Библиографическое описание:
Фасиков, Ю. Ф. Облигационные займы как источник финансирования социально-экономического развития на региональном и федеральном уровне / Ю. Ф. Фасиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16 (96). — С. 319-322. — URL: https://moluch.ru/archive/96/21575/ (дата обращения: 02.01.2021).
Ключевые слова: займ, регион, облигации, экономика.
Облигационный займ — заимствование, который осуществляется путем выпуска заемщиком облигаций. Облигация — это ценная бумага, которая удостоверяет право ее держателя на получение от лица, которое выпустило облигацию, в обусловленный ею срок суммы номинальной стоимости облигации или другого имущественного эквивалента.
Основные преимущества облигационного займа для предприятия-эмитента:
— наличие возможности мобилизации существенных объемов финансовых средств и финансирования больших инвестиционных проектов без опасности вмешательства инвесторов (которыми выступают владельцы облигаций) в управление финансово-хозяйственной деятельностью.
— наличие возможности аккумулирования финансовых средств частных инвесторов (населения), привлечения денежных ресурсов юридических лиц на весьма длительный период и на выгодных условиях с учетом экономической ситуации и ситуации, сложившейся на финансовом рынке;
— в сравнении с оформлением кредита: облигационный займ имеет низкую стоимость, срок на который привлекаются инвестиции посредством облигаций больше срока предоставления кредита, отсутствует необходимость предоставления залога, низкий уровень зависимости от кредитора, в связи с привлечением широкого круга инвесторов, а также имеется возможность привлечения существенной суммы инвестиций.
Главные показатели выпуска корпоративного облигационного займа напрямую зависят от финансового состояния предприятия, суммы необходимых инвестиций, способа размещения облигаций, рыночной ситуации на текущее время и параметров инвестиционного проекта.
Выпуск небольших сумм облигационных займов производится через закрытую подписку среди незначительного круга инвесторов. Данный способ выпуска облигационного займа предоставляет возможность предприятию-эмитенту размещать облигации в пределах своего региона, среди предприятий и частных инвесторов, которые имеют свободные ресурсы.
Позитивным моментом данного способа размещения считается заранее назначенный круг инвесторов, небольшие затраты на выпуск и гарантия размещения всей суммы облигационного займа. К отрицательной стороне можно отнести фиксированную доходность облигации, процентную ставку по купонным выплатам доходности облигации и процентную ставку по купонным выплатам до времени выпуска облигационного займа.
Выпуск существенных сумм облигационных займов производится на фондовой бирже. К таким видам облигационных займов предъявляют особые критерии:
— оптимальный объем облигационного займа должен составлять больше 200 млн. рублей;
— чистые активы предприятия-эмитента должны быть больше по сравнению с его уставным капиталом;
— должен существовать реальный инвестиционный проект, на который будут потрачены полученные заемные денежные средства;
— годовые выплаты по облигационному займу должны быть меньше и равны размеру годовой бухгалтерской прибыли эмитента до уплаты налогов.
Позитивная сторона этого способа размещения — возможность во время размещения корпоративного облигационного займа на фондовой бирже подсчитать оптимальную для эмитента доходность облигации, установить оптимальные процентные ставки по купонным выплатам, привлечь существенно большее количество инвесторов.
Отрицательный момент — наличие вероятности неполного размещения облигаций на первичных торгах, при низком спросе — возрастание уровня доходности облигации.
На примере Пермского края и Перми разберём расходную часть местного и регионального бюджетов.
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций за 2014 год вырос на 16,8 %, в то время как в 2013 году — на 25,6 %. Традиционно темпы его роста несколько ниже, чем у рынка корпоративного долга: 2012–71,05 %, 2011–79,83 %. При этом облигации регионов и муниципалитетов демонстрируют рост вместе со всем облигационным рынком, стабильно сохраняя свою долю на уровне 10–12 %.
Развитие рынка облигаций сопровождается существенным улучшением условий заимствований — за 3 с небольшим года средняя стоимость заемных средств снизилась более чем на 10 процентных пунктов, а сроки привлечения увеличились с 1,5 до 10 лет и более.
Помимо собственных инициатив органов власти, усилия по улучшению финансово-экономического состояния регионов и муниципалитетов предпринимаются и главным регулирующим органом — Министерством финансов Российской Федерации. Новые изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации направлены на повышение прозрачности и ответственности региональных и местных органов власти. Администрации регионов и муниципальных образований обязаны внедрять элементы бюджетирования, ориентированного на результат.
Появляется право осуществления внешних заимствований Субъектами Российской Федерации. Меняется методика расчета дефицита бюджета. Ужесточаются требования к его размеру и размеру предельного объема долга для регионов и муниципальных образований с высоким уровнем межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета (60 % в бюджетах субъектов, и 70 % в местных бюджетах). В целом, возможности органов власти расширяются, но в то же время усиливается контроль.
В идеале проводимая в стране бюджетная реформа должна способствовать принятию решений органами власти, направленными на максимальную эффективность привлечения заемных средств, а именно привлечению долгосрочных финансовых ресурсов при минимальных затратах, в т. ч. трудозатратах, и низких расходах на обслуживание долга.
Регионы и города оказались в сложном положении после вступления в силу Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», когда возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2004г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд».
Похоже, Законодатель осознанно вынуждает регионы и муниципальные образования отказаться от краткосрочных банковских кредитов, по крайней мере, объемы их уже снижаются. Кредиты потеряли ряд преимуществ, например, возросла их цена, снизилась оперативность их привлечения (в раздаточном материале в журнале «Госзаказ» статья, посвященная рынку краткосрочного долга С. 74–76).
Преимущества облигационных займов очевидны. Это прогнозируемо, долгосрочно и дешево. Это вписывается в концепцию среднесрочного бюджетирования. Это имеет положительный финансово-экономический и социальный эффект для региона и города (В раздаточном материале есть наше предложение по организации облигационных займов).
Выпуская облигации, многие администрации расходуют средства — направляя их на финансирование дефицита бюджета, не смотря на то, что привлеченные инвестиции можно и нужно направлять на развитие региона и города.
Понимая, что в соответствии со ст. 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, администрации, используя рыночные инструменты привлечения средств, могут реализовывать дополнительные целевые программы: осваивать земельные участки, проводить дороги, строить новые котельные и т. п.
Основная цель развития региона и города — это обеспечение высокого качества жизни, удовлетворение социальных и экономических потребностей населения на его территории. Регулирование развитием происходит посредством программы, реализацией которой администрация стремится стимулировать развитие экономики региона или муниципального образования, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.
Так, сегодня в рамках программы «Круглого стола» будут рассмотрены проблемы привлечения инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников в общественную инфраструктуру, подготовку земельных участков, строительство жилого фонда, развитие дорожной сети, реализацию проектов в рамках проекта «Газификация».
АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО) готов предложить региональным и местным администрациям внебюджетный источник финансирования программ — облигационные займы.
Регионы и муниципальные образования России испытывают острый недостаток средств для инвестиций в развитие и восстановление инфраструктуры.
С этой целью реализуется ряд программ и проектов.
1) Жилищные и инфраструктурные проекты:
В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации, в 2015 году предусматривается направить:
250 млрд. руб. в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ;
300 млрд. руб. на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, и Инвестиционного фонда;
100 млрд. руб. на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов.
Реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в рамках которого приняты две подпрограммы «Обеспечение земельных участков инфраструктурой в целях жилищного строительства», и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
В рамках приоритетного национального проекта планируется сокращать административные барьеры, развивать рыночную инфраструктуру строительного рынка, совершенствовать градостроительное и антимонопольное регулирование в сфере жилищного строительства, модернизировать уже существующие объекты коммунальной инфраструктуры и привлекать частных инвесторов.
2) Транспортные проекты
Сегодня необходимо обеспечить ускоренное развитие дорожного хозяйства, переломить ситуацию, связанную со значительным отставанием развития дорожной сети от экономических и социальных потребностей общества, повысить эффективность дорожного хозяйства. Актуальной задачей является усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры, что полностью соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
3) Газификация
Очевидна необходимость комплексного подхода к газификации на основе генеральных схем и составления прогнозных топливно-энергетических балансов регионов. Конечной целью программ газификации является доведение природного газа до конкретного потребителя. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие «Газпрома» и государственных органов власти. Процессы строительства внутрипоселковых газопроводов и подготовка потребителей к приему газа за счет средств бюджетов всех уровней должны быть синхронизированы с процессами строительства «Газпромом» межпоселковых газопроводов. Успех газификации будет напрямую зависеть от готовности населенных пунктов к принятию газа, в частности — от возможностей Субъектов федерации своевременно привлекать средства из внебюджетных источников.
Выделение средств регионам в рамках программ происходит на основании четких критериев и на условиях софинансирования.
Источником софинансирования программ со стороны региона или муниципального образования могут быть не только текущие доходы бюджета, но и заемные средства.
Ключевая проблема реализации всех программ и проектов — готовность регионов.
Литература:
1. Галкина Л., Медников Е. Областные облигации: средство развития региональных фондовых рынков // Рынок ценных бумаг, 2007, № 4.
2. Городские облигации в дореволюционной России // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского гос. ун-та. — Волгоград, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): облигационный займ, Российская Федерация, займ, облигация, регион, Бюджетный Кодекс, дорожная сеть, дорожное хозяйство, жилищное строительство, коммунальная инфраструктура.
Источник
Большая часть облигационных выпусков в России обращается на фондовом рынке. Начиная с 2014 года по объему размещений 80 — 85% новых выпусков облигаций приходится на биржевые облигации. Данный факт только подтверждает вытеснение классических корпоративных облигаций, выпускаемых компаниями и связано с более комфортной и упрощенной процедурой их регистрации на Бирже. Коммерческие облигации — новый вид внебиржевых — высокодоходных облигаций (ВДО), выпускаемых компаниями, не имеющими кредитного рейтинга, которые являются альтернативой вексельного финансирования и в обозримом будущем заменят его.
Заимствования на публичном финансовом рынке лишены большинства недостатков банковского и иных способов кредитования, но вместе с тем накладывают ряд обязательств, исходящих как раз из публичности этого рынка (необходимая степень прозрачности, обязательства по раскрытию информации, внятная стратегия поведения на рынке и т.д.), при этом обеспечивая при финансировании долгосрочных программ целый ряд преимуществ:
У вас в декларации должен быть указан доход в строках 130, 1…
Правильно ли я сделала расчет в декларации? И оставшийся нал…
Получается в 130 строке я должна написать 15136? И должна ли…
Спасибо за ответ. Я заплатила взносы в ПФР 23 марта
Нигде, потому что у вас налог всего 15136, поэтому уменьшить…
Да, сломалось что-то. Починим в ближайшее время.
Помогите пожалуйста. ИП на УСН закрыла 29.06.20. Доход был т…
Добрый вечер. А калькулятор по фиксированным взносам не рабо…
Каждая организация является налоговым агентом только по част…
А в доморощенных местных экономических гопников без всякой и…
Вашингтонская агентура у руля экономики России походу не др…
Это очень плохая идея. Тот идиот который это ,предложил нанё…
Так это же «для трудоспособного населения». При че…
У меня тот же вопрос. Что если физлицо получит в марте дивид…
Постановление Правления ПФ РФ от 25.12.2019 N 730ПII. Правил…
Дедушка Мороз плохие подарки подарил?
Документы в любом случае хранятся в теч. 3х лет и налоговая …
А вас кто уполномочил от имени всех посетителей сайта вещать…
Отвратительное графическое оформление постов, особенно унизи…
В любой сфере жизни должна быть т.н. обратная связь.Предлага…
Я всё уже поняла и свои сообщения поудаляла.
Ну вот куда вы торопитесь? Впереди ТРИ месяца на сдачу этого…
Пища для размышлений: по всем трём искам суд полностью отказ…
«Прожиточный минимум будет определяться его как часть (…
Подобные инициативы — логическое продолжение «нерабочих…
А кто умудрился дизлайк-то поставить?Шутки, конечно шутками,…
Что Вы об этом думаете? ГК РФ Статья 1484. Исключительное пр…
Пища для размышлений. Информация из открытых источников.Карт…
Програма Инфо-Предприятие это всего лишь взломанная и скопир…
да последняя цифра за все 30 лет нулём была, наверное, тольк…
Есть много хороших бухгалтеров, но чаще берут тех, кто понра…
Вы чего? Серьезные государственные умы трудились над формуло…
Что им мешает округлить до 12800?
Новосиб давно в пилотном проекте.Сдаю через Контур реестр — …
Источник
Опытные заемщики по достоинству ценят возможность размещения ценных бумаг на финансовом рынке, так как данный способ привлечения дополнительных средств со стороны более выгоден, нежели обычные банковские кредиты. Расскажем далее, чем именно выгоден облигационный займ, и для кого.
Понятие облигационного займа
Облигационный заем ‒ ссуда, выдаваемая заемщиком в виде эмиссии облигации. При продаже облигации эмитент занимает у покупателя определенную сумму на оговоренный документом временной промежуток, по истечении которого заемщик обязуется вернуть долг кредитору.
Напомним читателю, что такое облигация! Это вид ценной бумаги, подтверждающий право ее держателя получить от эмитента номинала облигации или иного имущества, стоимость которого приравнивается к нему.
Облигационные займы характеризуются большим числом достоинств для эмитента, поэтому и пользуются высокой популярностью на отечественном рынке сегодня.
Виды облигационных займов
Облигационные займы отличаются по факту наличия определенных характеристик. Представим наиболее распространенные классификации.
По сроку
ЦБ делят на несколько групп, исходя из продолжительности срока предоставления кредитных средств:
- Срочные. Выпускаются на период, не превышающий 1 год.
- Среднесрочные. Эмиссия ОЗ такого типа осуществляется на 1-5 лет.
- Долгосрочные. Выпускаются на срок от 10 до 30 лет.
Срок формирования ОЗ во многом определяется актуальным объемом подготовительных мероприятий, юридической схемы выпуска, а также размещения.
Государственные
Государственные ОЗ представляют собой особый вид ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется правительством страны на установленный временной период и с конкретной доходностью по ним. Они чаще использовались в советские времена, сегодня популярность таких бумаг весьма невысока.
Отметим! Природа государственных облигационных займов мало чем отличается от современных государственных облигаций.
Муниципальные
Договор муниципального займа подразумевает покупку инвестором муниципальных облигаций или иных видов ЦБ, реализующих право вкладчика получить от заемщика переданные ему взаймы денежные средства и определенные проценты по ним.
Муниципальные облигации делятся на несколько категорий:
- Ценные бумаги общего покрытия. Обеспечиваются бюджетом или его долей, частным имуществом заемщика, не имеют целевого инвестиционного характера и направляются на перекрытие бюджетного дефицита и обеспечение иных задач. Несколько схожи с государственными краткосрочными займами и реализуются по заранее подготовленным схемам.
- Целевые облигации. Наиболее популярны по количеству эмитированных ЦБ, так как создаются для организации конкретного инвестиционного проекта и гасятся выручкой, полученной в результате его работы. Одним из наиболее популярных сегодня видов таких займов является муниципальный жилищный займ. Он подразумевает ситуацию, когда жилищное строительство осуществляется на аккумулированные средства населения от эмиссии муниципальных ЦБ.
Жилищные займы выполняют сразу несколько важных для населения страны задач: поиски новых возможностей улучшить жилищные условий граждан, усовершенствование механизмов инвестирования в строительство квартир на длительный период, повышение качества построенного жилья.
Ольга Орлова, эксперт в области ЖКХ
Коммерческие
Коммерческие облигационные займы имеют вид ценной бумаги, выпускаемой юридическими лицами для дальнейшего финансового обеспечения своей деятельности с или без залога. Срок погашения ЦБ может меняться от 1 года и более.
Внутренние
Внутренние облигационные займы представляют собой долговые обязательства в виде ЦБ, выпущенной на внутреннем рынке.
В прошлые годы такие бумаги строго соответствовали мировым стандартам по способу эмиссии, сегодня они распределяются между перечнем компаний с российским капиталом, являющимися клиентами Внешэкономбанка и не встречаются на рынке в свободной торговле.
Внешние
Минфин РФ начал выпуск такого типа ЦБ с 2013 году, но в максимально допустимых пределах госдолга, обозначенного Законом о ФБ на 2013-2015 гг. Облигации, выпускаемые правительством, имеют документарную форму и подлежат централизованному хранению.
Владельцем бумаги может стать физическое или юридическое лицо, резидент и нерезидент, и тогда он получит право на номинальную стоимость и проценты.
Размещение внешних облигаций осуществляется в виде закрытой подписки, а сами документы можно предъявить к досрочному погашению, если наступил случай, обозначенный сопровождающими выпуск глобальными сертификатами.
Интересный факт! Номинал одной облигации подобного вида составил 2 000 дол. США. А объем их эмиссии дошел до 7 500 единиц.
Преимущества и недостатки облигационных займов
Облигационный заем в качестве инструмента привлечения финансовых средств со стороны характеризуется рядом преимуществ:
- отсутствие риска вторжения держателей ЦБ в финансово-хозяйственную деятельность компании;
- возможность самостоятельного обозначения параметров облигационного займа: объем эмиссии, процентных ставок, временного периода, условий обращения, погашения и т. п.;
- оптимальное соотношение уровня доходности ценных бумаг для вкладчиков и расходов на эмиссию и обслуживание со стороны заемщика;
- усовершенствование системы взаиморасчетов, структуры дебиторской и кредиторской задолженности эмитента.
Несмотря на описанные достоинства, облигационный займ отличается довольно жесткими условиями. Эмитент берет на себя определенные риски, сопряженные с возможным крахом задуманного мероприятия. Ведь объем затрат при реализации инвестиционного проекта может превысить объем полученной в дальнейшем выручки.
Источник финансирования
В государствах с развитой экономической системой роль облигационных займов весьма значительна. Они используются в качестве основного источника финансирования разного рода инвестиционных проектов.
На заметку! В процессе выпуска облигаций подробно прописываются права и обязанности эмитента и кредитора, ведь нормативно-правовые акты далеко не всех государств регламентируют процедуру выпуска и размещения таких ЦБ в полной мере.
Главный ограничивающий фактор в процессе эмиссии бондов ‒ размер собственности. А их достоинства как источника финансирования заключаются в следующем:
- средства вовлекаются не только от банковского сектора, но иных субъектов финансового рынка;
- низкая стоимость бондов позволяет привлечь много мелких кредиторов;
- сроки погашения долга можно продлить;
- законодательство многих стран допускает переносить расходы, связанные с обслуживанием облигационных займов, на себестоимость продукции, что уменьшит базу налогообложения;
- низкая рискованность.
Выпуск
Выпуск облигационного займа предоставляет возможность привлечь большой объем инвестиций от разных вкладчиков для удовлетворения средне- и долгосрочных планов развития компании. Название предприятия становится более узнаваемым, растет интерес к его деятельности со стороны крупных инвесторов резидентов и нерезидентов. Реализация облигаций происходит на первичном рынке.
Размещение и покупка
Облигационные займы размещаются на первичном рынке, здесь же осуществляется их продажа.
Ценные бумаги могут быть пущены в оборот на вторичном рынке только при условии их продажи частным инвесторам. Реализация ЦБ на вторичке позволяет проявиться их основному достоинству – ликвидности. Согласно действующему законодательству РФ первичное размещение облигационного займа составляет от 3-х до 12-ти месяцев.
Артем Коськин, финансовый аналитик
При эмиссии ЦБ такого вида необходимо зарегистрировать в ФСФР, после чего может пройти не более одного года. За это время облигация должна быть куплена инвестором, но на практике это случается в первые несколько дней. Процесс покупки облигации должен осуществляться при условии тщательно изучения специфики торговли акциями.
Стоимость
Стоимость размещения облигационного займа определяется действием двух факторов:
- кредитной историей заемщика;
- кредитоспособности эмитента.
Стоимость займа определяется до налогообложения путем подсчетов внутренней нормы прибыли от финансового потока по бонду. Ее снижение происходит ввиду развития вторичного рынка бондов и повышения степени доверия к компании-эмитенту со стороны вкладчиков.
Выходит, что благоприятная кредитная история способствует повышению репутацию эмитента и сокращает траты на предоставление займов в последующее время.
Выпуск облигаций ‒ способ привлечения денег
Любая компания переходит на такой этап своего развития, при котором требуются кредитные средства для дальнейшего развития. Руководство должно выбрать наиболее подходящий способ привлечения кредиторов, взвесив плюсы и минусы всех существующих способов достижения данной цели.
Выпуск бондов – один из наиболее перспективных вариантов, так как:
- заемщик может получить внушительный объем денег для реализации масштабного инвестпроекта без риска вторжения иных инвесторов в вопросы, связанные с управлением компанией;
- заемщик получает возможность накопить достаточно денег, полученных от ряда частных инвесторов, юридических лиц, чтобы воспользоваться ими на выигрышных условиях на финансовом рынке.
Рынок облигационных заимствований
Рынок корпоративных облигаций в РФ развивается активными темпами. Основная тенденция, характерная для него сегодня, ‒ постепенный рост сроков, объемов заимствования, а также показателей ликвидности рынка.
Основные участники
Часто необходимость в привлечении заемных средств вынуждает предприятие выпускать облигационные займы и пользоваться услугами следующих лиц:
- Андеррайтер. Является профессиональным участником финансового рынка и обеспечивает размещение бондов эмитента путем поиска инвесторов. В качестве андеррайтера может выступить коммерческий банк, инвестиционный фонд с состоятельной клиентской базой. Он осуществляет реализацию бондов от имени, по поручению и за счет эмитента, получая за это материальное вознаграждение.
- Платежный агент. Следит за исполнением обязательств по выпущенным ЦБ. В качестве такого субъекта финансового рынка может выступить банк, осуществляющий перевод денежных средств для выплаты купонного дохода и погашения бондов на обозначенные инвесторами банковские счета.
- Организатор торговли. Это биржа, имеющая лицензию от ФСФР России и выполняющая первичное размещение облигаций и вторичную торговлю ими.
- Финансовый консультант. Берет на себя обязанности, связанные с оформлением эмиссионных документов, сопровождением государственной регистрации выпуска и т.п.
Важно! Бонды, выпущенные в бездокументарной форме, регистрируются в обязательном порядке. Созданный реестр их владельцев ведет независимый регистратор или должностное лицо компании, ответственное за выполнение данных задач.
Корпоративные облигации
Рынок корпоративных облигаций за последнее время превратился в динамичный сегмент общероссийского финансового рынка.
Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить для дальнейшего развития этой среды:
- Отсутствие ценовых ориентиров. Процесс корректировки бондов, уровень их ликвидности зачастую определяются стихийно. Недостаток информации и отсутствие актуальной информационной структуры привело к невниманию инвесторов касательно финансовой устойчивости компаний-заемщиков и риску невозврата вложений.
- Отсутствие продуманной стратегии работы с заемными средствами у многих компаний.
- Налог на эмиссию, а также чрезмерно сложная бюрократическая процедура регистрации эмиссии бондов.
Первичный рынок
Основой рынка корпоративных облигаций выступают фирмы-эмитенты, выбирающие способ первичного размещения облигационных займов:
- аукцион по продаже;
- прямое размещение;
- размещение с помощью инвестиционных банков.
В РФ финансовые институты предпочитают прямое размещение аукционов, так как промышленные компании своими силами на долговой рынок не выходят. По этой причине активно практикуются варианты выпуска ЦБ через посредничество инвестиционных банков, которые зачастую одновременно выполняют функции и финансового консультанта, и игрока вторичного рынка, поддерживающего ликвидность эмиссии.
Параметры займа
При размещении облигационного займа важны следующие его параметры:
Вторичный рынок
Вторичный рынок РФ развивается еще активнее, нежели первичный. Основные индикаторы его роста таковы:
- суммарные объемы торгов;
- количество заключенных сделок;
- объем приобретенных ценных бумаг.
Специалисты настаивают на сложности определения настоящих объемов внебиржевого рынка России. То есть, все его оценки имеют приблизительный характер. Внебиржевые торги сопоставляются с объемами торгов на бирже, что говорит о достаточной величине вторичного рынка облигаций. В ближайшем будущем он должен приобрести высокую ликвидность, что выгодно всем его участникам.
Плюсы и минусы
Среди преимуществ корпоративных займов специалисты отмечают:
- привлечение больших сумм на длительный период;
- возможность маневрирования и самостоятельности при определении параметров эмиссии;
- оперативность управления структурой и объемом задолженности в регионе;
- возможность использовать облигаций в роли расчетного инструмента с целью оптимизации взаимозачетов;
- публичная кредитная история.
Но они имеют и ряд недостатков:
- сложная процедура подготовки документов и осуществления эмиссии;
- наличие промежутка во времени от момента принятия решения о размещении и до реального получения денежных средств, около 4-х месяцев;
- дополнительные расходы на размещение корпоративных облигаций;
- необходимость в максимальном раскрытии информации о предприятии во время подготовки выпуска и обращения облигаций, в демонстрации безубыточности и стабильных темпах развития.
Договор обеспечения исполнения обязательств
Законодательство РФ не вынуждает обеспечителя заключать договор в физическом плане со всеми владельцами облигаций выпуска. Это позволяет упростить систему работы с корпоративными облигациями, поскольку нет необходимости тратиться на создание, подписание, хранение таких бумаг. Помимо этого, не приходится переподписывать договор при смене владельца бонда.
Но наличие договора между компанией-эмитентом и обеспечителем обязательно. Если его нет, эмитент может столкнуться с рядом проблем: к примеру, придется доплатить обеспечителю при отзыве последним своих полномочий или найти нового обеспечителя, зарегистрировав изменения в эмиссионных документах.
Инструмент привлечения инвестиций
Облигационный займ является одним из самых востребованных в наши дни инструментов привлечения дополнительных вложений во многие отрасли экономики. Чем более масштабным является производство, тем больше финансовых ресурсов оно требует для нормальной производственно-хозяйственной деятельности.
Путем выпуска облигаций у компании появляется возможность обеспечить свои потребности финансами на выгодных ей условиях. Вернуть денежные средства потребуется в оговоренный срок, что позволяет рационально спланировать стратегию финансовых действий в это время.
Облигационные займы как альтернатива банковским кредитам
Коснемся преимуществ облигационного займа в сравнении с возможностью воспользоваться кредитом в коммерческом банке:
- обходится дешевле;
- более длительный срок привлечения инвестиций;
- отсутствие необходимости в залоге;
- низкая степень зависимости от одного кредитора, ведь средства привлекаются сразу у широкого круга инвесторов.
В итоге:
Облигационный займ – простой способ привлечь дополнительное финансирование своей деятельности со стороны частных инвесторов. Он позволяет расширить производство, обновить оборудование и достичь иных целей на пути к высоким заработкам.
No related posts.
Источник