С доходов, полученных директором от аренды имущества, придется платить НДФЛ.
Способ 3. Начисление материальной помощи
Кто может применять: ограничений нет, но этот способ подойдет лишь при списании маленьких сумм подотчета — до 4 000 руб. за 1 год. Далее покажем на цифрах почему.
Процедура обнуления подотчета: сформируйте от имени директора заявление на выплату материальной помощи. В бухучете отметьте следующие операции:
Сумма налогов и взносов к уплате: 300 672 руб. (НДФЛ, взносы). Не облагается НДФЛ и взносами только материальная помощь в размере до 4 000 руб., выданная в пределах 1 года. На уменьшение налога на прибыль выплаченную матпомощь ставить нельзя (п. 23 ст. 270 НК РФ).
Совет: ознакомьтесь с особенностями обложения материальной помощи НДФЛ и взносами в наших статьях:
- «Облагается ли материальная помощь сотруднику НДФЛ?».
- «Материальная помощь и страховые взносы в 2020–2021 году».
Как отразить материальную помощь в отчетности, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Способ 4. Договор займа
Кто может применять: ограничений нет.
Процедура обнуления подотчета: подготовьте договор о предоставлении директору беспроцентного займа с автоматической пролонгацией. В бухучете отметьте следующие операции:
Сумма налогов и взносов к уплате: 1 342,46 руб. в месяц или 16 333,33 руб. в год (700 000 × 2/3 × 10% × 35%). Взносы с материальной выгоды не уплачиваются.
Совет: злоупотреблять этим способом не надо, так как выданный заём тоже нужно будет когда-то возвращать. Возможен и такой вариант: списать сумму предоставленного займа на расходы фирмы после истечения срока исковой давности. Но здесь есть свои нюансы.
О подробностях читайте в статье «Порядок списания договора займа (нюансы)».
Способ 5. Личные расходы директора
Кто может применять: ограничений нет.
Процедура обнуления подотчета: попросите директора принести кассовые и товарные чеки, накладные, полученные при покупке им имущества в личное пользование или получении услуг. Отберите из них те, которые можно отразить в расходах фирмы (канцтовары, мебель, отделочные материалы, ремонтные работы и др.). Составьте по ним авансовый отчет. В бухучете отметьте следующие операции:
Сумма налогов и взносов к уплате: 0,00 руб. Некоторые личные расходы директора вполне подойдут на роль расходов по основной деятельности фирмы. А значит, их можно поставить на уменьшение налога на прибыль.
Совет: тщательно соотносите произведенные траты с деятельностью организации. Например, чек из ветеринарной клиники не совсем подойдет для фирмы, занимающейся строительством домов.
Как замаскировать личные траты директора под расходы компании, пошагово разъяснено в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
При обнулении крупных подотчетов директора не следует применять какой-то 1 способ и списывать всю сумму за 1 день. Избегайте ситуаций, когда на расчетный счет фирмы или в ее кассу возвращается полная сумма выданного ранее подотчета. Особенно если она была выдана в крупных размерах и на вполне достижимые цели. Нужно, чтобы хотя бы часть этого подотчета была потрачена. В противном случае не исключена вероятность начисления НДФЛ с материальной выгоды по беспроцентному использованию подотчетных средств.
Оптимальный вариант обнуления подотчета — равномерно на протяжении нескольких месяцев (возможно и лет) списывать подотчет всеми предложенными выше способами.
Несмотря на то что существует немало возможностей обнуления подотчета, мы настоятельно вам советуем бороться с практикой неконтролируемой траты денежных средств руководством с помощью языка цифр и наглядного представления убытков, которые несет фирма в связи с действиями директора. Для этого следует периодически составлять расчет налогов, связанных с подотчетными суммами, в 2 сравнительных вариантах: если директор отчитывается по подотчетам и если он не делает этого. Этот расчет представляйте директору в качестве предложения по оптимизации налогообложения (в данный расчет можно ввести и другие статьи, кроме подотчета, чтобы ваши действия не воспринимались руководителем назидательно). Таким способом постепенно можно добиться своевременного предоставления документов по выданным подотчетам и не допустить дальнейшего нарастания неподтвержденных подотчетных сумм.
Источник
Источник