К первому облигационному внутреннему займу правительство России прибегло лишь в 1809 г., чему в немалой степени способствовала внешнеполитическая ситуация. Голландия, где до этого размещалось большинство российских займов, была оккупирована Францией. Финансовый рынок Европы был расстроен в результате наполеоновских войн. Размер дохода по внутренним займам первоначально был определен в 6% (и сверх того грация 1%), причем и процент, и грация каждые 12 месяцев выдавались на год вперед. Для большей популярности облигации займа должны были приниматься в залог по всем подрядам и откупам, а также в уплату казенных и таможенных сборов в размере У5 платежа. Однако, несмотря на высокую доходность и льготы, заем не имел успеха. Выпуск займов принадлежал к компетенции царя и министерства финансов, однако после своего первого созыва Государственная дума приобрела право утверждать каждый заем при этом условия займа определялись правительством. Правительство Советской России, отказавшись выплачивать царские долги, практически не выходило на рынок внешних заимствований и осуществляло лишь внутренние займы.
[c.277]
Долгосрочные финансовые обязательства (долгосрочные кредиты банка, облигации, займы).
[c.264]
По строке отражается сумма задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям, облигациям, займам и т. п., в том числе учтенная на счете 70 Расчеты с персоналом по оплате труда . Заполняется по данным сальдо субсчета 75-2 Расчеты по выплате доходов на последнюю отчетную дату.
[c.109]
В группе статей Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (строка 630) отражается сумма задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям, облигациям, займам и т.п.
[c.53]
Например, в 1997 г. по данным мониторинга было установлено, что биржевой оборот России вырос по сравнению с 1996 г. почти в 2 раза. В структуре биржевого оборота преобладали операции с государственными ценными бумагами. На сделки с корпоративными акциями и облигациями приходилось около 1% оборота. В общем биржевом обороте наибольший удельный вес составляли биржи Центрального экономического района — 91,4%. По обороту облигаций займов субъектов Федерации лидировали биржи Северо-Западного района — 89% общего оборота.
[c.104]
Чистая прибыль в стоимостном выражении исчисляется после выплаты налогов, дивидендов, процентов по облигациям, займам и кредитам, отчислений в пенсионные фонды. Она остается в распоряжении фирмы. Для анализа сравниваются абсолютные показатели и выявляется (в %) прирост или уменьшение чистой прибыли за отчетный год.
[c.262]
Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Сказанное в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашения облигаций займов.
[c.193]
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г. одновременно с выпуском займа «Пятилетка-в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.
[c.202]
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за
[c.202]
Регрессивный обмен облигаций государственных займов был осуществлен в 1947 г. Размещенные ранее по подписке облигации одиннадцати займов обменивались на облигации нового займа по соотношению 3 1. Облигации свободно обращавшегося займа были обменены на новые по соотношению 5 1. Держатели облигаций займов получали определенные преимущества по сравнению с лицами, имевшими накопления наличных денег, поскольку обмен старых денег на новые проводился по соотношению 10 1.
[c.202]
СУБ-ЭМИТЕНТ — когда один из основных банков — участников эмиссии облигаций займа уступает часть своей квоты другому банку (любому юридическому лицу), который официально не выступает в роли эмитента.
[c.214]
Существенную часть рынка ценных бумаг составляют корпоративные облигации — займы корпораций под фиксированный процент. Только на Нью-Йоркской Фондовой бирже в 1992 г. обращались облигации около 1500 компаний с общей номинальной стоимостью свыше 260 млрд. Для оценки риска невыплаты процентов или невозврата денег по облигации практически для всех таких корпораций существуют и периодически обновляются рейтинги, составляемые независимыми рейтинговыми агентствами.
[c.183]
С весны 1922 г. получает развитие советский государственный кредит. Первые внутренние займы проводились в денежно-натуральной форме, из них два хлебных займа (на 10 млн. и на 100 млн. пудов ржи) и один сахарный (на 1 млн. пудов сахара-рафинада). Однако реализовывались они за деньги, кроме того, облигации займов принимались в счет взносов по натуральному налогу, а погашались натурой или деньгами. Первые денежные займы выпускались как долгосрочные в золотом исчислении, рассчитывались в основном на городское население и предусматривали выплату процентов и выигрышей в совзнаках по курсу дня. Средства резервных фондов государственных органов привлекались в специальные (так называемые гарантийные) займы при 8% доходности. За 1924—1928 гг. было выпущено четыре таких займа.
[c.442]
После погашения облигаций займа остаток средств страхового фонда зачисляется в доход органа местного
[c.47]
Обращение облигаций займа — маркет-мейкер, депозитарии, регистраторы, обслуживающие банки, депо-
[c.82]
Эмитентом облигаций займа является Администрация региона.
[c.94]
Облигации займа являются государственными ценными бумагами субъекта Российской Федерации
[c.94]
Облигации займа являются свободно обращающимися на рынке ценными бумагами и могут выпускать-
[c.94]
РАЗМЕЩЕНИЕ ОБЛИГАЦИЙ ЗАЙМА
[c.98]
Срок начала размещения займа намечен на 1 июля сего года. Облигации займа будут продаваться в основ-
[c.101]
Генеральный агент по размещению облигаций займа в городе Казани пока не определены. Начало размещения
[c.102]
Положению об обращении облигаций займа и проведении расчетов по нему контроль за ходом займа осуще-
[c.102]
При этом держатели облигаций займов, помимо выигрыша, имели ряд дополнительных льгот можно было получать ссуды банков под залог облигаций и использовать облигации при уплате налогов.
[c.66]
В ноябре 1864 г. в Российской империи впервые в ее истории был выпущен выигрышный заем. Облигации займа назывались Билеты Внутреннего 5%-го с выигрышами займа , выпускались на предъявителя. Облигация имела купонный лист, на каждом купоне указывалась сумма ежегодного процентного платежа Государственного банка в пользу ее владельца. Погашение облигаций производилось тиражами.
[c.38]
РЕПАТРИАЦИЯ ЗАЙМОВ — возвращение в страну облигаций займов, размещенных среди иностранных держателей за границей, путем скупки этих облигаций выпускавших их государством.
[c.341]
ЭМИССИОННАЯ ПРИМА — разница между номинальной стоимостью облигации займа и суммой, оплачиваемой при ее возврате органу — эмиссору.
[c.247]
Японский рынок государственных облигаций так же, как и британский, использует разные названия для выпусков облигаций. Среди наименований выпусков можно встретить строительные облигации, займы для финансирования дефицита бюджета или для рефинансирования, но опять-таки в настоящий момент названия не играют никакой роли, так как все японские государственные облигации (JGB) имеют одинаковый ранг. Исторически Япония выпускала только облигации со сроком погашения десять лет и называла эти облигации долгосрочными. Недавно они начали выпускать облигации со сроком погашения двадцать лет и больше и называют их «супердолгосрочными». Обычно в Японии государственные облигации выпускаются как на предъявителя, так и именные, но каждая из этих облигаций может быть конвертирована в любом направлении в течение двух дней.
[c.57]
Источник
Рефинансирование – выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности.
Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа – внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Рефинансирование активно применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Реструктуризация – это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-го выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.
Еще возможен обмен основной части облигаций на облигации другого выпуска, покрывающих не всю сумму долга, но имеющих высокую обеспеченность, а также досрочный выкуп облигаций у кредиторов со скидкой.
Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное сих сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка – в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной такого мероприятия явилась тупиковая ситуация в области госкредита, вызванная непопулярностью среди населения так называемых массовых займов, размещавшихся по подписке. Правительство сознавало, что от такой практики надо отказаться, но не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. Пришлось пойти на отсрочку погашения займов.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей. Так, в январе 1918 г. Правительство РСФСР аннулировало все дореволюционные внутренние и внешние займы. Советская власть не признала финансовых обязательств царской администрации и Временного правительства, которые направляли заемные средства в основном на подготовку к войне и ведение боевых действий, а также на подавление революционного движения (в настоящее время центральное правительство признало часть внешней дореволюционной задолженности).
Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.
Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства – на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).
2.3 Зарубежный опыт управления государственным долгом
В современных условиях общей для многих стран причиной дефицитности бюджетов и связанного с этим роста государственного долга считается необоснованная экономическая политика, которая приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств. Подобная ситуация складывается и в России, что делает для нас полезным многообразный опыт управления госдолгом в западных странах.
Одним из подходов в управлении госдолгом является согласование общей установки в отношении допустимых пределов его роста. Как следует из практики большинства стран, не вызывает обычно опасений задолженность порядка 50-70% ВВП. В 11 странах, первыми обеспечивших условия для вступления в Европейский валютный союз, госдолг находится в целом на уровне свыше 60% ВВП, в т.ч. Финляндии – 56, Франции – 58, Германии – 61, Испании – 69, в Бельгии и Италии – по 122%; при этом две последние страны обязались вдвое снизить свой долг — Бельгия к 2011 г. и Италия — к 2016 г. В США долг федерального правительства составляет в настоящее время свыше 5,3 трлн. дол., или около 70% ВВП. В условиях длительного благоприятного в основном состояния экономики и государственного бюджета предусматривается добиться к середине следующего десятилетия ежегодных превышений федеральных доходов над расходами на уровне одного процента ВВП. При этом имеется в виду использовать положительное сальдо бюджета на погашение долга. Считается, что это будет оказывать понижающее воздействие на долгосрочные процентные ставки и тем способствовать увеличению частных инвестиций, производительности труда и экономическому росту.
Источник