Облигации внутреннего государственного валютного займа являются нетипичным для рынка государственных облигаций инструментом. Дело в том, что данные облигации номинированы в долларах США, что должно было отнести их к категории инструментов внешнего займа. Тем не менее, данные облигации являются инструментом внутреннего займа.
Облигации внутреннего валютного займа были выпущены в мае 1993 г. как инструмент погашения внутреннего долга в иностранной валюте по обязательствам СССР перед коммерческими банками, благотворительными фондами, совместными предприятиями, внешнеторговыми организациями, государственными предприятиями и кооперативами по их валютным счетам, которые были «заморожены» на счетах во Внешэкономбанке СССР по состоянию на 1 января 1992 г.
ОВГВЗ являются процентными ценными бумагами на предъявителя, выпущенными в документарной форме. Номинальная стоимость облигации составляет 1 тыс. долл. Купонный период определен в один год с величиной процентной ставки 3% годовых. Процентный доход начисляется 14 мая каждого года. Погашение номинальной стоимости и выплата процентного купонного дохода производятся в долларах США.
Данные облигации размещались сериями. Всего в 1993 г. было размещено пять серий (траншей) с разными датами погашения:
■ I серия – через 1 год от даты выпуска;
■ II серия – через 3 года;
■ III серия – через 6 лет;
■ IV серия – через 10 лет;
■ V серия – через 15 лет.
Первые две серии облигаций были погашены в срок в 1994 и 1996 гг. соответственно. В марте 1993 г. было увеличено количество облигаций и серий. Дополнительно были размещены облигации II–V серий (с сохранением установленного периода обращения) и размещены облигации новых VI и VII серий. Для последних двух серий период обращения был установлен в 10 и 15 лет от даты выпуска.
В 1999 г. была осуществлена новация (замена одного вида долга другим видом долга). ОВГВЗ III серии по выбору владельца облигаций могли быть конвертированы в облигации внутреннего государственного валютного займа выпуска 1999 г. сроком обращения восемь лет либо в облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом со сроком обращения четыре года.
ОВГВЗ 1999 г. отличались от предыдущих серий 1993 г. тем, что они, во-первых, являлись именными ценными бумагами и, во-вторых, начисление процентного купонного дохода производилось два раза в год по той же купонной ставке.
В настоящее время в обращении ОВГВЗ нет.
Специфика облигаций данного вида заключается в том, что хотя они и номинированы в российских рублях, их размещение и обращение происходит на внешнем международном финансовом рынке.
Облигации внутренних облигационных займов РФ являются среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами, выпускаемым в документарной форме. Минимальный срок обращения облигаций – один год, максимальный – 30 лет. Номинальная стоимость одной облигации составляет 5 млн руб. Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.
Размещение облигаций осуществляется в форме открытой или закрытой подписки. Процентный доход по ОВОЗ может быть фиксированным или постоянным. Условия размещения конкретного выпуска облигаций могут предусматривать досрочную выплату части или всей номинальной стоимости облигаций.
Первый выпуск облигаций внутреннего облигационного займа был размещен в марте 2011 г. на сумму 40 млрд руб. с последующим (в мае 2011 г.) дополнительным размещением на сумму 50 млрд руб. Условиями этого выпуска установлен семилетний срок обращения с датой погашения 10 марта 2018 г. с 14 процентными (купонными) периодами. Ставка процентного дохода определена в размере 7,85% годовых для каждого процентного (купонного) периода.
По состоянию на 1 ноября 2013 г. общий объем размещенных облигаций внутреннего валютного займа составляет 90 млрд руб. По состоянию на 1 ноября 2013 г. общий объем федеральных облигаций по номинальной стоимости составляет 4268,402 млрд руб. Распределение по отдельным видам облигаций представлено в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Распределение государственных заимствований по видам облигаций (поданным Минфина России)
Погашение указанных облигаций будет осуществляться вплоть до 2036 г. (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Временная структура погашения федеральных облигаций (по данным Минфина России)
Источник
Облигации внутреннего валютного займа — В Российской Федерации — купонные облигации, эмитируемые государством и имеющие номинал в долларах США. Были выпущены в качестве компенсации по долгам обанкротившегося Внешэкономбанка СССР (ВЭБ). Облигации внутреннего валютного займа были выпущены в обращение 14 мая 1993 г. Минфином РФ с целью погашения внутреннего валютного долга, который образовался в связи с банкротством Внешэкономбанка. Учитывая, что данный банк; являлся государственным, правительство России признало его долги перед клиентами и вкладчиками и в качестве долговых обязательств эмитировало облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства банка на его счетах оказались «замороженными» средства физических и юридических лиц. Процедура погашения задолженности перед гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала прямое погашение задолженности в полном размере начиная с I июля 1993 г., а задолженность банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму $7885 млн. ОВВЗ выпущены пятью траншами со сроками погашения от 1 года до 15 лет. Период обращения облигаций различных траншей и их объем были установлены в следующих пределах: 1-й транш — 1 год на сумму $226 млн.; 2-й транш — 3 года на сумму $1518 млн.; 3-й транш — 6 лет на сумму $1307 млн.; 4-й транш — 10 лет на сумму $2627 млн.; 5-й транш — 15 лет на сумму $2167 млн. Облигации имеют валютный номинал в размере $1000, $10 000 и $100 000. Данные облигации являются купонными, т.е. к каждой облигации прилагается комплект купонов, на основании которых выплачивается купонный доход в размере 3% годовых один раз в год. Поэтому облигации разных траншей имеют разное число купонов. Количество купонов соответствует периоду обращения облигаций. Выплаты по купонам производятся начиная с 14 мая каждого года. Купон может быть предъявлен к погашению в любой период времени в течение 10 лет начиная с календарного года, в котором наступил срок его оплаты. Платежным агентом по ОВВЗ является Центральный банк России, который имеет право назначать дополнительных платежных агентов из числа уполномоченных коммерческих банков. Владелец купона может предъявить его к оплате за 30 дней до даты купонных выплат. Облигации валютного займа выпущены в наличной форме и являются предъявительской ценной бумагой, т.е. погашение купонов и выплата по ним процентов, а также погашение основной суммы долга осуществляются на основании предъявления облигаций и соответствующих купонов. В настоящее время первые 2 транша погашены Минфином России в полном объеме. В 1994 г. был погашен 1-й транш на сумму 0,226 млрд. дол., а в 1996 г. — 2-й транш на сумму 1,5 млрд. дол. Одновременно с погашением очередных серий ценные бумаги изымаются из обращения, что уменьшает рынок этих бумаг и делает их менее ликвидными. Для поддержания ликвидности рынка ОВВЗ и с целью покрытия дефицита федерального бюджета в первой половине 1996 г. были выпущены в обращение две новые серии данных облигаций: 6-й и 7-й транши. В результате объем рынка по номиналу облигаций достиг 11 млрд. дол. и заметно повысилась ликвидность данного сегмента фондового рынка. Владельцами облигаций могут быть как российские, так и зарубежные предприятия и организации. Обращение ОВВЗ на вторичном рынке осуществляется свободно с оплатой в валюте или в рублях. В связи с тем что объем эмиссии достаточно большой и отсутствуют какие-либо ограничения на обращение данных облигаций, по ним сложился устойчивый вторичный рынок. На вторичном рынке облигации котируются в процентах от номинала. Круг операций с ОВВЗ достаточно широк. Они могут обращаться как между резидентами, так и нерезидентами, вноситься в качестве оплаты уставного капитала предприятий и организаций, служить предметом залога и др. Вывоз бланков облигаций за пределы России запрещен.
Еще по теме 9. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), цель и особенности их выпуска и обращения.:
- 3.2.3. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
- ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
- 10. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ), их особенности, участники и структура рынка ГКО–ОФЗ.
- 8.2. ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКА КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ В РОССИИ
- 8.3. ОСОБЕННОСТИ ВЫПУСКА БИРЖЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЛИГАЦИИ, ОБЛИГАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА С ПЕРЕМЕННЫМ КУПОНОМ - 6.4.4. Механизм выпуска и обращения депозитарных расписок и его особенности
- Статья 27.2. Особенности эмиссии и обращения облигаций с обеспечением
- Статья 27.5.2. Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций
- Статья 27.5.1. Особенности эмиссии и обращения облигаций Банка России
Источник
Знаменитая героиня братьев Вайнеров Манька Облигация не рекламировала займы, но напоминала о них народу своим прозвищем
Фото:
коллаж Banki.ru
Во время бюджетных кризисов наше правительство вспоминает, что деньги в долг можно взять и у населения. Например, по программе выпуска облигационных займов для частного инвестора. Нынешний кризис не исключение. Банки.ру изучил, как государство занимало деньги у народа в советские времена и как намерено сделать это сейчас.
Вместо эпиграфа
«А ну гони назад подарок — телик и трехпроцентный выгрышный заем!»
Леонид Сергеев, «Свадьба № 2»
Купи немножко ОФЗ на ужин и обед
Правительство и лично Министерство финансов с 2016 года намерены расширить доступ физических лиц к государственным облигациям — ОФЗ. Речь идет как о возможности выпуска специального долгового инструмента для населения, так и о продаже облигаций через уполномоченные банки — аналог депозита, удостоверяемого ценной бумагой.
Выпуск облигаций федерального займа для населения – идея, которая уже несколько лет витает в воздухе и временами возвращается Минфином на рынок. Новые ОФЗ предполагают особый порядок размещения и обращения облигаций, ориентированный на неквалифицированного инвестора – то есть человека, оперирующего свободными суммами менее 1,5 млн рублей. Частные клиенты и сегодня могут приобретать ОФЗ на Московской бирже, используя для этого доступ, предоставляемый инвестиционными компаниями. Приходишь в офис брокера, подключаешься через него к торгам на бирже и сам совершаешь операции с ценными бумагами, оплачивая брокеру комиссию от объема совершенных сделок. Теперь же предлагается, чтобы клиенты банков могли приобрести ОФЗ, открыв счет в банке.
Аналитики финансового рынка полагают, что залог успешности идеи облигаций для населения – это максимально простой доступ к ним для покупки и продажи. Если доступ к бумагам будет организован легко и ориентирован на понимание этого продукта как пенсионерами, у которых, как правило, есть какие-то «заначки денег для инвестирования в будущее», так и студентами, у которых свободных денег мало, а желание заработать есть, можно ожидать притока желающих помочь российскому бюджету.
«Если речь идет об идее выпуска ОФЗ для населения, то условия покупки таких бумаг должны быть максимально простыми, входной порог – доступным, а точек приобретения – чем больше, тем лучше», – считает аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, сам облигационный рынок сейчас довольно интересен физическим лицам, поскольку при сравнительно небольшой доходности все же дает инвестору защиту от рисков – государственную гарантию. Облигации часто используют при формировании сложных структурированных продуктов, чтобы захеджировать риски второй части этого портфеля. Однако облигационные предложения интересны в большей степени профессиональным участникам рынка, а не рядовым гражданам, поскольку это довольно сложный инструмент, отмечает аналитик.
Гражданам при покупке ОФЗ надо предложить такую схему, чтобы человек, купивший бумагу, мог ее в любой момент продать, а не «сидеть в ней до погашения», отмечает начальник аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. Поэтому одна сторона вопроса – организовать пункты продажи облигаций в банках. Вторая, причем не менее важная, – не только сделать так, чтобы банки были агентами по выплате купонного дохода по ОФЗ, но и обязать эти же банки выкупать бумаги у народа. Пусть даже по рыночной цене с небольшим дисконтом, покрывающим издержки самого банка, уверен Иван Манаенко. Он приводит пример неудачной организации продажи населению такого финансового инструмента, как золотые слитки: в этой схеме купить-то слиток можно, и даже не только в Сбербанке. А вот для того, чтобы продать его банку обратно, придется изрядно помучиться и ощутимо потерять в цене.
ОФЗ для населения должны показывать максимальную прозрачность, стоить недорого при выпуске, иметь четкую информацию о сроках обращения и прочих нюансах и быть как можно более понятными целевой группе населения, считает Анна Бодрова. Они должны быть ясны для бюджетников – например, для военнослужащих, учителей, пенсионеров. По мнению Бодровой, экономически активное население в возрасте от 30 до 50 лет предпочтет более доходные инструменты при сбалансированном риске.
Дороже вклада
Пока Минфин не определился, как будет реализован процесс упрощения доступа физических лиц к ОФЗ. На каких условиях эти облигации будут продавать банки. Будут ли покупатели обязаны платить НДФЛ в 13% с курсовой разницы между покупкой и продажей бумаги. Должен ли этот налог удерживать банк, или самому человеку придется заполнять налоговую декларацию. Неясно даже, будет ли это внебиржевой инструмент с фиксированной стоимостью, которая не будет меняться со временем.
Чтобы физическим лицам покупка ОФЗ была интересна, доходность облигаций должна быть выше доходности обычного вклада, говорит Иван Манаенко. Доходность кривой ОФЗ сейчас – 11–12,5% годовых в зависимости от сроков погашения бумаги. По такой доходности можно найти обычный вклад в банке из топ-100, и этот вклад будет застрахован государством. «Поэтому такой плюс, что ОФЗ – это государственный долг и по займу не будет отказа от выплат, нивелируется. А на премию к доходности по ОФЗ исключительно для физлиц Минфин не пойдет, иначе такую позицию не поймут другие инвесторы», — говорит аналитик.
Над пропастью во ржи, сахаре и хлебе
Займы государства у населения в СССР имеют длинную историю. Советская власть обращалась к внутренним займам, когда в финансовой системе намечалась очередная «дыра», то есть фактически всегда: в период индустриализации, во время войны, в эпоху застоя. Латать финансовые «дыры» с помощью облигаций, которые было вынуждено покупать население (займы были принудительные, а не добровольные) было удобно и, главное, просто.
Всего в СССР было выпущено порядка 65 облигационных займов, и большая часть из них находилась в обращении до 1957 года, когда и была свернута десятилетняя программа принудительных займов. После этого вышло лишь пять эмиссий.
В 1917 году, практически сразу же после революции, рынок ценных бумаг в России прекратил существование: акции и облигации царского режима объявлялись утратившими свою юридическую силу. Но уже 20 мая 1922 года был выпущен первый государственный заем. Выпущен он был в натуральном исчислении, номинирован 10 млн пудов ржи и имел срок обращения восемь месяцев. Как только стало ясно, что денежная реформа 1922–1924 годов реализована успешно, займы стали выпускаться в денежном эквиваленте.
31 октября 1922 года было объявлено о подписке на первый советский денежный заем на 100 млн рублей. В следующем году выпустили еще два беспроцентных займа: хлебный и сахарный.
Первый принудительный заем был размещен в 1923 году и распространялся через систему сберкасс. Это были выигрышные облигации для имущих слоев населения – то есть среди билетов займа планировалось провести лотерею и наградить ее победителей денежным призом. Доходность этого займа была 6% годовых. Их обязаны были приобретать комиссионеры, подрядчики, поставщики и прочие частные предприниматели, разбогатевшие в годы НЭПа.
Петя Петелькин и девушка с коробкой
В 1925 году в СССР увидел свет фильм «Закройщик из Торжка» режиссера Якова Протазанова. Действие происходит в Советской России во времена НЭПа, в маленьком уездном городке. Петя Петелькин – работник швейной мастерской, принадлежащей вдове Ширинкиной. Вдова решила женить на себе своего работника. Неунывающий Петя отправился за подарком невесте и неожиданно по дороге купил облигацию государственного займа. Облигация, на которую выпал крупный выигрыш, в процессе фильма кочует из рук в руки.
Сатирическая комедия изначально планировалась как реклама государственного займа, но сразу вышла за пределы простой «агитки». Главную роль в фильме играл Игорь Ильинский, культовый актер советского театра и кино. В фильме для продвижения государственных займов было решено использовать технологию, которая сейчас именуется product placement. Картина даже была снята на деньги Народного комиссариата финансов.
Два года спустя Наркомфин профинансировал съемки еще одного фильма – «Девушка с коробкой». Поставленная ради пропаганды государственных выигрышных займов, комедия «интересна своими новаторскими попытками в разработке характеров героев, привлекает лиризмом повествования», значилось в титрах фильма.
Выход обоих фильмов на экраны сопровождался всплеском спроса на облигации у населения.
После 1930 года подписка в рассрочку на облигации фактически стала принудительной. Она проводилась следующим образом: на предприятия, в организации и колхозы из сберегательных касс поступали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовая сумма облигаций.
Чтобы частично списать долг перед гражданами, в 1930–1941 годах была проведена унификация всех облигаций. Срок всех займов теперь составлял 20 лет, погашение было отложено на срок до 19 лет, а доходность была снижена до 3–4% годовых.
Многие советские люди действительно вызывались помочь государству рублем совершенно добровольно. Особенно ярко их энтузиазм проявился в годы Великой Отечественной войны. Тогда были выпущены четыре 20-летних займа под 4% годовых, которые позволили собрать 72 млрд рублей: на 25,97% больше, чем рассчитывали тогда экономисты. Всего расходы советского правительства на ведение войны составили 551 млрд рублей, и 13% этой суммы было собрано с покупателей займов.
В 1948 году вышел конверсионный двухпроцентный заем для обмена практически всех облигаций, выпущенных до 1947 года. Старые облигации обменивались на новые в пропорции 3 к 1.
Несмотря на регулярные конверсии и постоянное несоблюдение сроков гашения облигаций и порядка выплаты процентов по ним, в конце 1950-х годов сложилась ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию всех выпущенных государственных займов превысили поступления в казну от размещения новых ценных бумаг.
Понятно, что государство так и не расплатилось по своим долгам – бумажки пылились в сундуках, зачастую ими играли в песочнице дети.
Валютные «обманки»
Самый последний пока обман государства своих граждан на облигационном поле – отказ от выплат по облигациям внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Облигации внутреннего валютного займа были выпущены в обращение 14 мая 1993 года Минфином России. Учитывая, что обанкротившийся Внешэкономбанк СССР был государственным, правительство России признало его долги перед клиентами и вкладчиками. В результате банкротства банка на его счетах оказались замороженными средства физических и юридических лиц. Поэтому государство в качестве долговых обязательств эмитировало эти облигации. Процедура погашения задолженности перед гражданами, у которых счета находились во Внешэкономбанке, предусматривала прямое погашение задолженности в полном размере начиная с 1 июля 1993 года, а задолженность банка перед предприятиями была покрыта облигациями на общую сумму 7,8 млрд долларов. ОВВЗ выпущены пятью траншами со сроками погашения от одного года до 15 лет. Но и по ним государство так и не расплатилось.
Единственные долги, которые Минфин все же погасил нашим гражданам по государственным займам, – это государственные краткосрочные облигации (ГКО), дефолт по которым российский Минфин объявил 17 августа 1998 года. Тогда облигации, бывшие на руках у физических лиц, были погашены строго по номиналу до 1 января 1999 года. Правда, это было слабым утешением в ситуации, когда стоимость рубля за этот же период снизилась с 6,5 рубля за доллар до 20,65 рубля на 1 января 1999 года.
Елена ГОСТЕВА, Banki.ru
Источник