Проблемы кредитования сегодня существуют у многих компаний, что связано с отсутствием свободных средств и достаточно высокими процентными ставками в банках. В результате приходится обращаться в организации, которые предоставляют займы нелегально, причем даже тем компаниям, которые имеют значительные проблемы с заимствованиями.
Административная ответственность за нелегальные займы
Нелегальные кредиты и займы могут негативно отразиться как на заемщике, так и на займодавце.
Для заемщика нелегальные займы могут обернуться административной ответственностью.
Согласно статье 14.11 КоАП РФ получение кредита или займа либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 2 000 тысяч до 3 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей.
Для займодавца выдача подобных кредитов может повлечь уголовную ответственность.
На основании статьи 172 УК РФ осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается:
- штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет,
- либо принудительными работами на срок до 4 лет,
- либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Административная и уголовная ответственность в судебной практике
Справедливости ради необходимо отметить, что ответственность за нелегальные займы и кредиты наступает не так часто. Заемщик часто действует на свой страх и риск, получая финансирование из неизвестных источников. Результат подобных заимствований может вылиться просто в потерю или рейдерский захват бизнеса.
Но есть и примеры судебной практики в части привлечения к административной ответственности. В качестве примера возможно привести Постановление Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 21.02.2014 по делу N 4А-779/2013.
В качестве спора, связанного с незаконной банковской деятельностью, можно привести Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2017 N Ф03-6566/2016 по делу N А24-1318/2016. Основанием для возбуждения уголовного дела явилась деятельность общества, не обладавшего лицензией на осуществление банковской деятельности, по привлечению денежных средств неопределенного круга физических лиц (займодавцев) и дальнейшему их размещению путем заключения договоров займа с физическими лицами в качестве займодавца под проценты, в том числе с залоговым обеспечением.
Но на практике доказать нелегальность займа достаточно сложно, поскольку нелегальные займы преследуют различные цели: передачу несуществующих обязательств, сговор между должником и кредитором с целью вывода денежных средств, вывод средств, которые возникли в результате азартных игр, сделок и пари.
Какие признаки могут свидетельствовать о нелегальных займах?
- Займ на особых условиях, которые отличаются от обычных рыночных, например, с использованием необычно низкой ставки по займу.
- Нестандартные и необычно сложные формы расчетов. Очень часто подобные формы расчетов могут использоваться в отношении инвестиций, форфейтинговых внешнеторговых сделок, а также продаже бизнеса с привлечением заемных средств. Подобные сделки отличает часто многоступенчатый характер, наличие нескольких сторон по сделке.
- Сделки, предусматривающие нелегальное финансирование, могут осуществляться в течение одного или нескольких дней и часто преследуют собой вывод денежных средств и активов в другую организацию.
- Долги могут быть как реальными и в дальнейшем предусматривать отчуждение бизнеса, производственного комплекса в случае, если не погашены обязательства по кредиту, так и носить чисто «бумажный характер». Такие схемы часто используются для формирования фиктивной задолженности в рамках дела о банкротстве. Цель — получение контроля над реестром требований кредиторов лицами, дружественными должнику.
Как проверить займодавца?
Серые кредиторы — это лица, не имеющие лицензии, которая давала бы им право на выдачу займов, или не входящие в соответствующие государственные реестры (как в случае с государственным реестром микрофинансовых организаций).
- Необходимо истребовать документы у займодавца, подтверждающие законность ведения деятельности, например, лицензию.
Никогда не нужно верить словам и обещаниям по предоставлению документов в будущем, наличию отзывов благодарных клиентов, поскольку подобные бумаги и обещания могут быть лишь выдумкой. - Самостоятельно провести due diligence кредитора, посмотреть отчетность, финансовые показатели, а также проверить слухи в Интернете. Не менее важно посмотреть судебную практику.
- Насторожить должна ситуация, когда кредитор согласно уставным документам осуществляет иные виды деятельности, не связанные с предоставлением кредитов и займов. Например, если кредитор выращивает огурцы, а на самом деле раздает кредиты, то это является критерием незаконной банковской деятельности.
Чаще всего при заключении таких «сделок» используется два документа — договор займа плюс расписка. Иногда достаточно только расписки, в которой отражается факт получения займа. При этом сама сделка может быть завуалирована, и займ вместо юридического лица может получать физическое и наоборот. Все зависит от целей кредитора по незаконной выдаче займа.
Как выбрать добросовестного кредитора?
Обратиться в банк
Это самый универсальный способ. У кредитной банковской организации есть лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности.
Обратиться в фонд
Данный вариант актуален особенно для субъектов малого предпринимательства.
Фонд содействия кредитованию (гарантийный фонд, фонд поручительств) представляет собой юридическое лицо, одним из учредителей (участников) или акционеров (в случае, если региональная гарантийная организация является акционерным обществом), которого является субъект РФ и которое осуществляет в качестве основного вида деятельности деятельность, направленную на:
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам,
- развитие системы поручительств и независимых гарантий по основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах финансовой аренды (лизинга), договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обратиться в микрофинансовую организацию
Данный вариант является не самым лучшим, поскольку микрофинансовые организации часто устанавливают скрытые проценты, и при этом не приходится рассчитывать на достаточно масштабные заимствования. Однако с 1 июля 2017 года принят новый стандарт работы микрофинансовых организаций, который предусматривает, что информация о финансовых услугах должна доводиться на равных правах и в равном объеме для всех получателей финансовых услуг, бесплатно, в доступной форме.
Микрофинансовая организация по договору потребительского займа обязана обеспечивать фиксацию и хранение инициируемых ею телефонных переговоров, текстовых, голосовых и иных сообщений по возврату просроченной задолженности.
В заключение важно отметить, что законодательных путей борьбы с нелегальными займами, к сожалению, в настоящее время нет. Поэтому необходимо самостоятельно проверять кредитора, оценивать риски получения нелегальных займов.
Екатерина Шестакова
специалист по налоговым проверкам и налоговому планированию
Источник
МОСКВА, 25 ноября. /ТАСС/. Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект об уголовной ответственности, включая лишение свободы на срок до трех лет, за незаконное предоставление потребительских займов и кредитов в крупных размерах в отношении тех лиц, которые ранее уже привлекались к административной ответственности за такое правонарушение.
Авторами выступила группа депутатов и сенаторов во главе с председателем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. В пояснительной записке авторы указывают на значительное число случаев, «когда лицо, незаконно осуществляющее профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, привлекается к административной ответственности и продолжает осуществлять нелегальную деятельность». «Таким образом, существующие меры воздействия не являются достаточными», — указывают они.
В связи с этим Уголовный кодекс предлагается дополнить нормой, согласно которой, если нелегальные кредиторы ранее уже подвергались административной ответственности за аналогичные правонарушения и если сумма выданных ими незаконных займов будет превышать 2 млн 250 тыс. рублей, то им будет грозить штраф в размере от 300 тыс. до одного миллиона рублей или в размере заработной платы осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
При этом кредитор может быть освобожден от уголовной ответственности, если он возместил нанесенный ущерб, а также перечислил в бюджет возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.
Другим законопроектом, также принятым в первом чтении, поправки вносятся в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Документом предусмотрено ужесточение административных штрафов за выдачу незаконных займов. Для должностных лиц они составят от 30 тыс. до 50 тыс. рублей (сейчас — от 20 тыс. до 50 тыс.), для индивидуальных предпринимателей — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей (сейчас — от 200 тыс. до 500 тыс.). Для ИП действующей редакцией кодекса ответственность не предусмотрена. Законопроект также позволяет приостанавливать работу индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на срок до 15 суток.
КоАП также предложено дополнить положением о штрафах за повторное незаконное предоставление займа, если такое деяние не имело признаков уголовного преступления. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф может составить от 50 тыс. до 200 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 500 тыс. до 2 млн рублей. Работа ИП, фирм и организаций также может быть приостановлена на 90 суток.
Критика профильного комитета
Как отметил на заседании зампредседателя профильного комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин, представляя позицию комитета, поправками в КоАП для нелегальных кредиторов предлагается лишь незначительно повысить нижние границы штрафов.
«Столь существенный разрыв между низшим и высшим пределом указанных размеров штрафов [за повторное правонарушение], на наш взгляд, представляется необоснованным, поскольку это может создать предпосылки для широкого усмотрения правоприменителя и возможности коррупционности при принятии соответствующих решений», — сказал депутат.
Кроме того, комитет полагает, что нужна дополнительная оговорка о том, когда по данным составам полагается уголовная или административная ответственность.
Источник
2020-11-25T15:24:25+03:00
2020-11-25T15:24:25+03:00
2020-11-25T15:24:25+03:00
2020
https://1prime.ru/finance/20201125/832423524.html
Ужесточено наказание за незаконную выдачу потребкредитов
Финансы
Новости
ru-RU
https://1prime.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Государственная дума на пленарном заседании в среду приняла законы об ужесточении наказания за незаконное предоставление потребительских займов: максимальная санкция по Уголовному… ПРАЙМ, 25.11.2020
кредит, госдума, новости, экономика, финансы
https://1prime.ru/images/83226/11/832261192.jpg
1920
1440
true
https://1prime.ru/images/83226/11/832261192.jpg
https://1prime.ru/images/83226/11/832261191.jpg
1920
1080
true
https://1prime.ru/images/83226/11/832261191.jpg
https://1prime.ru/images/83226/11/832261179.jpg
1920
1920
true
https://1prime.ru/images/83226/11/832261179.jpg
https://1prime.ru/state_regulation/20201124/832410251.html
https://1prime.ru/experts/20201123/832396254.html
Агентство экономической информации ПРАЙМ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Агентство экономической информации ПРАЙМ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
МОСКВА, 25 ноя — ПРАЙМ. Государственная дума на пленарном заседании в среду приняла законы об ужесточении наказания за незаконное предоставление потребительских займов: максимальная санкция по Уголовному кодексу составит до трех лет лишения свободы.
Согласно поправкам в УК, уголовная ответственность за незаконную выдачу потребительских займов наступает в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству или извлечения дохода в крупном размере (если сумма выданных кредитов выше 2,25 миллиона рублей).
Банк России рассказал о стопроцентном шансе встретить «черных кредиторов»
При таких условиях налагается штраф в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от двух до четырех лет. Также правонарушитель может быть приговорен к обязательным работам на срок до 480 часов или арестован на срок до шести месяцев, либо лишен свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Вместе с тем лицо, впервые совершившее указанное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.
Также вносятся поправки в статью 14.56 КоАП РФ
За осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов, за исключением банковской деятельности, юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ИП), не имеющими права на ее осуществление, действующее законодательство предусматривает штраф для должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 30 до 50 тысяч или приостановление деятельности до 15 суток, для юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности до 15 суток.
Банки: кредитная активность сохраняется
Закон расширяет основания для наложения штрафа. Документ уточняет, что административная ответственность предусматривается и в случае осуществления от имени таких юрлиц и ИП фактических действий, связанных с предоставлением потребительских займов. Ставка штрафа для граждан устанавливается в размере от 10 до 30 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
Более того, повышается уровень ответственности за повторное незаконное предоставление потребительских займов. За повторное правонарушение, если оно не относится к уголовно наказуемому деянию, штраф для должностных лиц составит от 50 до 200 тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – от 50 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток, для юрлиц – от 500 тысяч до 2 миллионов рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
Источник
Эксперты по-разному отнеслись к предлагаемым поправкам. Одни поддержали усиление ответственности для указанных лиц вплоть до уголовной. Другие считают, что ужесточать санкции против «беловоротничковой преступности» контрпродуктивно – вместо этого необходима планомерная работа правоохранительных органов.
В Госдуму внесены законопроекты, направленные на обеспечение защиты прав граждан – должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сфере.
Первым проектом предусматривается внесение изменений в законы о потребительском займе и о микрофинансовой деятельности. Законодатель уточняет определение «профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов», исключив из числа критериев ее квалификации необходимость осуществления соответствующей деятельности за счет систематически привлекаемых денежных средств, а также неоднократность (не менее четырех раз в течение одного года) ее осуществления.
Законопроектом предусматривается ограничение возможности уступки прав по договору займа. Кроме того, предлагается лишить судебной защиты требования кредитора по потребительскому кредиту в случае, если потребительский кредит был предоставлен не профессиональным кредитором. Также ограничивается судебная защита их требований в части суммы начисленных процентов по договору потребительского кредита, срок возврата по которому не превышает одного года, неустоек и иных платежей, не входящих в подлежащую возврату сумму кредита, полуторным ее размером.
Следующие два законопроекта направлены на противодействие деятельности нелегальных кредиторов, осуществляющих выдачу потребительских займов.
Так, поправками в КоАП РФ предлагается реализовать следующие меры воздействия за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов лицами, не имеющими права на ее осуществление: при совершении административного правонарушения впервые максимальный размер штрафа для граждан составит 30 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для юридических лиц – 500 тыс. руб. При повторном административном нарушении максимальный размер штрафа для граждан составит 50 тыс. руб., для должностных лиц – 200 тыс. руб., для юридических лиц – 2 млн руб.
Третьим проектом предлагается установить уголовную ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению кредитов. Для этого вводится отдельный состав преступления: «незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов».
Также в отношении указанного преступления предусматривается введение квалифицированного состава – совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также извлечение дохода в особо крупном размере. Кроме того, законопроектом вносятся изменения в ст. 171 УК РФ, дополняющие состав преступления «незаконное предпринимательство».
Адвокат НО МКА «Князев и партнеры» Алексей Сердюк назвал предлагаемые изменения необходимыми, поскольку сегодня, несмотря на принятые государством меры, имеют место злоупотребления со стороны недобросовестных кредиторов, предоставляющих займы гражданам. «Именно в этой сфере правоотношений мы постоянно слышим о примененных к заемщикам процентных ставках или штрафных санкциях, размеры которых в разы превышающих рамки разумного», – пояснил он.
Введение уголовной ответственности за незаконное осуществление деятельности в области предоставления потребительских займов и установление ограничений на размер начисленных процентов и иных мер ответственности будут способствовать защите интересов граждан, считает адвокат.
«В прошлом году в Госдуму уже вносились законопроекты (№ 1120955-6 и № 1120970-6), предусматривающие введение уголовной ответственности и усиление мер административной, однако первый был возвращен субъекту законодательной инициативы, а второй до настоящего времени так и не рассмотрен. Надеюсь, что новые проекты правовых актов все же обретут силу законов», – заключил Алексей Сердюк.
Адвокат КА «Первая адвокатская контора» Денис Лактионов также считает, что изменения в УК РФ являются вполне обоснованными и разумными, так как направлены на развитие национальной системы защиты прав потребителей микрофинансовых услуг, снижение их рисков, а также предельных размеров обязательств заемщиков перед лицами, нелегально осуществляющими деятельность по предоставлению потребительских займов.
«Деятельность нелегальных кредиторов, осуществляющих незаконную профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, может иметь массовый характер и причинять значительный ущерб правам и интересам многих людей, и без того испытывающих финансовые затруднения. Принятие этих поправок позволит уберечь людей от попадания в кабалу», – считает эксперт.
Однако Денис Лактионов подчеркнул, что предлагаемые санкции за незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских займов при наличии отягчающих квалифицирующих признаков в виде наказания до шести лет лишения свободы (то есть относящие эти деяния к категории тяжких преступлений) представляются ему чрезмерными. «Не думаю, что такие меры ответственности будут соответствовать степени и характеру общественной опасности описанных выше деяний», – уточнил он.
Комментируя поправки, управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай подчеркнул, что является идеологическим противником «улучшения практики правоприменения путем законодательных изменений». По его мнению, те цели, которые ставят перед собой авторы законопроектов, могут и должны быть решены, но не путем очередных «законодательных заплаток», а планомерной рутинной работой правоохранительных органов, прокуратуры, адвокатов и суда.
«Если бы такого рода проблемы можно было решить законом, то можно было бы принять ФКЗ “Об общем счастье, здоровье и благолепии” – и наступила бы эра благоденствия. Но сложные проблемы правоприменения нельзя решать простыми ответами законодателя. Усилением санкции бороться против преступности, тем более беловоротничковой, контрпродуктивно», – считает он.
Источник