В Российской Федерации нормативной базой учета материально-производственных запасов и исчисления себестоимости являются:
1. Гражданский кодекс. Часть 2.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2.
3. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете».
4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 №34н (в ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
5. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
6. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н (ред. от 18.12.2012) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)».
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (в ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
8. Приказ Минфина России от 06.05.1999 №33н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″.
9. Приказ Минфина России от 06.10.2008 №107н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)».
10. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н (04.12.2012) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Все виды возникающих отношений между гражданами и обществом, а также предприятиями и гражданами характеризует Гражданский кодекс.
Правовые основы договоров займа и кредита отражены в главе 42 «Заем и кредит» Гражданского кодекса РФ.
Согласно ст. 807 п. 1 ГКРФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
Таким образом, предметом договора займа могут быть денежные средства или вещи, определенные родовыми признаками.
Согласно ст. 808 п. 1 ГКРФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо — независимо от суммы.
Договоры займа могут быть процентными или беспроцентными. Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму в срок и в порядок предусмотренные договором займа. Если срок возвращения займа не определен договором, сумма займа должна быть возвращена заимодавцу в течении тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом. Также, если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям, т. е. в рассрочку, то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата все оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.
Расчётные операции строго регламентированы нормами Налогового кодекса РФ, который регулирует налоговые обязанности, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, а также привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Проценты по кредитам и займам, полученным для приобретения материальных ценностей, уменьшают налогооблагаемую прибыль сразу после их начисления. Сумма процентов уменьшает прибыль при условии, что она не отклоняется более чем на 20% от среднего уровня процентов, взимаемых по аналогичным заемным обязательствам (то есть обязательствам, выдаваемым в той же сумме, на те же сроки, на тех же условиях).
Организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, расчет среднего процента осуществляют в пределах месяца. Остальные организации — в пределах квартала.
Если аналогичные заемные обязательства отсутствуют либо так решила сама организация, проценты учитывают при налогообложении прибыли в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (по заемным средствам в рублях), или в пределах 15% годовых (по заемным средствам в иностранной валюте) (п.1 ст.269 НК РФ).
Федеральный закон от 05.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет правила ведения бухгалтерского учета, в том числе учета кредитов и займов.
Порядок бухгалтерского учета кредитов и займов, а также затрат по их обслуживанию регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 исходя из заложенного в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 отдельно устанавливает правила бухгалтерского учета для основной суммы долга по договору, процентов по заемным долговым обязательствам и дополнительных затрат, связанных с получением заемных средств.
Согласно п. 3 и 4 ПБУ 15/2008:
— срочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен в установленном порядке;
— просроченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.
Согласно п.19 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), в бухгалтерском балансе все активы и обязательства представляются с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Следовательно, задолженность по кредитам и займам нужно делить на долгосрочную и краткосрочную. Поэтому в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций для реализации этого требования бухгалтерский учет кредиторской задолженности по займам и кредитам организуется на двух отдельных балансовых счетах: для учета краткосрочных кредитов счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», для учета долгосрочных кредитов используется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Краткосрочные кредиты выдаются на срок до 1 года. Полученный кредит учитывается по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами 50 «Касса» (в случае если кредит выдан наличными денежными средствами), 51 «Расчетный счет» и 52 «Валютный счет» (проводки Д50 К66, Д51 К66, Д52 К66).
При получении кредитов и займов организация несет определенные затраты. Это могут быть так называемые основные затраты, к которым относятся проценты по кредиту, курсовые, суммовые разницы по процентам. Основные затраты включаются в состав операционных расходов при этом в бухгалтерском учете осуществляется проводка Д91/2 К66.
Помимо основных расходов возникают и дополнительные расходы, связанные с получением кредита, к ним относятся оплата юридических, консультационных услуг, копировально-множительные расходы, налоги, экспертизы, услуги связи. Эти расходы отражаются проводкой Д91/2 К60.
Погашение кредита отражается по дебету счета 66 в корреспонденции со счетами учета наличных и безналичных денежных средств, и учета валютных денежных средств, в зависимости от того, каким образом погашена задолженность по кредиту (проводки Д66 К50, Д66 К51, Д66 К52).
Долгосрочный кредит выдается на срок свыше 1 года. Полученный кредит, так же, как и в случае с краткосрочным кредитом, учитывается по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Далее учет долгосрочного кредита может осуществляться двумя способами:
1. На счете 67 до истечения срока погашения.
2. На счете 67 до тех пор, пока до срока погашения останется 365 дней. После этого сумма кредита переводится на счет 66 проводкой Д67 К66, то есть долгосрочная задолженность переведена в краткосрочную.
Выбранный способ учета нужно отразить в приказе по учетной политике.
Таблица 1
Проводки по счету 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам и счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
Экономическая информация об обязательствах компании по договорам кредита и займа в российском бухгалтерском учете раскрывается в пассиве Баланса отдельно от прочих обязательств в строках «Долгосрочная задолженность по кредитам и займам» и «Краткосрочная задолженность по кредитам и займам» согласно ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам».
Классификация заемных обязательств в качестве долгосрочных и краткосрочных базируется на едином во всем учетном мире принципе:
-обязательства, срок погашения которых наступает в течение 12 месяцев после отчетного периода, являются краткосрочными;
-обязательства, срок погашения которых наступает более чем через 12 месяцев после отчетного периода, являются долгосрочными.
На сегодняшний день в российском учете с точки зрения определения сроков классификация заемных обязательств в Балансе в качестве краткосрочных и долгосрочных чаще всего определяется сроком договора, а не сроком фактического гашения. В составе статьи Баланса «Долгосрочные кредиты и займы» отражаются суммы по длительным договорам (заключенным на несколько лет), хотя срок уплаты регулярных платежей приходится на короткие временные периоды.
Согласно МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» при определении краткосрочной или долгосрочной природы заемного обязательства возможно применение профессионального суждения бухгалтера, основывающегося на знании операционного цикла компании и намерений руководства в отношении конкретного заемного обязательства. Российский бухгалтерский учет выводит классификацию обязательств с точки зрения сроков за рамки профессионального суждения бухгалтера.
Несоответствие отражения долгосрочных и краткосрочных кредитных обязательств фактическим будущим выплатам ухудшает прогнозирование риска ликвидности, не позволяя достоверно определить показатели платежеспособности и спрогнозировать кассовый разрыв в перспективе.
Необходимо усилить требования к российским стандартам учета и отражать обязательства в качестве краткосрочных и долгосрочных по сроку фактического погашения.
Прекращение признания финансового обязательства (или его части) происходит:
— когда оно погашено (то есть указанное в договоре обязательство исполнено или аннулировано);
— срок его действия истек.
Прибыль или убыток от выбытия финансовых обязательств определяется как разница между балансовой стоимостью обязательства и суммой выплаченного возмещения. Результат отражают в составе отчета о прибылях и убытках как финансовый доход или расход.
Прекращение признания также происходит при существенном пересмотре условий сделки. В этом случае предыдущее финансовое обязательство списывается по балансовой стоимости и признается новое по справедливой стоимости с учетом измененной ставки. Разница формирует прибыль или убыток.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета расчетов по кредитам и займам состоит в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Основными задачами нормативного регулирования расчетов по кредитам и займам на предприятии являются качественная и объективная оценка расчетов, состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ее прогноз, расширение сферы оказываемых услуг исходя из особенностей текущей деятельности предприятия и тенденций ее совершенствования и увеличение объема производимой продукции и выполняемых работ.
Источник
1. Федеральный закон от6 декабря 2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет необходимость ведения бухгалтерского учета всеми организациями.
Данный закон устанавливает общие правила, применение которых обязательно при организации учетного процесса. В тоже время в нем отсутствуют какие-либо нормы, касающиеся отдельно учета займов и кредитов.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 42 «Заем и кредит» выделяет следующие равноправные категории: заем; кредит. Кроме того, отдельные положения посвящены «товарным и коммерческим кредитам». Данная глава определяет порядок заключения договоров, порядок предоставления займов и кредитов, порядок начисления и уплаты процентов, порядок возврата сумм основного долга и т.д.
3. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерацииустановлены общие правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности расчетов по займам и кредитам. В частности, п. 73 установлено, что «по полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов».
Пунктом 23 установлено, что «в состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту и т.д.
Таким образом, требование данного пункта противоречит п. 7 ПБУ 15/2008 «Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива». Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
В соответствии с п. 3ПБУ15/2008 к расходам по займам относятся проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору).
Пункт 1 ПБУ 15/2008 определяет «особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам и затрат по их обслуживанию». ПБУ 15/2008. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. N 107н.Документ наиболее детально определяющий порядок учета расходов по займам и кредитам, в том числе процентов.
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. Это единственный нормативный документ, который определяет порядок учета основной суммы займы (кредита):
1) План счетов классифицирует кредиты и замы по сроку предоставления на: ) краткосрочные (не более 12 месяцев), учитываемые по счету 66 (в том числе % по ним) и долгосрочные (более 12 месяцев), учитываемые по счету 67 (в том числе % по ним);
2) определяет порядок отражения процентов на счетах;
3) определяет требования к организации аналитического учета расчетов по займам и кредитам.
Кроме того, инструкцией к плану счетов предусмотрено, что «Использование средств резервного капитала учитывается по дебету счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции со счетами: 66 или 67 — в части сумм, направляемых на погашение облигаций акционерного общества», что соответствует нормам ФЗ-208 «Об акционерных обществах» (п. 1 ст. 35), однако, не соответствует содержательному аспекту бухгалтерского учета, поскольку данная проводка, с одной стороны, увеличивает задолженность по выданным облигациям, с другой стороны — не отражает погашение задолженности.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организаций». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. N 33н.Данным положением установлено, что проценты по кредитам и займам учитываются в составе прочих расходов организации (п. 11 ПБУ 10/99).
Ни один из действующих документов не устанавливает обязанность организации переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную.
Источник
Система нормативного регулирования в России состоит из документов четырех уровней.
К первой группе документов относятся:
— Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.12.2011 года № 402-ФЗ (в редакции от 28.12.2013 N 357-ФЗ). Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона, имеют приоритет.
— Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 N 400-ФЗ). Он определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
— Российская Федерация. Правительство РФ. Постановление об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности от 23 сентября 2002 г. N 696 (в ред. от 27.01.2011 N 30)
— Налоговый кодекс РФ, в котором определено понятие расходов и порядок их признания для целей налогового учета; установлены налоги, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий и включаемые в себестоимость производимой продукции.
— Гражданский кодекс РФ, который регулирует правовые основы кредитных отношений. Содержит порядок заключения и расторжения гражданско-правовых договоров.
Второю группу документов регулирует Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти. К документам второго уровня относятся положения регламентирующие принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время в России система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает 26 положения, из них:
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.08 N 106н (в редакции Приказа Минфина РФ от 18.12.2012 N164н). Это положение устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. В положении оговаривается порядок формирования учетной политики, т.е. кем составляется и утверждается, при этом говорится о том какие документы утверждаются, раскрытие и изменение ее.
— Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 от 6 октября 2008 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
К документам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010 N 142н), составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню так же относятся инструкции и методические указания (утвержденные приказом Минфина РФ от 23.04.2004г протокол № 25), разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.
Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем организации. К ним относятся:
— устав предприятия;
— приказ «Об учетной политике организации»;
— рабочий План счетов организации;
— график документооборота.
Источник