Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическим лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств). Функционирование системы государственного кредита имеет следствием рост государственного долга.
Традиционная роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их размещения определяются не только дефицитом государственного бюджета, но и потребностями регулирования денежного обращения.
Во многих странах государственные займы — один из важных методов мобилизации государственных доходов (второе место после налогов). Государства в условиях хронической дефицитности государственных бюджетов вынуждены постоянно и все более широко привлекать государственные займы для финансирования возрастающих расходов. Налоги, несмотря на их систематический рост, не могут обеспечивать растущие расходы государства, доходы от госпредприятий и государственного имущества занимают в системе государственных доходов весьма скромное место. Государственные займы дают государству возможность в сжатые сроки мобилизовать огромные денежные средства.
Сущность государственного займа состоит в том, что кредиторами государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства, мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства получают гарантированный доход в виде процентов, т. е. таким образом через займы происходит дополнительное перераспределение национального дохода.
Государственные займы, как правило, имеют денежную форму, хотя в условиях резкого обесценения бумажных денег иногда применялась и их натуральная форма. Основную долю в общей сумме государственных займов составляют внутренние займы (в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии — 90 и в Японии — 87%). В связи с интернационализацией мировых рынков ссудных капиталов провести грань между внутренними и внешними займами достаточно трудно.
Государственные займы выпускаются как центральным правительством, так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы центральных правительств, хотя с 60-х годов более высокими темпами растут займы местных органов власти. По займам центрального правительства в отдельных странах устанавливается предел задолженности (лимит государственного долга). Обострение финансовой неустойчивости, рост бюджетного дефицита, инфляция ведут к резкому возрастанию краткосрочной задолженности, увеличению ее доли в общей сумме государственного долга. Наличие огромного краткосрочного долга вынуждает государство ежемесячно осуществлять рефинансирование государственных займов, т. е. выпускать новые казначейские векселя взамен тех, срок обращения которых истек.
Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.
Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:
- — наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;
- — доверие кредиторов государству;
- — заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;
- — возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.
Источниками погашения государственных займов могут выступать:
- — доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;
- — дополнительные поступления от налогов;
- — экономия средств от сокращения расходов;
- — эмиссия денег;
- — привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1) по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;
Поступления по государственным займам, которые выпускаются центральными органами управления, направляются в государственный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.
- 2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) — и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.
- 3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.
Различают рыночные и нерыночные облигации и специальные выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации составляют от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Нерыночные облигации государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако, в этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски государственных займов размещаются среди правительственных учреждений и фондов (страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат купле-продаже.
- 4) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
- 5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются в каких-либо дополнительных гарантиях.
- 6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, дисконтные (с нулевым купоном). Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2, 4 раза в год на основе купонов. По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;
7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.
Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.
Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы.
8) в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму.
- 9) по характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта:
- — займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет;
- — займ погашается постоянно возрастающими суммами;
- — постоянно сумма уменьшается.
Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий — напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.
10) по способу размещения государственные займы делятся на несколько основных групп: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке, принудительные.
Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при посредничестве банков и небанковских финансовых институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа, обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через систему сберегательных касс (банков). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации, банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.
11) по правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).
Облигация имеет номинальную стоимость — обозначенную сумму долга — и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.
Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные — казначейские ноты), облигациями — средне- и долгосрочные.
Источник
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
1) по субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления;
2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;
3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;
4) в зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).
5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Кроме краткосрочных и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;
7) в зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства делятся на: с твердым доходом и с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.
Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20-30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Чтобы избежать подобной ситуации, возможны два варианта.
Первый предполагает покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением долгосрочного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки, инвесторы не проявят интереса к долгосрочному кредитованию.
Второй вариант решает все названные проблемы, поскольку предусматривает систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы для этого обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Однако такие займы имеют большой недостаток — должник не в состоянии спланировать свои расходы;
8)в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и частями. Если заем гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения выделяются три варианта:
O заем гасится равными частями в течение определенного срока;
O возрастающими долями;
O снижающимися долями.
Источник
Государственные займы – эффективный инструмент решения проблем в государстве за счет использования долговых денег, предоставленных заемщиками. Если в качестве заимодателей выступают юридические лица, граждане страны-заемщика, имеет место внутренний федеральный заем, при привлечении внешних кредиторов заключают договор внешнего государственного займа. Сам по себе государственный заем можно по праву считать целевым займом, то есть денежные средства выделяются для решения конкретных, отраженных в договоре займа задач и проблем.
Какие бывают государственные займы?
Многие из нас, когда слышат слово «кредитование», сразу представляют себе клиента банка (физическое или юридическое лицо), который обращается в кредитное учреждение с целью взять у него для решения своих финансовых вопросов в долг деньги. На самом деле заемщиками можем выступать не только мы с вами, но и целые государства, которые, к слову, являются участниками кредитных отношений на постоянной основе.
Что представляют собой государственные займы?
Если рассмотреть понятие «государственный заем» в словарях, можно сделать вывод, что, по сути, это деятельность государства, основная цель которой – привлечь дополнительные денежные средства, необходимые для решения вопросов функционирования экономического сектора, социальной сферы, производства и т.д. Государство в данном случае выступает должником (заемщиком) и обязуется в оговоренные сроки вернуть долг заимодавцу (кредитору).
Следует сразу оговориться, что государственные займы могут различаться в зависимости от целей привлечения денежных средств, поэтому при их рассмотрении целесообразно указывать, какой заем имеется в виду. Не менее важно не путать также внутренние и внешние займы государства. В первом случае в качестве кредитора выступают банки, предприятия и граждане страны-заемщика, во втором случае денежные средства в бюджет государства поступают от внешних кредиторов.
Рекомендуем: Микрозаймы без отказа, преимущества микрокредитов
Сами по себе государственные займы выполняют более масштабные функции, чем обычные банковские кредиты, которые ежедневно оформляются нами в кредитных учреждениях. Основными функциями таких займов являются:
- распределительная функция – размещение денежных средств по централизованным денежным фондам, в основе которого лежит принцип приоритетности (сначала деньги выделяются туда, где они наиболее необходимы)
- регулирующая функция – при помощи государственных займов есть возможность воздействовать на денежное обращение, уровни процентных ставок и т.д.
- контрольная функция – при распределении государственных займов очень важен контроль целевого использования денежных средств их получателями
Какие бывают формы займа государственного?
В настоящее время экономисты и финансисты выделяют различные формы займа государственного. Основными критериями большинства классификаций форм займов являются: место получения, срок погашения и роль заемщика.
Что касается форм займа в зависимости от места получения, их мы с вами уже рассматривали. Напомним, займы в данном случае могут быть внешними и внутренними.
По месту получения государственные займы делят на краткосрочные и среднесрочные. Краткосрочные займы необходимо погасить в течение 1-5 лет с момент их получения, крайний срок среднесрочных займов оговаривается в договорах займа и превышает 5 лет.
Можно, в принципе, выделить и такую категорию, как долгосрочные государственные займы. Благодаря такому дополнению в классификации структуризацию долга по периодам проводить станет гораздо проще.
По роли заемщика займы государства обычно разделяют на централизованные и децентрализованные. Если заемщик – правительство, будет оформляться централизованный заем, если местный орган власти – децентрализованный.
Следует сказать, что представленные формы займа государственного – основные формы, но далеко не все. Так, ряд авторов добавляет в классификацию облигационные (предполагающие эмиссию ценных бумаг) и безоблигационные (оформляются путем подписания договоров, соглашений и т.д. и не предполагают эмиссию ценных бумаг) займы государства и т.д.
Рекомендуем: Где взять деньги в долг под проценты?
Государственный заем – целевой займ
В настоящее время практически каждый заем или кредит является целевым займом. Более того, многие программы банков Москвы, СПб и т.д. составляются под конкретные цели кредитования и рассчитаны на конкретные категории заемщиков. Например, желающим приобрести авто будет предложена одна кредитная программа, клиентам, покупающим квартиру или дом, абсолютно другая.
Многим может показаться утверждение, что государственный заем – это целевой займ, слишком смелым. И действительно, разве не может государство с проблемами в большинстве секторов, начиная от производства и заканчивая социальной сферой, занять деньги без указания изначально конкретного направления их размещения? С точки зрения теории, конечно, может, однако на практике такой заем просто никто не даст, поэтому логично считать государственные займы целевыми займами.
При оформлении целевого займа государственного в договоре займа четко прописаны условия использования государством-заемщиком полученных им денежных средств. То есть, если деньги перечислены на развитие сферы образования, а потрачены на покупку производственных заводов и т.д., кредитор (внешний или внутренний) может потребовать досрочный возврат всей суммы займа и платы за него от заемщика-государства.
В большинстве экономических словарей под целевым займом государственным понимают средства, полученные централизованным или местным органом власти для решения, в основном, социальных и экономических проблем или же на какие-либо хозяйственные цели. С одной стороны, подобные трактовки можно считать достаточно понятными, с другой стороны, возможно, целевой заем целесообразно связывать с конкретными видами деятельности, о чем уже долгое время говорят многие экономисты и финансисты.
Особенности договора федерального займа
Если вы посетили ВТБ24, Сбербанк и т.д. с целью оформить кредит, то первое, что вам предложат работники банка – подписать договор кредитования. В том случае, когда оформляются федеральные займы – документами, регулирующими правовые отношения между участниками соглашений, становятся договора государственных (федеральных) займов.
Рекомендуем: Быстрый займ на карту онлайн
Следует отметить, что договор федерального займа предполагает 2-хсторонее сотрудничество между заемщиком в лице государства и заимодавцем в лице гражданина или юридического лица. В настоящее время любой государственный заем является добровольным.
Если заимодавец хочет поучаствовать в договоре федерального займа, ему необходимо приобрести выпущенные государством облигации или другие ценные бумаги, которые в будущем дают право взыскать сумму долга с платой за пользование заемными средствами с заемщика. В данном случае важно помнить, что ни государство, ни заимодавец не могут изменять условия займа, выпущенного в обращение.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что сегодня федеральные займы – эффективный инструмент решения социальных, экономических и многих других проблем в государстве. По сути, государственные займы являются целевыми займами и в зависимости от выбранного классификационного признака могут разделяться на формы.
Релиз был подготовлен специалистами портала — kredibank.ru
Источник