от 09.07.99 г. N 159-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственных внешних заимствованиях Российской
Федерации и государственных кредитах, предоставляемых
Российской Федерацией иностранным государствам, их
юридическим лицам и международным организациям
Принят Государственной Думой 7 декабря 1994 года
Одобрен Советом Федерации 17 декабря 1994 года
Статья 1. Государственные внешние заимствования Российской
Федерации
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации
являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных
государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты
(займы), по которым возникают государственные финансовые
обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств
или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации
формируют государственный внешний долг Российской Федерации.
Статья 2. Государственные кредиты, предоставляемые Российской
Федерацией иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным организациям
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской
Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и
международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у
иностранных государств, их юридических лиц и международных
организаций возникают финансовые обязательства перед Российской
Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные
внешние (зарубежные) активы Российской Федерации.
Статья 3. Договорно-правовая основа государственных внешних
заимствований Российской Федерации и предоставления
Российской Федерацией государственных кредитов
Государственные внешние заимствования Российской Федерации и
предоставление Российской Федерацией государственных кредитов
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным
организациям осуществляются Правительством Российской Федерации на
основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений и
гарантий от имени Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
Такие договоры и соглашения, включая предоставление гарантий
по кредитам (займам), могут также заключаться от имени федеральных
органов исполнительной власти или от имени российских юридических
лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской
Федерации, оформленному в виде его постановления.
Статья 4. Предельный размер государственных внешних
заимствований Российской Федерации и предельный
размер государственных кредитов, предоставляемых
Российской Федерацией
Предельным размером государственных внешних заимствований
Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме
федерального закона максимальный объем использования кредитов
(займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, на
предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных
внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не
превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной
суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Предельным размером государственных кредитов, предоставляемых
Российской Федерацией, является ежегодно утверждаемый в форме
федерального закона максимальный объем расходов федерального
бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов
(займов), указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на
предстоящий финансовый год.
В предельных размерах государственных внешних заимствований
Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых
Российской Федерацией, не учитываются кредиты и заимствования в
отношениях с другими государствами — участниками Содружества
Независимых Государств. Суммы таких кредитов и заимствований
определяются в федеральном законе о федеральном бюджете.
Предложения о предельных размерах государственных внешних
заимствований Российской Федерации и предельных размерах
государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией,
вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с
проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий
финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную
Правительством Российской Федерации программу государственных
внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых
Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий
год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает
сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.
Статья 5. Внесение изменений в предельный размер
государственных внешних заимствований Российской
Федерации и предельный размер государственных
кредитов, предоставляемых Российской Федерацией.
Международные договоры о кредитах (займах),
подлежащие ратификации
Международные договоры и гражданско-правовые соглашения,
включая предоставление гарантий по кредитам (займам), выполнение
которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных
согласно статье 4 настоящего Федерального закона, могут быть
заключены только после внесения соответствующих изменений в
федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении или предоставлении
государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении
гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случае,
если:
предусмотренный этим договором кредит (заем) не включен в
программу, указанную в статье 4 настоящего Федерального закона, а
привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства
превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
или исполнение такого договора требует увеличения предельных
размеров, утвержденных в соответствии со статьей 4 настоящего
Федерального закона;
ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Единая система учета и регистрации государственных
внешних заимствований Российской Федерации и
государственных кредитов, предоставляемых Российской
Федерацией
В Российской Федерации действует единая система учета и
регистрации государственных внешних заимствований Российской
Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской
Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и
международным организациям, которая находится в ведении
Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок учета и регистрации указанных заимствований и
государственных кредитов определяется Правительством Российской
Федерации.
Статья 7. Вступление в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
26 декабря 1994 года
N 76-ФЗ
</p>
Источник
26 декабря 1994 года N 76-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЯХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕДИТАХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВАМ,
ИХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ
ОРГАНИЗАЦИЯМ
Принят
Государственной Думой
7 декабря 1994 года
Одобрен
Советом Федерации
17 декабря 1994 года
Статья 1. Государственные внешние заимствования Российской Федерации
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные внешние заимствования Российской Федерации формируют государственный внешний долг Российской Федерации.
Статья 2. Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.
Указанные государственные кредиты формируют государственные внешние (зарубежные) активы Российской Федерации.
Статья 3. Договорно-правовая основа государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления Российской Федерацией государственных кредитов
Государственные внешние заимствования Российской Федерации и предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляются Правительством Российской Федерации на основе международных договоров, гражданско-правовых соглашений и гарантий от имени Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Такие договоры и соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), могут также заключаться от имени федеральных органов исполнительной власти или от имени российских юридических лиц, если они действуют по уполномочию Правительства Российской Федерации, оформленному в виде его постановления.
Статья 4. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
Предельным размером государственных внешних заимствований Российской Федерации является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем использования кредитов (займов), указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга Российской Федерации.
Предельным размером государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, является ежегодно утверждаемый в форме федерального закона максимальный объем расходов федерального бюджета, направляемых на предоставление государственных кредитов (займов), указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, на предстоящий финансовый год.
В предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, не учитываются кредиты и заимствования в отношениях с другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств. Суммы таких кредитов и заимствований определяются в федеральном законе о федеральном бюджете.
Предложения о предельных размерах государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельных размерах государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, вносятся Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Указанные предложения включают подготовленную Правительством Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий год с выделением кредитов (займов), каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США.
Статья 5. Внесение изменений в предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации и предельный размер государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией. Международные договоры о кредитах (займах), подлежащие ратификации
Международные договоры и гражданско-правовые соглашения, включая предоставление гарантий по кредитам (займам), выполнение которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных согласно статье 4 настоящего Федерального закона, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении или предоставлении государственного кредита (займа), в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту (займу), подлежит ратификации в случае, если:
предусмотренный этим договором кредит (заем) не включен в программу, указанную в статье 4 настоящего Федерального закона, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
или исполнение такого договора требует увеличения предельных размеров, утвержденных в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона;
ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных внешних заимствований Российской Федерации и государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок учета и регистрации указанных заимствований и государственных кредитов определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Вступление в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
26 декабря 1994 года.
N 76-ФЗ
Источник
23 августа, 23:49 / Экономика
Эксклюзивно по подписке
Эксперты отмечают, что возможности для отказа в кредитах существенно расширились
Получать российские кредиты теперь будет труднее /Евгений Разумный / Ведомости
Социально-политические кризисы наряду с военными конфликтами и высокими кредитными рисками станут причинами для отказа Россией в предоставлении займов другим государствам. Соответствующие предложения содержатся в проекте постановления правительства «Об утверждении порядка предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам», подготовленном Минфином.
Документ устанавливает восемь категорий стран, которые не будут рассматриваться в качестве потенциальных заемщиков. Соответствие хотя бы одной из них может стать причиной для отказа в кредите. Первая категория – это страны, участвующие или завершившие участие в международной расширенной Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (в основном это африканские государства).
Вторая категория – страны, столкнувшиеся с военными конфликтами и социально-политическими кризисами. Третья – государства, в отношении которых действуют поддержанные Россией международные санкции, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования. Четвертая категория – это страны, причастные к финансированию террористических и иных организаций, деятельность которых запрещена в России и мире. Далее следуют государства, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, и страны, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к шестой и ниже группам странового кредитного риска.
К седьмой группе предлагается отнести страны с рейтингом долгосрочной кредитоспособности ниже уровня В- по классификации агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s или ниже уровня В3 по классификации Moody’s Investors Service. И наконец, последняя категория – это государства, по которым средняя за предыдущие три месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов (CDS) в долларах США на срок 10 лет превышает 800 б. п. по данным Bloomberg.
Удовлетворяют новым требованиям около 110 стран мира – например, Бразилия, Индонезия, Египет, Вьетнам, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «Из них 40–45 богаче России, если измерять по ВВП на душу населения, так что в наших кредитах они особо не нуждаются», – говорит Куликов. Зато многим странам, которым Россия традиционно оказывает финансовую помощь, доступ к финансированию может быть перекрыт.
По оценкам ЦБ и Минфина, на 1 января 2020 г. Россия выдала ссуд и займов примерно на $40 млрд. Из них $15,8 млрд – бывшим странам СССР, «и по большей части это невозвратные долги», подчеркивает руководитель направления «Финансовые рынки» Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Теперь щедрость Москвы заканчивается. «Самым жестким из новых критериев является категория риска ОЭСР, – отмечает Беляков. – Он отсекает от российского финансирования порядка 80 стран по данным на июнь, включая, например, Армению и Киргизию».
Серьезными проблемами новые российские требования могут обернуться для Венесуэлы. У нее наиболее значительный долг перед Россией по вооружениям – около $3,5 млрд – и к тому же дефолтный рейтинг, отмечает Беляков. Под угрозой потери финансовой поддержки от Москвы оказывается и Белоруссия. По информации белорусского минфина, долг этой страны перед Россией на июнь 2019 г. составил $7,6 млрд. «Перспектива новых российских кредитов Минску теперь будет зависеть от того, подпадет ли Беларусь под определение страны с социально-политическим кризисом в момент принятия решения о таком кредите», – подчеркивает Беляков.
В целом новые условия создают более ясные формальные рамки, показывающие в условиях мировой рецессии, по каким правилам мы готовы работать, считает научный руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев. «И это позитивно, так как предотвращаются чрезмерные ожидания мирового сообщества от РФ, – говорит он. – Также эти условия работают на снижение возможной (так было в прошлом) «домашней» тревоги граждан, которые опасаются, что при наших ограниченных ресурсах может быть значительное кредитование иностранных государств».
Однако выдача займов во многом зависит не от реального экономического положения страны, а от того, насколько данное государство вписывается во внешнеполитическую стратегию России, указывает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова. «По этой причине такие государства, как Сирия или Венесуэла, вряд ли лишатся российской поддержки, – считает она. – В целом в антирейтинг Минфина попадают многие государства Африки и Азии, однако опять же финальное решение будет иметь выраженную политическую составляющую».
По ее словам, вызывает интерес пункт про государства, финансирующие террористические организации. «Дело в том, что списки террористических организаций в разных странах, например в России и США, существенно отличаются, – замечает Сазонова. – При этом отказ в предоставлении кредита со ссылкой на один из пунктов проекта фактически будет означать обвинение в государственном финансировании терроризма. Поэтому Минфину нужно будет как-то учитывать этот момент».
В Министерстве финансов «Ведомостям» заявили, что речь идет не об ужесточении критериев выдачи кредита, а об унификации в одном документе правил, которые работали и раньше. В ведомстве подчеркивают, что принятие нового документа «не ведет к автоматическому пересмотру положений межправсоглашений о предоставлении иностранным государствам-заемщикам государственных кредитов».
Источник