Мне всегда было интересно, почему люди не очень любят давать милостыню и расходовать своё имущество на благотворительность. Ведь средства, которые мы расходуем на эти цели – это наш капитал для будущей жизни в Ахирате.
Оказание тому или иному человеку безвозмездной услуги отнимает у нас силы и время, а видимых и ощутимых на сегодняшний день результатов нам это не приносит, ибо бедный и нуждающийся человек не может нам ничем отплатить.
Это непонимание и является причиной нелюбви некоторых людей к благотворительности, хотя, когда человек делает благо окружающим или материально помогает другим, это означает, что он даёт взаймы самому Всевышнему Создателю.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا فَيُضَاعِفَهُ لَهُ أَضْعَافًا كَثِيرَةً ۚ وَاللَّهُ يَقْبِضُ وَيَبْسُطُ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
(смысл): «Кто даст Аллаху прекрасный заём, то есть чистосердечно потратит своё имущество на пути Аллаха, чтобы Он вернул ему, увеличив его награду многократно? Аллах уменьшает и увеличивает удел, кому Он пожелает, поэтому расходуйте своё имущество на благие дела, не задумываясь. И к Нему вы будете возвращены после смерти в Судный день, и Он воздаст вам за ваши деяния». (сура Аль-Бакара: 245)
Всевышний Аллах побуждает Своих рабов расходовать имущество на Его пути, повторив этот аят в нескольких местах Священного Корана. Отвечая на этот призыв, сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не задумываясь жертвовали своё имущество на пути Аллаха.
От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
لَمَّا نَزَلَتْ: {مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللهَ قَرْضًا حَسَنًا} [البقرة: 245] قَالَ أَبُو الدَّحْدَاحِ الْأَنْصَارِيُّ: يَا رَسُولَ اللهِ، وَإِنَّ اللهَ لَيُرِيدُ مِنَّا الْقَرْضَ؟ قَالَ: نَعَمْ يَا أَبَا الدَّحْدَاحِ قَالَ: أَرِنِي يَدَكَ يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ: فَتَنَاوَلَ يَدَهُ، قَالَ: فَإِنِّي قَدْ أَقْرَضْتُ رَبِّي حَائِطِي قَالَ: وَحَائِطُهُ فِيهَا سِتَّمِائَةِ نَخْلَةٍ، وَأُمُّ الدَّحْدَاحِ فِيهِ وَعِيَالُها، قَالَ: فَجَاءَهَا أَبُو الدَّحْدَاحِ فَنَادَاهَا: يَا أُمَّ الدَّحْدَاحِ، فَقَالَتْ: لَبَّيْكَ، فَقَالَ: اخْرُجِي فَقَدْ أَقْرَضْتُهُ رَبِّي
«Когда был ниспослан этот аят, Абу Ад-Дахдах Аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха, неужели Аллах хочет взять у нас заём?«. Тот ответил: «Да, о Абу Ад-Дахдах«. Тогда он (Абу ад-Дахдах) сказал: «Покажи мне свою руку«. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) протянул ему руку, и тогда он сказал: «Я одалживаю своему Господу мой сад«. В его саду было шестьсот финиковых пальм, там же проживала его жена Умм Ад-Дахдах с детьми. Абу ад-Дахдах вернулся домой и позвал свою жену. Та поприветствовала его, и он сказал ей: «Выходи из сада, я одолжил его моему Господу»». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 3118)
Всевышний Аллах также сказал:
إِنَّ الْمُصَّدِّقِينَ وَالْمُصَّدِّقَاتِ وَأَقْرَضُوا اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا يُضَاعَفُ لَهُمْ وَلَهُمْ أَجْرٌ كَرِيمٌ
(смысл): «Поистине, мужчины и женщины, дающие милостыню из своего имущества ради довольства Аллаха, давали средства нуждающимся; и тем, кто расходовал на пути Аллаха и на благие цели от чистого сердца, будут увеличены эти благодеяния, им будет дана благородная награда – Рай». (сура Аль-Хадид: 18)
В этом аяте Всевышний Аллах также обещает огромное вознаграждение мужчинам и женщинам, которые отдавали своё имущество нуждающимся, бедным и обездоленным. Таким образом, они дали Аллаху прекрасный заём, израсходовав свои средства ради довольства Всевышнего, а не ради получения компенсации или благодарности за это от людей.
Любые совершённые нами благодеяния, даже доброе слово или улыбка, которыми мы обрадовали людей, не пропадёт зря, хотя некоторым из нас кажется, что это не приносит видимой выгоды. Награда за это хранится у Всевышнего, как имущество, отданное в долг.
Однако все эти добрые дела должны быть совершены искренне, с намерением обрадовать человека и достичь довольства Творца. А за те расходы, которые мы понесли не ради довольства Всевышнего или с другими мирскими целями, мы не получим награду, возможно даже, впадём в грех.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды, когда они зарезали овцу, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
مَا بَقِيَ مِنْهَا؟ قَالَتْ: مَا بَقِيَ مِنْهَا إِلَّا كَتِفُهَا قَالَ: بَقِيَ كُلُّهَا غَيْرَ كَتِفِهَا
«Что от неё осталось?». ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Ничего, кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки». (Тирмизи, 2470)
Из всего этого мы должны понять одну истину: всё, что человек использовал из мирского для своих целей, бесследно исчезло, а то, что он отдал нуждающимся ради довольства Всевышнего, осталось у него в виде благих дел, которые будут ему засчитаны в Судный день.
И тем более человек не сможет забрать с собой в иной мир материальные блага, которыми он так дорожит в земной жизни. Человек уносит с собой в Ахират как раз то самое имущество, которое он дал Всевышнему взаймы.
Тот, кто, имея финансовую возможность, жалел средства на благотворительность, в Ахирате будет горько сожалеть о том, что упустил свой шанс и что у него нет возможности вернуться и исправить это.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَأَنْفِقُوا مِنْ مَا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَىٰ أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ وَلَنْ يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاءَ أَجَلُهَا ۚ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
(смысл): «И расходуйте ради довольства Аллаха из того имущества, которым Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: «Господи! Если бы Ты предоставил бы мне небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершал бы благие деяния и стал бы праведником». Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, если пришло время её смерти. И Аллах знает о том, что вы делаете». (сура Аль-Мунафикун: 10-11)
У нас есть пока возможность творить добро и расходовать своё имущество на благотворительность. Ведь одним из лучших деяний человека является садака. И милостыня, данная нами от чистого сердца, способна помочь нам в этом мире и в мире ином.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Милостыня… тайной формы
Милостыня при долгах
Четыре вида милостыни, для которых не нужны деньги
Какая садака является наилучшей?
Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения | ВИДЕО
Сделай садака – спасись от ада!
Садака – ступени Рая
Почему Пророк Мухаммад ﷺ никогда не брал садака? ВИДЕО
Источник
Добрые дела — займ Аллаху
По какой причине многие люди не очень любят заниматься благотворительностью, оказывать кому-то безвозмездные услуги, давать милостыню? Все это хлопотно, отнимает силы и время, а результатов никаких особенных не приносит, ведь бедный и нуждающийся человек не может нам ничем отплатить.
Но Коран доносит до нас замечательное известие, когда мы делаем добрые дела другим людям, мы даем взаймы Самому Творцу!
«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (сура «аль-Бакара», аят 245).
«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 11).
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 18).
«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах – Благодарный, Сдержанный (Кто не торопиться наказывать ослушников)» (сура «ат-Табагун», аят 17).
«Читайте же из Корана то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одалживайте Аллаху прекрасный заем. Что бы вы ни предварили для себя добрыми деяниями, вы найдете его у Аллаха, вы получите от Аллаха лучшим и большим вознаграждением. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Муззаммиль», аят 20).
Сделанные нами добрые дела – садака, которую мы раздаем нуждающимся, услуги, которые мы кому-то оказываем, даже просто доброе слово или улыбка, которые могут обрадовать других, все это не пропадает бесследно, хотя, как нам кажется иногда, не приносит видимой выгоды.
Все это сохраняется у нашего Господа в виде «доброй ссуды» или «доброго займа» (карды-хасан) и потом, по Его милости, вернется к нам сторицей. Разумеется, при условии, что мы делаем эти благие дела искренне, с намерением обрадовать человека и приблизиться к довольству Создателя:
«Аиша (да будет доволен ей Всевышний) рассказала, что однажды Пророк (мир ему) зарезал овцу и стал раздавать мясо нуждающимся и соседям. Когда почти все мясо раздали, он спросил у супруги, что осталось от овцы. Она с сожалением сказала, что у них осталась только одна ее лопатка. Но в ответ Посланник Всевышнего (мир ему) поправил ее, сказав: — О, Аиша! Почему бы тебе не сказать, что нам осталось все, кроме этой лопатки!» (Тирмизи).
Что такое «прекрасный займ», который человек может дать Аллаху? > >
Все, что мы берем себе из мирских благ, быстро закончится, но, если это будет отдано другим людям ради Всевышнего, это, наоборот, останется у нас в виде благих дел, которые нам будут засчитаны:
Передается что, когда Пророк (мир ему) прочитал сподвижникам этот аят о доброй ссуде, некоторые из них начали удивляться, как это Аллах может брать у кого-то из нас в долг, разве Он нуждается в чем-то?
В ответ Посланник объяснил им, что действительно Всевышний берет у людей в долг то, что они раздадут ради Него. Но, разумеется, не потому что нуждается в чем-то, а потому что записывает это на наш «счет благих дел», которые потом вернутся к нам в виде наград этой и будущей жизни.
Тогда сподвижник Абу Дарда (да будет доволен им Всевышний) сказал, что он отдает в виде «доброй ссуды» свой сад. Известно, что у Абу Дарда был большой сад, где росло 600 финиковых пальм и где он жил со своей семьей. Затем он вернулся домой и сказал своей жене, что им следует покинуть их сад и дом, поскольку он пожертвовал ими ради Аллаха. Его жена не выказала ни малейшего неудовольствия, наоборот, порадовалась, что ее муж заключил такую выгодную сделку. И они, взяв детей и собрав свои вещи, покинули свое жилище. (Табари; аль-Хаким).
Здесь следует иметь в виду, что все материальные блага, которыми мы дорожим в этой жизни, мы не сможем забрать с собой в иной мир. Там нас будет ждать как раз та самая «добрая ссуда» — наш «вклад», который мы можем внести здесь, нашими добрыми делами.
Скупой богач и просто эгоистичный человек, который жалел средства на помощь другим, будет горько сожалеть в будущей жизни о невозможности вернуться назад и исправить свои ошибки.
«Делайте жертвоприношения из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть, и вы не скажете: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных» (Сура «аль-Мунафикун», аят 10).
Многие, наверное, читали историю о том, как некий богатый человек оставил в своем завещании просьбу надеть на него во время похорон его старые носки. Когда сын стал настаивать на этой просьбе, люди, готовившие его тело к погребению, отказали ему, поскольку на умершем по шариату не должно быть ничего, кроме савана.
В этот момент ему подали письмо от отца, который писал ему: «Вот видишь, сынок, несмотря на все мои богатства, я не смог унести из этого мира даже старых носков. Пусть это будет тебе уроком, используй это имущество, которое тебе досталось, не для развлечений, а на пользу людям. Тогда ты не окажешься в будущей жизни неимущим».
Мусульмане прежних времен прекрасно понимали важность этого «доброго займа для Аллаха». Недаром в мусульманских странах существовала система вакфов (благотворительных фондов) состоящих из имущества, которое богатые люди завещали на религиозные или благотворительные цели.
Это могло быть и здание мечети или медресе, и больница или школа, и мосты или дороги (и иные здания общественного пользования). Человек прекрасно осознавал, что пока другие люди будут извлекать пользу из оставленного им имущества, это будет для него непрерывной милостыней (садака-джария).
Также известно, что в некоторых мусульманских городах, в частности, в Стамбуле, существовали специальные «камни милостыни». Они были предназначены для людей, которые желали сделать садака втайне, не выставляя напоказ свои благие дела, и чтобы бедные люди могли взять нужное для себя, не унижаясь просьбой.
На этих камнях оставляли деньги, еду или иные вещи, откуда ночью их могли взять нуждающиеся люди, не привлекая к себе внимания. Иностранные путешественники с удивлением отмечали, что деньги и ценные вещи могли лежать на этих камнях неделями, и никто к ним не притрагивался без необходимости.
Садака, которая будет приносить пользу даже после смерти > >
Напоследок хочется поделиться еще одной трогательной историей, которая передается про праведного шейха Дауда ат-Таи. Однажды его ученик принес ему в дар блюдо с мясом, желая накормить учителя, ведущего очень аскетичный образ жизни. Но шейх в ответ спросил у него, как дела у сирот, которые живут с ними по соседству?
Ученик с сожалением отметил, что их положение по-прежнему трудное. Тогда шейх велел ученику отнести мясо нуждающимся соседям. Ученик попытался уговорить учителя поесть, ведь он так давно не пробовал мяса! На что аулия Аллаха возразил:
– Сынок, если это мясо съем я, то оно скоро выйдет наружу. Но если его поедят сироты, оно, поистине, сможет достичь Небесного трона!..
Так пусть же рука наша будет щедрой на добро для других, тогда наши благие дела, по милости Всевышнего, также смогут достичь Небесного трона.
Анна Кобулова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
Добрые дела — займ Аллаху
По какой причине многие люди не очень любят заниматься благотворительностью, оказывать кому-то безвозмездные услуги, давать милостыню? Все это хлопотно, отнимает силы и время, а результатов никаких особенных не приносит, ведь бедный и нуждающийся человек не может нам ничем отплатить.
Но Коран доносит до нас замечательное известие, когда мы делаем добрые дела другим людям, мы даем взаймы Самому Творцу!
«Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно. Аллах удерживает и щедро одаряет, и к Нему вы будете возвращены» (сура «аль-Бакара», аят 245).
«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 11).
«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 18).
«Если вы одолжите Аллаху прекрасный заем, то Он приумножит его для вас и простит вас. Аллах – Благодарный, Сдержанный (Кто не торопиться наказывать ослушников)» (сура «ат-Табагун», аят 17).
«Читайте же из Корана то, что необременительно для вас, совершайте намаз, раздавайте закят и одалживайте Аллаху прекрасный заем. Что бы вы ни предварили для себя добрыми деяниями, вы найдете его у Аллаха, вы получите от Аллаха лучшим и большим вознаграждением. Просите же у Аллаха прощения, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Муззаммиль», аят 20).
Сделанные нами добрые дела – садака, которую мы раздаем нуждающимся, услуги, которые мы кому-то оказываем, даже просто доброе слово или улыбка, которые могут обрадовать других, все это не пропадает бесследно, хотя, как нам кажется иногда, не приносит видимой выгоды.
Все это сохраняется у нашего Господа в виде «доброй ссуды» или «доброго займа» (карды-хасан) и потом, по Его милости, вернется к нам сторицей. Разумеется, при условии, что мы делаем эти благие дела искренне, с намерением обрадовать человека и приблизиться к довольству Создателя:
«Аиша (да будет доволен ей Всевышний) рассказала, что однажды Пророк (мир ему) зарезал овцу и стал раздавать мясо нуждающимся и соседям. Когда почти все мясо раздали, он спросил у супруги, что осталось от овцы. Она с сожалением сказала, что у них осталась только одна ее лопатка. Но в ответ Посланник Всевышнего (мир ему) поправил ее, сказав: — О, Аиша! Почему бы тебе не сказать, что нам осталось все, кроме этой лопатки!» (Тирмизи).
Что такое «прекрасный займ», который человек может дать Аллаху? > >
Все, что мы берем себе из мирских благ, быстро закончится, но, если это будет отдано другим людям ради Всевышнего, это, наоборот, останется у нас в виде благих дел, которые нам будут засчитаны:
Передается что, когда Пророк (мир ему) прочитал сподвижникам этот аят о доброй ссуде, некоторые из них начали удивляться, как это Аллах может брать у кого-то из нас в долг, разве Он нуждается в чем-то?
В ответ Посланник объяснил им, что действительно Всевышний берет у людей в долг то, что они раздадут ради Него. Но, разумеется, не потому что нуждается в чем-то, а потому что записывает это на наш «счет благих дел», которые потом вернутся к нам в виде наград этой и будущей жизни.
Тогда сподвижник Абу Дарда (да будет доволен им Всевышний) сказал, что он отдает в виде «доброй ссуды» свой сад. Известно, что у Абу Дарда был большой сад, где росло 600 финиковых пальм и где он жил со своей семьей. Затем он вернулся домой и сказал своей жене, что им следует покинуть их сад и дом, поскольку он пожертвовал ими ради Аллаха. Его жена не выказала ни малейшего неудовольствия, наоборот, порадовалась, что ее муж заключил такую выгодную сделку. И они, взяв детей и собрав свои вещи, покинули свое жилище. (Табари; аль-Хаким).
Здесь следует иметь в виду, что все материальные блага, которыми мы дорожим в этой жизни, мы не сможем забрать с собой в иной мир. Там нас будет ждать как раз та самая «добрая ссуда» — наш «вклад», который мы можем внести здесь, нашими добрыми делами.
Скупой богач и просто эгоистичный человек, который жалел средства на помощь другим, будет горько сожалеть в будущей жизни о невозможности вернуться назад и исправить свои ошибки.
«Делайте жертвоприношения из того, что Мы вам дали в удел, пока вас не постигнет смерть, и вы не скажете: «Господи! Если бы Ты дал мне отсрочку на короткое время, то я стал бы раздавать милостыню и был бы из праведных» (Сура «аль-Мунафикун», аят 10).
Многие, наверное, читали историю о том, как некий богатый человек оставил в своем завещании просьбу надеть на него во время похорон его старые носки. Когда сын стал настаивать на этой просьбе, люди, готовившие его тело к погребению, отказали ему, поскольку на умершем по шариату не должно быть ничего, кроме савана.
В этот момент ему подали письмо от отца, который писал ему: «Вот видишь, сынок, несмотря на все мои богатства, я не смог унести из этого мира даже старых носков. Пусть это будет тебе уроком, используй это имущество, которое тебе досталось, не для развлечений, а на пользу людям. Тогда ты не окажешься в будущей жизни неимущим».
Мусульмане прежних времен прекрасно понимали важность этого «доброго займа для Аллаха». Недаром в мусульманских странах существовала система вакфов (благотворительных фондов) состоящих из имущества, которое богатые люди завещали на религиозные или благотворительные цели.
Это могло быть и здание мечети или медресе, и больница или школа, и мосты или дороги (и иные здания общественного пользования). Человек прекрасно осознавал, что пока другие люди будут извлекать пользу из оставленного им имущества, это будет для него непрерывной милостыней (садака-джария).
Также известно, что в некоторых мусульманских городах, в частности, в Стамбуле, существовали специальные «камни милостыни». Они были предназначены для людей, которые желали сделать садака втайне, не выставляя напоказ свои благие дела, и чтобы бедные люди могли взять нужное для себя, не унижаясь просьбой.
На этих камнях оставляли деньги, еду или иные вещи, откуда ночью их могли взять нуждающиеся люди, не привлекая к себе внимания. Иностранные путешественники с удивлением отмечали, что деньги и ценные вещи могли лежать на этих камнях неделями, и никто к ним не притрагивался без необходимости.
Садака, которая будет приносить пользу даже после смерти > >
Напоследок хочется поделиться еще одной трогательной историей, которая передается про праведного шейха Дауда ат-Таи. Однажды его ученик принес ему в дар блюдо с мясом, желая накормить учителя, ведущего очень аскетичный образ жизни. Но шейх в ответ спросил у него, как дела у сирот, которые живут с ними по соседству?
Ученик с сожалением отметил, что их положение по-прежнему трудное. Тогда шейх велел ученику отнести мясо нуждающимся соседям. Ученик попытался уговорить учителя поесть, ведь он так давно не пробовал мяса! На что аулия Аллаха возразил:
– Сынок, если это мясо съем я, то оно скоро выйдет наружу. Но если его поедят сироты, оно, поистине, сможет достичь Небесного трона!..
Так пусть же рука наша будет щедрой на добро для других, тогда наши благие дела, по милости Всевышнего, также смогут достичь Небесного трона.
Анна Кобулова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Источник