Облигации субъектов федерации – относятся к классу государственных бумаг, но в отличии от облигаций федерального займа их выпускает не Министерство Финансов РФ, а отдельные субъекты федерации (области, края, республики, города федерального значения).
В качестве примера таких облигаций можно привести:
НижгорОбл9 — облигации Нижегородской области
ТверОбл 12 – облигации Тверской области
СтаврКрай2 – облигации Ставропольского края
Карелия 16 – облигации Республики Карелия
Также к этому классу можно отнести и муниципальные облигации, выпускаемые администрациями городов (например, «ТомскАдм 6» — облигации, выпущенные администрацией г. Томска).
В настоящее время на московской бирже обращается 114 облигаций субъектов федерации и 4 выпуска муниципальных облигаций с доходностью до 10,2% годовых и сроками гашения от 1 месяца до 10 лет. Учитывая, что максимальные ставки по депозитам в крупных надежных банках находятся в пределах 5-7,5%, то облигации субъектов федерации можно считать хорошей альтернативой депозитам. Рассмотрим в этой статье ключевые особенности, которые необходимо знать инвестору при работе с облигациями субъектов федерации (если Вам нужно узнать больше о том, как устроены любые облигации, посмотрите нашу статью «Облигации – отличная замена депозитам»).
Особенности облигаций субъектов федерации
Отметим две основных особенности облигаций субъектов федерации:
Данные облигации относятся к классу государственных облигаций, а это значит, что купонный (процентный) доход полностью освобождается от налога (НДФЛ). Этот факт делает облигации субъектов федерации более привлекательным инструментом, чем корпоративные облигации с тем же уровнем доходности.
Облигации субъектов федерации как правило имеют амортизацию.
Амортизация облигации
Облигации с амортизацией – это такие облигации, тело долга по которым гасится не единовременно, как у обычной облигации, а постепенно. Узнать имеет ли облигация амортизацию или нет можно с помощью сайта rusbonds.ru:
Указанная в примере облигация «БелгородскаяОбл-35011-об» изначально имеет номинал 1000 руб., но начиная с 2021 года эмитент будет гасить бумагу различными частями по 10%-25% от номинала. Таким образом к 2024 году останется непогашенным номинал в сумме 125 рублей.
Такие облигации также можно покупать и после промежуточных гашений, например, купив белгородскую облигацию из примера в начале 2023 года, мы по факту будем покупать данную облигацию по номиналу 500 рублей.
Облигации с амортизацией удобны субъектам федерации тем, что гашение будет постепенным, его можно включить в бюджет и спокойно гасить как кредит небольшим долями.
Для инвесторов плюсы амортизируемых бумаг следующие:
Главный плюс от амортизируемых бумаг в том, что риски таких инвестиций безусловно ниже, так как даже долгосрочные облигации за счет гашения частями по факту гасятся и окупаются быстрее, чем если бы гашение было только в конце срока.
Другим плюсом является возможность реинвестирования ранее погашенной части номинала. Это будет особо выгодно в период роста ставок, т.к. мы постоянно сможем перекладываться в более дорогие инструменты, даже не продавая сами облигации полностью.
Отдельно стоит отметить, что максимально удобно использовать такие облигации инвесторам, которые преследуют цель получать пассивный доход со своего капитала. В этом случае облигации с амортизацией будут генерировать постоянный и стабильный денежный поток в инвестиционном портфеле.
Доходность облигаций субъектов федерации
Мы часто сталкиваемся с тем, что начинающие инвесторы некорректно считают доходность облигаций субъектов федерации с амортизацией. Из-за того, что номинал таких облигаций постоянно уменьшается, их купонный доход в абсолютном значении также уменьшается. Например, купоны по облигации «БелгородскаяОбл-35011-об» будут выглядеть так:
Суммарный купонный доход за все периоды по такой облигации составит 470,01 руб. При этом общую доходность такой облигации можно посчитать по простой формуле, когда мы все купоны по облигации соотносим с ее стоимостью покупки:
По данной формуле мы получим, что суммарная доходность такой облигации за весь период равна 47% ((1000 + 470,01 руб.) / 1000 = 1,47; (1,47 – 1)*100% = 47%).
Но вот, чтобы посчитать корректно среднегодовую доходность недостаточно простой формулы, когда мы делим 47% просто на весь срок обращения облигации. Если пользоваться простой формулой, то среднегодовая доходность будет занижена и составит лишь 6,7% (47% / 2548 * 365 = 6,7%, где 2548 – количество дней до погашения облигации).
На самом же деле среднегодовая доходность инвестиций в такую облигацию выше, т.к. денежные средства мы держим в ней не до 2024 года, а фактически эмитент начинает их возвращать нам уже с 2021 года. Один из способов посчитать корректно доходность такой облигации скорректировать срок гашения облигации с учетом гашения номинала:
Скорректированный срок гашения нашей облигации будет равен 2079 дней. Тогда среднегодовая доходность такой облигации будет равна 8,25% (47% / 2079 * 365 = 8,25%).
Риски облигаций субъектов федерации
По критерию надежности облигации субъектов федерации можно отнести к классу государственных облигаций и по надежности инвестирования поставить на один уровень с депозитами, либо даже выше.
Однако стоит учитывать неравномерную бюджетную обеспеченность различных регионов Российской Федерации. Регионы с постоянно высоким уровнем дотаций следует исключить из списка высоконадежных облигаций. Найти такие регионы можно на сайте МинФина. На 2017 год в список регионов, где дотации последние 3 года превышали 40% входят:
Республика Алтай.
Республика Дагестан.
Республика Ингушетия.
Республика Крым.
Республика Тыва.
Чеченская республика.
Камчатский край.
Город федерального значения Севастополь.
Плюсы и минусы облигаций субъектов федерации
Главными плюсами облигаций субъектов федерации является высокая надежность и освобождение от налогов.
Такое свойство облигаций субъектов федерации как амортизацию нельзя назвать ни плюсом, ни минусом. В определенных условиях, это безусловно плюс, когда инвестору нужен постоянный денежный поток от портфеля или в случае, когда процентные ставки на денежном рынке растут. Если же ставки на рынке падают, то амортизация будет минусом, поскольку инвестору придется постоянно перекладывать средства по более низким ставкам в другие активы.
По нашему мнению, облигации субъектов федерации должны быть в любом портфеле, поскольку наряду с ОФЗ и надежными корпоративными облигациями они обеспечивают защиту и сохранность основной части капитала в портфеле. Узнать больше о том, как формировать защищенные и одновременно доходные инвестиционные портфели из акций и облигаций можно в нашей Школе разумного инвестирования. Начать обучение можно записавшись на первое бесплатное занятие.
Если статья была Вам полезна, поставьте лайк и поделитесь ей с друзьями.
Прибыльных Вам инвестиций!
Источник
Многие советуют новичкам-инвесторам покупать ОФЗ в качестве защитного актива, так как эти бумаги максимально надежны.
Целесообразно ли покупать также в качестве защитного актива облигации субъектов федерации? Ведь это тоже государственные бумаги? Насколько они надежны по сравнению с ОФЗ?
Артем
Один из видов облигаций в РФ — долговые бумаги, выпущенные регионами или муниципальными образованиями, например городами или районами. Их называют субфедеральными или муниципальными облигациями.
Евгений Шепелев
частный инвестор
Облигации есть у Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославской области, Ненецкого автономного округа, Мордовии, Карелии — да много у кого есть.
Риск, доходность и ликвидность
Надежность таких бумаг чуть ниже, чем у ОФЗ, но тут не все однозначно.
С одной стороны, у некоторых регионов долг уже очень большой. Например, у Хакасии долги равны 95% дохода регионального бюджета за год, а у Мордовии долгов в 2,5 раза больше, чем доходов за год.
При этом статья 102 бюджетного кодекса гласит:
РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ.
Было даже несколько случаев, когда по муниципальным облигациям объявлялся дефолт, хотя в итоге обязательства выполнили.
Данные о дефолтах муниципальных облигаций за период со 2 февраля 2009 года по 2 февраля 2019 года с сайта rusbonds.ru. Клинский район дважды допустил технический дефолт по купонным выплатам и один раз — обычный дефолт по ним же. Но деньги при этом никто не потерял, их выплатили, просто позже, чем должны были: смотрите столбец «Дата исполнения обязательств»
С другой стороны, вряд ли государство допустит неисполнение обязательств по облигациям регионов и муниципалитетов. Если по ним будет дефолт, инвесторы, в том числе иностранные, станут меньше доверять российским облигациям, и тогда сложнее будет занимать деньги через долговые бумаги.
У облигаций регионов и муниципалитетов более высокая доходность, чем у государственных облигаций — ОФЗ. Сравним одну из ОФЗ и облигацию Ненецкого автономного округа с похожими датами погашения:
- ОФЗ 26222 с погашением в октябре 2024: текущая доходность — почти 7,4% годовых, эффективная доходность к погашению — около 8,2% годовых.
- НАО 2017 с погашением в ноябре 2024: текущая доходность — около 8% годовых, эффективная доходность к погашению — около 9,5% годовых.
Налог с купонов не взимается, как и в случае с ОФЗ.
Учтите: облигации регионов и муниципалитетов не так популярны, как ОФЗ. Значит, ликвидность меньше и иногда бывает сложно купить или продать большой пакет облигаций по адекватной цене.
Амортизация
У муниципальных облигаций есть важная особенность — амортизация долга. Номинал погашается не одним платежом в конце срока действия облигации, а постепенно, несколькими платежами, в течение срока ее существования. Эмитенту облигации так проще отдавать долги.
Например, облигации «Республика Карелия 35018» разместили на Московской бирже в октябре 2017 года, их номинал — тысяча рублей — самый популярный номинал у облигаций в России. Погашение в октябре 2023 года.
В ноябре 2021 года и ноябре 2022 года будут выплаты по 300 рублей из номинала, и лишь оставшиеся 400 рублей выплатят в октябре 2023 года. Только тогда эти облигации погасят окончательно.
Для инвесторов это может быть удобно тем, что часть вложенных денег можно вернуть и потратить или вложить во что-то другое, не дожидаясь погашения и не продавая бумагу.
Есть и неудобство, потому что размер купонов из-за амортизации постепенно снижается. Например, в случае с облигацией «Республика Карелия 35018» купоны пока что платятся раз в квартал в размере 19,95 рубля: 8% годовых от номинала в тысячу рублей. С ноября 2021 года размер купонов из-за уменьшения номинала облигации станет 13,96 рубля, с ноября 2022 года купоны уменьшатся еще раз.
Вкладываться ли в облигации регионов?
Это неплохой вариант. Дефолты по ним мне кажутся маловероятными — особенно если покупать облигации тех регионов и муниципальных образований, у которых сильная экономика и не слишком много долгов. Вряд ли вложение в такие бумаги приведет к потере денег.
Если же вы не хотите принимать больший риск ради дополнительного процентного пункта доходности, выбирайте ОФЗ. Там — вдобавок к надежности — еще и ликвидность выше.
Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Источник
Помимо государственных (ОФЗ) и корпоративных облигаций на российском рынке есть такой класс бумаг как муниципальные облигации, которые выпускают муниципальные образования и субъекты РФ. Эмитентами облигаций выступают города, области, регионы, отдельные республики и другие образования в составе РФ. Бумаги субъектов иногда еще называют субфедеральными.
Рынок муниципальных облигаций весьма скромный относительно других типов бумаг, что в свою очередь сказывается на ликвидности. Около половины всего рынка составляют выпуски Москвы, Красноярского края, Самарской и Нижегородской областей.
В последние годы объем рынка муниципальных облигаций сокращается за счет снижения долговой нагрузки регионов. В 2018 г. он практически не вырос, а за первое полугодие 2019 г. снизился на 2,14%. При этом корпоративные бумаги за аналогичный период прибавили более 5%, а рынок ОФЗ вырос почти на 9,5% за счет рекордных объемов размещения на аукционах Минфина.
Для частного инвестора муниципальные бумаги прежде всего являются альтернативой ОФЗ с более высокой доходностью за счет премии за низкую ликвидность и чуть более высокий риск дефолта. Премия по доходности к сопоставимым ОФЗ составляет от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов (данные на июль 2019 г.)
Особенности муниципальных и субфедеральных бумаг
— Чаще встречается квартальная, а не полугодовая выплата купонов.
— Среди муниципальных облигаций распространены выпуски с амортизацией долга — выплатой номинала частями по мере приближения срока погашения. Это дает возможность эмитенту распределить выплату долга равномерно на весь период обращения.
Пример графика амортизации по выпуску Хакас2013
Для инвестора такой тип погашения номинала означает повышенный риск реинвестирования. Если на дату выплаты части номинала процентные ставки на рынке снизятся, то реинвестированная под меньший процент сумма амортизации сократит совокупную доходность вложений. Однако, в случае роста рублевых ставок, этот недостаток превращается в преимущество.
В общем случае показатель обычно учитывает вышеобозначенный нюанс. Поэтому выпуски с амортизацией вполне корректно сравнивать с сопоставимыми по дюрации аналогами, используя эффективную доходность к погашению. А вот упрощенные формулы расчета доходности уже будут не корректны.
— Низкая ликвидность. Муниципальные бумаги с высокой ликвидностью на вторичном рынке большая редкость. Обычно держателями регионального долга являются крупные институциональные инвесторы, поэтому число облигаций в свободном обращении обычно невелико.
Надежность муниципальных облигаций
Иногда долговые обязательства региональных образований приравнивают по надежности к ОФЗ, но это не совсем правильный подход. Разумеется, государство обычно оказывает поддержку регионам в сложной ситуации, выделяя необходимую сумму из федерального бюджета. Все дело в том, что дефолт по муниципальным или субфедеральным бумагам автоматически снижает доверие ко всем государственным бумагам. Поэтому государству может быть выгодно поддержать одного должника, чем нести потери из-за роста стоимости новых заимствований.
Однако в статье 102 бюджетного кодекса присутствует следующая формулировка: «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».
Таким образом, юридически РФ может не оказывать поддержку регионам, если у последних возникает риск дефолта. На практике в истории дефолтов было не так много и все средства в итоге были выплачены кредиторам, но это не гарантирует отсутствие прецедентов в будущем. Поэтому к муниципальным облигациям все-таки стоит относится чуть осторожнее, чем к ОФЗ.
Для примерной оценки надежности региона в первую очередь имеет смысл ознакомиться с его кредитными рейтингами. Периодически сводную таблицу по национальным и международным рейтингам регионов публикует агентство Reuters. Также можно получить информацию на официальных сайтах рейтинговых агентств. В случае регионов это преимущественно национальные агентства АКРА и Эксперт РА.
Читайте также: Что нужно знать о рейтингах и рейтинговых агентствах
Если есть желание поглубже разобраться с финансовым положением того или иного региона, то на сайте Минфина можно найти информацию о размере и структуре долга регионов, а также отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ с официального сайта Федерального казначейства.
Также агентство «РИА Рейтинг» периодически публикует свой рейтинг долговой нагрузки регионов, где информация с вышеуказанных сайтов агрегирована в сводную таблицу. Вот пример по состоянию на 1 января 2019 г.
Чем выше долговая нагрузка региона, тем выше риски инвестирования в его облигации. Например, по итогам 2018 г. совокупный долг республики Мордовия составил 56,2 млрд руб. или 237% от налоговых и неналоговых доходов бюджета региона. Из-за этого в декабре 2018 г. агентство АКРА понизило рейтинг региона сразу на 4 ступени с BB+ до спекулятивного уровня B.
Поэтому, если инвестор принял решение добавить такие облигации к себе в портфель, он должен осознавать, что его риск несколько выше, чем при вложении, например, в облигации Московской области, у которой соотношение долга к доходам составляет всего около 28%.
Список ликвидных муниципальных облигаций
Понятие ликвидности для муниципальных бумаг несколько иное, чем для корпоративных эмитентов. Среднее значение оборота гораздо ниже. В сводную таблицу попали облигации, у которых среднедневной объем торгов за последние 50 торговых дней превысил 1 млн руб. Также субъективно учитывалась частота сделок, ширина спреда и плотность заявок в стакане.
Итог
Муниципальные облигации представляют из себя интересную альтернативу ОФЗ и консервативным облигациям госкомпаний, поскольку имеют сходный уровень кредитного риска и привлекательную доходность. Положительный спред по доходности к сопоставимым ОФЗ начинается от 0,4% для наиболее надежных бумаг и достигает 1,5-1,6% для наиболее перегруженных долгом регионов по данным на июль 2019 г. При этом муниципальные бумаги, наравне с ОФЗ, имеют льготный статус налогообложения.
Из-за низкой ликвидности на вторичном рынке муниципальные облигации интересны, скорее, для держателей небольших капиталов и/или рассматривающих покупку бумаг до погашения. При этом механизм амортизации позволяет периодически получать часть вложенного капитала на руки для реинвестирования, в том числе в другие активы.
При отборе муниципальных облигаций в портфель необходимо ознакомиться с кредитным рейтингом региона-эмитента, его долговой нагрузкой и дальнейшими перспективами на горизонте инвестирования.
В качестве более ликвидных вариантов можно рассмотреть бумаги из списка, приведенного в данной статье. При этом данный перечень нельзя рассматривать, как рекомендацию к покупке. Каждое решение о покупке того или иного выпуска облигаций должно приниматься инвестором самостоятельно с учетом его целей и отношения к риску.
Начать инвестировать
Читайте также: Типы облигаций на российском рынке
БКС Брокер
Источник